Связанные понятия
Ребёнок (множ. дети) — в основном значении, человек в период детства. Возрастные границы детства разнятся в различных культурах, теориях жизненного цикла и юридических системах. В общем случае ребёнком называют человека от рождения до окончания пубертатного периода. Де́вочка — ребёнок женского пола; ма́льчик — ребёнок мужского пола.
Детство — период человеческого развития, когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. При этом следует понимать, что детство — не просто фаза человеческого развития, а понятие, имеющее в разные эпохи и у разных народов неодинаковое социальное и культурное содержание. Развитие и социализация ребенка протекают в определенной культурной среде, связанной с другими сторонами жизни общества. Понимание детства меняется с течением истории...
Родители — ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи (см. отец и мать).
Мать (мама; уменьшительно-ласкательное мамочка; мамаша, маманя) — женщина-родитель по отношению к своему ребёнку.
Взро́слый — человек, достигший определённого возраста, и по отношению к которому есть основания предполагать, что он обладает телесной и ментальной зрелостью. Взрослый индивид располагает теми необходимыми знаниями и умениями, которые позволяют ему принимать решения, важные на его жизненном пути.
Упоминания в литературе
Как видим, уже в детстве, особенно во второй период его, выступают половые различия физического и психического характера; они могут быть найдены либо у отдельного индивида, либо путем статических вычислений. Но, конечно, они значительно уступают по своей численности половым различиям у взрослых, так как половая жизнь выражена у ребёнка менее ясно, чем у взрослого. Мы увидим скоро, что половое влечение ребёнка недифференцировано по своему направлению; то же относится и к другим половым особенностям. Многие болезни, свойственные в зрелом возрасте лишь одному полу, не обнаруживают в детстве такой половой дифференциации. Разница между числом самоубийц –
мальчиков и девочек сравнительно незначительна, в то время как на одну взрослую женщину-самоубийцу приходится (в Европе) три или четыре мужчины. Havelock Ellis думает, что стремление к самоубийству является раньше у женщин, чем у мужчин. Но, во всяком случай, таких резких различий, которые существуют между взрослыми, мы у детей не находим как в их физических, так и психических особенностях. Лишь некоторые из них выступают, как мы видели, уже в детском возрасте; остальные даны в органах детского тела лишь в потенции и дифференцируются в полном отношении только в зрелом возрасте.
Согласно периодизации жизненного пути, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), человек считается ребенком до 18 лет. Внутри этого периода выделяется несколько стадий или этапов развития: младенчество (от рождения до 2 или 3 лет), раннее детство (от 2–3 до 6 лет), среднее детство (от 6 до 12 лет), подростковый и юношеский возраст (от 12 до 18 или 19 лет). Однако их границы проблематичны. О каком же
мальчике мы говорим – о младенце, маленьком ребенке, подростке или о юноше? И что, собственно, значит – «стать мужчиной»? То же самое, что «стать взрослым», или что-то еще? Психологические исследования показывают, что разные свойства и способности (умственные, эмоциональные, волевые и т. д.) имеют неодинаковые траектории развития, без учета которых ни о каких половозрастных различиях говорить нельзя. Какие именно свойства мы имеем в виду? Телесные, соматические характеристики (рост, вес, гормональный баланс)? Или какие-то поведенческие черты и фиксирующие их тестовые показатели? Или представления о том, каким должен быть мальчик данного возраста? Или то, как сами мальчики представляют и показывают себя другим, сверстникам или взрослым?
Как же
мальчик становится мальчиком? Этот процесс сложнее, вероятно, поэтому мужчины такие дотошные. Например, для образования полноценных половых органов мальчика необходима массированная атака со стороны мужских гормонов. А теперь представьте, каким должно быть влияние на формирующийся мозг, чтобы он превратился в реально мужской! Природа продумала и этот момент. Сначала формируются видимые половые различия, а уж потом умственные. Сформировавшиеся половые органы мальчиков производят огромное количество мужских гормонов. Они, в свою очередь, формируют мужской тип мышления. Так на свет появляется очередной представитель сильной половины человечества со всеми своими достоинствами и недостатками.
Известно, что только с наступлением половой зрелости наблюдается резкое отличие мужского характера от женского, – противоположность, оказывающая большее влияние на весь склад жизни человека, чем что бы то ни было другое. Врожденные мужские и женские свойства хорошо заметны уже в детском возрасте: развитие тормозов сексуальности (стыда, отвращения, сострадания и т. д.) наступает у девочки раньше и встречает меньше сопротивления, чем у
мальчика : склонность к сексуальному вытеснению кажется вообще большей; там, где проявляются частные влечения сексуальности, они предпочитают пассивную форму. Но аутоэротическая деятельность эрогенных зон одинакова у обоих полов, и благодаря этому сходству в детстве отсутствует возможность половых различий, они появляются после наступления половой зрелости. Принимая во внимание аутоэротические и мастурбационные сексуальные проявления, можно предположить, что сексуальность маленьких девочек носит вполне мужской характер. Более того, если бы мы могли придать понятиям «мужской» и «женский» вполне определенное содержание, то можно было бы доказать, что либидо всегда – и закономерно по природе своей – мужское, независимо оттого, встречается ли оно у мужчины или женщины и независимо от своего объекта, будь то мужчина или женщина[49].
