Связанные понятия
Бантам (султанат) (1526—1687 гг.) — средневековое мусульманское государство. Располагалось в западной части острова Ява, и образовалось после распада империи Маджапахит.
Султанат Махра (араб. سلطنة المهرة) — арабско-махрийское государство, существовавшее на территории современной мухафазы Эль-Махра на востоке Южного Йемена (с XVI века до 1967 года). Во главе султаната стояла династия Бану Афрар аль-Махри.
Эмира́т (от араб. أمیر — повелитель, вождь) — форма правления исламского государства, возглавляемого эмиром.
Султа́н (араб. سلطان sulṭān, от арам. שולטנא šulṭānā — власть) — титул правителя в исламских государствах, с несколькими историческими значениями. Если государством правит султан, то вместо слова государство употребляется слово султанат.
Сонгай — торговое государство, созданное в XV—XVI вв. народом сонгаи вдоль среднего течения реки Нигер на территории современных государств Мали, Нигер и Нигерия.
Упоминания в литературе
В Делийском
султанате не было какой-либо признанной системы государственных органов. Султан вершил дела с помощью тех людей, которых он назначал, произвольно определяя их полномочия. Тем не менее в Индии существовали два главных ведомства: финансовое и военное. Делийский султанат был разделен на 23 провинции. Крупные провинции делились на шики (области). Следующей административной единицей был паргана (район), включающий ряд деревень. Наместники провинций пользовались почти полной автономией во всех внутренних делах своей области, особенно в конце существования Делийского султаната. Провинции копировали центральную администрацию.
Только в середине XII века сельджуки отвернулись от старого мусульманского мира, чтобы построить в Малой Азии по мусульманскому образцу и на прочной основе упорядоченное княжество со своей собственной династической линией султанов, управлявших Центральной Анатолией из своей столицы в Конье. Их династия стала известна другим мусульманским державам как Румский
султанат . По-арабски они были «Цезарями Рима», что предполагало наследование этого остатка «Римской» империи. Сами византийские христиане после битвы при Мириокефалоне, век спустя после Манцикерта, продолжали править в Западной Анатолии за согласованной границей, или «пограничной зоной», поддерживая мирные отношения с объединенным государством сельджуков. Так, сельджуки Рума, опираясь в исламском мире на престиж своего императорского происхождения от Великих Сельджуков Персии, развились в сильное, процветающее государство, достигшее своего зенита в первой половине XIII века.
Господствующим слоем стал слой служилых землевладельцев, причем с захватом Северной Индии мусульманскими завоевателями и образованием в 1206 г. Делийского
султаната , объединившего большую часть Индии, верхние слои его были представлены мусульманами, а средние и низшие – преимущественно индусами. При этом в течение многих столетий крестьянство и низшие (а порой и более высокие) слои феодалов данного региона принадлежали нередко к одним кастам.[199] В Делийском султанате и после мусульманского завоевания многие земли оставались в руках касты раджпутов на вотчинном праве, хотя многие их роды были истреблены или покорились, сохранив свои земли уже в качестве ленных владений. В существовавшей на юге Индии после распада Делийского султаната централизованной империи Виджаянагар (XIV–XVI вв.) военные вассалы (амаранайяки) получали земли (10–12 деревень) из государственного фонда на время службы, права наследования формально не было, но фактически они передавали их по наследству. Это государство отличалось тем, что в нём существовал развитый чиновничий аппарат.[200]
А. Оджалан пишет: «Предки современных турок и курдов, несмотря на существовавшие между ними некоторые противоречия, осознавали жизненно важную роль, которую играет необходимость стратегического союза. Еще в XI веке двери Анатолии раскрылись перед огузскими племенами; известно также, что оба народа действовали в стратегическом союзе против армии крестоносцев. Политические связи, оказавшиеся выше мировоззрения тюркских и курдских княжеств, действовали не только против Византийской империи и не ограничивались борьбой против крестоносцев, но были эффективны в борьбе против арабских, персидских
султанатов , шахов и эмиров. Эта истина подтверждается еще и тем, что провинция Курдистан впервые была сформирована в период правления Сельджукидов. Эти взаимоотношения, четко выраженные в период правления курдской династии Эйюбидов, продолжились и в периоды правления династий Артукидов, Каракоюнлу и Аккоюнлу. Проблемы, с которыми столкнулась Османская империя во время своей экспансии в Иран, на Аравийский полуостров и Кавказ, были решены в результате длительных дипломатических усилий Идрис-и Битлиси, увенчавшихся союзом с курдскими княжествами. Империя стала вдвое больше. Стратегический союз в этот период был более очевиден. Основной стержень империи в этническом плане составляли тюрки и курды»[36].
