То, что написано в этой книге, является психолингвистическим экспериментом в области исследований взаимовлияния когнитивных парадигм. Как может великий текст древности Лао-цзы соотноситься с российскими подходами к управлению государством? Каков идеальный правитель для нашей страны с точки зрения китайских традиционных подходов? И конечно, во всех текстах много иронии по поводу собственной иронии по поводу иронии вообще. Такая вот книга получилась – с иллюстрациями из анекдотов и исторической «реальности», не сильно, впрочем, отличающейся от бесконечной череды ужасных и смешных анекдотов. В разделе «Исторические примеры» использованы факты биографий из интернет-энциклопедии «Википедия».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Российские мудрости на пути правителя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 10
Как выбрать время
ПРАВИТЕЛЬ:
Как быть со временем? Часто случается, что действие, сделанное чуть позже или, наоборот, раньше положенного срока, приносит совсем не те плоды, которые от этого действия ждёшь. Разъясни мне, премудрый старец, как быть в этом случае, как научиться правильно выбирать время для совершения действий в стране, для воплощения хитроумных наших замыслов, направленных на процветание страны и улучшение жизни народа.
СТАРЕЦ:
Так я тебе на это отвечу, добрый правитель. Внимательно выслушай мои наставления и поступи согласно своей разумности и доброте своего чистого сердца.
На пути своём тяжком, мудрый правитель, не стремись постичь единство сознания и тела в мире. Делай усилия, чтобы понимать и видеть отсутствие связи между сознанием и телом. Тогда внимание твоё будет постоянно рассеиваться, и ты не будешь сосредоточиваться на вопросах и задачах, а постоянно будешь скользить вниманием своим по мелочам и частностям, перепрыгивая с одного на другое, подобно кузнечику на летнем лугу.
Старайся избегать плавного и мягкого дыхания, и вообще поменьше обращай своё внимание на то, как дышишь. Некогда тебе, думай побольше. Тогда свежесть и ясность восприятия не будут сбивать тебя с толку, подсказывая, что и как делать в данное время. Так ты никогда не потеряешь естественности непродуманных действий.
Постоянно погружайся вниманием своим во множество разнородных мыслей, постоянно мелькающих в твоём уме, броди по связям и отзвукам, и тогда точно не сможешь провести в действие ни одного замысла, потому что с помощью мыслей разнообразных разрушишь любые замыслы ещё во время их возникновения в твоём уме.
Не нужно проявлять любовь к народу и пытаться для него наводить порядок в стране. Пусть люди сами наводят себе порядки, потому закрывайся от людей и не принимай от них никаких соображений и новых мыслей по поводу происходящего.
Человеку не дано пребывать в совершенном и ясном состоянии, потому что ясность всегда сменяется тьмой и наоборот. Потому, созерцая внешние движения мира, не пробуй достичь ясности видения и спокойствия духа.
Не пытайся увидеть целостно устройство связей в событиях и явлениях, потому что всё равно не сможешь. Не трать попусту время и силы. А то ведь увидишь эту целостность, и появится ясность замысла и чёткость воплощения с пониманием точной последовательности действий. Но с нашим народом такое только вредно. Потому храни верность туману в голове и хитроумным хитростям, избегая простоты и ясности.
Если вдруг в уме твоём появляются какие-то мысли, кажущиеся тебе ценными, держись за них изо всех сил, храни их и питай, придавая им основополагающую ценность.
Не пускай никаких других мыслей, а занимай пространство ума только теми, которые тебе пришли в твоём излюбленном состоянии тревожного духа.
Всё равно мир меняется каждое мгновение, за изменениями не угонишься. И потому храни устойчивость и приверженность тому, что само собой придумалось в твоей голове.
Не думай, что мысли приходят с Неба или что они даются от Бога. Твои мысли — это только твои, и Бог к ним не имеет никакого отношения. Всегда помни о своих новых мыслях, старайся не делиться ими ни с кем, кроме самых близких и преданных. Иначе твои мысли будут украдены врагами.
Когда начинаешь осуществлять свои замыслы, не обращай внимания на ответные действия среды, которая обязательно всему сопротивляется. Так вода растекается по миру, наталкиваясь на препятствия и возвышенности.
