Связанные понятия
Ребёнок (множ. дети) — в основном значении, человек в период детства. Возрастные границы детства разнятся в различных культурах, теориях жизненного цикла и юридических системах. В общем случае ребёнком называют человека от рождения до окончания пубертатного периода. Де́вочка — ребёнок женского пола; ма́льчик — ребёнок мужского пола.
Взро́слый — человек, достигший определённого возраста, и по отношению к которому есть основания предполагать, что он обладает телесной и ментальной зрелостью. Взрослый индивид располагает теми необходимыми знаниями и умениями, которые позволяют ему принимать решения, важные на его жизненном пути.
Мена́рхе (др.-греч. μήν «месяц» + ἀρχή «начало») — первое менструальное кровотечение. Менархе обычно происходит через 2—2,5 года после того, как происходят первые изменения в развитии груди (thelarche, телархе). С точки зрения медицины это центральное событие в женском половом развитии, указывающее на способность организма к беременности. Наступает менархе у большинства девочек в 11—13 лет (в среднем; с разбросом от 8—10 до 15—16 лет), время наступления зависит от физического развития организма...
'Физи́ческое разви́тие — динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. Процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма (скорость роста, прирост массы тела, определённая последовательность увеличения различных частей организма и их пропорций, а также созревание различных органов и систем на определённом этапе развития), в основном запрограммированных...
Сон (лат. somnus) — естественное физиологическое состояние, характеризующееся пониженной реакцией на окружающий мир, присущee млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым.
Упоминания в литературе
Однако представленная в описанном выше эксперименте процедура была тесно связана с уже достигшей определенного развития моторикой и восприятием (например, со способностью
младенцев ползать). Дж. Кампос с коллегами провел аналогичный опыт с детьми в возрасте 2 месяцев[43], подвешивая их над мелкими и глубокими частями установки. Оказалось, что сердцебиение младенцев резко изменялось при переходе от мелкой к глубокой части – оно замедлялось. Данное обстоятельство говорит о том, что у младенцев на 2-м месяце еще не сформирована боязнь падения, поэтому результаты приведенного эксперимента не могут свидетельствовать о восприятии детьми глубины.
Когда же все эти конструкции соединяются с остальным мозгом, позволяя
младенцам слышать? К данному моменту ответ должен быть понятен: не ранее начала третьего триместра беременности. В шесть месяцев вы можете подавать звуки плоду в утробе (в основном щелчки) и с замиранием прислушиваться, как его мозг посылает слабый электрический импульс в ответ! В следующем месяце этот щелкающий обмен мнениями возрастает не только по интенсивности, но и по скорости реакции. Дайте ему еще месяц или чуть больше – все изменится. Теперь у вас недоношенный малыш, который способен не только слышать и отвечать, но и различать различные звуки речи, например, отличать «ааааа» от «ээээээ» или «ба» от «би». Мы вновь наблюдаем эту десантную схему, когда сначала захватывается территория, а затем устанавливается связь с командным постом.
Можно сказать, что первое «знание» возникает у
младенца на девятый день рождения, когда образуется, как свидетельствуют ученые, первый условный рефлекс. На основе пищевой и ориентировочной реакций формируется относительно сложное ориентировочное поведение: стоит ребенка положить в позу, характерную для кормления («положение под грудью»), и он открывает рот. Так он ведет себя и видя бутылочку с едой для него. А в течение первого месяца жизни ребенок начинает отличать, например, бутылочку с водой от бутылочки с молочной смесью, т. е. реагировать на цвет.
Ребенок появляется на свет с относительно несовершенным зрением. Однако острота зрения (способность предметного зрения) вполне достаточна, чтобы различать лицо человека, крупные формы разных предметов, следить за движущимся большим предметом. Острота зрения
младенца стремительно развивается в первые 6 месяцев жизни, достигая к году фактически 90 % остроты зрения взрослого человека. Так, если новорожденный может увидеть лишь разницу между решеткой, состоящей из черных и белых полос шириной 3 мм, и серым фоном, то уже в 3 месяца он различает более тонкие линии до 0,3 мм. Центральная область сетчатки (воспринимающий орган глаза), отвечающая за остроту зрения, созревает к 4 месяцам, и ее функциональные возможности быстро возрастают.
