Полина Свирская работала в художественной галерее всего полгода. Ей доверили провести экспертизу нескольких рисунков, но когда она закончила работу и передала папку с акварелями на хранение, оказалось, что одной не хватает… Следователя Сергея Дуло вызвали в отель «Рикс» – там был убит гражданин Чили Мишель Пиньера. При обыске номера чилийца Сергей обратил внимание на висящую не на своем месте картину. Под ней обнаружился рисунок, похищенный у его жены Полины, – «Человек в сером на фоне гор»… Ни Сергей, ни Полина еще не знали: расследуя это запутанное дело, им придется столкнуться с трагической историей любви немецкого летчика и знаменитой актрисы Третьего Рейха, а также прикоснуться к великой тайне всех времен и народов – местонахождению легендарного Копья Судьбы…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Копье чужой судьбы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 13
Даритель из нахабино
Есть люди, которым трудно просыпаться в субботу раньше двенадцати. Чтобы так спать, нужно иметь крепкие нервы и чистую совесть, такую, как у Полины. В свои тридцать три она могла проспать целые сутки. Знакомые говорили, это потому, что у нее нет детей. Сама Полина старалась не слишком углубляться в подобные рассуждения.
— Полина, вставай…
Она открыла один глаз. На кровати сидел Сергей. Он был одет, чисто выбрит, влажные волосы торчали в разные стороны. Ему никогда не удавалось их зачесать, потому что они были слишком короткими.
— За-а-а-чем? Сегодня суббота-а-а, — капризно протянула Полина.
— Вставай-вставай… Сама сказала, поедем в Нахабино.
Она мгновенно проснулась.
— Через пять минут буду готова.
Нахабино — поселок городского типа в пятнадцати километрах от Москвы, куда можно попасть по Волоколамке. Сначала они выехали на Звенигородку, потом ушли правее. Через полтора часа пересекли МКАД, оказавшись на Волоколамском шоссе.
В разгар дачного сезона вся Москва устремилась в пригород. Машины двигались плотным потоком со скоростью не больше десяти километров в час.
В другое время года, поздней осенью или зимой, они проскочили бы такое расстояние за двадцать минут. А сейчас…
— Нужно было выезжать в семь утра, — сказал Сергей, и в его голосе послышалось раздражение.
— Один ты такой хитрый, — усмехнулась Полина. — Летом здесь все забито уже в пять.
— Представляю, что творится в восточном направлении.
— По счастью, мы живем на западной стороне столицы.
— Что не мешает нам второй час стоять в пробке, — заключил Сергей.
Полина опустила стекло и откинулась в кресле. Сначала ей захотелось вздремнуть, потом она поняла: вряд ли это получится.
— Тебе не звонил тот криминалист, что был у меня?
— Тимофеев? — Сергей остановился за какой-то машиной и вздохнул. — Ну, вот опять.
— Не звонил? — снова спросила Полина.
— Рано еще. Результаты будут не раньше среды.
— Я все время думаю про тот жемчуг.
— Есть бусины, но нет нити, чтобы их нанизать…
Поток машин опять тронулся. Сергей нажал на педаль газа. Проехали двадцать метров и снова встали.
— Нити нет. Это уж точно…
— В кабинете наверняка остались какие-то отпечатки… — снова заговорила Полина.
— Тимофеев дактилоскопировал всех сотрудников. Возможно, среди отпечатков есть зарегистрированные в базе. Тогда дело сдвинется с мертвой точки.
— Перспектива туманная, — сказала Полина.
Сергей посмотрел на нее долгим взглядом, потом положил на колени свою папку:
— Открой, там сверху на документах лежит листок. Почитай.
— Что это?
— Среди вещей старика нашли тетрадь. Не то дневник, не то мемуары времен Второй мировой.
— Его мемуары?
— Нет, он слишком молод для них.
— Может, отца или родственника?
— Может быть. Почитай.
Полина достала перевод и начала читать. Минут через пять заворочалась в кресле и закрыла окно.
