Копье чужой судьбы

Анна Князева, 2014

Полина Свирская работала в художественной галерее всего полгода. Ей доверили провести экспертизу нескольких рисунков, но когда она закончила работу и передала папку с акварелями на хранение, оказалось, что одной не хватает… Следователя Сергея Дуло вызвали в отель «Рикс» – там был убит гражданин Чили Мишель Пиньера. При обыске номера чилийца Сергей обратил внимание на висящую не на своем месте картину. Под ней обнаружился рисунок, похищенный у его жены Полины, – «Человек в сером на фоне гор»… Ни Сергей, ни Полина еще не знали: расследуя это запутанное дело, им придется столкнуться с трагической историей любви немецкого летчика и знаменитой актрисы Третьего Рейха, а также прикоснуться к великой тайне всех времен и народов – местонахождению легендарного Копья Судьбы…

Оглавление

Глава 3

Вызов поступил в восемь утра

Сергей Дуло не находил себе оправдания.

«Замороченный сукин сын… — ругал он себя. — Ничему тебя жизнь не учит. Наделал много ошибок. Хватит. Встретил женщину, полюбил — живи как все. Радуйся, уделяй ей внимание, живи ее интересами».

Будь он хорошим мужем, то при первом же упоминании о рисунке Малевича понял бы: в воровстве обвиняют его жену. «Она так хотела, чтобы все у нее получилось…» — думал Сергей.

После того как кризис отнял у Полины маленький магазин кукол, она стала безработной. Сидеть дома ей не хотелось. Знакомый художник устроил ее в галерею.

По вечерам Полина рассказывала о своих наблюдениях, открытиях, планах. А он слушал, думая о своей работе, потому что в условиях кризиса ее только прибавилось.

Особой темой была мечта о ребенке. Полина все чаще заговаривала об этом, но Сергею не хотелось вникать в подробности, мыслями он снова возвращался к работе.

— Эгоистичная сволочь… — слова, адресованные самому себе, слетели с губ Сергея, когда он открыл дверь, за которой его ждали.

Все обернулись.

— Что тут у вас? — громко спросил Дуло, показывая удостоверение одновременно всем и никому конкретно.

— Наконец-то… — Человек в форме протянул руку. — Следователь Киреев. — Пожав руку Сергея, он указал на дверь: — Кажется, убийство. Убитый — гражданин Чили Мишель Пиньера.

— Посмотрим… — Дуло прошел в спальню.

Посреди комнаты на полу лежал мертвый мужчина. Сергея удивила скрюченная поза убитого.

— Что с ним произошло?

— Пока не знаю. Вызов поступил в восемь утра. Труп обнаружила горничная, — следователь окликнул криминалиста, который сидел за столом и что-то писал. Тот снял перчатки и бросил их в чемодан.

— Здравствуй, Сергей. Тебе уже сообщили…

— Здорово, Тимофеев. Яковлев позвонил.

— Геннадий Петрович? Почему сам начальник следственного отдела?

— Не знаю. Думал, ты мне объяснишь. Что скажешь? — спросил у него Дуло.

— Точная причина смерти пока не ясна. Когда прибыли медики, пульс уже не прослушивался. Верхняя часть тела была еще теплой. Однако сердечную деятельность аппарат не выявил. Мероприятия по оживлению оказались бессмысленными.

— Откуда такая странная поза? — Сергей склонился к трупу. Увидев морщинистое лицо и руки, покрытые темными бляшками, протянул: — Э-э-э… Да он — глубокий старик… Как же умудрился так скрючиться?

Вопрос его остался без ответа. Обступив тело, все молча его рассматривали. На вид мужчине было лет семьдесят пять. Высокий и худой, сейчас он занимал небольшое пространство. Лицо будто окаменело, в уголках губ застыла темная жидкость.

— Что у него на губах? — спросил Дуло.

— Похоже на рвотную массу. Точнее узнаем после анализа.

Сергей дотронулся до рубашки убитого:

— Влажная…

Внезапно раздался шипящий звук, из ноздрей старика вытекла желтоватая пена.