Во время кормления, если ребенок лежит в позе «под грудью», его взгляд устремляется на лицо матери, иногда он слегка перемещается, малыш как бы пытается рассматривать лицо. Но в первое время чаще всего его взгляд фиксирует границу волос и лба, лишь к трем неделям становится очевидно, что взгляд
младенца фиксирует глаза матери. Это очень важный момент – малыш устанавливает контакт взглядов. Взгляд в глаза – один из самых важных, но не единственный компонент общения у человека. Зрительное сосредоточение на лице взрослого, слуховое сосредоточение на его голосе составляют ориентировочный компонент общения, который свидетельствует о том, что ребенок уже выделяет взрослого из окружающих объектов и готов воспринимать его воздействия.
Связанные понятия (продолжение)
Ро́ды у челове́ка — естественный физиологический процесс, завершающий беременность женщины и заключающийся в изгнании плода и плаценты (последа) из матки через канал шейки матки и влагалище, называемые в этом случае родовыми путями. Начало родов предваряется появлением схваток.
Моторика (лат. motus — движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.
Плод (лат. fetus) — развивающийся в материнской утробе человеческий организм с 8-й недели развития и до момента рождения. Некоторые источники считают плодом зародыши, которые достигли возраста в 9 или 10 недель. Используется только по отношению к неродившемуся ребёнку.
Мальчик — ребёнок мужского пола в возрасте до 13-15 лет (до окончания полового созревания).
Репродукти́вная си́стема человека — комплекс органов мужского и женского организмов, которые главным образом, обеспечивают воспроизводство людей (их репродукцию, получение потомства, продолжение рода). К репродуктивной системе мужчин относятся яички, семявыносящие протоки, предстательная железа, семенные пузырьки, бульбоуретральные железы, мочеиспускательный канал и половой член. У женщин к репродуктивной системе относятся яичники, фаллопиевы трубы, матка, влагалище и вульва.
Эрогéнные зоны — это участки кожи или слизистой оболочки (например, в области половых органов, молочных желез, губ, полости рта), раздражение которых вызывает сексуальное возбуждение или оргазм.
Подробнее: Эрогенная зона
Бере́менность челове́ка (лат. graviditas) — особое состояние организма женщины, при котором в её репродуктивных органах находится развивающийся эмбрион или плод. Беременность возникает в результате слияния женской и мужской половых клеток в маточной трубе, после чего происходит образование зиготы, содержащей 46 хромосом. Пол будущего ребёнка зависит от набора половых хромосом (XX или XY), при этом яйцеклетки всегда являются носителями X-хромосомы, а сперматозоиды X- или Y-хромосомы (в соотношении...
Дошкольный возраст — этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода...
Детство — период человеческого развития, когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. При этом следует понимать, что детство — не просто фаза человеческого развития, а понятие, имеющее в разные эпохи и у разных народов неодинаковое социальное и культурное содержание. Развитие и социализация ребенка протекают в определенной культурной среде, связанной с другими сторонами жизни общества. Понимание детства меняется с течением истории...
Многоплодная беременность — беременность более чем одним плодом. В зависимости от количества плодов при беременности говорят о двойне, тройне и т. д. Дети, рождённые в результате многоплодной беременности, называются близнецами.
Утомление или Усталость — физиологическое и психологическое состояние человека, которое является следствием напряжённой или длительной работы. Субъективно утомление может ощущаться как усталость. Утомление проявляет себя во временном снижении работоспособности.
Гиперакти́вность — состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека превышает норму, является неадекватной и непродуктивной. Гиперактивность является признаком неуравновешенной нервной системы. Данное состояние проявляется главным образом в неуместной двигательной активности: у детей в виде бега взад-вперёд, суетливости, а также болтливости, у взрослых — в виде двигательного беспокойства, неусидчивости, истощения терпения окружающих своей неугомонной деятельностью:61.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».
Пацие́нт (лат. patiens — терпящий, страдающий) — человек или другое живое существо, получающий(-ее) медицинскую помощь, подвергающийся медицинскому наблюдению и/или лечению по поводу какого-либо заболевания, патологического состояния или иного нарушения здоровья и жизнедеятельности, а также пользующийся медицинскими услугами независимо от наличия у него заболевания.
Основные безусловные
рефлексы новорождённого и грудного ребёнка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы), и надсегментарные позотонические автоматизмы (центры продолговатого и среднего мозга).
