Связанные понятия
Эми́р или ами́р (араб. امير — повелитель, вождь) — в некоторых мусульманских странах Востока и Африки титул правителя, князя, а также вообще лицо, носящее этот титул.
Халифа́т (араб. خلافة — замещение, наследование) — первоначально, арабо-мусульманское государство, созданное пророком Мухаммедом и впоследствии возглавляемое халифами («заместителями, наследниками»), а также система теократического исламского государства.
Султа́н (араб. سلطان sulṭān, от арам. שולטנא šulṭānā — власть) — титул правителя в исламских государствах, с несколькими историческими значениями. Если государством правит султан, то вместо слова государство употребляется слово султанат.
Хали́ф , хали́фа (араб. خليفة — наместник, заместитель) — название самого высокого титула у мусульман. В разные времена взгляды на его содержание были разными.
Кайситы (от араб. قيس عيلان «кайс айлан», таке «бану кайс» и «низариты» согласно БРЭ) — — очень крпное арабское племя, относящееся к аравийской племенной группе Мудар. Потомки кайси айлан, от имени которого и происходит название племени. Племя известно ещё с доисламских времён, неоднократно упоминается пророка Мухаммеда.
Упоминания в литературе
Монархии до ХХ века были единственной известной на Ближнем и Среднем Востоке формой правления, и до сих пор многие страны региона управляются наследственными династиями. С 1664 г. до настоящего времени власть в Марокко сохранили Алауиты. Правящие Иорданией Хашимиты – эмиры Мекки с 966 г., Трансиордании с 1921 г. и короли Иордании с 1946 г. фактически создали эту страну по соглашению с Великобританией. Это же можно сказать об их кровных врагах, Саудидах, основавших Саудовскую Аравию – в процессе завоевания вошедших в ее состав земель из эмиров захолустной ваххабитской недждской Дарийи, которой они управляли с 1720 г., они в 1932 г. превратились в королей. Основатель династии Аль Бу Саидов в Омане стал имамом и султаном в 1749 г. Эмиры ас-Сабахи правят Кувейтом с 1756 г. Семья Аль-Тани стоит во главе
Эмирата Катар с 1850 г. Аль-Халифа с 1783 г. – хакимы, с 1971 г. – эмиры, а с 2002 г. – короли Бахрейна. Ан-Нахайяны являются шейхами Абу-Даби с 1761 г., а Аль-Мактумы – Дубая с 1833 г. На других территориях, входящих в состав Объединенных Арабских Эмиратов, Шарджей (с 1727 г.) и отделившимся от нее в XIX веке Рас-Аль-Хеймой управляет династия Аль Касими. Аджманом – Аль Нуэйми. Фуджейрой с 1876 г. – Аль Шарки. Умм-Аль-Кувейном с 1775 г. – Аль Муалла. Разумеется, влияние этих пяти эмиратов на состояние дел в арабском и исламском мире сопоставимо с тем, которое в Европе имеют Сан-Марино или Андорра. В республиках региона есть много кланов, более влиятельных, чем «малая пятерка» ОАЭ. Однако именно эти эмираты, войдя в состав государства, созданного Нахайянами и Мактумами, обеспечили правлению своих династий легитимность с точки зрения международного права.
И тут нередко наблюдается если и не сотрудничество, то как минимум совпадение векторов действий либерального (модернизированного) и джихадистского (фундаменталистского) ислама. Ярчайший пример – Косово, где в борьбе против югославских войск и законных органов власти, при решающей поддержке НАТО, участвовали не только албанские сепаратисты из Освободительной армии Косово (ОАК), но и исламские добровольцы-муджахеды из разных оппозиционных режимам джихадистских организаций, а также офицеры, состоящие на действительной военной службе в армиях ряда исламских государств– Объединенных Арабских
Эмиратов , Кувейта, Катара, Омана. А благотворительные фонды из Саудовской Аравии, Кувейта, других исламских арабских стран финансировали подготовку, вооружение и обеспечение боевых групп ОАК2.
В разных мусульманских странах ислам существует в различных социально-политических условиях. В зоне распространения ислама представлен весь возможный спектр форм правления: объединения племен, королевства, султанаты,
эмираты , конституционные монархии, буржуазные республики, а также политические режимы, связавшие свое будущее с идеями социалистической ориентации. Естественно, в разных странах светские партии, правящие и неправящие, по-разному относятся к религиозным движениям и течениям. Диапазон учета так называемого исламского фактора в странах мусульманского мира очень широк: от административного запрещения и судебного преследования религиозных движений и организаций до попыток правящих партий выдать себя за истинно исламские партии. В силу вышесказанного среди государств мусульманского мира имеются глубочайшие различия.