Отличить девочку от
мальчика можно сразу после рождения. Это можно сделать по первичным половым признакам – наружным половым органам. В остальном мальчики и девочки еще на протяжении нескольких лет практические не отличаются друг от друга внешне. У них так же сходные голоса. В дошкольном возрасте мальчики и девочки начинают различаться между собой по поведению, предпочитаемым играм. Такое различие между ними формируется в результате различного воспитания. В среднем школьном возрасте, с началом полового созревания, различия между мальчиками и девочками становятся наиболее выраженными.
Связанные понятия (продолжение)
Отец (от праславянского *оtьсь из *оtьkъ, как предполагается слово возникло в детской речи и вытеснило и.-е. *pǝtēr) — разг. папа, батя, мужчина-родитель по отношению к своим детям.
Де́вушка — лицо женского пола с момента наступления совершеннолетия, критерием которого выступает половая зрелость, до вступления в брак.
Муж — мужчина вообще, женатый мужчина, свободный мужчина (то есть не раб, а даже знатный; социальное старшинство), взрослый, полноправный человек (в отличие от мальчика, парня — «возрастное» старшинство), деятель на каком-нибудь общественном поприще.
Младе́нец , грудной ребёнок — ребёнок в возрасте от рождения до года. Различают период новорожденности (первые 4 недели после рождения) и грудной возраст (от 4 недель до 1 года). Развитие грудного ребёнка оказывает решающее влияние на его дальнейшее умственное и физическое развитие. Его организм неустойчив ко внешним воздействиям, восприимчив к заболеваниям, поэтому ему необходим наиболее тщательный уход.
Интерсексуальность , — вариации половых признаков у людей и животных, не вписывающиеся в традиционные бинарные представления о поле. К таким вариациям относятся вариации гениталий, половых желёз или хромосомного набора. По оценкам экспертов, 0,05—1,7 % населения рождается с интерсекс-вариациями; верхняя граница этого диапазона приблизительно соответствует числу рыжеволосых людей. Некоторые интерсекс-вариации — в первую очередь, анатомические — обнаруживаются при рождении ребёнка. Другие становятся...
Мена́рхе (др.-греч. μήν «месяц» + ἀρχή «начало») — первое менструальное кровотечение. Менархе обычно происходит через 2—2,5 года после того, как происходят первые изменения в развитии груди (thelarche, телархе). С точки зрения медицины это центральное событие в женском половом развитии, указывающее на способность организма к беременности. Наступает менархе у большинства девочек в 11—13 лет (в среднем; с разбросом от 8—10 до 15—16 лет), время наступления зависит от физического развития организма...
Пол — совокупность генетически и гормонально детерминированных гонадно-гистологической, анатомической и морфофункциональной характеристик организма, обобщающая все его разнообразные специфически репродуктивные (половые) особенности, отличающие его от представителей другого биологического пола данного вида организмов и определяющие его роль в процессе оплодотворения при половом размножении.
Поцелу́й — прикосновение губами к кому-либо или чему-либо для выражения любви или в знак почтения.
Старость — период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, угасанием функций организма.
Дед (уменьшительно-ласкательные — дедуля, дедушка и другие) — категория в родственных отношениях.
Сирота ́ — человек, лишившийся единственного или обоих родителей в связи с их смертью.
Женская грудь — две выпуклости на передней верхней части туловища, внутри которых находятся молочные железы, выделяющие грудное молоко для вскармливания младенцев. Немного ниже середины каждой груди, примерно на уровне четвёртого межрёберного промежутка или пятого ребра, на поверхности имеется небольшой значительно пигментированный кружок — ареола. В центре ареолы расположен грудной сосок, в котором находятся наружные окончания выводных протоков молочных желез, вследствие чего через него происходит...
Любо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.
Половые признаки — ряд отличительных особенностей строения и функций органов тела, определяющие половую принадлежность организма. Половые признаки делятся на биологические и социальные (гендерные), так называемые поведенческие признаки.
Систе́ма образова́ния ацте́ков — это комплекс педагогических мер древнеацтекского общества, включающий различные способы воспитания и просвещения детей, подростков, юношей и девушек. Целью этих мер было сформировать основные навыки человека, сообразно тем требованиям, которые предъявлялись как для конкретной профессии, так и в целом к каждому члену общества. Система образования представляет собой многолетний опыт народа, а потому обуславливает передачу этого опыта через поколения, его закрепление...
Разнояйцевы́е близнецы ́ (многояйцевы́е, гетерозиго́тные или дизиго́тные близнецы) — результат многоплодной беременности, возникшей вследствие оплодотворения двух и более яйцеклеток и развития двух или более плодов (близнецов). Таким образом, на свет появляются близнецы похожие друг на друга как братья и сёстры и обладающие разным генотипом. Вероятность многоплодной беременности повышается с увеличением возраста матери — выход двух и большего числа одновременно созревших яйцеклеток. Кроме того, многоплодная...