Слух — способность биологических организмов воспринимать звуки органами слуха; специальная функция слухового аппарата, возбуждаемая звуковыми колебаниями окружающей среды, например, воздуха или воды. Одно из биологических дистантных ощущений, называемое также акустическим восприятием. Обеспечивается слуховой сенсорной системой.
Половые признаки — ряд отличительных особенностей строения и функций органов тела, определяющие половую принадлежность организма. Половые признаки делятся на биологические и социальные (гендерные), так называемые поведенческие признаки.
Боль — это физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение. Является одним из симптомов ряда заболеваний.
Зрительный контакт , взгляд «глаза в глаза», является важной частью невербального общения у людей и различных видов животных. Характер зрительных контактов играет большую роль в социальном поведении. Негласные правила, по которым оценивается зрительный контакт и определяется его оптимальная длительность и частота, сильно различаются в разных обществах и культурах и меняются по мере смены традиций. В психологии, психиатрии и нейробиологии исследуется роль зрительного контакта при развитии ребёнка...
Схва́тки — регулярные непроизвольные сокращения мышц матки, которыми роженица не может управлять.
Расстройства ощущений — нарушения ощущений, наиболее распространёнными из которых являются гиперестезии, гипестизии и парестезии..
Бере́менность — биологическое состояние животных, характерное для самок плацентарных и сумчатых млекопитающих. Это состояние обусловлено зачатием новых особей и представляет собой процесс вынашивания детёнышей внутри организма самки. Период беременности при успешном исходе завершается родами. Во время беременности зародыш развивается и растёт за счёт получения питательных веществ от матери, а у самок, в свою очередь, происходит перестройка организма и подготовка к предстоящему вскармливанию рождённых...
Температура тела — комплексный показатель теплового состояния организма животных, включая человека. Является одним из основных и старейших биомаркеров.
Боле́знь (лат. morbus) — это состояние организма, выраженное в нарушении его нормальной жизнедеятельности, продолжительности жизни, и его способности поддерживать свой гомеостаз. Является следствием ограниченных энергетических и функциональных возможностей живой системы в ее противостоянии патогенным факторам.
Стресс (от англ. stress «нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения») — совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов–стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс от др.-греч. εὖ- «хорошо») и отрицательную (дистресс от др.-греч. δυσ...
Запечатле́ние , или импри́нтинг (от англ. imprint — оставлять след, запечатлевать, отмечать) — в этологии и психологии специфическая форма обучения; закрепление в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов. Объектами могут являться родительские особи (выступающие и как носители типичных признаков вида), братья и сестры (детёныши одного помёта), будущие половые партнёры (самцы или самки), пищевые объекты (в том числе животные-жертвы), постоянные враги (образ...
Симпто́м (от др.-греч. σύμπτωμα — «случайность, несчастная случайность, приступ болезни») — один из отдельных признаков, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности.
Аутостимуля́ция или самостимуля́ция (иногда используется заимствованное из английского слово «стимминг») — повторяющиеся действия, осуществляемые с помощью собственного тела или окружающих предметов, нацеленные на получение сенсорных ощущений и отвлечение внимания от стрессогенного воздействия и позволяющие справиться с эмоциональным напряжением. Проявляется при нарушениях развития, прежде всего — при расстройствах аутистического спектра, в том числе при синдроме Аспергера и раннем детском аутизме...
Храп — специфический процесс, сопровождающий дыхание во сне, выраженный отчетливым низкочастотным, дребезжащим звуком и вибрацией.
Проприоце́пция , проприореце́пция или т.н Кинестезия (от лат. proprius — «собственный, особенный» и receptor — «принимающий»; от лат. capio, cepi — «принимать, воспринимать»), мышечное чувство — ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве.
Рефле́кс (от лат. reflexus— отражённый) — стереотипная (стандартная, одинаковая в одинаковых условиях) реакция живого организма на какое-либо воздействие (раздражитель), проходящая с участием рецепторов и под управлением нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой, осуществляются посредством рефлекторной дуги. Рефлекс — основная форма деятельности нервной системы.
Органы чувств — специализированная периферическая анатомо-физиологическая система, обеспечивающая, благодаря своим рецепторам, получение и первичный анализ информации из окружающего мира и от других органов самого организма, то есть из внешней среды и внутренней среды организма.
Продромальный период (греч. πρόδρομος — бегущий впереди, предвестник) — период заболевания, который протекает между инкубационным периодом и собственно болезнью. Симптомы продромального периода дают понять пациенту и его врачу о начале болезни до того, как появятся клинические признаки конкретного заболевания.