Раз ты оказался наверху, цени высоту своего положения, придавай ей большое значение. Ведь это дано тебе Богом. Создай в себе способность постоянно поддерживать это состояние, и тогда даже сила небес никогда не сможет помешать никаким твоим действиям и замыслам.
ПРАВИТЕЛЬ:
Прими от меня низкий земной поклон за добрые поучения. Будто прозрел я после твоих многомудрых наставлений.
Изяслав Ярославич (в крещении Димитрий, 1025, Новгород — 3 октября 1078, Нежатина Нива, близ Чернигова) — великий князь киевский в 1054–1068, 1069–1073 и с 1077, новгородский князь в 1052–1054. Бо́льшая часть княжения Изяслава характеризуется равным участием в государственном управлении великого князя и его младших братьев — черниговского князя Святослава и переяславского Всеволода. Братья вместе предприняли пересмотр Русской Правды (приняв так называемую Правду Ярославичей), совместно принимали решения о замещении вакантных княжеских столов, а также учредили отдельные митрополии в своих княжествах. Историки называют эту систему триумвиратом Ярославичей.
Вместе они приняли участие в походе на торков. В 1055 году торки совершили набег на Переяславль и были разбиты, но в этом сражении Русь впервые столкнулась с половцами хана Болуша, подписав с ним мирный договор о границах.
В 1068 году Изяслав вместе с братьями потерпел поражение на реке Альте и был свергнут начавшимся в Киеве народным восстанием. Руководители восставших освободили из поруба (тюрьмы без дверей, выстроенной вокруг заключённого) арестованного ранее Изяславом князя Всеслава Полоцкого и возвели его на киевский престол. Изяслав бежал в Польшу и, воспользовавшись помощью польских войск, в 1069 году вернулся, а впереди себя в Киев послал сына Мстислава, где тот учинил расправу над зачинщиками восстания, причём виновников изгнания Изяслава перебил либо ослепил. Однако уже к 1073 году «триумвират» Ярославичей распался; младшие братья Святослав и Всеволод вступили в заговор против Изяслава, которому пришлось помириться со своим прежним оппонентом Всеславом Полоцким. В 1073 году Святослав Черниговский захватил Киев, и Изяслав вновь бежал в Польшу, где на сей раз был выдворен польскими властями, заключившими союз со Святославом и Всеволодом. Изгнанник Изяслав направился в Германию к императору Генриху IV и потребовал у него помощи в борьбе против братьев, вручив ему гигантские богатства; однако император, силы которого были отвлечены внутренней борьбой в Германии, также не поддержал его.
Конец скитаниям Изяслава положила внезапная кончина Святослава Ярославича 27 декабря 1076 года; ставший его единоличным преемником Всеволод примирился со старшим братом и вернул ему киевское княжение, а сам удалился в Чернигов. Однако уже в следующем году началась новая междоусобная война. Против дядей — Изяслава и Всеволода — восстали их племянники, сын Святослава князь тмутараканский Олег Святославич, претендовавший на черниговский стол, и князь-изгой Борис Вячеславич. В битве на Нежатиной Ниве под Черниговом 3 октября 1078 года коалиция Ярославичей одержала победу, Олег бежал, а Борис был убит, однако ближе к концу сражения Изяслав также погиб (неприятельский всадник ударил его копьём в плечо). Битва на Нежатиной Ниве и гибель Изяслава и Бориса упоминаются в «Слове о полку Игореве».
У императора Александра II, как и у его отца и деда, были проблемы с пищеварением. В 1850 году на Кавказе он заметил, что курение кальяна облегчает ему процесс пищеварения. Итак, император восседал курить кальян, пока этот процесс не увенчается полным успехом. Выполнив это трудное, но полезное дело, император шёл к императрице Марии Александровне (1824–1880) и пил с нею чай. Только после этого Александр II приступал к подписыванию различных бумаг, именно подписыванию, так как читать их все у него просто не было физической возможности.
Жена — мужу:
— Мне надоела такая жизнь. Позавчера ты пришел домой вчера, вчера ты пришел сегодня. Если сегодня ты придешь завтра, я послезавтра подаю на развод! Понятно объяснила?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Российские мудрости на пути правителя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других