Копье чужой судьбы

Анна Князева, 2014

Полина Свирская работала в художественной галерее всего полгода. Ей доверили провести экспертизу нескольких рисунков, но когда она закончила работу и передала папку с акварелями на хранение, оказалось, что одной не хватает… Следователя Сергея Дуло вызвали в отель «Рикс» – там был убит гражданин Чили Мишель Пиньера. При обыске номера чилийца Сергей обратил внимание на висящую не на своем месте картину. Под ней обнаружился рисунок, похищенный у его жены Полины, – «Человек в сером на фоне гор»… Ни Сергей, ни Полина еще не знали: расследуя это запутанное дело, им придется столкнуться с трагической историей любви немецкого летчика и знаменитой актрисы Третьего Рейха, а также прикоснуться к великой тайне всех времен и народов – местонахождению легендарного Копья Судьбы…

Оглавление

Глава 2

Человек в сером на фоне гор

В кабинете директора галереи Полина оказалась впервые, и этот раз мог быть последним.

Альберт Иванович Варовский сидел в резном кресле, украшенном позолотой. Седые волосы зачесаны на пробор, на костистом носу — очки в тонкой оправе. Спина — чрезвычайно прямая, надменное выражение лица.

Рядом стоял крупный мужчина, начальник службы безопасности — полная противоположность Варовскому. Ширококостный, с пухлыми щеками и глубоко посаженными глазами, которые в упор сверлили «подследственную».

— Не в ваших интересах что-либо скрывать, — заявил он.

— А я ничего не скрываю, — ответила Полина.

— Куда делся рисунок?

— Еще вчера он был на месте.

— Сегодня вы его видели?

— Сегодня? — Полина пожала плечами. — Кажется… — Она улыбнулась не к месту: — Конечно, я — растяпа. Не думала, что из моего кабинета, из сейфа, что-то может пропасть.

— Это «что-то» принадлежит не вам лично. И вы должны были обеспечить его сохранность.

— Юрий Николаевич, одну минуту. — Варовский поднялся с кресла и подошел к режимнику. — Я могу поговорить с Полиной Сергеевной наедине?

— Мне выйти? — спросил тот.

— Прошу вас…

Начальник службы безопасности скрылся за дверью. Варовский мягко прошел по ковру и опустился на стул рядом с Полиной.

— Потеря может оказаться невосполнимой. — Он сделал паузу, во время которой снял очки и протер их платком. — Если верить предварительной экспертизе — рисунок Б18 может принадлежать кисти Малевича…

— Я не брала его.

— Может, знаете, кто взял?

— Нет.

— Мне бы не хотелось предавать дело огласке и уж тем более привлекать полицию. — Он сунул платок в нагрудный карман и аккуратно расправил его кончик. — Подозреваете кого-нибудь из коллег?

В голосе прозвучали нотки сочувствия, однако Полина насторожилась:

— Я не могу никого обвинять. Может быть, видеонаблюдение…

Варовский ее прервал:

— Вам известно, что в административном крыле здания видеонаблюдение ограничено. Вспомните, когда в последний раз видели рисунок Малевича.

— Предположительно…

— Что? — Не расслышав, Варовский склонил голову.

— Предположительно рисунок Малевича, — повторила Полина.

— Не в этом дело, — в голосе директора послышалось раздражение. — Вспомните, кто заходил в ваш кабинет.

— Видите ли, я недавно работаю в галерее…

— Мне это известно, — заметил Варовский.

–… и мало кого знаю, — продолжала Полина.

— Нет. — Он забарабанил сухими пальцами по столешнице. — Вы не поняли. Я задал прямой вопрос и жду откровенности.

— Альберт Иванович, я не знаю, куда делся рисунок.

Варовский надел очки и строго взглянул на Полину.

— Кажется, вы не осознаете, что можете потерять не только работу.

— Я ничего не крала, не говорите со мной как с воровкой.