Свида́ние — одна из форм социального взаимодействия, часть института ухаживания, имеющая целью оценить друг друга на пригодность в качестве партнёра для интимных отношений или брачного союза. Хотя термин имеет несколько значений, обычно он относится к акту встречи и участию по взаимному согласию в некоторой социальной активности публично, вместе, как пара.
Ро́ды у челове́ка — естественный физиологический процесс, завершающий беременность женщины и заключающийся в изгнании плода и плаценты (последа) из матки через канал шейки матки и влагалище, называемые в этом случае родовыми путями. Начало родов предваряется появлением схваток.
Сестра ́ (также полноро́дная или родна́я сестра́) — девочка/женщина по отношению к другому ребёнку (детям) своих родителей...
Многоплодная беременность — беременность более чем одним плодом. В зависимости от количества плодов при беременности говорят о двойне, тройне и т. д. Дети, рождённые в результате многоплодной беременности, называются близнецами.
Эфебофили́я (др.-греч. ἔφηβος — юноша + φιλία — любовь), нимфофилия — половое влечение (либидо) взрослых людей к лицам подросткового и юношеского возраста, как к девушкам, так и к юношам. Чаще встречается у мужчин, при этом сексуальное возбуждение стимулируется физической незрелостью юношей или девушек, их неопытностью. Эфебофилия не включена в качестве самостоятельной нозологической единицы в МКБ-10 и DSM-IV. Однако, если она вызывает патологические изменения в поведении, может быть диагностирована...
Воспитание относится к сильно политизированным понятиям, поэтому его определения сильно зависят от той научной (или псевдонаучной) школы, которая его определяет.
Я́годи́цы — мягкие ткани задней и латеральных поверхностей таза, представленные ягодичными мышцами, подкожной клетчаткой и кожей. Каждая ягодица ограничена сверху областью пояснично-крестцового ромба (Михаэлиса) и крылом подвздошной кости, снизу — подъягодичной складкой и промежностью, а сбоку — областью большого вертела бедра.
Детоубийство (инфантицид) — умышленное лишение жизни ребёнка. Детоубийство включает в себя убийство матерью ребёнка после рождения (неонатицид). В России статья 106 Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание за детоубийство новорожденных при родах или сразу после них для матерей в виде ограничения свободы на срок от 2 до 4 лет, либо к принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Жена ́ (супру́га) — женщина по отношению к мужчине, состоящему с ней в браке, то есть к мужу.
Си́блинги (от англ. siblings) — термин, используемый в этнологии, социальной антропологии и других науках, который обозначает детей одних родителей (родственников второй степени родства). Данный термин употребляется среди прочего для того, чтобы избежать необходимости уточнять пол братьев и сестёр индивида.
Лобковые волосы — человеческие волосы, растущие на лобке возле гениталий, а также иногда на внутренней стороне верхней части ног. Обычно начинают расти с началом пубертатного периода и заканчивают с достижением половой зрелости.
Репродукти́вная си́стема человека — комплекс органов мужского и женского организмов, которые главным образом, обеспечивают воспроизводство людей (их репродукцию, получение потомства, продолжение рода). К репродуктивной системе мужчин относятся яички, семявыносящие протоки, предстательная железа, семенные пузырьки, бульбоуретральные железы, мочеиспускательный канал и половой член. У женщин к репродуктивной системе относятся яичники, фаллопиевы трубы, матка, влагалище и вульва.
Половое воспитание — это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания.Своей целью половое воспитание способствует гармоничному развитию подрастающего поколения, повышению сексологических знаний, полноценному формированию детородной функции у будущей жены (мужа), созданию чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей...
Близнецы ́ — дети одной матери, развившиеся в течение одной беременности и появившиеся на свет в результате одних родов через непродолжительное время друг за другом.
Одинокая мать или (разг. мать одиночка) — статус женщины, используемый для обозначения одиноких матерей. Государственный статус в СССР.
Бере́менность челове́ка (лат. graviditas) — особое состояние организма женщины, при котором в её репродуктивных органах находится развивающийся эмбрион или плод. Беременность возникает в результате слияния женской и мужской половых клеток в маточной трубе, после чего происходит образование зиготы, содержащей 46 хромосом. Пол будущего ребёнка зависит от набора половых хромосом (XX или XY), при этом яйцеклетки всегда являются носителями X-хромосомы, а сперматозоиды X- или Y-хромосомы (в соотношении...
Де́вственная плева ́, или гиме́н (лат. hymen), — складка слизистой оболочки с отверстием, прикрывающая вход во влагалище между внутренними и наружными половыми органами некоторых млекопитающих.
Ма́чеха — неродная мать для детей своего супруга, оставшихся у него от предшествующего брака (для мужчины аналогичным термином является термин «отчим»).
Дру́жба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность и затрагивает наиболее интимные, душевные стороны человеческой жизни; одно из лучших нравственных чувств человека.