Ослабление Османской империи и желание европейских держав, прежде всего Англии, усилить свое влияние на экономику империи, неизбежно привнесло существенные изменения в положения полунезависимых курдских бейликов. Центральная османская бюрократия не могла больше терпеть своеволие курдских вождей, которые пытались контролировать международные торговые пути, которые проходили через курдские земли. Также немаловажно и то, что курдские бейлики больше не играли значимую для Турции роль военного буфера в противостоянии с Ираном. К началу XIX в. Иран был под сильнейшим влиянием Англии, потеряв способность определять независимый курс своей внешней политики[51]. В этот исторический период западный и южный Курдистан, формально, принадлежали Турции, но центральная турецкая власть здесь практически не признавалась. Крупнейшими независимыми княжествами были Ревандузское, Бохтанское, наследственный курдский Баязидский пашалык, езидский
эмират в Синджаре, бейские владения в Дерсиме и др.[52]
Окончательное падение государства халифов произошло в середине XI века, когда на Запад двинулись воинственные кочевые туркмены под предводительством потомков бея Сельджука. Приняв за несколько десятилетий до этого ислам, они боролись против всякого рода язычников, включая и христиан. В 1055 году Сельджукиды, как их стали называть по имени родоначальника династии, захватили Бадгад, их предводитель Тогрул-бек объявил себя султаном, такое же звание получил и его брат. Таким образом, халифы Аббасиды окончательно лишились власти и стали впрямую зависимость от сельджукских султанов. Но халиф сохранил положение духовного, религиозного главы мусульман. Сельджуки продолжили наступление на Запад, против Византии. Дальнейшие завоевания сельджуков привели к тому, что вскоре вся Передняя Азия оказалась вновь объединенной в единую исламскую державу. Громадное государство сельджуков простиралось от побережья Средиземного моря до Центральной Азии. Но скоро это государство распалось ряд самостоятельных
эмиратов .
Связанные понятия (продолжение)
Осма́ны (тур. Osmanlı Hanedanı, Osman oğulları) — династия османских султанов и халифов, правившая в 1299—1924 годах.
Шери́ф , шари́ф (араб. شريف — знатный, благородный, честный; мн. число араб. أشراف) — почётный титул мусульман, передаваемый по мужской и женской линиям.
Мамлю́ки (также мамелю́ки, араб. مملوك, принадлежащий) — военное сословие в средневековом Египте, рекрутировавшееся из юношей-рабов тюркского (кипчаки) и кавказского (грузины и др.) происхождения. Мамлюки разговаривали на мамлюкско-кыпчакском языке, который относится к кипчакской группе языков тюркской семьи .
Ара́бский халифа́т (араб. خلافة إسلامية — Исламский халифат) — теократическое исламское государство, возникшее в результате мусульманских завоеваний в VII—IX вв. и возглавлявшееся халифами. В старорусских источниках известно также под именами царство Агарянское и царство Измаильтянское, что таким образом включало его в общий список царств (империй) мира, известных книжным людям на Руси того времени.
Султанат — официальное название исламского государства или области (региона, так называемого губернаторства, взамен слова государство, штат, область, регион или губернаторство), где главой государства, области или региона является султан.
Вали — должность в администрации исламских стран, соответствующая должности наместника провинции или другой административной единицы, на которое делится страна.
Султанат Махра (араб. سلطنة المهرة) — арабско-махрийское государство, существовавшее на территории современной мухафазы Эль-Махра на востоке Южного Йемена (с XVI века до 1967 года). Во главе султаната стояла династия Бану Афрар аль-Махри.
Мали́к (араб. ملك — m’alik, ивр. аналог его — мелех מלך) — арабский монархический титул, а также лицо, имеющее этот титул. В отличие от других титулов арабских монархов, таких как эмир или султан, не переводимых на иностранные языки, титул малик обычно переводят как «король» или «царь». Так, королями называют маликов — правителей Саудовской Аравии, Бахрейна, Иордании, Марокко, а сами эти страны, называемые по-арабски «маликствами» (араб. مملكة — mamlakah) именуют королевствами. Этим титулом в арабской...
Рустак — сельское поселение в странах, находившихся под персидским или арабским влиянием в Средневековье. Слово образовалось как арабизированная форма от среднеперсидского термина перс. روستاق, «ростаг» («сельский район», «окрестности», «предместье»).