Выдержав долгую паузу, Варовский поднялся со стула:

— Надеюсь, никто не упрекнет меня в том, что я не хотел вам помочь.

В эту минуту раздался стук, и в кабинет заглянул начальник службы безопасности:

— Альберт Иванович…

— Что?

— Здесь из прокуратуры.

Варовский обернулся и развел руками:

— Ну, вот. — Он открыл дверь справа и сказал, обращаясь к Полине, но не глядя ей в глаза: — Пройдите в соседнюю комнату. Когда будет нужно, вас пригласят.

Полина молча вошла в дверь, и та за ней затворилась. Варовский обернулся:

— Прошу.

Вслед за Юрием Николаевичем в кабинете появился мужчина лет сорока, крепкого телосложения, по-спортивному подобранный.

Варовский посмотрел на него с недоверием.

— Позвольте ваше удостоверение.

Мужчина усмехнулся, достал из кармана «корочки». Варовский взял их, прошел к столу, опустился в кресло. В следующие пять минут он старательно переписывал данные удостоверения в свой блокнот.

Не дождавшись приглашения, следователь сел. Варовский поднял глаза и будто нехотя вернул ему удостоверение.

— Альберт Иванович Варовский, директор галереи, — с достоинством представился он.

— Старший следователь по особо важным делам Следственного комитета. Фамилию вы только что записали. Не будем терять времени. Что случилось?

— Полгода назад в нашу галерею доставили чемодан. Его нашли на чердаке старого дома. В чемодане лежало несколько десятков акварельных рисунков. В соответствии с регламентом их передали в отдел экспертиз. Этим утром выяснилось, что один из рисунков пропал. Из-за преступной халатности сотрудницы мы потеряли большую ценность.

— Вы считаете, что она украла рисунок?

— Уверен. На службу поступила недавно. Это был ее первый проект. В случайности я не верю.

— Что еще подтверждает ее вину?

Варовский нетерпеливо забарабанил пальцами по столу.

— Видите ли… Пропал рисунок Малевича.

Следователь напрягся и уточнил:

— Того самого?..

— Да. Всем известна его картина «Черный квадрат». Теперь вы понимаете, сколько может стоить такой раритет. Это позорное пятно на репутации галереи. Придется проводить тотальную инвентаризацию фондов.

— Где сейчас виновница происшедшего?

— В соседней комнате.

— Пригласите.

Режимник открыл дверь:

— Пройдите. Вас ожидают.

Увидев следователя, Полина застыла в дверях. На ее лице отобразилось крайнее удивление, похожее на испуг.

В этот момент у начальника службы безопасности зазвонил телефон.

— Да… — тихо сказал он и тут же воскликнул: — Что-о-о?! Как вы могли? Не делайте из нас дураков! При чем здесь «Человек в сером»?

— Что? — поинтересовался Варовский. — Что еще там случилось?

Юрий Николаевич прикрыл трубку рукой:

— Малевича обнаружили. Он лежал в другом отделении той самой папки.

— Ничего не понимаю…

— Рисунки поменяли местами. Пропал «Человек в сером на фоне гор».

— Какой человек? При чем здесь горы?! — Варовский сцепил руки и хрустнул пальцами. — Немедленно объясните!

— «Человек в сером на фоне гор» — акварель неизвестного художника, — сказала Полина. — Этот рисунок тоже из чемодана.

— Малевич на месте. — Юрий Николаевич отключил телефон и сунул его в карман. — Слава богу, все закончено.

— Обращаю ваше внимание, — сухо заметил Варовский и стал поочередно с хрустом выдергивать палец за пальцем, будто вправляя. — Утерян… другой… рисунок.

— Он ничего не стоит. Его даже фонды к себе не взяли.

Альберт Иванович насупился:

— Не ваше дело давать работам оценки. Ваше дело их охранять.

— Извиняюсь. — Начальник службы безопасности виновато потупился.