Смерть (ги́бель, кончи́на) — прекращение, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма. В медицине изучением смерти занимается танатология. В естественной среде после смерти тела умерших организмов начинают разлагаться.
Ня́ня , устар. ма́мка — профессия человека, в обязанности которого входит уход за чужими детьми. Он должен иметь высокую степень ответственности, умение ладить с детьми, хорошее психическое здоровье и, желательно, медицинское или педагогическое образование.
Эрогéнные зоны — это участки кожи или слизистой оболочки (например, в области половых органов, молочных желез, губ, полости рта), раздражение которых вызывает сексуальное возбуждение или оргазм.
Подробнее: Эрогенная зона
Бере́менность — биологическое состояние животных, характерное для самок плацентарных и сумчатых млекопитающих. Это состояние обусловлено зачатием новых особей и представляет собой процесс вынашивания детёнышей внутри организма самки. Период беременности при успешном исходе завершается родами. Во время беременности зародыш развивается и растёт за счёт получения питательных веществ от матери, а у самок, в свою очередь, происходит перестройка организма и подготовка к предстоящему вскармливанию рождённых...
Одича́вшие де́ти (другие названия: ди́кие де́ти, фера́льные де́ти) — человеческие дети, которые росли в условиях крайней социальной изоляции — вне контакта с людьми с раннего возраста — и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения. Такие дети, оставленные родителями, воспитываются животными или живут в изоляции.
Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) — незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам.
Мужчи́на — человек мужского пола. Тот, кто обладает функциональными и морфологическими признаками, которые определяют мужской пол. Обычно слово «мужчина» обозначает взрослого человека, а для обозначения ребёнка и подростка используются слова «мальчик» и «юноша» или «парень».
Упоминания в литературе (продолжение)
Еще в 1661 г. стало известно, что в мире
мальчиков рождается на 6 % больше, чем девочек (очевидно, в связи с тем, что в составе спермы преобладают Y-сперматозоиды, обеспечивающие при оплодотворении яйцеклетки развитие зародыша по мужскому типу развития; в среднем Y-сперматозоидов 150–170: 100 X-сперматозоидов). Однако этот громадный перевес мужских гонад не приводит к такому же перевесу рождающихся мальчиков над девочками, так как большая гибель мужских особей начинается уже в период беременности. Известно, что общее число ранних выкидышей составляет до 25–30 % всех зачатий. При этом оказывается, что на 100 выкидышей плодов женского пола, случающихся в 3 первых месяца беременности, приходится 160–170 выкидышей плодов мужского пола (Новосельский С. А., 1958). Часто гибель будущего мальчика происходит раньше, чем женщина узнает, что она беременна. В результате мальчиков рождается лишь немногим больше, чем девочек. В среднем для всех рас это соотношение равно 105,5: 100, а в СССР в 1970 г. оно было 104: 100. Правда, следует иметь в виду, что в странах Востока искусственно (путем абортов) снижается число родившихся девочек, что вызвано как религиозными предрассудками (девочки во многих семьях считаются нежелательными), так и демографическими условиями (перенаселенностью). Поэтому, например, в Южной Корее мальчиков рождается на 14 % больше, чем девочек, а в Китае – даже на 18 % в результате умерщвления 76 млн плодов и новорожденных женского пола (Kristof, 1993; Klasen, 1993).
В некоторых случаях происходят небольшие отклонения в половом развитии
мальчиков и девочек от среднестатистических показателей. Это может быть связано не только с заболеваниями, но и индивидуальными особенностями организма, наследственностью. В этих случаях половое развитие начинается немного раньше или позже. Через 1–2 года оно у таких мальчиков и девочек может уже соответствовать сверстникам и ничего особенного здесь нет. Если у девочек до 14–15 лет не наступили менструации, то это повод обратиться к врачу.
Особенно сложен вопрос о степени распространенности мужских и женских инициации. Считается, что мужские инициации встречаются чаще женских. Маргарет Мид объясняла скудость сведений о женских инициациях тем, что женщина не нуждается в искусственном социокультурном структурировании своего жизненного цикла, так как имеет для этого естественные биологические рубежи: начало менструаций, потерю девственности, рождение первого ребенка (Мид, 2004). Иногда это связывают также с социальной зависимостью женщин, развитию которых «мужская» культура уделяет меньше внимания. Впрочем, кросскультурные исследования (Schlegel, Barry, 1979) показывают, что в большинстве древних обществ подростковые инициации отсутствуют, а там, где они проводятся, девочек инициируют даже чаще, чем
мальчиков : только девочек инициируют в 39, только мальчиков – в 17, тех и других – в 46 обществах.
Генетика опровергает и библейскую истину о том, что женщина произошла из ребра Адама, то есть тот факт, что сначала появился на свет мужчина. Доказано, что У-хромосома, которая определяет пол мужчины, на 80 000 лет моложе Х-хромосомы. У-хромосома произошла в результате мутации или эволюционного развития. Более того, первые шесть недель внутриутробной жизни каждый эмбрион – женского пола, а маскулинизация происходит позднее, это медленное и гормонально тяжелое завоевание. Итак, девочка не является
мальчиком , потерявшим свой пенис (гипотеза Фрейда не подтверждается), но мальчик является девочкой, которая завоевывала пенис!