Султан Египта — титул правителя Египта, который носили правители из династии Айюбидов, Мамлюки (1250—1517) и правители из династии Мухаммада Али с 1914 по 1922 год.
Мамлюкское правление в Ираке — период истории Ирака с 1704 по 1831 год когда у власти там находилась мамлюкская династия грузинского происхождения.
Сакалиба (также саклаб, сиклаб, саклаби, в арабо-исламской литературе араб. صقالبة, в романских языках и на латинице ед. ч. Siqlabi, мн. ч. Saqaliba) — термин, использовавшийся в средневековых арабских источниках для обозначения славян и других народов Центральной и Восточной Европы, или, в более широком смысле, для обозначения всех рабов из Европы. Термин происходит из среднегреческого slavos/sklavenos (Slav), который в испано-арабском мире служил для обозначения первых славянских рабов, а затем...
Конийский (Иконийский), Румский, или Сельджукский султанат (перс. سلجوقیان روم Saljūqiyān-i Rūm) — средневековое тюркско-мусульманское государство в Малой Азии, в котором удачно сочетались элементы городской иранизированной культуры, скотоводческие и военные навыки простых кочевников-туркоманов, а также древние ремесла и культура покоренных местных христиан (армян и греков).
Хашимиты — потомки Хашима ибн Абд Манафа, прадеда пророка Мухаммада, включая его самого. Вели ожесточенную борьбу за власть с Омейядами. Аббасиды считались хашимитами. Современные династии иорданских и марокканских королей считаются хашимитскими.
Шериф Мекки (араб. شريف مكة) или шериф Хиджаза (араб. شريف الحجاز) — титул лидера Мекканского шарифата, традиционные хранители двух священных городов Мекки и Медины. Термин шариф в арабском означает «благородный» и используется в отношении потомков пророка Мухаммеда от его внука Хасана ибн Али. В обязанности шерифа входила защита городов и их окрестностей, обеспечение безопасности паломников, совершающих хадж. Эмир Мекки назначался османским султаном и был вторым по значимости религиозным авторитетом...
Сельджу́ки (туркм. Seljuklar, азерб. Səlcuqlar, қазақ. Селжұқтар, тур. Selçuklular, узб. Saljuqiylar, перс. سلجوقیان Saljuqiyân, араб. والسلاجقة Saljuq, as-Salājiqa ) — ветвь огузо-туркменского племени кынык (гынык) , принадлежавшая к центральноазиатским тюркам.
Арабские завоевания или мусульманские завоевания начались ещё при жизни основателя ислама Мухаммеда. Он основал исламское государство в Аравии, которое за одно столетие захватило многие страны вне Аравии. Арабы завоевали огромные территории в Азии, Африке и Европе: страны Ближнего Востока, Среднюю Азию, северо-западную Индию, Северную Африку, Испанию, Южную Италию, Сицилию, Мальту, Родос, Крит.
Гуля́мы (от араб. غُلَام букв. «юноша, молодой человек; раб») — во́ины, непосредственно подчинённые и находящиеся на службе халифов, а позже и других правителей в странах Востока.
Вилайе́т (вилаят, велаят, вилоят, вилайа; араб. ولاية wilāyah, перс. ولایت, пушту ولایت, суахили wilaya, тадж. вилоят, туркм. welaýat, тур. vilayet, узб. viloyat, каз. уәлаят) — основная административно-территориальная единица в некоторых странах Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока.
Шейх (араб. شيخ - старец, старшина, староста) — почётное название видного богослова в исламе.
Ами́р аль-мумини́н (араб. أمير المؤمنين — повелитель правоверных) — титул халифов и других мусульманских правителей. Если правитель носит титул амир аль-муминин, это означает не только его политическую власть, но и духовную.
Удж-бей (тур. Uc-Bey) — тюркский военачальник, повелитель одного уджа (тур. اوج;: букв. верх, край), который ему обычно выделяло центральное правительство Конийского султаната, надеясь таким образом удалить чересчур воинственные элементы от столицы во избежание угрозы госпереворота.
Исмаилизм (араб. الإسماعيلية — al-Ismā‘īliyya, перс. اسماعیلیان — Esmâ‘īliyân) — совокупность религиозных движений в шиитской ветви ислама, восходящих к концу VIII века. Каждое движение имеет свою иерархию имамов. Титул имама низаритов, самой крупной и известной общины исмаилитов — Ага-хан — передаётся по наследству. В настоящее время в этой ветви исмаилитов имамом является Ага-хан IV. Исмаилитов всех направлений сейчас более 15 миллионов.