Возникнув как пограничное княжество в момент ослабления Византийской империи и Сельджукского
султаната , Османский бейлик расширял свою территорию за счет них. Именно это определило будущее этого бейлика, который постепенно присоединял области, захваченные у Византийской империи, земли, принадлежавшие сельджукским правителям, а также территории других туркменских племенных образований, расположенные по соседству. Еще одним фактором, повлиявшим на быстрое усиление Османского бейлика, был постоянный приток племен, которые сохраняли полукочевой образ жизни. Кроме кочевников, в бейлик стекались со своими сторонниками шейхи дервишеских (суфийских) братств. Среди них особое место занимают лидеры объединения ахи, которые своей целеустремленностью придавали силу и религиозную окраску османским набегам7, а также участвовали в обороне городов8. Благодаря лидерам ахи, а также шейхам и разным полумифическим дервишам обычные набеги, совершавшиеся на территорию соседних христианских государств, превратились в борьбу за веру (газават). В течение последующих двух веков после своего образования маленький Оманский бейлик превратился в одно из самых могущественных государств того времени.
Связанные понятия (продолжение)
Мальдивцы — народ, населяющий Мальдивский архипелаг, или республику Мальдивы, расположенный в Индийском океане, к юго-западу от Шри-Ланки. Архипелаг состоит из 19 атоллов, объединяющих 1196 островов, из которых заселено около 200. Численность — 180 000 чел. 5 000 проживают в Индии. Столица — Мале (30 000 чел на 1981 г.).
Такрур (Takrur, Tekrur или Tekrour) — одно из небольших государств Западной Африки, существовавшее в IX—XIII веках, чей расцвет пришелся примерно на тот же период, что и у Империи Гана. Одно из первых исламских государств в этом регионе. Столица располагалась на острове Морфил между реками Сенегал и Дуэ на севере современного Сенегала, в то время важном центре транссахарской торговли.
Подробнее: Текрур
Ара́бская работорго́вля — практика работорговли, имевшая место в арабском мире, в основном в Западной Азии, Северной Африке, Юго-Восточной Африке, на Африканском Роге, а также некоторых частях Европы (например, Пиренейском полуострове и Сицилии) в период господства арабов в этих районах. Торговля была сосредоточена на невольничьих рынках Ближнего Востока, Северной Африки и Африканского Рога. Не существовало ограничений на торговлю людьми конкретной расы, национальности или религии, а сами работорговцы...
Канем (ок. 700—1376) — доколониальное африканское государство. Занимало территорию современного Чада, а также южной Ливии (Феццана), восточного Нигера, северо-восточной Нигерии и северного Камеруна. История Канема с XIII века хорошо известна благодаря Королевской хронике (en:Girgam), найденной в 1851 году немецким путешественником Генрихом Бартом. Преемником Канема стало государство Борну.
Амбонцы (другое название — амбоинцы, самоназвание — оранг-амбон) — народ, относящийся к амбоно-тиморской группе, проживающий на востоке Индонезии на Амбонских островах и юго-западе острова Серам, входящих в состав Молуккских островов. Также проживают на островах Ява, Новая Гвинея (в провинции Ириан-Джая) и некоторых других районах Индонезии. Кроме того, около 35 тысяч амбонцев проживают в Нидерландах. Общая численность народа на конец XX века составляла 600 тыч. человек, из которых 350 тыс. проживало...