Возраст наступления пубертатного периода у
мальчиков неодинаков, у одних он начинается в 12 лет, у других – в 14, но этот разброс, как правило, не превышает двух лет. Конкретным началом пубертата мы, специалисты, считаем тот день, когда яички и надпочечники мальчика совместными усилиями начинают вырабатывать 4 мг тестостерона в сутки. В Москве в 1955 году средний возраст начала пубертата, измеренный таким способом, составлял 13,6 лет, в 1977 году – 13,1, в 2011 году – 12 лет 8 месяцев. Из тысяч изученных подростков этого возраста около 70 % секретируют 4 мг тестостерона, 18–19 % (данные разных исследователей) – 5 и более мг, 11–12 % – менее 4 мг (но больше трех!). Мы видим, что за 50 лет пубертат помолодел на 9 месяцев – имеет место акселерация, не затрагивающая, к сожалению, сферу интеллектуальную. Увеличились и средний рост подростка этого возраста, и его вес, и окружности головы и грудной клетки, и размер стопы. Вот только те важнейшие структуры головного мозга, которые развиваются позже других и достигают полной зрелости к 24–25 годам (4 участка фронтальной доли, отвечающие за оценку риска, контроль над импульсами, отставленное удовлетворение и принятие решений), никакой тенденции к ускорению не обнаруживают. Их размеры и вес, параметры электрической и биохимической активности остаются такими же, как и 50 лет назад.
На 8-й неделе малыш уже достигает длины около 33 мм, вес до 9 г. Зародыш уже похож на человека. Сердце малыша бьется. В это время, в конце второго месяца беременности, можно определить пол будущего младенца. Ведь именно сейчас между нижними конечностями начинает образовываться бугорок, который станет основой для развития наружных половых органов. На 8-й неделе под влиянием У-гена хромосомы происходит формирование мужских гонад (яичек). И если они начинают продуцировать тестостерон – мужской половой гормон, то сформируется
мальчик .
Новорожденные дети разных полов отличаются друг от друга несколькими признаками. Уже в этом возрасте сильно заметна разница между весом и размерами тела
мальчиков и девочек. За редким исключением, мальчики длиннее и тяжелее своих сверстниц. Стоит отметить и тот факт, что по статистике мальчиков рождается несколько больше, чем девочек, но к первому году жизни их число выравнивается. Дело в том, что новорожденные девочки более устойчивы к различным неблагоприятным воздействиям, поэтому смертность среди них несколько ниже. Та же способность женщины выживать в самых разных условиях приводит к тому, что зрелого возраста достигает гораздо меньший процент мужчин, чем женщин. К тому же мужчины чаще болеют, причем сама болезнь у мужчин протекает, как правило, тяжелее, чем у женщин.
Аналогичное сочетание новой зоны и смены способа поведения имеет место на третьем году жизни, когда и у
мальчиков , и у девочек на первом плане оказывается генитальная область. Дети начинают испытывать интерес к обнажению в присутствии родителей, к половым органам родителей, при этом часто становясь навязчивыми, если те пытаются оставаться сдержанными. В три года у девочек способность видеть различия между мужчинами и женщинами и делать какие-то выводы развивается настолько, что случается кризис (у мальчиков он происходит немного позже). Ребенок и раньше мог интеллектуально понимать наличие половых различий, но теперь он обращает на них особое внимание[61].
Важный шаг к пониманию специфически женского был сделан самим Фрейдом, открывшим существование зависти к пенису, а вскоре затем в работе ван Офюйзена и Абрахама было показано, сколь значительную роль этот фактор играет в развитии женщин и в формировании у них неврозов. Значение зависти к пенису возросло недавно еще более в связи с гипотезой о фаллической фазе. В соответствии с ней мы считаем, что в инфантильной генитальной организации у обоих полов значение имеет лишь один половой орган, а именно мужской, и что это как раз и отличает инфантильную организацию от конечной генитальной организации взрослого[11]. Согласно этой теории, клитор понимается как фаллос, и мы полагаем, что маленькие девочки изначально придают клитору точно такое же значение, что и
мальчики пенису[12].