Визи́рь (вазир, везер, везир, визир; мн. ч. вюзера́) — титул министра или высшего сановника в странах мусульманского Востока.
Атабек или атабей (атабей, атабег, atabay, atabek — см. атабек, композитум из двух тюркских слов «ата» — отец и «бей», или «бек» — вождь; тюрк., дословно: «отец-правитель»; высокий сельджукский титул, в смысловом значении обозначающим «регент») — владетели небольших государств, составлявших монархию Сельджуков в XI — XII столетиях.
Туркоманы (также туркуманы или туркманы; азерб. Türkümənlər, Türkmanlar или Türkəmənlər, туркм. Türkmenler, тур. Türkmenler) — туркман, в русской литературе как туркоман термин, используемый на западе в качестве названия огузских тюркских народов. Согласно средневековым авторам Аль-Бируни и Марвази, этим термином обозначали огузов, принявших ислам.
Ара́бская работорго́вля — практика работорговли, имевшая место в арабском мире, в основном в Западной Азии, Северной Африке, Юго-Восточной Африке, на Африканском Роге, а также некоторых частях Европы (например, Пиренейском полуострове и Сицилии) в период господства арабов в этих районах. Торговля была сосредоточена на невольничьих рынках Ближнего Востока, Северной Африки и Африканского Рога. Не существовало ограничений на торговлю людьми конкретной расы, национальности или религии, а сами работорговцы...
Риба́т (от араб. رباط — гостиница) — первоначально означает сторожевой дом или укрепление, каких немало было во многих местах на границах области ислама для их защиты. Позднее подобные сооружения использовались для защиты коммуникаций и служили центрами суфийской мистической культуры.
Исламизация (араб. أسلمة aslamah) — политический термин, обозначающий процесс усиления влияния ислама в различных сферах государственной политики и общественной жизни, а также процесс увеличения количества людей, исповедующих ислам в определённом регионе или стране.На данный момент в мире насчитывается более 1 млрд человек, исповедующих ислам. В 1900 году на долю мусульман приходилось всего 4,2 % населения, сегодня около 22 % от населения Земли. Согласно прогнозам, число мусульман на Земле к...
Гази (араб. غازي) — название вольных воинов-добровольцев, защитников веры, правды и справедливости. Понятие встречается в мусульманских источниках c X—XI вв.
Расширение арабской империи после смерти пророка Мухаммеда привело к созданию халифатов, которые занимали обширную географическую область, и обращение в ислам распространялось, благодаря миссионерской деятельности. Эти ранние халифаты с мусульманской экономикой и торговлей и последующее расширение Османской империи привели к распространению ислама вне Мекки — до Атлантического и Тихого океанов — и созданию мусульманского мира. Торговля играла важную роль в распространении ислама в различных частях...
Подробнее: Распространение ислама
Арабиза́ция (араб. تعريب) — культурная ассимиляция неарабских народов, которые постепенно изменяют этническое самосознание, перенимают арабскую культуру, употребление иностранных слов на арабский манер, с искажением их произношения или значения, употребление арабского языка во всех областях с целью вытеснения всех иностранных языков.
Имама́т — один из столпов шиитского ислама, институт верховного руководства мусульманской общиной, в котором сочетаются светская и духовная власть.
Медина (араб. المدينة العتيقة) в странах Магриба и Северной Африки вообще — старая часть города, построенная во времена арабского владычества в IX веке. Слово «медина» (аль-мадинат) в современном арабском языке означает просто «город».
За́вия (араб. زَاوِيَةٌ — угол) — келья, суфийские обители, уединенное место, в котором суфийские затворники проводят свои дни в молитвах.
Сонгай — торговое государство, созданное в XV—XVI вв. народом сонгаи вдоль среднего течения реки Нигер на территории современных государств Мали, Нигер и Нигерия.
Термин
исламский мир (араб. العالم الإسلامي) имеет несколько значений. В религиозном смысле исламский мир относится к мусульманам, а в культурном смысле — к исламской цивилизации, включающей в себя немусульман, живущих в этой цивилизации. В современном геополитическом смысле, этот термин обычно относится к странам с мусульманским большинством. В 2010 году более 1,6 млрд человек или около 23,4 % мирового населения являлись мусульманами. Из них около 62 % живут в Азии и Тихоокеанском регионе...