Сергей резко отпрянул.

— Ненавижу все это, — пробормотал он и, достав сигарету, закурил. — Номер осмотрел?

— Ничего особенного. Множество отпечатков, придется дактилоскопировать весь персонал. Будет ли толк? — Криминалист почесал лысину и сам ответил на свой вопрос: — Думаю, вряд ли.

— Из вещей ничего не пропало?

— Насчет пропажи вещей — никто точно не знает. Кредитки и деньги — в бумажнике. Бумажник — во внутреннем кармане пиджака. Пиджак аккуратно повешен в шкаф. Что еще?.. Часы — недешевые, как видишь, остались на руке. Словом, на ограбление не похоже.

— Мобильник?

— Не нашли.

— Да-а-а… — Сергей прошелся по комнате и остановился возле погибшего. — Задал ты нам, дедуля, задачу. — Склонив голову, он вгляделся в лицо старика. — Что-то не похож он на латиноамериканца…

— В его годы уже никто не похож на латиноамериканца, — заметил криминалист Тимофеев. — Все как один седые и морщинистые.

— Я не про волосы. Слишком высокий рост и светлая кожа.

Тимофеев склонил голову набок, изучая мертвое тело.

— А черт его знает. По паспорту — гражданин Чили. И вот еще что, — продолжил криминалист. — Здесь, — он открыл ящик для хранения багажа, — обнаружены следы жидкости. Думаю, какое-то время старик провел в этом ящике. Возможно, его рвало.

— Как он там оказался? — Дуло измерил взглядом глубину ящика, затем посмотрел на мертвеца. — И главное — зачем?

Следователь показал на крышку:

— Здесь есть ключ.

— Похоже, его кто-то запер, а потом вытащил. — Сергей присел на корточки, рассматривая лужу на дне ящика.

— Судя по тому, что ноги трупа закостенели в согнутом положении, все так и было, — заметил криминалист. — На коже лица есть точечные кровоизлияния, их обычно вызывает удушье. Ему не хватало воздуха. О том же свидетельствует пена, идущая из носа и рта. Интересно, сколько времени он там провел?

— В шесть утра старик был еще жив. Сотрудник отдела обслуживания заходил в номер и говорил с погибшим, — заметил следователь Киреев.

— Зачем? — спросил Дуло.

— Шампанское приносил.

— В шесть утра?

— Старик открыл, рассчитался за шампанское и тут же захлопнул дверь.

— Бутылку нашли?

— Нет никакой бутылки.

— Мне необходимо допросить горничную и служащего, что приходил сюда утром. — Дуло подошел к столу, затушил сигарету в пепельнице.

Дверь отворилась, в номер зашла горничная. Дуло выдвинул стул.

— Здравствуйте.

— Старик еще там? — женщина посмотрела в сторону спальни.

— Нет. Увезли, — сказал Сергей.

— Знаете, как я напугалась! Захожу, а он — на полу. — Она села.

Дуло достал блокнот:

— Сделаем так: я буду спрашивать, а вы отвечайте. Идет?

— Как скажете, — кивнула горничная. — Только я вот что хочу сказать…

Сергей повторил:

— Я спрашиваю, вы отвечаете.

— Ладно.

— В котором часу вы зашли в номер?

— Вообще-то я работаю с шести. Пока уложила тележку, прошлась по этажу, с Валей поговорила, она мне сказала, что педант съезжает…

— Как вы его назвали?

— Педант, — повторила горничная.

— Почему педант?

— Это Валентина так его назвала. — Горничная скривилась: — А по мне так он фанатик, прости меня господи…

— За что ж вы его так? — Дуло заинтересованно придвинулся. — Кстати, как вас по имени-отчеству?

— Марина Ивановна.

— А Валентина — кто это?

— Горничная, в правом крыле.

— Расскажите мне, Марина Ивановна… — Дуло заглянул в свой блокнот, — про Пиньеру.

— Чего? — горничная уставилась на следователя.