— Обойдемся без ваших извинений. — Варовский кивнул следователю: — Приступайте к допросу.

— Зачем? — удивился тот.

— В стенах галереи совершено преступление. Не мне вас учить.

— Постойте. — Следователь припечатал рукой столешницу. — Насколько я понял, пропавший рисунок не представляет никакой ценности. По этой причине его не приняли в фонды, а значит, он не является чьей-либо собственностью.

На мгновенье Варовский замешкался, потом с сарказмом заметил:

— Еще один эксперт объявился.

Следователь встал, подошел к Полине, взял ее за руку и повел к выходу.

— Вы не можете так уйти! — окликнул его Варовский.

— Могу. Завтра к вам зайдет участковый. — Следователь усмехнулся. — К тому же я не вправе допрашивать гражданку Свирскую.

— Почему? — удивился Альберт Иванович и затем изумился: — Откуда вам известна фамилия Полины Сергеевны? Куда вы ее тащите?..

— Домой.

— По какому праву?..

Следователь обернулся:

— Полина Сергеевна — моя жена.

Вскочив с кресла, Варовский развел руками:

— Ваша фамилия Дуло, я сам только что записал.

— Дуло. Сергей Васильевич.

— А фамилия Полины Сергеевны — Свирская.

В разговор вмешалась Полина. Будто извиняясь, она сообщила:

— При регистрации брака я оставила девичью фамилию.

— Непостижимо. — Альберт Иванович рухнул в кресло. Выглядел он растерянным, но уже через мгновение на его тонких губах появилась улыбка. — Конечно-конечно… Теперь понимаю, — он коротко взглянул на Полину. — Вы сами позвонили мужу, когда все обнаружилось, поэтому на вызов приехал именно он.

Она открыла рот, чтобы возразить, но решительный взгляд Сергея велел ей молчать.

— Не стоит все усложнять. — Дуло повернулся к Варовскому. — Сегодня — мое дежурство, Полина здесь ни при чем. — Он вышел из кабинета вслед за женой. — Нужно собрать вещи, — сказал уже в коридоре. — И пиши заявление.

— Уволиться? — Замедлив шаг, Полина остановилась. — Чтобы все поверили в то, что я украла рисунок? — На ее лице появились красные пятна. — Никогда.

Дуло тоже остановился.

— Зачем тебе это? — Он сунул руки в карманы и продолжил, глядя в сторону: — Зачем? Ведь ясно — не получилось.

— Не я украла этот рисунок, — упрямо повторила Полина.

— Об этом знаешь ты. Знаю я. — Сергей сделал широкий жест. — Но они так не считают. Чего же ты хочешь? Доказывать свою невиновность всем и каждому?

Полина переждала, пока мимо пройдет сотрудник музея.

— Пойми, я не могу уйти просто так, — прошептала она. — Уйти — значит признать свою вину. Уволиться сейчас — значит уйти воровкой.

Полина подняла глаза, и Сергей увидел, что слезы близко. Он обнял ее.

— Хорошо. Идем к тебе, там и поговорим…

Сергей уселся на край стола и стал следить за тем, как Полина бесцельно бродит по кабинету.

— Почему ты не позвонила мне?

— Даже в голову не пришло.

— Глупо.

— Мой звонок ничего бы не изменил.

— Глупо…

— Почему — он? — Полина остановилась.

— Кто? — спросил Сергей.

— Почему именно «Человек в сером»? Автор — неизвестный художник. Ценности никакой. Трудно предположить, что вор страдал кретинизмом.

— Пришел за Малевичем, а взял то, что понравилось? — усмехнулся Сергей. — Что под руку подвернулось.