Голландскими и немецкими исследователями (Arabin et al, 1966) проводились ультразвуковые наблюдения за внутриутробным поведением близнецов. Ученые описали развитие контактов между детьми. Первые контакты были обнаружены в виде прикосновений одного близнеца к другому, за которыми не следовало ответа. На 65 день после зачатия возникали прикосновения с ответными реакциями. Сначала это медленные прикосновения рукой, ногой, головой, телом. Первые контакты непродолжительны и составляют менее 3 секунд. Примерно через неделю возникают короткие контакты между близнецами. На 85–112 день после зачатия наблюдались сложные контакты, включающие различные движения ног, рук, головы и тела, которые внешне напоминали «объятия» эмбрионов. Еще позже, в среднем на 99–130 дне, были отмечены контакты губами, которые были названы исследователями «поцелуи». Было обнаружено, что все виды контактов наблюдались значительно раньше у монохорионных по сравнению с дихорионными близнецами. Близнецовые пары девочка – девочка начинали сложные телесные контакты раньше, чем пары
мальчик – мальчик. Внутриутробные контакты, взаимодействие между близнецами при многоплодной беременности оказывают стимулирующее действие на развитие нервной системы плодов, обеспечивая ускоренный рост и ветвление дендритов и нейронов. Тот факт, что близнецы находятся в условиях интенсивных телесных контактов, в большей степени стимулирует их развитие, чем одиночно рожденных детей. Это подтверждается оценками раннего функционального созревания при многоплодии, которые производились между 32 и 37 неделями пренатального развития. Оценки функциональной зрелости у близнецов в данные сроки были выше, чем у одиночно рожденных детей. В течение внутриутробной жизни монохорионные близнецы испытывают большее двигательное стеснение по мере роста, чем дихорионные и диплацентарные близнецы, поскольку они вдвоем находятся в ограниченном пространстве хориона. Возможность телесных контактов при многоплодной беременности компенсирует, правда, частично, влияние факторов биологического риска на развитие близнецов.
Будущий сценарий взаимодействия малыша с окружающей средой, его формирование как мужчины, мужа и отца прямо зависит от направленности его полового сознания. В свою очередь нормальное гендерное сознание основывается на усвоении ребенком мужских стереотипов. Особенно это важно, когда
мальчик растет без отца. Дети свою сексуальную идентификацию начинают с подражания родителю одного с ним пола, а затем отождествляют себя с ним и хотят быть на него похожим. Как понимаете, в нашем случае рассчитывать на помощь отца не приходится. Поэтому и возникает необходимость специально заниматься вопросами мужских стереотипов.
Предрасположение каждого существа к гомосексуальности, хотя бы в слабой степени, сообразно с большими или меньшими остатками (рудиментами) другого пола ясно доказывается следующим фактом. В возрасте до половой зрелости, когда еще господствует половая недифференцированность, когда внутреннее выделение зародышевых желез еще не положило решительный отпечаток на степень одностороннего полового развития, общим правилом является мечтательная «юношеская дружба», не лишенная характера чувственности, как у
мальчиков , так и у девочек.
Предрасположение каждого существа к гомосексуальности, хотя бы в слабой степени, сообразно с большими или меньшими остатками (рудиментами) другого пола ясно доказывается следующим фактом. В возрасте до половой зрелости, когда еще господствует половая недифференцированность, когда внутреннее выделение зародышевых желез еще не положило решительный отпечаток на степень одностороннего полового развития, общим правилом является мечтательная «юношеская дружба», не лишенная характера чувственности, как у
мальчиков , так и у девочек.
Конечно, я допустил некоторую вольность в описании этих гипотетических сценариев. На продолжительность жизни каждого конкретного человека и риск возникновения у него различных заболеваний в течение жизни оказывает влияние целая совокупность факторов. Однако давайте на минуту сосредоточимся исключительно на том факте, что первые годы жизни девочки определили совершенно иное качество ее последующей жизни с точки зрения здоровья головного мозга по сравнению с дальнейшим качеством жизни
мальчика . И да, этот греческий остров действительно существует. Остров Икария расположен примерно в 50 км от западного побережья Турции. Его еще называют голубой зоной: у населения этого острова гораздо более длинная и здоровая жизнь, чем у большинства жителей в развитых странах Запада. Обычно они ежедневно пьют вино и кофе, продолжают вести активный образ жизни, когда им давно за 80 лет, и сохраняют ясность и остроту ума до самой смерти. Согласно результатам одного из известных исследований, у жителей Икарии вероятность дожить до 90 лет и сохранить при этом хорошее здоровье примерно в четыре раза выше, чем у жителей США{17}. Это же исследование показало, что сердечно-сосудистые заболевания и рак начинают развиваться у жителей Икарии в возрасте почти на десять лет позже, чем у американцев, к тому же у них существенно ниже уровень депрессии. Количество заболеваний деменцией у жителей Икарии после 85 лет составляет лишь незначительный процент от уровня заболевания деменцией у американцев той же возрастной категории.
В связи с более широким распространением добрачных сексуальных отношений в последние годы, когда подростки часто не имеют постоянного полового партнера, крайне высок риск заболеваний, вызванных инфекциями, передающихся половым путем (ИППП). В конце 90-х годов доля подростков с несколькими половыми партнерами составляла в сельской местности у девочек 31 %, что в 2 раза больше, чем у городских девочек, а у
мальчиков – 61 % (в селе) и 55 % (в городе). При этом 41 % сексуально активных подростков имели регулярные сексуальные контакты, 37 % – спорадические. По данным отечественных ученых, около трети девочек получают первые ИППП в момент сексуального дебюта.