Мурабит (араб. مُرابِط или مَربوط ) — в Западной Африке (а ранее и в странах Магриба) мусульманский святой, живущий в рибате или посвящающий себя тому делу, которое составляет назначение рибата. Гробницу с куполом, где хоронили таких святых, также называли марабутами.
Дорога специй — сухопутная часть одного из древнейших торговых маршрутов на земле, связывавшего Индию, Острова пряностей и Восточную Африку со странами Средиземноморья. Начинался от портов Аравийского и Красного морей, где товары перегружались на караваны, которые шли через Петру к побережью Средиземного моря. Для облегчения торговли царица Хатшепсут, фараоны Сенусерт III и Нехо I, а также царь Дарий I предпринимали попытки прорыть канал, связывающий Красное море со Средиземным.
Африканские империи — крупные государства и государственные образования, основанные в древности и в средние века на африканском континенте.
Банданцы — общее название для двух по сути разных народов Индонезии: старобанданцев и оранг-банда.
Исламизация (араб. أسلمة aslamah) — политический термин, обозначающий процесс усиления влияния ислама в различных сферах государственной политики и общественной жизни, а также процесс увеличения количества людей, исповедующих ислам в определённом регионе или стране.На данный момент в мире насчитывается более 1 млрд человек, исповедующих ислам. В 1900 году на долю мусульман приходилось всего 4,2 % населения, сегодня около 22 % от населения Земли. Согласно прогнозам, число мусульман на Земле к...
Субконтинент — крупная масса суши в составе какого-либо континента, которую по историческим и геотектоническим причинам отличают от остальных земель «материнского» континента.
Канди (сингальск. කෝට්ටේ රාජධානිය, там. கண்டி இராச்சியம்) — государство, существовавшее в центральной части острова Шри-Ланка с XV по XIX вв. Территория государства в первой половине XVI века примерно соответствовала Центральной провинции, Северо-Центральной провинции, Восточной провинции и провинции Ува.
Нево́льничий бе́рег (англ. Slave Coast) — берег залива Бенин и прилегающие к нему прибрежные районы на территории современных государств Того, Бенина и западной части Нигерии. В XVI–XVIII веках Невольничий берег был крупнейшим центром работорговли в Африке, контролируемым в основном Англией и Нидерландами, — отсюда и происхождение названия.
Протектора́т (лат. protector — покровитель) — форма межгосударственных отношений, при которой одно государство находится под защитой (в первую очередь, военной) другого государства. Протекторатом также называется защищаемое государство. Государство, осуществляющее протекторат, называется протектором. При этом суверенитет защищаемого государства частично делегируется протектору: защищаемое государство не полностью суверенно во внешнеполитических делах при почти полном сохранении суверенитета во внутренних...
Расширение арабской империи после смерти пророка Мухаммеда привело к созданию халифатов, которые занимали обширную географическую область, и обращение в ислам распространялось, благодаря миссионерской деятельности. Эти ранние халифаты с мусульманской экономикой и торговлей и последующее расширение Османской империи привели к распространению ислама вне Мекки — до Атлантического и Тихого океанов — и созданию мусульманского мира. Торговля играла важную роль в распространении ислама в различных частях...
Подробнее: Распространение ислама
Колонизация Африки — процесс европейской (ранее также азиатской) колонизации африканского континента.
Традиционные (исторические, церемониальные) государства — особый род политической, социальной и культурной организации в ряде государств, при котором частью прав и прерогатив государственной власти наделены институты, не относящиеся к высшим, центральным и местным административным органам, но параллельно выполняющим часть функций каждого из этих уровней государственной власти. Т. Г. не стоит путать с термином чифдом (вождество) — хотя современном мире они занимают схожее положение, родо-племенная...
Исла́м (араб. الإسلام — «покорность», «предание себя Богу») — самая молодая и вторая по численности приверженцев, после христианства, мировая монотеистическая авраамическая религия. Число приверженцев — более 1,8 млрд человек, проживающих в более чем 125 странах мира.
Яванская война 1825—1830 гг. — восстание коренного населения индонезийского острова Ява против голландских колонизаторов.