Пра́ведный хали́ф (араб. الخليفة الراشد) — в суннитской традиции титул первых четырёх халифов: Абу Бакра, Умара, Усмана и Али. Государство, в котором правили халифы, — Праведный халифат (632—661).
Кахтани́ты (араб. قحطانيون) — «южные арабы», потомки Кахтана. Согласно арабской традиции, Кахтан и его 24 сына являются прародителями южных жителей Аравийского полуострова, известных как кахтаниты. Происходят из южной части Аравийского полуострова, главным образом из Йемена.
Наки́б (мн. ч. нукаба'; «старейшина», «глава»; «уполномоченный») — исламский термин, широко употреблявшийся в практике мусульманских конфессиональных общин и религиозно-политических движений. Во времена правления Аббасидов накиб осуществлял юрисдикцию над потомками пророка Мухаммеда и членами их семей. С XV века в Османской империи делами Алидов занимались накиб аль-ашрафы.
Зимми ́ или Зи́ммии (араб. ذمي, собирательно أهل الذمة ахль аль-зи́мма, буквально «люди договора», тур. zimmi) — собирательное название немусульманского населения (в основном тех, кто исповедовал христианство, иудаизм, зороастризм и проч.) на территории государств, созданных или завоёванных мусульманами и живших по законам шариата (кроме законов о личном статусе (брак, развод)).
Африканские империи — крупные государства и государственные образования, основанные в древности и в средние века на африканском континенте.
«Песча́ные дю́ны » или «дю́ны» (англ. sand dunes или dunes) — филателистическое название совокупности почтовых марок эмиратов восточной и южной части Аравийского полуострова конца 1960-х — начала 1970-х годов, выпущенных на коммерческий рынок в неумеренных количествах и признанных Международной федерацией филателии (ФИП) «нежелательными».
Ихшид (согд. xšyδ – xšēδ) — согдийский княжеский титул правителей Согдианы и Ферганы в доисламскую и раннеисламскую эпоху. Как предполагают, титул появился к середине VII века после перенесения столицы Согдианы в Самарканд как верховный титул правителя.
Упоминания в литературе (продолжение)
Несмотря на то что формально Бухара конца XVIII – начала ХХ в. не являлась ханством, официально именуясь
эмиратом ,[72] фактически нередко ее правители из династии Мангытов уже с 1820-х годов (начиная с эмира Насруллаха) титуловались ханами [Григорьев, 1861, с. 23; Fr?hni, 1855, р. 133],[73] а последний из них, Сайид-Алим-хан, и официально присоединил этот титул к своему имени. Все они подчеркивали, что в их жилах текла кровь Чингисидов, и это позволяло им считаться «тура», т. е. лицами, имевшими право на ханский трон и верховную власть в бывшем чингисидском государстве.[74] Свой статус они подчеркивали также набором полномочий, присущих именно ханам: законодательная деятельность (в форме издания актов высшей юридической силы – ярлыков, которые прежде имели право издавать только независимые верховные правители-ханы), установление налогов и сборов, не предусмотренных мусульманским правом, сохранение чингисидской системы администрации (подробнее см.: [Семенов, 1929; 1954а; Bregel, 2000]). Эти полномочия бухарские эмиры, а также и другие правители из «новых» среднеазиатских династий сохраняли вплоть до прекращения существования их государств в первой четверти ХХ в.
Окончательное падение государства халифов произошло в середине XI века, когда на Запад двинулись воинственные кочевые туркмены под предводительством потомков бея Сельджука. Приняв за несколько десятилетий до этого ислам, они боролись против всякого рода язычников, включая и христиан. В 1055 году Сельджукиды, как их стали называть по имени родоначальника династии, захватили Бадгад, их предводитель Тогрул-бек об'явил себя султаном, такое же звание получил и его брат. Таким образом, халифы Аббасиды окончательно лишились власти и стали впрямую зависимость от сельджукских султанов. Но халиф сохранил положение духовного, религиозного главы мусульман. Сельджуки продолжили наступление на Запад, против Византии. Дальнейшие завоевания сельджуков привели к тому, что вскоре вся Передняя Азия оказалась вновь объединенной в единую исламскую державу. Громадное государство сельджуков простиралось от побережья Средиземного моря до Центральной Азии. Но скоро это государство распалось ряд самостоятельных
эмиратов .
Даже в авторитарных республиках региона, контролируемых военными, есть много кланов, более влиятельных, чем «малая пятёрка» ОАЭ. Однако малые
эмираты , войдя в состав единого государства, созданного Нахайянами и Мактумами, обеспечили своим династиям легитимность с точки зрения международного права, которой лишены не столь предусмотрительные феодальные роды Ближнего и Среднего Востока.
