Связанные понятия
Атабек или атабей (атабей, атабег, atabay, atabek — см. атабек, композитум из двух тюркских слов «ата» — отец и «бей», или «бек» — вождь; тюрк., дословно: «отец-правитель»; высокий сельджукский титул, в смысловом значении обозначающим «регент») — владетели небольших государств, составлявших монархию Сельджуков в XI — XII столетиях.
Хали́ф , хали́фа (араб. خليفة — наместник, заместитель) — название самого высокого титула у мусульман. В разные времена взгляды на его содержание были разными.
Лалá (также Лалé или Лелé; осман. لالا, тур. Lala от перс. Lelê لله - учитель) — титул учителя-наставника наследных принцев в Османской империи и Сефевидском государстве . В отличие от более ранних наставников наследных шахзаде (принцев) — атабеков, обладавших значительной личной властью и полномочиями, со временем ставших регентами, фактически управлявших государством, Лала хоть и обладали значительным влиянием на опекаемых ими будущих правителей, но при этом не имели никаких властных полномочий...
Подробнее: Лала (титул)
Визи́рь (вазир, везер, везир, визир; мн. ч. вюзера́) — титул министра или высшего сановника в странах мусульманского Востока.
Эми́р или ами́р (араб. امير — повелитель, вождь) — в некоторых мусульманских странах Востока и Африки титул правителя, князя, а также вообще лицо, носящее этот титул.
Упоминания в литературе
По своей административной структуре управления аль-Кудс мало чем отличался от других османских городов Большой Сирии: Дамаска, Халеба (Алеппо), Наблуса, Дженина, Хеврона, Газы, Яффы и других. С установлением османского правления в Билад аш-Шаме в 1517 г. округа ее южной части, Палестины, всегда становились
частью более крупных соседних провинций – Дамасского или Сайдского эйалетов. Вплоть до египетской оккупации в 1831 г. за Иерусалимский санджак продолжали соперничать между собой дамасские и сайдские паши. Так, например, когда войска Мухаммада Али только готовились вступить в Палестину и Сирию, наместник Сайды Абдул-паша (1818–1831 гг.), в то время более могущественный, чем сирийский вали, подписывая документы, так указывал свой титул: «вали Сайды и Триполи, мутасарриф66 Газского, Рамлийского, Иерусалимского, Наблусского и Дженинского округов» (886, с. 95). И это при том, что Иерусалимский санджак формально относился к Дамасскому эйалету (811, с. 106). Кроме того, время от времени Абдул-паша регулярно менял по своему усмотрению мутасаллимов в Иерусалиме и Яффе, основная задача которых была сведена к сбору налогов.
Первого муфтия ОМДС заслуженно упрекают в авторитарности – в нарушение решения Правительствующего Сената от 1802 г. он решал дела единолично. Широко известно и его взяточничество. Поэтому попытки сместить муфтия с должности возникали даже среди казыев ОМДС. Однако сказывалось знакомство с опытом управления в Бухаре и России, являвшим примеры неограниченного и небескорыстного правления. М. Хусаин стремился выстроить прямые отношения с верховной властью и создать общероссийскую структуру с центром
в имперской столице. Вначале в качестве связующего звена он использовал О. А. Игельстрома, но тот покинул край в 1790–1796 гг. Тем не менее М. Хусаин стремился закрепить легитимность своей власти как на религиозном, так и на светском уровне, для чего старался получить в жены дочь одного из ханов. Первую попытку он предпринял в 1790 г., вторую – в 1798, и только третья – в 1800 г. – наконец завершилась его женитьбой на дочери бывшего хивинского хана Карая-султана – Каракуз, происходящей из рода Чингисхана[119]. Такое его упорство приводит на память ключевую легенду булгарской традиции – о женитьбе одного из сахабов на дочери булгарского хана. По утверждению А. Франка, она содержится как минимум в одной из рукописей «Таварих Вали Мухаммад Ишана», написанной в 1784–1785 гг.[120] К тому же дочь муфтия Фатима была замужем за выдающимся казахским правителем – ханом Букеевской Орды Джангиром.