Бодрствование — состояние активности соматической нервной системы, являющееся противоположностью сна, который предназначен для отдыха этой системы. У взрослых людей бодрствование и сон — два основных физиологических состояния, возникающие циклически, причём примерно 2/3 суток приходится на бодрствование.
Вы́сшая не́рвная де́ятельность — это процессы, происходящие в высших отделах центральной нервной системы животных и человека. К этим процессам относят совокупность условных и безусловных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение животных (в том числе и человека) в изменяющихся окружающих природных и социальных условиях, изменениях внутри организма.
Дисфу́нкция (от лат. dis — отрицание, затруднение + functio — действие, осуществление) — нарушение деятельности.
Эта статья посвящена анатомии. О социокультурных аспектах восприятия женской груди см. статью Женская грудь.
Подробнее: Молочная железа
Человеческое тело — физическая структура человека, человеческий организм. Тело человека образовано клетками различных типов, характерным образом организующихся в ткани, которые формируют органы, заполняют пространство между ними или покрывают снаружи. Тело взрослого человека образуют около тридцати триллионов клеток. Клетки окружены межклеточным веществом, обеспечивающим их механическую поддержку и осуществляющим транспорт химических веществ.
Пупови́на , или пупочный канатик (лат. funiculus umbilicalis) — особый орган, соединяющий эмбрион, а затем плод с плацентой. Такое образование в сущности встречается у всех имеющих зародышевые оболочки позвоночных. У примитивных позвоночных обычно чрезвычайно короткое и не имеет характерного шнуровидного вида.
Разнояйцевы́е близнецы ́ (многояйцевы́е, гетерозиго́тные или дизиго́тные близнецы) — результат многоплодной беременности, возникшей вследствие оплодотворения двух и более яйцеклеток и развития двух или более плодов (близнецов). Таким образом, на свет появляются близнецы похожие друг на друга как братья и сёстры и обладающие разным генотипом. Вероятность многоплодной беременности повышается с увеличением возраста матери — выход двух и большего числа одновременно созревших яйцеклеток. Кроме того, многоплодная...
Беременность женщины делится на три периода по три месяца каждый, которые называются триместрами. Также внутриутробное развитие человека принято разделять на два периода: эмбриональный (или зародышевый) и фетальный (или плодный). Эмбриональный период длится от оплодотворения яйцеклетки до конца 8 недели беременности (или 10 недели акушерского срока, то есть от последней менструации). Во время эмбриогенеза происходят оплодотворение, дробление эмбриона, его имплантация, гаструляция (образование зародышевых...
Подробнее: Течение беременности у человека
Шкала Апгар является одним из трёх параметров, наряду с весом и ростом, которые сообщают родителям новорождённого.
Частота́ дыха́тельных движе́ний — число дыхательных движений (циклов вдох-выдох) за единицу времени (обычно минуту). Является одним из основных и старейших биомаркеров.
Упоминания в литературе (продолжение)
Общаясь с близким взрослым, проявляют интерес к игрушкам, переводят взгляд с видимого предмета на лицо говорящего. Интонацию речи различают слабо, понимание ее не соответствует возрастным показателям. Эмоциональная речь взрослого может вызывать улыбку. Иногда в период бодрствования у
младенцев наблюдаются монотонные вокализации, лепетных слогов дети не произносят. При активной тактильной стимуляции взрослого появляются единичные звуки гыканья, кряхтение, смех. У многих из них имеется не свойственный нормально развивающимся младенцам второго полугодия жизни комплекс оживления. Он чаще всего неполный, неяркий, невыразительный и без дополнительной стимуляции быстро затухает. Некоторым детям нравятся игры с изменением положения тела в пространстве, активные раскачивания, неожиданные подъемы и опускания.
Для ребенка совершенно необходим телесный контакт с мамой и папой уже потому, что для
младенца именно это общение несет жизненно важную информацию, и воспринимает он ее через мышечный тонус, мышечные вибрации, форму, напряжение и расслабление мышц родителей. Малыш впитывает сведения, буквально воспроизводя на своем маленьком тельце все мышечные напряжения родителей. Вот здесь и находится ключ к тем болезням, которые не наследуются впрямую. Как принято говорить, наследуется «предрасположенность к ним». Поскольку все дети к моменту рождения здоровы (мы пока не рассматриваем случаи врожденной патологии), то все последующие дефекты, пороки развития, болезни привносятся (впечатываются) родителями, которые сами, в свою очередь, получили эти дефекты от своих родителей, приобрели их в процессе собственной адаптации к среде и социуму, создали собственным поведением и образом мыслей.
