Поссибилизм (философия)

Поссибилизм (лат. possibile ― «возможное») ― философский дискурс по вопросам, связанным (1) с онтологическим статусом возможного, его отношениями с другими способами (модусами) бытия — действительным и необходимым, невозможным, недействительным и случайным, а также (2) с отражением этих отношений в логике и языке (алетические модальности). Поссибилизм рассматривается и как антитезис актуализма.

Истоками дискурса принято считать учения античных философов-атомистов о множественности миров и принципе «исономии» (равенства всех миров), а также учение Аристотеля о «сущем в возможности», развитое позднее в сочинениях схоластов. Вопросы о природе возможного освещены в сочинениях европейских философов 15-19 вв., таких как Д. Бруно, Н. Кузанский, Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант, А. Шопенгауэр, Б. Больцано, А. Мейнонг, Ф. Брентано, Э. Малли и др.

Особое внимание к поссибилизму в 20-21 вв. и превращение его в целостную философскую доктрину обусловлено общим изменением гуманитарной парадигмы в 20 в., акцентированием вопросов, связанных с онтологией возможного, потенциального, вероятного, виртуального и абстрактного.

В современном поссибилизме выделяются следующие основные подходы к определению природы возможного:

1. В рамках номинализма (Б. Рассел, А. Тарский, Р. Карнап, У. Куайн, Л. Витгенштейн и др.) считается, что референт возможного следует искать исключительно в языке.

2. В рамках концептуализма (Р. Декарт, И. Кант, Ф. Брентано, Н. Решер и др.) считается, что таким референтом является логика нашего мышления.

3. С позиций концептуального реализма, референтом возможного является Бог как «бытие-возможность» (Н. Кузанский), «Божественный Разум» (Г. Лейбниц).

4. В рамках реализма (А. Мейнонг, Э. Малли, Дж. Финдли, Т. Парсонс, Б. Шнайдер, К. Поппер и др.), возможное имеет особенный статус, — оно относится к сфере вне-бытия (напр., мир «вещей самих по себе» И. Канта, «Außersein» А. Мейнонга, «потенцированное бытие» в Симультанной истории). В рамках данного подхода, предлагается различать бытие и существование (объект может быть, но не существовать; то есть все есть, но не все существует).

5. В рамках модального реализма (С. Крипке, Я. Хинтикка, Д. Льюис и др.) утверждается, що модальности логики и языка отражают реалии возможных миров, существующих так же реально, как и наш мир, хотя мы считаем эти миры лишь возможными. В этом подходе предлагается различать бытие/существование и реальность (объект может существовать, но не быть реальным; то есть все существует, но не все является реальным).

6. В рамках методологического подхода (М. Эпштейн), референтом возможного не выступает исключительно язык, мышление или бытие; каждая из этих сфер содержит свои собственные возможности и может рассматриваться в своей потенциальности; возможное — не только предмет исследования, но и основа методологии, которую можно применять к любому объекту (принцип обратимости предмета и метода).

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я