Копье чужой судьбы

Анна Князева, 2014

Полина Свирская работала в художественной галерее всего полгода. Ей доверили провести экспертизу нескольких рисунков, но когда она закончила работу и передала папку с акварелями на хранение, оказалось, что одной не хватает… Следователя Сергея Дуло вызвали в отель «Рикс» – там был убит гражданин Чили Мишель Пиньера. При обыске номера чилийца Сергей обратил внимание на висящую не на своем месте картину. Под ней обнаружился рисунок, похищенный у его жены Полины, – «Человек в сером на фоне гор»… Ни Сергей, ни Полина еще не знали: расследуя это запутанное дело, им придется столкнуться с трагической историей любви немецкого летчика и знаменитой актрисы Третьего Рейха, а также прикоснуться к великой тайне всех времен и народов – местонахождению легендарного Копья Судьбы…

Оглавление

Глава 12

Улика

— Пожалуйста, не молчи…

Последние полчаса Полина, не отрываясь, смотрела на рисунок. Дошло до того, что она заговорила с «Человеком в сером на фоне гор». А он сидел на мосту и, свесив ноги, смотрел на воду.

— Вот так с вами, мужиками, всегда.

Полина взяла в руки рисунок и подумала, что, забрав его с собой, совершила ошибку. Надо бы спросить у Сергея, что с ним теперь будет.

— Скорей всего, приобщат к материалам дела.

И как ни хотелось ей вспоминать о том, что случилось в кабинете Варовского, пришло время подумать.

«Две недели на отработку. Зачем они мне? Приходить на работу, сидеть в кабинете и бояться, что кто-то зайдет? Не проще ли все закончить сейчас? Собрать вещи и поехать домой».

— Что скажешь? — спросила она у «Человека в сером на фоне гор» и сама за него ответила: — Ты думаешь, что это неправильно. Есть время, и значит, нужно бороться.

Размышляя таким образом, Полина вынула акварель из белого паспарту. Бумага, на которую художник когда-то нанес краски, казалась очень сухой. Паспарту выглядело приличней — склеенный картон, по размеру чуть больше рисунка.

— Это еще что такое… — прошептала Полина, рассматривая изображение на внутренней поверхности паспарту, прежде скрытое под краями рисунка.

Кто-то от руки набросал чертеж, на котором стоял жирный крест. Первое, что пришло в голову: именно так на пиратских планах обозначали расположение клада.

Эта мысль увлекла Полину. На мгновение ей показалось, что она подобралась к разгадке исчезновения акварели. Потом решила, что все это глупости.

И все же Полина решила позвонить Сергею и набрала его номер.

— Некогда. Скоро буду, — коротко ответил он и положил трубку.

— Вот так с вами, мужиками, всегда, — сказала Полина, раздумывая над тем, стоит ли обижаться на мужа.

Глядя на чертеж, она пыталась понять, что тот мог означать. На карту не похоже, скорее план какого-то сооружения. Если так, то его местонахождение останется для нее вечной загадкой.

Полина со всех сторон осмотрела рисунок и паспарту. Никаких других обозначений не обнаружила. На всякий случай сняла ксерокопию чертежа и положила листок в сумку.

«У меня есть всего две недели и никаких объяснений тому, что случилось». Она встала и с досадой оттолкнула от себя кресло.

— Откуда только взялись эти рисунки! — И она уже осмысленно повторила: — А откуда они взялись?

Полина бросилась к телефону. Набрала внутренний номер юридического отдела.

— Рита, ты еще дружишь со мной?

— Дружу, — ответила Беленькая. — Ты теперь так шутишь?

— Мало ли… Может быть, я тебя компрометирую.

— Компрометируй, — позволила Рита.

— Мне нужна твоя помощь.

— Ну, давай…

— Можешь узнать имя и адрес дарителя рисунков?

— Тех, что нашли в чемодане?

— Тех самых.

— Ясно. До вечера подождешь?

— Подожду, — согласилась Полина и тут же спросила: — А почему не сейчас?