— Странное ощущение. Как будто вижу все своими глазами…
— Из первых рук.
— Ты когда-нибудь слышал про эту Хиппиус? Судя по тому, что он пишет, она была знаменита.
— Я плохо знаю немецкое кино. Это скорей по твоей части.
— Я тоже не слышала. — Полина заглянула в папку Сергея. — А где остальное?
— Остального пока нет. Переводят.
— Интересно узнать, ответит она ему взаимностью?
— В смысле?
— Я об Анне Хиппиус. Ты только представь: летчик, измотанный войной офицер, накануне краха всего встречает женщину, богиню, в которую был заочно влюблен. Вокруг война, смерть, а она живая и рядом с ним.
Полина вытерла ладошкой глаза. Сергей удивленно посмотрел на нее.
— В чем дело?
— Я вдруг почувствовала, как это грустно…
Не оставляя руль, Сергей одной рукой обнял жену.
— Подъезжаем, какой там адрес?
— Первая Волоколамская улица, дом пять.
— Квартира?
— Частный дом.
Дом, который располагался по указанному адресу, выглядел неказисто. На калитке висела табличка: «Осторожно: злая собака».
Полина улыбнулась:
— С детства помню стихи:
Я с ними делила и радость и горе.
Зачем же такое писать на заборе?
А если для них я действительно злая,
Я больше не буду. Пусть сами и лают.
Сергей улыбнулся и стукнул в калитку. Во дворе тявкнула собачонка. Судя по лаю, она была маленькой и к своим обязанностям относилась формально. Послышались женский голос и медленные шаги.
Калитку открыла женщина лет шестидесяти.
— Вам кого?
Полина достала бумажку и прочитала:
— Михайлову Маргариту Владимировну.
— Это я.
— Здравствуйте. Можно с вами поговорить? — вступил в разговор Сергей.
Заметив, что женщина размышляет, пускать их в дом или нет, Полина сказала:
— Мы — работники галереи, хотели поговорить о рисунках из чемодана.
Аргумент был решающим, Маргарита Владимировна отступила:
— Пожалуйста, проходите.
По дороге к дому она подхватила на руки рыжего шпица, которому до них не было никакого дела.
Изнутри дом был еще меньше, чем казался снаружи. Он состоял из кухни и комнаты, выполнявшей функции гостиной и спальни.
Маргарита Владимировна была женщиной полной и постаревшей до срока. Отеки, следствие какой-то болезни, делали ее лицо похожим на подушку в несвежей наволочке. Толстые ноги при ходьбе мешали одна другой и двигались по сложной траектории, напоминавшей знак бесконечности. Она села в кресло, усадив на колени собаку.
Сергей и Полина расположились на диване.
— Маргарита Владимировна, расскажите, как вы нашли эти рисунки? — попросила Полина.
— Это не я их нашла, а внуки, когда играли на чердаке. Летом их привозят родители и они здесь живут. За ними и раньше не уследить было, а тут — подросли. Прошлым летом влезли на чердак и притащили чемодан. Древний, но очень добротный, из коричневой кожи, с защелками и ремнями. Я и подумать не могла, что эти рисунки кому-то нужны. Соседка подсказала отдать их в галерею.
— В чемодане было еще что-то?
— Какие-то безделушки: старая пудреница, носовые платки, пара шелковых чулок. Сейчас и не вспомню.
— Где это все? — поинтересовался Сергей.
— Дети растащили.
— Неужели ничего не осталось?
— Может, и осталось, да где ж я найду…
— Маргарита Владимировна, пожалуйста, поищите.
— Сейчас? Я же говорю: там была всякая ерунда.
— Да хоть бы и хлам. — Полина на ходу изобретала аргументацию. — Рисунки проходят экспертизу. С помощью найденных предметов мы сможем определить период времени, когда художник их написал.
Маргарита Владимировна согнала собаку с коленей и тяжело поднялась с кресла.