Леонардо писал, что набухание полового члена наступает благодаря приливу крови. Ранее считалось, что пенис наполняется воздухом. Великий художник и мыслитель эпохи Возрождения фактически представил секционный разрез полового члена мужчины и проиллюстрировал половой акт с женщиной, показав, куда приливает кровь, чтобы сделать такой контакт возможным. Рисунок – результат его работы с трупами, на которых он изучал строение мужского органа. Правда, на известном рисунке есть и ошибки, отражающие поверья того времени и развенчанные в дальнейшем: в век Леонардо полагали, что существуют каналы, соединяющие матку женщины и грудь, а молоко для вскармливания
младенцев поступает из менструальной крови. Также считалось, что головной мозг связан с пенисом (связь, конечно, есть, но не та, в которую верил да Винчи!), и сперматозоиды зарождаются в мозге, проходят по специальным руслам через все тело и выходят из пениса. Но это еще цветочки! 2,5 тысячи лет назад Пифагор думал, что эякуляция – это испарения, содержащие частички головного мозга, которые вылетают горячими из тела, пройдя долгий и сложный путь из головы до пениса.
Офтальмологи знают, что периферическое зрение, позволяющее видеть слева, справа и даже сзади, у женщин развито значительно лучше, чем у мужчин. В древности они должны были внимательно смотреть вокруг себя, чтобы своевременно обнаруживать признаки надвигающейся опасности. Женщины лучше видят близкие и мелкие предметы – способность, оставшаяся с тех времен, когда они собирали съедобные корешки. Мужчины хорошо смотрят лишь вперед и вдаль – подарок далеких предков, которые должны были замечать опасность с большого расстояния. У женщин хорошо развит музыкальный слух. Они лучше распознают звуки, напевая или насвистывая, фальшивят в 6 раз реже. Мужчины различают меньше звуков, хуже ассоциируют их с источниками, но они могут точно определять, откуда звуки исходят. Женщина мгновенно поймет, если ее партнер встревожен или обижен. Мужчине для осознания этого часто требуются солидные физические доказательства: поток слез или битье посуды. Женщина, подобно большинству женских особей млекопитающих, вооружена чувственным восприятием с гораздо более тонкой настройкой, чем у мужчин. Эта способность развилась у женщины, хранительницы детей и очага, для улавливания мельчайших изменений в настроении и отношении окружающих. Природа подчинила чувства женщины родительскому инстинкту, научив ее интуитивно понимать жесты и движения ребенка – иначе голодным
младенцам пришлось бы очень долго ждать еду и чистые пеленки. Нейропсихолог профессор Рубен Гур из университета штата Пенсильвания провел исследования с помощью сканирования и установил, что у отдыхающего мужчины электрическая активность мозга падает на семьдесят процентов. Сканирование мозга женщины в состоянии отдыха показало только десятипроцентное падение активности, подтверждая ее способность непрерывно получать и анализировать информацию, поступающую из окружающей среды.
Кто бы мог подумать? Серьезные исследования взаимосвязи прикосновений и развития детей начались после открытий, связанных с развитием недоношенных
младенцев . Многие ученые пишут сейчас о недостатке сенсорной (чувственной) стимуляции у недоношенных детей, последние исследования подтверждают, что таких малышей нельзя лишать контакта с матерью, постоянное пребывание в инкубаторе не позволяет им так быстро развиваться, как при постоянном контакте с матерью, например на ее животе (такой тип реабилитации становится все более популярным в США). Оказывается, многие из нарушений обмена веществ, наблюдаемые у недоношенных новорожденных, связаны не с собственно недоношенностью, а с недостатком или отсутствием сенсорной стимуляции и человеческой любви, особенно с изоляцией ребенка от матери.