Рита понизила голос:

— Начальница уйдет. Я останусь. Понимаешь?..

— Понимаю. Значит, до вечера. — Положив трубку, Полина энергично потерла руки. — Так, так, так… Что же еще? Чего я не заметила, что пропустила?

В разгар мозгового штурма в дверь постучали.

— Да, — сказала Полина.

В следующее мгновение в кабинет заглянула изящная головка с пушкинского рисунка.

— Диана Матвеевна? — удивилась она.

— Извините, не удержалась.

В кабинет зашла Шевелева. Она была в шифоновом платье цвета сапфира, точь-в-точь как ее глаза.

— У вас здесь очень уютно, — Диана Матвеевна огляделась. — Не буду лукавить, Рита рассказала мне о том, что случилось. Это страшный сон любого искусствоведа. Именно поэтому я решила зайти. Хотелось вас поддержать.

— Чем? — спросила Полина.

— Мне нравится ваша манера общаться, — улыбнулась Диана Матвеевна. — Прямота — родная сестра честности. — Она рассмеялась, потом посерьезнела. — Я зашла сказать, что сегодня привезла в галерею заключение относительно авторства рисунка Б18. Это не Малевич.

— Спасибо, что сообщили. Я занималась им несколько месяцев.

— Думаю, вам нужно об этом знать. — Шевелева подошла к столу и взяла в руки «Человека в сером на фоне гор». — Кажется, я где-то его видела…

— По нему экспертиза уже закончена. — Полина забрала акварель из рук Дианы Матвеевны, взяла паспарту, открыла ящик стола и все убрала туда.

— Ученическая работа, — сказала Шевелева. — Здесь даже рассматривать нечего.

— Вы правы…

Полина вдруг на себе почувствовала, как действует на людей удивительная красота этой женщины, и ощутила себя дурнушкой. Такого она не испытывала с тех пор, когда в двенадцать лет у нее появились прыщи.

Неловкость момента усугубилась тем, что Диана Матвеевна не знала, о чем еще говорить, и это только усилило взаимное замешательство. Полина тоже молчала. Ситуацию мог спасти кто-то третий. Так и случилось, в кабинет вошел Сергей. Увидев Диану, он замер. Потом произнес:

— Здравствуй, Дина. Не ожидал тебя здесь увидеть.

— Сергей… — Шевелева порывисто его обняла.

Застыв в неудобной позе, Сергей молча смотрел на жену поверх изящного плечика Дианы Матвеевны.

Из кухни донесся грохот. Сергей поморщился. По тому, с какой силой Полина хлопала дверцами шкафов, он определял, насколько она сердита.

Решив, что самое время помириться, Сергей встал с кровати. Пока шел на кухню, прикидывал, с чего лучше начать.

Полина стояла у окна. По отражению в стекле Сергей видел, что она держит в руке кружку.

— Полина… — тихим голосом начал он.

Ответа не последовало.

— Полина, я тысячу раз говорил, что до тебя был дважды женат.

— И обе жены от тебя сбежали, — наконец заговорила она.

— Сбежали, — согласился Сергей. — И это я тоже рассказал тебе.

— Двурушник…

— Это еще почему? — устало спросил он.

— Диана тебя бросила, а ты ее обнимаешь.

— Ну, во-первых, не я ее, а она меня. Во-вторых, с Диной мы знакомы со школы. И если не брать во внимание то, что она была моей первой женой, она — моя одноклассница.

— С Дианой… — уточнила Полина.

— Я был женат на Дине. Буква «а» в ее имени появилась после меня.

Полина обернулась, и по ее лицу он заметил, что она не против поговорить.

— Скажи честно, ты еще любишь ее?

— Что за бред… — Сергей недовольно поморщился. — Я уже ничего не помню. — Он подошел к жене и попытался ее обнять. Попытка не удалась: Полина отвела его руки.

— Почему она тебя бросила?

— Тебе интересно?

Полина кивнула.

— И ты после этого успокоишься?

— Успокоюсь.

