Узнавание

Узнавание — традиционный перевод древнегреческого термина «анагноризис» (ἀναγνώρισις), которым оперирует в «Поэтике» Аристотель. Это переломный момент в драматическом произведении, когда тайное становится явным, когда главный герой утрачивает свои иллюзии и понимает суть происходящего вокруг. Узнавание, как правило, приурочено к кульминации действия, после него события стремятся к развязке.

В качестве эталона узнавания Аристотель приводит то место «Царя Эдипа», когда главный герой узнаёт о том, что убил собственного отца и женился на собственной матери. Этот пример тем более эффектен, что анагноризис сопровождается «перипетией» — мгновенным переходом главного героя от счастья к несчастью.

По словам Аристотеля, узнавание и перипетии — «то, чем трагедия увлекает душу». Однако на предвкушении узнавания построены не только трагедии, но и многие комедии (когда выясняется, что злейшие враги — на самом деле близкие родственники или что Виола из «Двенадцатой ночи» Шекспира — женщина и т. п.), а также почти все детективы.

Начиная с эпохи нуара мировой кинематограф освоил несколько особенно эффектных ситуаций узнавания:

  • Расследование убийства прерывается появлением предполагаемой жертвы («Лора», «Головокружение», «Третий человек»).
  • Совершивший преступление понимает, что стал его жертвой («Дьяволицы», «Головокружение», «Марни», фильмы об аферах).
  • Ключевой герой повествования оказывается плодом чужого воображения («Психо», «Подозрительные лица», «Бойцовский клуб»).

Главный герой выясняет, что стал жертвой грандиозного заговора («Леди из Шанхая», «Ребёнок Розмари», «Контракт рисовальщика», «Чужие среди нас», «Шоу Трумана»).В современном кинематографе разработано несколько моделей радикального, шокирующего анагноризиса:

  • Расследующий преступление выясняет, что сам его и совершил («Сердце ангела», «Мементо», «Остров проклятых»).
  • Главный герой осознаёт свою принадлежность к числу тех, с кем давно и упорно боролся («Бегущий по лезвию», «Конформист»).
  • Главный герой обнаруживает, что он не существует («Шестое чувство», «Ванильное небо»).
  • Весь реальный мир оказывается фантазией, а фантазия — реальностью («Матрица», «Экзистенция»).

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я