Ребенок в этот период необыкновенно чувствителен к неизвестным ему питательным веществам. Всякое искусственное «детское» питание чуждо
младенцу . Оно заставляет его отвечать на мощный внешний раздражитель, хотя организм ребенка пока плохо приспособлен к тому, чтобы защищаться и противостоять ему. Это дается в основном ценой здоровья внутренних органов, за счет траты их жизненной силы. Таким образом, при искусственном питании пищеварительная система ребенка испытывает шок, который парализует жизненные силы и так еще слабого организма, при этом в первую очередь особенно страдает печень. Факт шока не всегда можно установить сразу, но позже он обнаружит себя, как следствие, в дисфункции печени. Она проявится уже в юном возрасте, поначалу заявляя о себе постоянной, непреодолимой жаждой. Функциональное же расстройство печени у взрослых – одно из самых распространенных явлений нашего времени.
Справедливость в таком случае восстанавливается лишь к концу жизни, в старости, перед смертью. Тело из «фона» явно превращается в «фигуру», заявляя во весь голос о своих правах – болью, бессонницей, одышкой и т. д. Человек возвращается к осознанию и ощущению ценности простейших физических и физиологических актов. В этой связи уместно сравнение детского и старческого тела – своеобразная кольцевидная структура, где концы этого разорванного кольца оказываются близки друг к другу (отсутствие сознания у детей – маразм у пожилых, отсутствие чувств – первичные эмоции у маленьких детей и у глубоких стариков, сепарация/преодоление собственного тела у тех и других). Даже название «старый пердун» точно характеризует специфику телесных проявлений – старческое пожилое тело не способно удерживать (кстати, как и
младенцы !) зажатыми анальные сфинкторы.
Иногда подозрения либо даже четкое убеждение приходит раньше, чем подтверждение отсутствием менструального цикла и медиками. Это вовсе не значит, что вы непременно почувствуете слабость, подташнивание или повышение аппетита через 2–3 недели после овуляции. Просто на подсознательном уровне начнут появляться характерные жесты (например, прикосновения ладони к животу) или внезапные немотивированные желания. Бывает обострение обоняния и общее повышение чувствительности. Может покалывать грудь, тянуть низ живота. Внезапное желание съесть определенный продукт или беспочвенная плаксивость. Обычно множество характерных признаков подсказывают женщине о ее особом состоянии. Реже встречается обратная картина: будущая мама совершенно не подозревает о беременности до третьего – четвертого месяца. Полагаю, это не ваш случай, и вы мечтаете о малыше, со всей ответственностью воспринимая новые знания и подготавливаясь к предстоящим переменам. Опыт придет в течение нескольких месяцев после родов, а необходимые навыки по уходу за
младенцем вы получите во время подготовки к родам и из различных источников. Не беспокойтесь, все получится!
Сегодня неоспоримо доказано, что ребенок, продолжительность жизни которого насчитывает один день, с первых дней четко фокусирует взгляд. Ведь во время искусственного кормления, когда мать наклоняется над
младенцем , он вглядывается в ее лицо, о чем свидетельствует тот факт, что скорость, с какой ребенок сосет соску, замедляется. Затем ребенок, сося соску равномерно, без труда удерживает в своем глазу четкое изображение маминого лица. А если вдруг ребенок начнет сосать быстрее или медленнее, изображение «задрожит», то есть перестанет быть сфокусированным. Таким образом, младенец понимает, что, желая рассматривать маму, он должен сосать с одной и той же скоростью, иначе мама «расплывется». Следовательно, у всех новорожденных детей, за исключением немногих обремененных действительно тяжелой наследственностью, все в порядке со способностью к аккомодации.
В результате взаимодействия с окружающей средой в первые три года жизни ребенка особенно интенсивно развиваются функции коры головного мозга. В этом возрасте важно своевременно и правильно закладывать основы полноценного здоровья и развития малыша. В решении этих проблем особая роль принадлежит взрослому. Однако воздействия со стороны взрослых будут успешными лишь при условии равноправного сотрудничества родителей и воспитателей, которое строится на основе взаимопонимания и доверия друг к другу. Одновременно следует подчеркнуть, что приоритет в воспитании малыша остается за семьей, так как с момента рождения при тесном эмоциональном контакте с матерью у
младенца формируется чувство защищенности, базисное доверие к миру.
На 8-й неделе малыш уже достигает длины около 33 мм, вес до 9 г. Зародыш уже похож на человека. Сердце малыша бьется. В это время, в конце второго месяца беременности, можно определить пол будущего
младенца . Ведь именно сейчас между нижними конечностями начинает образовываться бугорок, который станет основой для развития наружных половых органов. На 8-й неделе под влиянием У-гена хромосомы происходит формирование мужских гонад (яичек). И если они начинают продуцировать тестостерон – мужской половой гормон, то сформируется мальчик.