Начавшиеся в феврале и все еще продолжающиеся в Манаме и других городах страны антиправительственные выступления обрели конфессионально-религиозную окраску бунта большинства шиитского населения против правящего в
эмирате суннитского меньшинства. В стычках с полицией погибло около ста человек. Демонстранты требуют не только проведения экономических реформ, но и роспуска правительства, создания новой конституции и принятия мер с целью прекращения конфронтации между суннитами и шиитами. Для обеспечения безопасности в стране на помощь королевской власти введены войска Саудовской Аравии и ОАЭ.
Отдельно выделяются смешанные формы правления, например Объединенные Арабские
Эмираты – это федерация, со своими субъектами – эмиратами, во главе каждого из которых стоит абсолютный монарх – эмир. Эмиры каждые 5 лет собираются на съезд и избирают верховного эмира. Таким образом, в этой форме правления сочетаются признаки абсолютной монархии и принципы выборности и ограничения правления сроком в 5 лет, есть возможность выразить вотум недоверия.
В последующие десять лет после покорения мусульманских
эмиратов Испании Альмохады завоевали территории Алжира, Туниса и западную часть Триполитании (то есть западную половину современной Ливии). Покорение этих земель представляло собой длинную серию непродолжительных войн против местных «царьков» и кочевых племен, отстаивающих зону своих кочевок и право на независимость.
В сентябре 1919 г. в Нагорной Чечне был образован Северо-кавказский
эмират (1919–1920) накшбандийского шейха Узун-Хаджи из аварского с. Салта (ум. в 1920). Правительство эмирата возглавил Нажмутдин Гоцинский (из аварского с. Гоцо в Дагестане) (1859–1925), избранный имамом Чечни и Дагестана в августе 1917 г. на съезде духовенства в с. Ведено. Министром внутренних дел и главнокомандующим стал ротм. кн. М. Дышинский-Арсанукаев. Эмират выступал против засилья на Кавказе большевиков и белогвардейцев. Узун-Хаджи обратился за помощью к правительствам Турции, Азербайджана и Грузии. Он поддерживал связи с командующим турецкой “Мусульманской армией на Кавказе” Нури-Пашой, со штабом в г. Елисаветполе (совр. Гянджа) в Азербайджане.
В Бухарском
эмирате при эмире Шохмуроде (1785–1800) наступила стабильность, проводились реформы в государственном управлении и экономике. Эмир Шохмурод отвоевал у Ирана Мерв. Воюя со своим братом Умар-бием – наместником Мерва, Шохмурод разрушил Мургабскую плотину и переселил большую часть населения в Самарканд и Бухару, что привело к полному запустению Мервского оазиса.
Действительно, именно с Румским султанатом связаны наиболее документированные (благодаря прежде всего византийским источникам) военные кампании, определившие процессы дальнейшей тюркизации и исламизации Анатолии. В 1117 г. в битве под Филомелионом (Акшехиром) византийцы взяли частичный реванш за поражение при Манцикерте, лишив Румский султанат выхода к морю и временно остановив заселение тюрками западных областей Малой Азии, однако на протяжении всего XII в. Румский султанат оставался важнейшим фактором в хитросплетениях постоянно менявшихся отношений между Константинополем, государствами крестоносцев, тюркскими
эмиратами Анатолии и сельджукской, а затем зенгидской Сирией, особенно после того как в 1147 г. под ударами Сельджуков растаяли армии II крестового похода.[111] Попыткой обуздать зарвавшегося вассала и восстановить хотя бы формальный сюзеренитет являлся поход союзного войска Мануила I Комнина во Фригию, – «ошибка, погубившая Византию»,[112] – закончившийся разгромом под Мириокефалоном в 1176 г. Эта победа на следующие полвека превратила Сельджуков Рума в могущественнейшую державу Анатолии, постепенно распространившую свою власть на Вифинию и Фригию.[113] Задача вытеснения Византии, подчинения тюркских князей и создания в Малой Азии единого сильного мусульманского государства к концу XII в. была Сельджуками выполнена, и Фридрих Барбаросса во время III крестового похода (1190 г.) искал поддержки против Саладина уже непосредственно у султана Рума как у равного себе властителя…[114]
К концу VII века все Закавказье было захвачено Арабским халифатом. В Восточной Грузии возник Тбилисский
эмират , правитель которого назначался в Багдаде.