Современное компьютерное оборудование открыло новую страницу в изучении работы мозга. Заглянув в него, ученые получили ответы на многие вопросы о характере различий между мужчинами и женщинами. Почти весь двадцатый век эти различия объясняли разными социальными условиями жизни и воспитания. До недавнего времени считалось, что мозг ребенка при рождении чист, как белый лист бумаги, и учитель может написать на нем все, что хочет, по своему выбору и усмотрению. Современные биологические данные свидетельствуют о совершенно иной картине. Эти данные убедительно доказывают, что наши гормоны и организация клеток головного мозга несут прямую ответственность за наше поведение, предпочтения и отношение к окружающему миру. Это означает, что при воспитании детей на необитаемом острове, в отрыве от организованного общества и от родителей, которые руководили бы их поступками, девочки все равно будут нянчить, одевать и воспитывать кукол, а
мальчики – соревноваться друг с другом физически и интеллектуально.
Исследователь из университета Окленда Валери Грант (Valerie Grant) предполагает, что высокий уровень тестостерона каким-то образом способствует тому, что яйцеклетка более восприимчива к оплодотворению сперматозоидом, содержащим хромосому Y, а не хромосому Х. Вместо старого убеждения, что пол будущего ребенка зависит от отца, Грант утверждает, что на основании особенностей характера женщины можно сказать, родится у нее
мальчик или девочка. Эту теорию до некоторой степени поддерживает работа Джона Маннинга (John Manning) из университета Ливерпуля, Великобритания. В 2002 году ученые этого университета сообщили, что больше сыновей, чем дочерей, рождается у тех мужчин и женщин, у кого безымянный палец длиннее указательного. Как пол будущего ребенка связан с длиной пальцев? Маннинг утверждает, что длинный безымянный палец указывает на высокий уровень тестостерона в матке[27].
Развитие человека – процесс, темпы которого не совпадают с объективным, физическим временем и меняются на протяжении жизни. Сильнее всего «прессуется» время в два жизненных периода, сопровождающихся наиболее быстрыми и резкими изменениями как психики, так и тела. Первый из этих периодов – от рождения до двух лет. Второй – это те полтора-два года жизни, на которые приходится половое созревание. В среднем для девочек это возраст 11–13 лет, для
мальчиков 12–14, но конкретные границы этих периодов могут довольно сильно различаться. Между этими периодами развитие идет довольно быстро, с небольшим «всплеском» в возрасте около 6–7 лет (когда, кстати, ребенок становится особенно восприимчивым к внешним воздействиям), после которого несколько замедляется.
Оставшиеся 80 %, находящиеся в состоянии подростковой влюбленности, в большинстве своем занимались так называемыми околосексуальными действиями (мы, сексологи, еще называем их заместительными). К ним относятся общие ласки (при этом партнеры обнажены), петтинг – прикосновения руками к половым органам партнера, ласки этих органов. Некоторые пошли дальше: они практиковали введение члена в преддверие влагалища – небольшое пространство до девственной плевы (так называемый вестибулярный коитус); другие девушки давали своим молодым людям совершать фрикции и семяизвержение между бедер.
Мальчики в этом возрасте находятся в таком состоянии, что, как правило, совершают фрикции не более минуты, после чего происходит семяизвержение. Степень возбуждения у девушек, в силу их переполненности половыми гормонами, столь велика, что и околосексуальные действия вполне способствуют росту и развитию нервного аппарата их гениталий, тем более что подобные действия совершаются месяцами, а нередко и годами (10 – 11-й классы). Взрослые женщины, лет 25–30, конечно же, могут получить от викарных действий какое-то удовольствие, но не более. Нервный аппарат их половых органов не изменится ни на йоту – уровень гормонов низковат. А вот девушки-подростки в подобных ситуациях этот аппарат развивают и совершенствуют.
Как правило, организму в пубертате требуется один год, чтобы начавшиеся гормональные изменения «достигли» мозга и запустили в нем генетические программы полового становления личности. Поэтому, как правило, через год после начала платонической подключается эротическая стадия. Физически это выражается в том, что при нормальных темпах полового созревания первые поллюции у
мальчиков случаются через год после пробуждения либидо, и менархе (первая менструация) у девочек приходит также примерно через год после появления вторичных половых признаков. Переход платонической стадии в эротическую сопровождается быстрым ростом и внешним изменением облика мальчиков и девочек. Появляются внешние знаки пола – вторичные половые признаки.
Фаллическая стадия (3–5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, – это родители. Либидозную привязанность к родителям противоположного пола Фрейд назвал Эдиповым комплексом для
мальчиков и комплексом Электры для девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола.
Следует особо отметить, что общие законы гетерохронного развития (созревания) психических и психофизиологических функций, справедливые в целом для популяции, могут существенно нарушаться у отдельных индивидов в силу индивидуальных генетических причин или же причин внутриутробного характера. Известны многочисленные случаи как чрезмерно раннего, так и чрезмерно позднего развития той или иной психической или психофизиологической функции. Например, по сообщению телевизионного канала «Discovery», недавно у одного 15-летнего мальчика-вундеркинда с очень ранним развитием (к 15 годам он уже блестяще окончил Гарвардский университет) с помощью магнитно-резонансного томографа было установлено, что лобные доли его мозга уже давно достигли взрослого состояния (и по структуре, и по активности), в то же время его эмоциональные структуры (в частности, структуры амигдалы) по уровню развития соответствовали мозгу нормального 15-летнего подростка. Кстати, этот
мальчик любит детские игры, и в этом плане ничем не отличается от своих сверстников. Таким образом, интеллектуальные и эмоциональные характеристики у данного конкретного человека совершенно не совпадают по темпам своего развития и созревания. И причина этого – гетерохронное развитие структур мозга.