Страны, не вошедшие в коалицию, поспешили выплатить дань. В последующие годы Тиглатпаласар уделял много внимания укреплению позиций Ассирии на западе, где были произведены масштабные административные изменения. Некоторые
царства, ранее имевшие статус вассалов, но оказавшиеся ненадежными, были преобразованы в ассирийские провинции. Некоторые источники беспокойства все еще остались, и в переписке, так же как и в царских анналах, сохранились упоминания о действиях в Сирии, имевших антиассирийскую направленность. Речь шла о самых разных действиях, от явного военного выступления до местных беспорядков, вызванных непопулярными экономическими мерами. В письме Тиглатпаласару от ассирийского чиновника, который наводил порядок в морских торговых портах Тира и Сидона, содержится такой пример. Ассирийские власти обложили налогом древесину, доставляемую из Ливана, после чего разъяренные горожане взбунтовались и убили ассирийского сборщика налогов. Ассирийский военный губернатор отреагировал со всей энергией и ввел в непокорные города войска. Их присутствие, как пишет автор письма, «повергло жителей в панику». Торговцы лесом тоже были потрясены. После столь явной демонстрации силы ассирийский чиновник дал указание торговцам валить лес, как и раньше, но наложил эмбарго на экспорт в Египет и города филистимлян[15]. Возможно, на это событие есть ссылка в Ис., 23: 5. Современные цари Иудеи и Израиля, соответственно Азария и Менаим, были тоже вовлечены в события, и в 4 Цар., 15: 19 – 22 сказано, как «дал Менаим Фулу тысячу талантов серебра». Чтобы выплатить эту сумму, «разложил Менаим это серебро на израильтян, на всех людей богатых».
Исмаил-паша пришел к власти при довольно странных обстоятельствах: все старшие претенденты на престол погибли во время железнодорожной катастрофы и были подозрения, что Исмаил ее и подстроил. Отношения с единственным выжившим в этой катастрофе своим дядей Халимом, младшим сыном Мухаммеда Али, у Исмаила складывались непросто. Поначалу Исмаил поручал ему важные государственные посты, но Халим все более открыто выражал недовольство политикой племянника. В конце концов Халим был выслан из Египта и продолжил свою оппозиционную деятельность в Константинополе. По матери Исмаил приходился двоюродным братом османскому султану Абдул-Азизу (1861–1876) и в 1867 г. сумел добиться от него признания за собой статуса хедива, то есть вассального правителя Египта. Предшественники Исмаила признавались Портой только
как вали – подчиняющиеся османскому правительству губернаторы.
Закончить характеристику «газийского периода» феодальных отношений южнее Аварского Койсу и в Высокогорье хотелось бы осторожным предположением: весьма возможно, что именно ко второй
половине XV в. относится то верховенство кумухских шамхалов в Дагестане, которое отразилось в известном перечне податей и стало основанием их долговременных претензий на место «вали Дагестана».
Связанные понятия (продолжение)
Удж-бей (тур. Uc-Bey) — тюркский военачальник, повелитель одного уджа (тур. اوج;: букв. верх, край), который ему обычно выделяло центральное правительство Конийского султаната, надеясь таким образом удалить чересчур воинственные элементы от столицы во избежание угрозы госпереворота.
Хаджи́б (от арабского حجب хаджиба — закрывать, не допускать) — высокая чиновничья должность в мусульманских странах Средневековья.
Мамлю́ки (также мамелю́ки, араб. مملوك, принадлежащий) — военное сословие в средневековом Египте, рекрутировавшееся из юношей-рабов тюркского (кипчаки) и кавказского (грузины и др.) происхождения. Мамлюки разговаривали на мамлюкско-кыпчакском языке, который относится к кипчакской группе языков тюркской семьи .