— Хорошо. Я тебе расскажу.

Полина поставила на стол кружку и, пока Сергей собирался с мыслями, налила ему чай. Усевшись на стул, всем своим видом дала понять, что готова слушать. Сергей тоже сел.

— С Диной мы поженились, когда нам было по двадцать. Учились в одном классе, потом вместе поехали в Москву. Я поступил на юридический, она — на факультет истории искусств. — Он отхлебнул из кружки и продолжил: — Когда закончили учебу, я распределился в уголовный розыск. Сначала следователем, а когда заскучал, ушел в оперативники. Спортивной подготовки хватало, в общем, дело пошло. Что тут рассказывать. — Сергей хлопнул ладонями по коленкам. — Квартиры в Москве у нас не было. Снимали двушку в Перово. Денег не хватало. Я уже тогда понимал, что Дине хотелось большего, но успокаивал себя тем, что со временем у нас будет все. Главное — мы вместе. — Он опять хлопнул по коленям. — А тут как-то осенью завелся в парке маньяк. Чего мы только не делали. Каждую неделю — убийство. С ног сбились. И вот однажды вечером выследили его. Осталось прочесать небольшой участок. Мне досталась территория парка у самой воды. Смотрю, идет сгорбленный старикан с мешком. В мешке гремят пустые бутылки. Меня увидел, схватился за сердце. Я к нему, неопытный был, думал — нужно помочь. Ткнул он меня несколько раз ножом. Потом его ребята поймали. Оказалось, это тот самый маньяк. А я провел месяц в реанимации, потом полгода в больнице.

— А Диана?

— Мы увиделись через год.

— Она ни разу к тебе не пришла? — Полина со стуком поставила кружку.

— Нет.

— Почему?

— Сказала, что давно хотела развода. А когда со мной это случилось, побоялась, что из жалости придется остаться.

— Тварь.

— Не нужно так говорить. Во многом я виноват сам.

— Не надо ее оправдывать.

— Я объясню. Ты не представляешь, что такое работа оперативника. Бывало, неделю дома не ночевал. Дина сходила с ума, не знала, что и думать. Праздники, выходные — все время одна.

— А вот здесь я готова с тобой поспорить…

— С чем? — не понял Сергей.

— С тем, что она все время была одна. Скажешь, она ушла от тебя в никуда?

— Через год, когда мы встретились, у нее уже кто-то был.

— Этот кто-то у нее был задолго до того, как вы встретились.

Сергей поднялся со стула. Она тоже встала и положила голову на его плечо:

— Я рада, что она тебя бросила.

— Почему?

— Потому что теперь ты мой.

— Кажется, это твой телефон, — мягко сказал Сергей.

— Что?

— Тебе кто-то звонит.

Полина стремглав понеслась в комнату.

— Это Рита! — на ходу прокричала она.

И это на самом деле была Маргарита. Через три минуты Полина вернулась в кухню с бумажкой, на которой записала адрес дарителей рисунков.

— Завтра едем в Нахабино.

— Зачем? — поинтересовался Сергей.

— Я узнала адрес людей, которые привезли в галерею чемодан с рисунками. Кстати, я не рассказала тебе самого главного!

Полина схватила Сергея за руку и потащила его в комнату.

— Сегодня утром я сдуру взяла на работу рисунок. Только потом сообразила, что он — улика. Там вынула его из паспарту и вот что нашла. — Полина достала из сумки ксерокопию.

— А где сам рисунок? — Сергей оглядел комнату.

— Лежит в твоем столе, там же — паспарту. Я не стала его вставлять, чтобы ты сам посмотрел.

Сергей взял ксерокопию:

— И что это значит?

— Рисунок украли не потому, что он чего-то стоит. А потому, что это носитель.

— Носитель чего?

— Информации. На его паспарту изображен план здания. — Полина ткнула пальцем в нарисованный крест. — А это — клад.

Сергей саркастически улыбнулся:

— Ну-ну…

— Не ну-ну, а утром едем в Нахабино.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я