Таким образом, на первой стадии детства оба пола ведут себя совершенно одинаково по отношению к первичному объекту либидо, к матери. Конфликт, который мы видим затем в неврозах в столь грандиозном проявлении, вступает в действие лишь с приобретением знания о различии полов, которое в равной степени травматично как для девочек, так и для
мальчиков и оказывает решающее влияние на последующее формирование невроза. Для мальчика, поскольку он знаком с женскими гениталиями, из которых он появился на свет и в которые он позднее должен проникнуть; для девочки, поскольку она знакома с мужскими гениталиями, которые, как ей кажется, не только делают для нее невозможным проникновение в любовный объект, но определенно должны позднее проникнуть в нее саму. Если эту травму удается преодолеть посредством удачного приспособления к эдиповой ситуации, то в более поздней любовной жизни первичное желание частично удовлетворяется в половом акте, в той мере, в какой это вообще возможно. Однако неудача при преодолении этой травмы является решающей для возникновения невроза, в котором эдипов и кастрационный комплексы играют первостепенную роль, а сексуальные отношения у обоих полов «застревают» на первичном этапе. В неврозе оба пола отбрасываются на ступень первого генитального конфликта, а затем откатываются еще дальше назад, в первоначальную либидинозную ситуацию, которая опять же для обоих полов заключается в возврате к матери.
Много лет назад в «Литературной газете» известный социолог профессор Б. Урланис опубликовал статью «Берегите мужчин». В ней он в определенной степени перевернул привычные представления о сильном и слабом поле. Согласно выкладкам автора, мужчина гораздо более уязвим для большинства болезней и чаще, чем женщина, становится жертвой несчастных случаев. Статистические данные показывают, что, хотя
мальчиков обычно рождается несколько больше, со временем это преимущество теряется, а к 60–70 годам мужчин становится чуть ли не вдвое меньше, да и продолжительность их жизни значительно уступает женской.
Во-вторых, по мнению хирургов, когда они делали полноценную вульву, результат был намного лучше, чем когда пытались создать пенис и мошонку. Хирурги, а тогда в эту профессию шли исключительно мужчины, полагали, что невозможно полноценно жить с маленьким и плохо функционирующим пенисом, в то время как плохо функционирующая вульва не принесет женщинам проблем. Секс, в конце концов, важен только мужчинам. В результате из детей, которые генетически и психологически были
мальчиками , создавали девочек. Сколько судеб было поломано из-за этого!
Мы наблюдали
мальчика в возрасте пяти лет с диагнозом психиатра: ранний детский аутизм; пациент не вступает в контакт со сверстниками, почти не общается с родителями, которые отдают все свое внимание, любовь, силы для развития ребенка; отличается стереотипностью поведения (ходит на цыпочках по кругу, переписывает буквы с экрана телевизора), речь нечеткая, около тридцати слов. При этом знает буквы, цифры, читает, собирает пазлы, целые картины, интересуется компьютером. В неврологическом статусе очаговая симптоматика не выявлялась; при исследовании потенциала P300: формирование когнитивной функции замедленно, снижено внимание, по данным ЭЭГ, отмечается несформированность биоэлектрических ритмов.
Существующие в школе программы, методы учебной и воспитательной работы, характер общения и пр. не предусматривают создания особой системы представлений ребенка, подростка о себе как человеке определенного пола, включающих специфические для
мальчиков и для девочек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и соответствующие этим образованиям формы поведения. Эта система представлений во многом складывается стихийно, под влиянием поведения и отношений сверстников, родителей, других взрослых. Сейчас особенно – под влиянием телевидения, Интернета, рекламы, глянцевых журналов и пр. «В настоящее время в нашей стране сложилась переломная ситуация, когда существующие традиционные стереотипы маскулинности (мужественности) и фемининности (женственности) уже устарели, а новые еще не успели сложиться. В такой ситуации острее, чем в стабильной культуре, перед молодым поколением встают вопросы выборов половой идентичности, адекватного формирования представлений о межличностных, эмоционально значимых отношениях, о личностных качествах и характеристиках потенциального полового или брачного партнера» (Черникова, Камышанова, 2006, с. 4).
Завершение детства связано с периодом полового созревания, который предполагает решение новой задачи – обретения социального статуса, получения признания и одобрения в среде своих сверстников. Суждения и оценки взрослых при этом во многом утрачивают свое стимулирующее, воспитательное значение. Девочки и
мальчики теперь больше ориентированы на своих друзей и подруг, модные тенденции, они с готовностью впитывают элементы подростковой субкультуры – жаргон, манеру одеваться и держать себя на людях, способы времяпрепровождения и др.