— Да где же мне их найти… Дети затаскали. — Она стала выдвигать ящики серванта. — Хлама всякого много, а чего ищешь, никогда не найти. — Она склонилась, заглядывая в глубину ящика. — Где-то я его видела. Ага, вот он.
Она достала предмет, похожий на черный футляр, и протянула Полине. Та спросила:
— Что это?
— Веер, он тоже был в чемодане.
Полина покрутила его в руках.
— Да вот так надо, — Маргарита Владимировна забрала веер и одним движением его раскрыла.
Веер состоял из тонких пластин, обтянутых черным кружевом. Кое-где остался стеклярус. Ручка была отделана перламутром.
— На перламутре есть гравировка. — Полина прочитала: — Анечке Гиппиус в день премьеры.
Подняв глаза, она перехватила взволнованный взгляд Сергея.
— Кто такая Анечка Гиппиус?
— Это моя тетка. Она давно умерла. Еще до моего рождения. Видимо, это ее чемодан, — сказала Маргарита Владимировна.
— А как он попал к вам?
— Не ко мне, а к моей матери. Я о нем ничего не знала.
— Как вы думаете, на чердаке может быть еще что-нибудь?
— Точно нет.
— Откуда такая уверенность? — спросил Сергей. — Не думаю, что вы туда залезали.
— Я — нет, а сын целую «Газель» мусора вывез. Собрался дом перестраивать.
— Когда это случилось?
— Месяца два тому назад.
— Про тетушку свою можете рассказать? — спросила Полина.
— Нет. Ничего про нее не знаю. Мать никогда не рассказывала.
Маргарита Владимировна забрала веер у Полины и опустила глаза долу.
— Ну, мы пойдем… — сказала Свирская, рассчитывая, что их остановят и разговор продолжится.
Однако Маргарита Владимировна кивнула и с готовностью прошла к выходу. Полина и Сергей направились за ней. По дороге Сергей достал из папки листок и что-то на нем написал. В воротах протянул его Маргарите Владимировне.
— Здесь мой телефон. Если что-то вспомните или найдете — звоните.
В машине супруги переглянулись.
— Слышала?
— Гиппиус, — сказала Полина.
— Не может быть, что это она. В письме упоминается Анна Хиппиус.
— Гиппиус и Хиппиус — одно и то же. Гитлер на немецком можно прочитать как Хитлер. Генрих Гейне — как Хайнрих Хайне. И в том и в другом случае в начале имен стоит немецкая буква «аш», она же английская «эйч».
— Откуда ты знаешь?
— Немецкий в школе учила.
— Выходит, это не совпадение?
— Что тебя удивляет? Старик привез в Россию дневник немецкого летчика, в котором упоминается Анна Гиппиус. Нет ничего странного в том, что у него находят рисунок из чемодана этой женщины. Кстати, буквы «А» и «Н» на акварелях совпадают с ее инициалами.
— Думаешь, акварели рисовала она?
— Из дневника мы знаем, что она актриса, про то, что художница, — нет ничего. Когда переведут остальное?
— Сейчас позвоню. — Сергей достал телефон. — Эдуард Васильевич, здравствуйте, следователь Дуло. Извините, что беспокою. Ах, вы уже на работе? Вызвали… подменяете… Хотел попросить перевести хотя бы еще немного. Перевели? Вот большое спасибо! Да, конечно, приеду. — Он убрал телефон и сказал Полине: — Едем в отель.
В обратном направлении в Москву ехать быстрее. За сорок минут добрались до отеля, который располагался недалеко от Кремлевских стен. Притормозив на парковке, Сергей спросил:
— Ты со мной?
— Здесь подожду.
— Я задержусь, нужно поговорить с начальником службы безопасности.
— Тогда я — домой.
— Вызвать такси?
— Зачем такси, отсюда маршрутка ходит. Почти до самого дома. Ты скоро?
— Не знаю.
Они одновременно вышли из машины и направились в разные стороны: Сергей — в отель, Полина — к автобусной остановке.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Копье чужой судьбы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других