Через полгода после провозглашения Аббасидского халифата шииты поймали суннитского, восемнадцатого халифа Марвана II Омейяда, скрывавшегося в Месопотамии после разгрома шиитами суннитского войска в битве на реке Большой Заб, и казнили его. В кратчайший срок были истреблены почти все Омейяды. Их династии удалось отсидеться только в Кордовском
эмирате на Пиренейском полуострове. О тех Омейядах мы ещё поговорим, поскольку они учредили при своих дворах единственные в истории гаремы мальчиков и юношей.
Аналогичная форма правления установлена также в Объединенных Арабских
Эмиратах , но там высшим органом государственной власти является Совет правителей, в который входят эмиры 7 членов федерации. Совет правителей из своего состава избирает на 5 лет председателя (Президента). Никакой очередности, в отличие от Малайзии, здесь нет, и Президентом, как правило, избирается эмир крупнейшего субъекта федерации – Абу-Даби.
Многочисленные документы свидетельствуют о налаживании крепких идеологических и финансовых контактов местных религиозных кругов с Министерством религиозных дел и вакуфов Саудовский Аравии, с крупными бизнесменами из Кувейта, Ирана,
Эмиратов , Алжира. Они беспрепятственно едут и летят в Татарстан целыми делегациями. В результате многолетнего присутствия ваххабитских имамов в ключевых мечетях республики им удалось привлечь к деятельности ваххабитского холдинга многих представителей элиты Татарстана. К сегодняшнему дню ряд чиновников высокого ранга, представители банковского и бизнес-сообщества сознательно осуществляют финансирование ваххабитской проповеднической машины. В этой связи, считают эксперты, для достижения мира в республике необходим учет наличия сложившейся лоббистской, финансовой и административной группировки, инкорпорированной в состав ваххабитского холдинга [300].
Но, несмотря на принятые им жесткие меры, удержать власть силой оказалось и для него невозможно. Начались новые массовые восстания в разных областях халифата. А в 750 году персидский военачальник Абу Муслим повел войска против Марвана II. 25 января 750 года произошло грандиозное сражение у реки Большой Заб. Традиционной главной ударной силе в войсках халифов – коннице – Абу Муслим противопоставил сплошной строй пеших воинов, вооруженных длинными тяжелыми копьями по образцу древнегреческих сарисс. Арабская кавалерия помчалась в атаку, но копьеносцы не дрогнули. Таким образом, первый же натиск армии халифа Марвана оказался неудачным, а последующей контратакой войск Абу Муслима силы Омейядов были полностью разгромлены. Погибли многие родственники халифа, а сам он бежал в Египет, но там был убит в августе того же года. От великой державы Омейядов остался только Кордовский
эмират (впоследствии халифат) на территории современной Испании, названный так по имени столицы – города Кордова.
Миру предлагался некий «исламский проект», патронируемый в первую очередь Саудовской Аравией и имеющий международный характер. Организационная форма реализации этого проекта – претендующая на статус международной организации саудовская «Лига исламского мира», Рабита аль-алям аль-ислами. Попытки реализовать этот «исламский проект» предпринимались в разных странах. Однажды он даже был реализован: в талибанском «Исламском
эмирате Афганистана». Имеют место эти попытки и на территории России, как в форме имплантации филиалов самой «Аль-Каиды» (по преимуществу на российском юге), так и в форме внедрения ассоциированных с «Аль-Каидой» группировок, занимающихся пропагандистской подготовкой почвы для последующей имплантации ячеек глобальной международно-террористической сети. В материалах «Аль-Каиды» Чечня после 1994 года фигурировала как «Исламская республика Чечни».
В сентябре 1960 г. Саудовская Аравия, Кувейт, Иран, Ирак и Венесуэла приняли решение об учреждении ОПЕК. Через четыре месяца Катар, находящийся все еще под английским протекторатом, стал шестым членом этой организации. В 1964 г. в нее вступил
эмират АбуДаби, членство которого было распространено на образовавшееся позднее государство ОАЭ. В целом необходимость в скоординированных действиях для защиты своих национальных интересов в нефтяной сфере аравийские монархии стали ощущать уже в 1950-х гг., когда они осознали, что нефть стала превращаться в реальный источник доходов. Связанные концессионными соглашениями, они получали менее 10 % от доходов, которые могли бы иметь, если бы самостоятельно распоряжались своими нефтяными ресурсами.