— Про Мишеля Пиньеру, — терпеливо пояснил он.

— Так звали педанта? — догадалась горничная.

— Точно. Так звали погибшего старика.

Марина Ивановна придвинулась к столу. Вздохнув, стала рассказывать:

— Я этого Пиньеру увидела дней двадцать назад, когда он в триста пятый заехал. Я в тот день задержалась с уборкой, а тут он нарисовался в дверях. Заметил меня в номере, да как замахает руками…

— Замашет, — непроизвольно поправил ее Дуло. — Впрочем, неважно, продолжайте.

–…как замахает руками, дескать, номер не приготовили. — Марина Ивановна поправила кружевную наколку. — Барина из себя корчил.

— Так. — Дуло с трудом сдержался, чтобы не улыбнуться. — Заметили что-нибудь особенное?

— Удивлялася я всегда: как это у него до всего руки доходят. До самых что ни на есть мелочей. Мужик все ж таки, хоть и старик. Вредный, правда, до ужаса…

— Подождите, — прервал ее Дуло. — Вот вы сказали: руки у него до всего доходят. В каком смысле?

— Рубашечки в шкафе — одна к одной. Ботиночки — ровненько в ряд. Причешется, бывало, волосок к волоску. На пиджаке — ни пылинки. Ногти на руках наманикюрены. Словом, фанатик. Или как его там… Педант. Не дай бог, пасту зубную перекладу во время уборки, так он тут же вызовет да такую рожу скривит, что и выразить трудно. И ну выговаривать мне по-своему, по-английски.

— По-английски?

— А может, по-своему. Слово у него одно было, будто змея шипит. Арш-ш-ш. Он его всегда повторял, когда злился.

— От вас не требуют знания языков? — поинтересовался Дуло.

— Требуют.

— И вы не знаете, на каком языке говорил Пиньера?

— На английском, — сказала Марина Ивановна и тут же добавила: — А может, и на своем.

— Ладно. Значит, говорите, педант. Аккуратный, значит, был старичок.

— И жадный до невозможности. Ни копеечки ни разу не дал, как я ни старалась.

— Ага…

Сергей огляделся. Проследив за его взглядом, горничная поинтересовалась:

— Вы тоже заметили?

— Что? — спросил он.

— Здесь все переставлено.

— Переставлено? — Сергей покрутил головой. — Я не знаю, как было раньше.

— А вот поглядите, вазочка, — Марина Ивановна подхватилась и подбежала к серванту. — Вазочка стояла не здесь, а там. И справочник телефонный прежде на тумбочке был. Меню ресторанное у телефона лежало. Старик за этим смотрел. — Привычным движением она взяла папку с меню и направилась к письменному столу. — Картина раньше не здесь была, — заметила мимоходом.

— Картина? — спросил у нее Дуло.

— Она, как в триста первом, триста восьмом и триста одиннадцатом, над кроватью висела. — Горничная смахнула с картины пыль. — Что за польза была перевешивать? Свои плюсы, конечно, в этом есть: пыль вытирать легче.

Сергей снял со стены рисунок, покрутил и зачем-то вынул его из рамки. Внутри оказался еще один, заправленный в белое паспарту.

— Божечки… — ахнула Марина Ивановна. — А этот откуда?

Сергей почувствовал в мышцах странное напряжение. Когда природа ощущения стала ясна, достал телефон и набрал номер жены.

— Полина… Нет, ничего не случилось. У меня самый обычный голос. Рисунок, который пропал… Там человек сидит на мосту? Та-а-а-ак… Мост на четырех опорах из слоистых камней? Рыжая речка, позади лесистая гора… Верно? — Выслушав то, что сказала жена, он уточнил: — Рисунок подписан? — Выдержав паузу, Сергей переспросил: — Как?.. Буквы «А» и «Н»?

Горничная заинтересованно придвинулась, разглядывая бледную акварель:

— В точности как на этой.

— Вижу, — ответил ей Дуло и перед тем, как нажать отбой, сказал в трубку: — Картинка твоя нашлась.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я