Шери́ф , шари́ф (араб. شريف — знатный, благородный, честный; мн. число араб. أشراف) — почётный титул мусульман, передаваемый по мужской и женской линиям.
Султа́н (араб. سلطان sulṭān, от арам. שולטנא šulṭānā — власть) — титул правителя в исламских государствах, с несколькими историческими значениями. Если государством правит султан, то вместо слова государство употребляется слово султанат.
Бейлербей (беглярбек, беглербег или беклербек) (от тур. Beylerbeyi, букв. бек всех беков) — чиновник высокого ранга, наместник в мусульманских государствах в Средние века и Новом времени: в Сельджукской империи, Конийском султанате, государствах Хулагуидов и Сефевидов, при династиях Афшаров, Зендов и Каджаров, в Османской империи.
Шейх-уль-ислам (араб. شيخ الإسلام, узб. Shayx ul-islom, азерб. Şeyxülislam, тур. Şeyhülislam) — титул высшего должностного лица по вопросам ислама в ряде исламских государств.
Подробнее: Шейх аль-ислам
Паша ́ (сокращ. персидск. «падишах»; тур. paşa, осман. پاشا — paşa, от перс. پادشاه, восходящего к др.-перс. pāti-xšāya- — правитель) — высокий титул в политической системе Османской империи, в Египте (до 1952 года) и некоторых других мусульманских странах. Восходит к титулу «пэха», применявшемуся к наместникам провинций ещё в Ассирийской и Древнеперсидской империях и упоминаемому в Библии (ивр. פֶּחָה) —.
Мали́к (араб. ملك — m’alik, ивр. аналог его — мелех מלך) — арабский монархический титул, а также лицо, имеющее этот титул. В отличие от других титулов арабских монархов, таких как эмир или султан, не переводимых на иностранные языки, титул малик обычно переводят как «король» или «царь». Так, королями называют маликов — правителей Саудовской Аравии, Бахрейна, Иордании, Марокко, а сами эти страны, называемые по-арабски «маликствами» (араб. مملكة — mamlakah) именуют королевствами. Этим титулом в арабской...
Ага ́ (осман. أغا тур. ağa азерб. ağa перс. آقا от пратюрк. аka — старший) — в некоторых странах Востока (Османская империя, Сефевидское государство и др.) — форма обращения к старшему по рангу, обозначение племенной знати и титул.
Диван (перс. دیوان) — высший орган исполнительной, законодательной или законосовещательной власти в ряде исламских государств, а также титул руководителя данного органа.
Санджак-бей , Санджак-бек (тур. Sancak Beyi) — правитель санджака, военно-административной единицы в Османской империи. Санджак соответствует округу, а правитель санджака одновременно являлся начальником его вооруженных сил.
Султан Египта — титул правителя Египта, который носили правители из династии Айюбидов, Мамлюки (1250—1517) и правители из династии Мухаммада Али с 1914 по 1922 год.
Кадиаскер , Казаскер (тур. Kazasker — «войсковой судья») — должность верховного судьи по военным и религиозным делам, введённая в Османской империи в середине XIV столетия.
Ка́ди (араб. قاضٍ — судья) — мусульманский судья-чиновник, назначаемый правителем и вершащий правосудие на основе шариата.
Сардар (от перс. «سردار» — «глава; руководитель; начальник») — название правителя, вождя в Средней Азии и Западной Азии.
Осма́ны (тур. Osmanlı Hanedanı, Osman oğulları) — династия османских султанов и халифов, правившая в 1299—1924 годах.
Гуля́мы (от араб. غُلَام букв. «юноша, молодой человек; раб») — во́ины, непосредственно подчинённые и находящиеся на службе халифов, а позже и других правителей в странах Востока.
Османское междуцарствие — период в истории Османской империи, когда государство не имело единого правителя. Период междуцарствия начался в 1402 году после поражения османов в Ангорской битве и пленения султана Баязида I Тамерланом. Между сыновьями Баязида шла борьба за власть, из которой только в 1413 году победителем вышел Мехмед I.