Малаба́рский берег — длинное и узкое побережье на юго-западе полуострова Индостан, расположенное к югу от Гоа, между Индийским океаном и Западными Гатами. Побережье простирается на 845 км по территории индийских штатов Карнатака и Керала. На побережье находилась историческая область Южной Индии Малабар.
Занзибарская революция (1964) привела к свержению султана Занзибара, и его в основном арабского правительства, местными революционерами. Занзибар, этнически пёстрое государство, состоящее из ряда островов у восточного побережья бывшей британской колонии Танганьики, получил независимость от Британии в 1963 году. Однако серия парламентских выборов привела к тому, что власть осталась в руках арабов, которые унаследовали её с тех пор, как Занзибар был заморским владением аравийского султаната Оман. Получившая...
Шери́ф , шари́ф (араб. شريف — знатный, благородный, честный; мн. число араб. أشراف) — почётный титул мусульман, передаваемый по мужской и женской линиям.
Кондоми́ниум (лат. con — вместе и dominium — владение), совладе́ние — совместное управление одной и той же территорией несколькими государствами.
Рустак — сельское поселение в странах, находившихся под персидским или арабским влиянием в Средневековье. Слово образовалось как арабизированная форма от среднеперсидского термина перс. روستاق, «ростаг» («сельский район», «окрестности», «предместье»).
Колонии и зависимые территории Великобритании — все территории мира, когда-либо находившиеся в колониальной или иной форме зависимости от Англии, Великобритании или личной зависимости от английского (британского) монарха. Исторически эти территории относились к Британской империи.
Коло́ния (лат. colōnia «поселение») — зависимая территория, находящаяся под властью иностранного государства (метрополии), без самостоятельной политической и экономической власти, управляемая на основе особого режима. Зачастую колониальный режим не предоставляет права граждан населению контролируемой территории, сравнимые с правами граждан метрополии. При этом граждане метрополии пользуются в колониальных территориях большей властью и привилегиями, по сравнению с коренным населением. Образование...
«Песча́ные дю́ны » или «дю́ны» (англ. sand dunes или dunes) — филателистическое название совокупности почтовых марок эмиратов восточной и южной части Аравийского полуострова конца 1960-х — начала 1970-х годов, выпущенных на коммерческий рынок в неумеренных количествах и признанных Международной федерацией филателии (ФИП) «нежелательными».
Бе́лые раджи ́ (Бру́ки) (англ. White Rajas) — династия королей Саравака — англичан, правившая с 1841 по 1941 год и в 1946 году.
В Средние века на территории хаусаленда (север Нигерии, юг Нигера) существовали города-государства (Кано, Зария, Замфара, Кадуна, Даура и пр.). Их расцвет пришёлся на XV—XIX вв., когда они стали важными торговыми центрами на пути караванщиков, задействованных в транссахарской торговле.
Подробнее: Города-государства хауса
Заморин (англ. Samoothiri, Малаялам: സാമൂതിരി, русский термин образован от англизированного варианта англ. Zamorin) — титул, который носили правители в Кожикоде, государстве на юге Индии, в настоящее время это территория штата Керала. Заморины правили с XII по XVIII век, и были главной силой в регионе в средние века. Со времён династии Чера заморины были единственной силой, способной объединить все разрозненные княжества Керала. В 1766 году княжество Майсур во главе с Хайдар Али разбилo заморина...
Спо́рная террито́рия — территория (область, регион, район, участок местности), чья государственная принадлежность является предметом территориального спора между двумя или несколькими государствами.
Работорго́вля — продажа и покупка (торговля) людей в рабство. Наиболее массовым проявлением работорговли в истории был вывоз рабов из Африки; в связи с этим наиболее распространён образ чернокожего раба. Однако работорговля непосредственно не связана с расовой принадлежностью рабов.
Криптохристианство (также крипто-христианство, криптохристиане, подпольное или тайное христианство; греч. κρυπτός — «тайный», «укрытый») — в Средние века и Новое время — подпольные, тайные последователи христианства, особенно в обществах, где преобладают последователи другой веры, оказывающие религиозное давление на представителей данного религиозного меньшинства.