В V веке на захваченные римлянами земли Испании вторглись германские племена. Вандалы, перейдя через Пиренеи, на полуострове не задержались, а вестготы и свевы осели на захваченной территории, с того времени вошедшей в состав огромного государства. Вестготское королевство продержалась около трех столетий. В начале VIII века германцев сильно потеснили африканские берберы, или мавры, как их называли покоренные народы. После водворения мусульман Испания стала частью Арабского халифата, и лишь на севере страны, в горах Астурии, продолжало существовать небольшое христианское королевство. После падения династии Омейядов один из уцелевших ее представителей сумел добраться до Пиренейского полуострова, где основал независимый
эмират , который оказался сильнее и долговечнее обеих империй.
В настоящее время на политической карте мира находится 30 монархий: 14 – в Азии, 12 – в Европе, 3 – в Африке, а одна – в Океании. Это королевства, империя, княжества, герцогство, султанаты,
эмираты и папское государство Ватикан.
С возобновлением войны между византийцами и арабами города и провинции неоднократно переходили из рук в руки противоборствующих империй. Ситуация усложнилась разногласиями в рядах нахараров, одни из которых отдавали предпочтение византийцам, а другие становились на сторону арабов, вначале проявлявших себя более либеральными властителями, чем греки. Сирийский историк Дионисий из Тель-Мара, который был в Армении в 716–717 годах, утверждает, что страна, когда-то отличавшаяся множеством жителей, обилием виноградников, засеянных злаками полей и роскошных садов, была пустынной и безжизненной. Арабское правление стало более жестоким, когда Аббасиды свергли династию Умайадов, и бунты были безжалостно подавлены. Многим нахарарам вместе с семьями и сторонниками пришлось искать убежища на византийских землях. Этот массовый исход имел самые серьезные последствия. Причем они заключались не только в том, что люди лишились своих предводителей и защитников. Покинутые земли немедленно населили мусульманские эмигранты. Так появился ряд арабских
эмиратов , ставших преградой для объединения страны после ее освобождения от иностранного ига.
Чуть забегая вперед, отметим, что именно из числа оставшихся в Грузии кыпчаков происходил известный полководец царицы Тамар, командующий грузинскими войсками Кубасар. Кыпчаки, приведенные царем Давидом, сыграли основную роль в укреплении самостоятельности Грузинского царства и власти самого царя. С их помощью совершались походы в глубь территории Ширвана, кыпчаки сыграли главную роль в победе Давида IV над Гянджинским атабеком Сельджукидов в Дидгорской битве 1121 года, в результате чего к Грузинскому царству уже в следующем 1122 году был присоединен Тифлисский
эмират . Вскоре были присоединены Дманис (крепость Туманис в эпосе «Деде Горгуд») и Ани. Вместе с тем царь Давид, чтобы окончательно не испортить отношения с мусульманским миром, посетил Джума-мечеть в Тифлисе и запретил христианскому населению Тифлиса содержать свиней.
Было предпринято несколько неудачных попыток оказать воздействие на анклав Территории племен федерального управления. Плохо оснащенная пакистанская армия понесла там огромные потери, столкнувшись с ожесточенным сопротивлением племен. 6 сентября 2006 года пакистанское правительство согласилось заключить мирный договор с движением «Талибан», которое подписало соглашение о прекращении огня от имени Исламского
Эмирата Вазиристан. В результате этого договора число нападений на силы НАТО в Афганистане увеличилось втрое.
Другим городом, в котором это подтвердилось, стал Эль-Каим, который аз-Заркави по понятным геостратегическим причинам сделал столицей своего Западно-Евфратского «
эмирата ». Этот город, населенный суннитами и бедуинами, примыкает к сирийской границе, по другую сторону которой расположен город Альбу-Камаль; к тому же рядом с ним проходит главная дорога, соединяющая Ирак и Иорданию. Здесь также находятся крупнейшие на Ближнем Востоке шахты по добыче фосфатов и огромная сеть пещер, через которую боевики могли незаметно перебрасывать через границу людей и оружие{145}.
Черчилль создал
эмират Трансиордания с населением в двести тридцать тысяч жителей, немалую часть которых составляли кочующие бедуины. В этом государстве была одна единственная железная дорога, построенная для перевозки паломников к священным местам, но не было ни одной заасфальтированной улицы. Для пополнения своего государственного бюджета Абдаллах ежегодно получал от англичан сто пятьдесят тысяч фунтов стерлингов. Ядро армии Абдаллаха – Арабского легиона – составляли британские офицеры во главе с полковником Джоном Глабом.