Мамлюкское правление в Ираке — период истории Ирака с 1704 по 1831 год когда у власти там находилась мамлюкская династия грузинского происхождения.
Ами́р аль-мумини́н (араб. أمير المؤمنين — повелитель правоверных) — титул халифов и других мусульманских правителей. Если правитель носит титул амир аль-муминин, это означает не только его политическую власть, но и духовную.
Шехзадé или Шахзадé (тур. şehzade от перс. şāhzādeh شاهزاده ) — титул сыновей султанов в Османской империи в XV—XVIII веках и сыновей шахов в Сефевидском государстве.
Подробнее: Шехзаде (титул)
Каирская цитадель или крепость Саладина (араб. قلعة صلاح الدين) — цитадель (крепость) в Каире, одна из достопримечательностей столицы Египта.
Эмира́т (от араб. أمیر — повелитель, вождь) — форма правления исламского государства, возглавляемого эмиром.
Шериф Мекки (араб. شريف مكة) или шериф Хиджаза (араб. شريف الحجاز) — титул лидера Мекканского шарифата, традиционные хранители двух священных городов Мекки и Медины. Термин шариф в арабском означает «благородный» и используется в отношении потомков пророка Мухаммеда от его внука Хасана ибн Али. В обязанности шерифа входила защита городов и их окрестностей, обеспечение безопасности паломников, совершающих хадж. Эмир Мекки назначался османским султаном и был вторым по значимости религиозным авторитетом...
Кайситы (от араб. قيس عيلان «кайс айлан», таке «бану кайс» и «низариты» согласно БРЭ) — — очень крпное арабское племя, относящееся к аравийской племенной группе Мудар. Потомки кайси айлан, от имени которого и происходит название племени. Племя известно ещё с доисламских времён, неоднократно упоминается пророка Мухаммеда.
Конийский (Иконийский), Румский, или Сельджукский султанат (перс. سلجوقیان روم Saljūqiyān-i Rūm) — средневековое тюркско-мусульманское государство в Малой Азии, в котором удачно сочетались элементы городской иранизированной культуры, скотоводческие и военные навыки простых кочевников-туркоманов, а также древние ремесла и культура покоренных местных христиан (армян и греков).
Дефтердар (с перс. دفتردار «daftardâr», دفتر «daftar» + دار «dâr». Персидское daftar происходит от греческого слова διφθέρα — кожа, преимущественно козья, из которой изготавливали материал для письма, отсюда — грамота, книга) — министр финансов и главный казначей в Османской империи с 14 по 19 век. В 19 веке должность была преобразована в «Maliye Naziri» (министр финансов).
Наки́б (мн. ч. нукаба'; «старейшина», «глава»; «уполномоченный») — исламский термин, широко употреблявшийся в практике мусульманских конфессиональных общин и религиозно-политических движений. Во времена правления Аббасидов накиб осуществлял юрисдикцию над потомками пророка Мухаммеда и членами их семей. С XV века в Османской империи делами Алидов занимались накиб аль-ашрафы.
Вели́кий визи́рь (осман. صدر اعظم — Sadr-ı Azam, وزیر اعظم - Vezîr-i Azam; тур. Sadrazam) — от персидского «вазир» (وزير) — главный министр султана Османской империи, пользовавшийся его абсолютным доверием и смещаемый лишь лично султаном. Именно у великого визиря хранилась печать империи, он мог созывать прочих визирей для решения государственных вопросов. Собрания визирей происходили во дворце Топкапы в помещении, называемом «Куббеалты» («под куполом»). Службы великого визиря размещались в Высокой...
Гази (араб. غازي) — название вольных воинов-добровольцев, защитников веры, правды и справедливости. Понятие встречается в мусульманских источниках c X—XI вв.
Рустак — сельское поселение в странах, находившихся под персидским или арабским влиянием в Средневековье. Слово образовалось как арабизированная форма от среднеперсидского термина перс. روستاق, «ростаг» («сельский район», «окрестности», «предместье»).