Халифа́т (араб. خلافة — замещение, наследование) — первоначально, арабо-мусульманское государство, созданное пророком Мухаммедом и впоследствии возглавляемое халифами («заместителями, наследниками»), а также система теократического исламского государства.
Деканские султанаты — пять независимых мусульманских государств, возникшие на Деканском плоскогорье между реками Кришна и Виндхья после распада Бахманидского султаната. Султанаты в основном вели междоусобную войну, но в 1565 году объединились и нанесли сокрушительное поражение Виджаянагарской империи в битве при Таликоте. В 1574 году Ахмаднагарский султанат присоединил к себе Берарский султанат, а затем в течение XVII века все деканские султанаты вошли в состав Империи Великих Моголов.
Саса́ки (самоназвание — сасак) — этническая группа на острове Ломбок (Малые Зондские острова, Индонезия), составляют большинство населения острова.
Да́у (араб. داو — «да́у»), иногда (менее правильно) до́у (от англ. dhow) или дха́у — общее название разных арабских судов (багала, бателла, самбук, зарук и т. д.) с латинским парусным вооружением. Эти лёгкие, но прочные суда производят из тикового дерева, растущего в Индии, по выверенным веками технологиям.
Бенгальский султанат — мусульманское государство, существовавшее в XIV—XVI веках на территории Бенгалии.
Буферные государства — страны, расположенные между враждующими (в военном или геополитическом смысле) государствами, разделяющие их и обеспечивающие таким образом отсутствие общих границ и контакта враждебных друг другу армий. Часто используются противоборствующими державами для создания «санитарных кордонов».
Подробнее: Буферное государство
Второй раздел Бенгалии (1947 год) — окончательный раздел историко-культурной области Бенгалия, входившей в состав бывшей Британской Индии, между обретшими независимость от Великобритании республиками Индия с преобладающим индуистским населением и Пакистан, где преобладали мусульмане. Второй раздел Бенгалии пришёлся на 1947 год, когда Индия обрела независимость и Бенгалия была во второй раз разделена на две части по религиозному признаку. Восточная часть Бенгалии, где преобладали мусульмане, отошла...
Голландская Ост-Индия (нидерл. Nederlands-Indië) — голландские колониальные владения на островах Малайского архипелага и в западной части острова Новая Гвинея.
Коро́нная коло́ния (англ. Crown Colony) — тип колониальной администрации в Британской империи.
Бутунг или бутон — народ в Индонезии, говорящий на языке Чиа-чиа. Располагаются на островах Бутунг, Муна и на других соседних островах. Бутунг были мореплавателями и торговцами. Широко расселились по Восточной Индонезии, особенно на Молуккских островах. Вместе с родственными народами в XVII—XX веках входили в султанат Бутунг.
Риба́т (от араб. رباط — гостиница) — первоначально означает сторожевой дом или укрепление, каких немало было во многих местах на границах области ислама для их защиты. Позднее подобные сооружения использовались для защиты коммуникаций и служили центрами суфийской мистической культуры.
Медина (араб. المدينة العتيقة) в странах Магриба и Северной Африки вообще — старая часть города, построенная во времена арабского владычества в IX веке. Слово «медина» (аль-мадинат) в современном арабском языке означает просто «город».
Упоминания в литературе (продолжение)
В разных мусульманских странах ислам существует в различных социально-политических условиях. В зоне распространения ислама представлен весь возможный спектр форм правления: объединения племен, королевства,
султанаты , эмираты, конституционные монархии, буржуазные республики, а также политические режимы, связавшие свое будущее с идеями социалистической ориентации. Естественно, в разных странах светские партии, правящие и неправящие, по-разному относятся к религиозным движениям и течениям. Диапазон учета так называемого исламского фактора в странах мусульманского мира очень широк: от административного запрещения и судебного преследования религиозных движений и организаций до попыток правящих партий выдать себя за истинно исламские партии. В силу вышесказанного среди государств мусульманского мира имеются глубочайшие различия.
