Российские мудрости на пути правителя

Бронислав Виногродский, 2020

То, что написано в этой книге, является психолингвистическим экспериментом в области исследований взаимовлияния когнитивных парадигм. Как может великий текст древности Лао-цзы соотноситься с российскими подходами к управлению государством? Каков идеальный правитель для нашей страны с точки зрения китайских традиционных подходов? И конечно, во всех текстах много иронии по поводу собственной иронии по поводу иронии вообще. Такая вот книга получилась – с иллюстрациями из анекдотов и исторической «реальности», не сильно, впрочем, отличающейся от бесконечной череды ужасных и смешных анекдотов. В разделе «Исторические примеры» использованы факты биографий из интернет-энциклопедии «Википедия».

Оглавление

Глава 6

Откуда появляются идеи

В российском подходе к управлению нельзя даже и рассматривать замыслы, которые строятся на стремлении к совершенному воплощению и берут за образец замысел Творца, ибо такие замыслы бессмертны. Они способны обновляться и поддерживаться сами. В таких замыслах сводится к нулю роль правителя.

Нельзя даже думать об источнике питания замыслов, который мог бы существовать в этом мире. И вообще, как можно меньше следует думать об источниках и истоках.

А то ведь, поняв, как и откуда питаются силой замыслы в тебе, ты постигнешь, как воплощать совершенные замыслы в этой действительности, а такое управление нам не нужно, потому что возникнет порядок и исчезнет возможность размышлять о своём великом предназначении и прочих признаках настоящей власти, в перечень которых порядок и покой не входят.

Не пытайся разбираться в том, как ты устроен, не вникай глубоко в законы построения своей личности, а то придётся потом действительно управлять происходящим.

Ты же не думаешь, что для того, чтобы научиться управлять миром, нужно научиться управлять собой, а управлять собой можно только тогда, когда понимаешь, как ты устроен.

Не нужно развивать чувствительность ума, прозорливость и вдумчивость, иначе поймёшь, как из настоящего складывается будущее, и очень расстроишься, потому что выяснится, что ты принимаешь в этом самое прямое участие, и то, что ты имеешь сейчас, — плоды твоих непродуманных действий в прошлом.

Интуиция должна быть, но права на ошибку никто ещё не отменял, так что побольше полагайся на интуицию.

Не совершай в голове своей тонких движений, не пробуй даже пользоваться своим умом осторожно и тонко, а то ведь последствия таких усилий совершенно непредсказуемы, в отличие от обычных антикризисных мер, которые всегда приносят предсказуемые плоды.

Мы все знаем, что это не персики.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ

Ярополк Святославич (ок. 955–11 июня 978) — великий князь киевский (972–978), старший сын князя Святослава Игоревича.

Отец Ярополка, князь Святослав, перед уходом на войну с Византией поручил в 970 году Ярополку управление Киевом. После того как остатки русской дружины во главе со Свенельдом принесли в Киев весной 972 года известие о гибели князя Святослава в битве с печенегами у днепровских порогов, Ярополк стал киевским князем. Другие сыновья Святослава, Олег и Владимир, удельно правили остальными частями Киевской Руси.

В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями, князем древлян Олегом и новгородским князем Владимиром. Ярополк, следуя уговорам воеводы Свенельда, напал на владения Олега. При отступлении в свою столицу Овруч Олег был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Летопись представляет Ярополка сокрушающимся о гибели брата, убитого помимо его воли. После известия о начале междоусобицы Владимир бежал из Новгорода «за море», так Ярополк стал правителем всей Киевской Руси.

В 978 году Владимир вернулся на Русь с варяжским войском. Сначала он отбил Новгород, затем захватил Полоцк и после двинулся на Киев. В окружении Ярополка оказался изменник, воевода Блуд, который вступил в сговор с Владимиром. Блуд уговорил Ярополка покинуть Киев и укрыться в укреплённом городе Родня на реке Рось. После длительной осады в Родне возник голод, что заставило Ярополка под нажимом Блуда вступить в переговоры с Владимиром. Когда Ярополк прибыл на переговоры к брату, два варяга «подняли его мечами под пазухи».

В 1044 году племянник Ярополка, Ярослав Мудрый, велел выкопать из могил кости своих дядей (Ярополка и Олега), крестить их останки (деяние, строжайше запрещённое христианскими канонами) и перезахоронить рядом с Владимиром в Десятинной церкви в Киеве.

НАРОДНЫЕ МУДРОСТИ

В Смольном Владимиру Ильичу в кабинет вносят цветок в горшке. Ленин спрашивает:

— Как называется этот цветок?

— Герань, — отвечают ему.

— Герань, герань… — говорит Ленин. Вдруг выдёргивает цветок с корнем. — А землю отдайте крестьянам.

* * *

Юрист, хирург, строитель и коммунист поспорили, чья профессия древнее.

— Когда Бог осудил Адама и Еву на изгнание из рая, — сказал юрист, — это был юридический акт!

— Позвольте, — сказал хирург, — перед этим Бог создал Еву из ребра Адама. Это была хирургическая операция!

— Простите, — сказал строитель, — несколько раньше Бог создал мир, он построил его. Как известно, до этого был только хаос!

— А кто создал хаос? — торжествующе воскликнул коммунист.

* * *

Сидит ворона на дереве, мимо пробегает лиса.

— Эй, ворона, ты за Медведева голосовать будешь?

Ворона молчит.

— Ворона, ты что, оглохла? Ты за Медведева голосовать будешь?

Ворона молчит.

— Ты, глухая! Последний раз спрашиваю: ты за Медведева голосовать будешь?

Ворона:

— Ну, нет.

Сыр выпал, лиса его подобрала и скрылась.

Ворона сидит на дереве и рассуждает:

— Ну, сказала бы я «да», что бы изменилось?

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я