Кызля́р-ага ́ (осман. قيزلر اغاسی, тур. Kızlar Ağası — «Ага девушек»), офиц. Ага дома счастья (осман. دار السعاده اغاسي, тур. Darüssaade Ağası) — глава евнухов, охранявших гарем султанов Османской империи в Стамбуле.
Ардала́нское ха́нство (Арделанское ханство) — одно из курдских государств, существовавшее в Иранском Курдистане с XII века. С XVI века находилось в вассальной зависимости то от Османской империи, то от Ирана, а иногда не признавало ничьего сюзеренитета. В XIX веке было ликвидировано Ираном.
Сельджу́ки (туркм. Seljuklar, азерб. Səlcuqlar, қазақ. Селжұқтар, тур. Selçuklular, узб. Saljuqiylar, перс. سلجوقیان Saljuqiyân, араб. والسلاجقة Saljuq, as-Salājiqa ) — ветвь огузо-туркменского племени кынык (гынык) , принадлежавшая к центральноазиатским тюркам.
Ближневосточный поход монголов под командованием Хулагу (1256—1260) — один из крупнейших завоевательных походов монгольской армии, направленный против иранских исмаилитов-низаритов, халифата Аббасидов, сирийских Айюбидов и мамлюков Египта; поскольку большую роль в действиях против ближневосточных мусульман сыграли центральноазиатские христиане-несториане, а союзниками монголов были участники Седьмого крестового похода, некоторыми историками (Р. Груссе, Г. В. Вернадский, Л. Н. Гумилёв) назван Жёлтым...
Халифа́т (араб. خلافة — замещение, наследование) — первоначально, арабо-мусульманское государство, созданное пророком Мухаммедом и впоследствии возглавляемое халифами («заместителями, наследниками»), а также система теократического исламского государства.
Сердар (от перс. «سردار» — «глава; руководитель; начальник») — название правителя, вождя в Средней Азии, Иране и некоторых тюркских странах.
За́вия (араб. زَاوِيَةٌ — угол) — келья, суфийские обители, уединенное место, в котором суфийские затворники проводят свои дни в молитвах.
Сакалиба (также саклаб, сиклаб, саклаби, в арабо-исламской литературе араб. صقالبة, в романских языках и на латинице ед. ч. Siqlabi, мн. ч. Saqaliba) — термин, использовавшийся в средневековых арабских источниках для обозначения славян и других народов Центральной и Восточной Европы, или, в более широком смысле, для обозначения всех рабов из Европы. Термин происходит из среднегреческого slavos/sklavenos (Slav), который в испано-арабском мире служил для обозначения первых славянских рабов, а затем...
Кады́н-эфе́нди (тур. Kadınefendi, Kadın efendi, Kadın Efendi) — титул официальных жён султанов Османской империи. По традиции, султан имел четырёх официальных жён, то есть «кадын-эфенди», но встречались случаи, когда султан имел от 5 до 8 жён. Предшественниками этого титула являются более ранние титулы «хатун» и «хасеки». Официально титул был введён Ахмедом III вскоре после восшествия на престол.
Хасеки ́-султа́н (осман. خاصكي سلطان, тур. Haseki Sultan) — титул жён и наложниц османских султанов.
Пра́ведный хали́ф (араб. الخليفة الراشد) — в суннитской традиции титул первых четырёх халифов: Абу Бакра, Умара, Усмана и Али. Государство, в котором правили халифы, — Праведный халифат (632—661).
Ка́сба (араб. قصبة) в первоначальном значении — арабское название для цитадели.
Бей , бий — тюркский титул и звание, военное и административное, идущее первоначально от общетюркского титула bək — вождь. В изначальном варианте имело значение вождя рода в составе племени, главой которого выступал хан. Возглавлял родовое ополчение в общеплеменном войске. В общей иерархии древнетюркских титулов шёл вторым после хана.