В 1912 году группа сирийских иммигрантов-единомышленников организовала в Каире так называемую Османскую партию децентрализации. Эти каирские активисты резко критиковали политику централизации, проводившуюся младотурецким правительством, и утверждали, что, учитывая все этническое и расовое разнообразие Османской империи, единственный способ эффективно управлять такой страной – это внедрение федеративной системы, предусматривающей значительную степень автономии ее федеральных субъектов. В качестве образца для подражания они приводили Швейцарию с ее децентрализованной системой власти и автономными кантонами. Вместе с тем Партия децентрализации выступала за единство империи как Османского
султаната , а также за использование турецкого языка наряду с местными языками во всех провинциях.
Между тем после битвы при Манцикерте уже в 1080-е гг. в Центральной Анатолии, к северу от земель Румского
султаната , оформляются владения Данишмендидов, Эрзинджан становится столицей Менгуджакидов, Диярбакыр перешел под власть Иналоглу, соседний Битлис передан Мехмеду-гази, основателю династии Дилмачоглу; на рубеже XI–XII вв. Хасанкейф переходит под власть Артукидов, Ахлат на северном берегу оз. Ван достается Сукману аль-Кутби, потомки которого приняли титул Шах-Арменидов, в 1103 г. в Эрзеруме укрепляются Салтукиды… Все эти мусульманские династии первоначально прокламировали свой вассалитет по отношению к Халифату, в т. ч., как мы видели, и архитектурными средствами, однако по мере ослабления Великих Сельджуков были вынуждены искать новых сюзеренов, – вплоть до египетских Фатимидов.
В настоящее время на политической карте мира находится 30 монархий: 14 – в Азии, 12 – в Европе, 3 – в Африке, а одна – в Океании. Это королевства, империя, княжества, герцогство,
султанаты , эмираты и папское государство Ватикан.
Силовые центры БСВ на протяжении тысячелетий оставались и продолжают оставаться на своих местах, причем соотношение их военно-политического и экономического веса и общие направления соперничества остаются неизменными. Мы находим Турецкую республику на месте Оттоманской Порты, которое до нее занимала Византия, а когда-то – хетты. Исламскую республику Иран на месте Ирана Сасанидов, Парфии Аршакидов, Персии Кира, Мидии и Элама. Современное Государство Израиль там, где когда-то двенадцать еврейских колен построили библейские Иудею и Израиль. Тунис – именно потому не часть Ливии или Алжира, что это исторический Карфаген. Ливан с его вечной гражданской войной не провинция Великой Сирии, потому что он – прямой наследник Финикии с ее вечно враждующими городами-государствами. Марокко и Алжир сменили Мавританию и Нумидию, Благословенная Аравия превратилась в иссушенный Йемен,
Султанат Оман потерял Занзибар и Гвадар. Став Саудовской Аравией, захолустный Неджд завоевал Хиджаз с его священными городами, изгнав на север Хашимитов. Ирак разрывается между шиитами, суннитами и курдами, как когда-то Двуречье было разделено между шумерскими городами-государствами, Ассирией и Вавилоном. Состояние дел на границах Арабской республики Египет с Ливией, Суданом и Израилем напоминает об отношениях Древнего Египта с царством Куш, народами моря и гиксосами. Таких параллелей множество, и они относятся не только к самому региону, но и к его соседям – ближним и дальним. Что с того, что на месте Римской республики и Римской империи – Соединенные Штаты? Так ли велика для БСВ разница между империей Чингисхана и СССР? Китаем Хубилая и Китайской Народной Республикой? Индией Ашоки и Индией Ганди?
Для передачи всех географических названий на территории государства сельджуков – Румского
султаната , а также находящихся в Хорасане и Средней Азии, в книге использовалось принятое в настоящее время в турецком языке написание. Имена Сельджукидов, других знаменитых тюрок и названия находящихся в данном регионе памятников тоже приведены в современной транскрипции. Персидские и арабские имена собственные переданы с помощью транслитерации. Поэтому имя правителя сельджуков пишется как Кейхусров, а персидского героя – Кей-Хосров. Исключения сделаны лишь для таких слов, как «шах», «паша», и имени Сельджук, которые так давно употребляются в английском языке, что было решено придерживаться их традиционного написания[1].