— Именно… — Полина присела рядом. — Меня терзает мысль: может быть, я ошиблась и рисунок чего-то стоит? Творчество вообще сложно судить. Все субъективно. Идея, чувство, мысль, техника… Я много времени потратила на эту акварель. Композиция кривовата, выписана небрежно. Сидит себе человек на мосту, свесив ноги. Мост: четыре опоры, сложенные из слоистых камней. Ржавая вода, травка зеленая, позади — гора, покрытая лесом. Много воздуха, есть безмятежность. И все. Почему именно он?

— Когда ты видела рисунок в последний раз?

— Вчера вечером.

— Папка была в твоем кабинете?

— Да. В сейфе.

— Ключи?

— Лежали в столе. Идиотка… — Полина уткнулась в плечо Сергея. — Нелепая ситуация: рисунок Малевича цел, а «Человека в сером» украли.

— Он что-то знал о нем, — серьезно сказал Дуло, потом улыбнулся: — Шучу.

Полина подняла голову и растерянно заглянула ему в лицо.

— Извини. — Сергей обнял жену. — Действительно дурацкая история.

— Мне так хотелось здесь работать…

— Ничего. Найдем что-нибудь получше.

— Все лучшее — здесь. — Полина снова уткнулась в его плечо. — Я не хочу бежать как воровка.

— Ну-ну… — Сергей легонько ее встряхнул. — Тебя никто так не назвал.

Она шмыгнула носом.

— Варовский…

Дуло отстранил Полину и недоверчиво посмотрел ей в глаза. Потом рассмеялся:

— Подслушивала?! Под дверью? — Он хлопнул себя по колену. — Узнаю свою женушку!

— А ты хотел, чтобы я вела себя как овца в загоне?

— Ну, это не про тебя… Можешь показать, где лежал ключ от сейфа?

— Он и сейчас там лежит. — Полина выдвинула ящик стола.

— Ящик не замыкается?

— Зачем?

— В этом есть определенный резон. Как и в том, чтобы не оставлять ключи где попало. — Сергей произнес эти слова безо всякого выражения, одновременно осматривая содержимое ящика. — Когда ты пришла сегодня утром, ничего особенного не заметила?

— Сущую мелочь. У меня украли рисунок, — огрызнулась Полина.

— Молодец. Язвишь, значит, пришла в себя. — Он вынул ящик, осмотрел и снова вставил на место. Потом заглянул под стол и что-то поднял с пола. — Твое?

— Что это? — Полина приблизилась.

— Какая-то бабская фигня, — сказал Сергей, однако, наткнувшись на ее взгляд, поправился: — Дамская.

— Это жемчужина. Здесь отверстие под нитку.

— Твоя? — снова спросил он.

— Нет. Откуда у меня натуральный жемчуг?..

— Не прибедняйся.

— Нет, не моя.

— Тогда чья? — Сергей смотрел на жемчужину.

— Не знаю.

— Кто к тебе вчера заходил?

— Почему именно вчера? Жемчужина могла здесь появиться когда угодно.

— Нет, не могла.

— Почему? — опять спросила Полина.

— В твоем кабинете ковровое покрытие. Наверняка его пылесосят. Окажись она здесь раньше, валяться бы ей в мешке с пылью. Кстати, сегодня не убирали?

— Нет. Уборщица приходит в конце дня.

— Тогда вспоминай, кто приходил вчера после уборщицы.

— Саму уборщицу в расчет не берем? — спросила Полина.

— Только если у нее богатый любовник.

— Очень смешно… — Она пожала плечами. — Я не помню, чтобы в моем кабинете у кого-то рассыпалось жемчужное ожерелье.

— Подожди-ка, — Сергей предупреждающе поднял руку, другой достал из кармана мобильник. — Да. Здравствуйте, Геннадий Петрович. — Выслушав, быстро сказал Полине: — Мне нужно ехать. — Он взял со стола стикер, свернул из него кулек и положил туда бусину. — Сохрани. Вообще постарайся ничего здесь не трогать. Сегодня пришлю человека, он все осмотрит — может быть, что-то найдет. Дома договорим.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я