Российские мудрости на пути правителя

Бронислав Виногродский, 2020

То, что написано в этой книге, является психолингвистическим экспериментом в области исследований взаимовлияния когнитивных парадигм. Как может великий текст древности Лао-цзы соотноситься с российскими подходами к управлению государством? Каков идеальный правитель для нашей страны с точки зрения китайских традиционных подходов? И конечно, во всех текстах много иронии по поводу собственной иронии по поводу иронии вообще. Такая вот книга получилась – с иллюстрациями из анекдотов и исторической «реальности», не сильно, впрочем, отличающейся от бесконечной череды ужасных и смешных анекдотов. В разделе «Исторические примеры» использованы факты биографий из интернет-энциклопедии «Википедия».

Оглавление

Глава 8

Как избежать вражды

Ты же понимаешь, что это тебе ни к чему. Кому ты здесь будешь нужен без врагов? Как тебе тогда управлять?

Ты же не вода, которая приносит пользу всему сущему и ни с чем не борется. Ты без борьбы пропадёшь, а польза — это дело пятое. Не нужно улучшать мир и стремиться к совершенству.

Вода сохраняет покой и стремится к чистоте, но тебе этого не нужно. Не вздумай пытаться постичь истинное устройство мира и приблизиться к его сути, потому что ничего хорошего на этом пути для тебя по определению быть не может. Выполняй заложенные в тебя программы, не ищи истины и своего видения происходящего.

Забудь навсегда о том, что самая устойчивая сущность — это земля, которая радостно тебя примет в своё лоно в скором времени. Она тебе не указ.

Не думай о том, сколь глубоко твоё сознание, а то ведь утонешь в нём, не умея плавать, а учиться этому тебе не надо, потому что времени не хватает и на борьбу с последствиями своих вдумчивых действий.

Помни, что ни к чему взаимопонимание, достаточно, чтобы понимали тебя и докладывали тебе об этом понимании тот же час, как только ты изрёк очередной указ.

Помни, что слова ни в коем случае не должны основываться на правде, потому что всё равно эту правду никто не знает, а правда будет такой, какой ты её назначишь.

Даже не думай, что существуют какие-то вечные и незыблемые законы устройства мира, соблюдение которых создаёт порядок в обществе, если управляешь в соответствии с этими законами.

Не думай, откуда берётся правильная сила для осуществления замыслов.

Своевременность действий основана на субъективных оценках, потому и не стремись ни к какой своевременности действий. Даже если сеешь в январе, что-то да взойдёт. Так должно быть во всех твоих делах.

Не уподобляйся воде, которая ни с чем не борется, а обтекая всё на своём пути, находит единственный верный путь, избегая просчётов и ошибок.

Тебе без ошибок нельзя, нечего будет исправлять.

Ведь мудрое управление по-русски — это постоянное исправление предыдущих ошибок. Слова-то ведь похожие: исправление и управление.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ

Святополк Владимирович, в крещении Пётр, в древнерусской историографии — Святополк Окаянный (ок. 979–1019) — князь туровский (с 988), а затем киевский в 1015–1016 и 1018–1019, правитель Киевской Руси.

Княжение и убийство братьев Незадолго до смерти Владимира Святополк находился в Киеве в заключении; вместе с ним под стражу была взята его жена (дочь польского короля Болеслава I Храброго). Причиной ареста Святополка был, по-видимому, план Владимира завещать престол своему любимому сыну Борису; примечательно, что другой старший сын Владимира, новгородский князь Ярослав, также около этого времени восстал против отца.

После кончины Владимира 15 июля 1015 года Святополк оказался ближе всех других братьев к Киеву, вышел на свободу и без особых затруднений вступил на престол; его поддержали и народ, и бояре, составлявшие его окружение в Вышгороде под Киевом.

В Киеве Святополк успел выпустить сребреники (известно 50 таких монет), похожие на сребреники Владимира. На лицевой стороне — изображение князя с круговой надписью: «Святополк на столе [престоле]». На обратной стороне — княжеский знак в виде двузубца, левый конец которого завершается крестом, и надпись: «А се его серебро». На некоторых монетах Святополк именуется своим христианским именем Петрос или Пётор.

В течение того же года были убиты три сводных брата Святополка: Борис, муромский князь Глеб и древлянский — Святослав. «Повесть временных лет» обвиняет Святополка в организации убийства Бориса и Глеба, которые при Ярославе были прославлены как святые мученики и являлись родными сыновьями убийцы его отца. Согласно летописи, Святополк послал вышгородских мужей убить Бориса, узнав же, что брат ещё жив, велел варягам добить его. Глеба он, согласно летописи, призвал именем отца в Киев и послал людей убить его по дороге. Святослав погиб, пытаясь бежать от убийц в Венгрию.

НАРОДНЫЕ МУДРОСТИ

На политзанятиях Рабинович задаёт вопрос:

— Вот вы говорите, что всё так хорошо, а куда девалось масло?

— Я подумаю и отвечу в следующий раз, — говорит руководитель.

В следующий раз поднимает руку другой.

— Вы, вероятно, хотите спросить, куда девалось масло? — обращается к нему руководитель.

— Нет, я хочу спросить, куда девался Рабинович.

На железнодорожной платформе стоит бизнесмен Рабинович и ждёт поезда, чтобы поехать в Жмеринку и провернуть там хорошенькое дельце. Вдруг он видит своего конкурента Хаймовича.

— Ну вот, — думает Рабинович, — сейчас подойдёт и спросит: «А куда вы, Рабинович, едете?» И если я ему скажу, что еду в Конотоп, он точно поймёт, что я еду в Жмеринку, и испортит мне всё дело!

Тут как раз подходит Хаймович и спрашивает:

— А куда вы, Рабинович, едете?

Рабинович отвечает:

— Таки я еду в Жмеринку.

Хаймович хитро прищуривается и говорит:

Послушайте, Рабинович! Вы говорите, что едете в Жмеринку, для того, чтобы я подумал, что вы едете в Конотоп. Но я-то точно знаю, что вы едете в Жмеринку! Так зачем же вы мне врёте?!

* * *

На поминках по Суслову выступает его лечащий врач:

Наш главный враг — склероз — вырвал из рядов строителей коммунизма лучшего сына отечества!

Наш главный враг — недисциплинированность, — ворчит Брежнев, — мы уже час сидим, а Суслова всё нет.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я