Находящиеся на этом «Острове Арабов» Королевство Саудовская Аравия,
Султанат Оман и малые монархии Персидского залива: Объединённые Арабские Эмираты, Королевство Бахрейн и Эмираты Катар и Кувейт, – составляют Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Он же ССАГПЗ.
Но смерть Альп-Арслана не разрушила, как это часто бывает, единства империи. Дело в том, что еще при жизни султана его сын Малик-Шах был признан будущим повелителем тюрков. Он сопровождал отца во всех походах, в том числе и в битве при Манцикерте, и пользовался любовью и доверием войска, поэтому попытка его дяди и двух братьев оспорить права на престол была быстро и жестко подавлена. Малик-Шах оказался вполне достоин славы своего отца. При нем империя сельджуков достигла максимальных размеров. В первую очередь новый султан завершил покорение Средней Азии, завещанное отцом, а затем его бесчисленные армии обрушились на двух главных противников на западе – Византию и шиитский (а значит, еретический с точки зрения правоверного суннита, коим являлся Малик-Шах) халифат Фатимидов. Малик разделил свое войско надвое, отдав одну часть под руководство принца Сулеймана из младшей ветви сельджукидов. Сулейман отправился в Малую Азию и, легко разгромив в нескольких боях разрозненные остатки византийской армии, занял почти всю ее территорию. Так в 1077 году началась история Румского
султаната – первого тюркского государства на территории нынешней Турции. Любопытно, что название «Румский» (Римский) явно отражает стремление сельджукских завоевателей унаследовать великую и памятную на Востоке славу Римской империи. До смерти Малик-Шаха румские султаны признавали верховенство этого владыки сельджукского мира, но позднее они провозгласили полную независимость. И как раз против Килидж-Арслана, румского султана, просил помощи у римского папы византийский император Алексей, что и явилось одной из причин первого крестового похода. И именно румские сельджуки стали первым врагом, с которым столкнулись крестоносцы.
Потребовались 12 лет непрерывной борьбы с братьями, чтобы Мехмет I почувствовал себя в безопасности на троне. Мураду II пришлось противостоять претендентам на
султанат в лице его дяди и младшего брата. Когда Мехмет II включил в свой «Свод законов Османской династии», наряду с рутинными мелочными предписаниями о необходимости для придворных разбрасывать мелкие монеты во время выступления султана в военный поход или о смене ежеквартально облачения дворцовых пажей, одну жуткую статью, он руководствовался опытом правления своего отца и деда. Статья гласила: «После того как Аллах дарует одному из моих сыновей султанат, следует ради сохранения порядка в падишахстве умертвить его братьев. Большинство улемов объявили это допустимым. Соответственно надо и действовать».
Основой социально-экономической жизни Золотой Орды был контроль над торговыми путями, работорговля и нещадное ограбление покорённых территорий. В Орде находилось множество русских рабов и рабынь, ремесленников, заложников, ратников. Кто-то из них приехал в Орду по своей воле (как купцы или наемники), а большинство томились в неволе. Монголы долго сохраняли кочевой образ жизни и свою воинственную языческую религию. Тем не менее, оказавшись на перепутье между христианской Русью и мусульманской Средней Азией, ордынцы, по мере развития государства, нуждающегося в единобожии (цементирующем державу к освящающем власть верховного хана), должны были, подобно князю Владимиру I, сделать новый религиозный выбор. Хотя в Сарае с 1260 года существовала православная епископия, а многие из татар (в том числе, и из числа знати) приняли крещение (часто – в несторианской версии христианства), выбор веры был предопределен тем, что к началу XIV века в Золотой Орде доминировали чиновники-мусульмане и мусульманские купцы из Средней Азии. В 1314 году хан Узбек принял ислам и сделал его обязательной религией Золотой Орды, истребив и изгнав всех несогласных с этим выбором. Так Улус Джучи стал мусульманским
султанатом .