Развитие моторики
младенца подчиняется определенной схеме: движения совершенствуются от крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала это происходит с ручками и верхней половиной тела, затем – с ножками и нижней частью тела. Сенсорика младенца развивается быстрее, чем двигательная сфера, хотя они обе связаны. Этот возрастной этап является подготовительным к речевому развитию и называется довербальным периодом.
Ученый из Дании, врач и создатель методики общения с
младенцем в период внутриутробного развития, Франц Вельдман считает, что такой ранний контакт помогает установить крепкую эмоциональную связь с ребенком до родов. Это дает возможность младенцу чувствовать себя во чреве матери безопасно и комфортно. Ничего необычного в этом общении нет. Оно должно быть простым, естественным, теплым, желанным и выражаться в простом поглаживании живота, в ласковых разговорах с малышом.
Как правило, подобные изменения функции приводят к гибели клетки. Вы помните пример с часами. Лишь некоторые (не очень значительные) изменения не убивают клетку и в дальнейшем, когда эта клетка размножается, измененный ген, а, соответственно и измененные функции передаются следующим поколениям. Это то, что называется «мутационная изменчивость» – изменчивость, вызванная изменением структуры гена (мутация). Изменчивость бывает и другая – вызванная факторами внешней среды. Об этой форме изменчивости мы уже говорили. Конечно же мышцы при интенсивных тренировках увеличивают свою массу. Но дело в том, что эти изменения происходят под влиянием внешних факторов, без изменений структуры гена и, следовательно данные изменения по наследству никак не могут быть переданы. Можете ли Вы себе представить, что у активно занимающегося штангой папаши, рождается
младенец , с уже сформировавшейся фигурой штангиста или какая-нибудь дама, загоревшая на юге до черноты, через некоторое время становится матерью чернокожего ребенка?
Особое внимание исследователей привлекает изучение становления слухового восприятия и поведенческих ответов к звуку у новорожденных. Установлено, что доношенные новорожденные являются активными слушателями, которые, несмотря на незрелость системы слуха и ограниченный спектр поведенческих ответов, хорошо различают звуки речи [345]. К шести месяцам дети при восприятии речевых звуков извне могут воспроизводить фрагменты слов, которые они услышали;
младенцы могут помнить слова из рассказа в течение более двух недель. Самое интересное, что обнаружена функциональная основа этой способности: результаты нейровизуализации свидетельствуют о наличии взаимосвязи структур слухового восприятия и артикуляционного аппарата у таких детей.
В первые же минуты после рождения глазам
младенца уделяется особое внимание: врач закапывает в них специальный состав для защиты от инфекции. Однако последующая гигиена зрения включает не только промывание самих глаз. Пыль и инородные предметы удаляются с поверхности вокруг глаз с помощью мягкой ткани или гигроскопической ваты. Действие слезных желез и обычное моргание является естественным способом очищения глаз. Однако глаза младенца не нуждаются в защите от прямого яркого света, солнечного или электрического. Для всех новорожденных до трех месяцев характерен «блуждающий» взгляд. Если оказывается, что глаза косят после этого срока, на это нужно обратить внимание врача.
Для этого возраста характерен быстрый темп физического и психического развития. Зрелый, доношенный
младенец к 6 месяцам удваивает, а к году утраивает свой вес. В первые месяцы жизни он не в состоянии изменить положение своего тела, к 7 месяцам овладевает ползанием, а к году – ходьбой. Новорожденный только плачем способен поведать о дискомфорте, к 5 месяцам он уже призывно гулит, а к году произносит от шести до десяти слов.
Книга содержит упражнения, игры и тренинги, адаптированные для детей разного возраста – от
младенцев до старшеклассников. Они помогут при наиболее часто встречающихся у детей дефектах зрения – прогрессирующей близорукости, астигматизме, амблиопии, косоглазии, проблемах с сетчаткой. Эти упражнения привьют ребенку правильные навыки пользования органом зрения. Ребенок перестанет заставлять свои глаза смотреть, а будет позволять им видеть. При условии ежедневных тренингов – а об этом должны позаботиться вы, родители! – ребенок станет видеть лучше уже через месяц! И в дальнейшем прогресс пойдет по нарастающей! Потому что при правильном использовании зрение обостряется.
Доктор Блейзер, руководитель программы по изучению микрофлоры человека в Университете Нью-Йорка, далее отмечает, что каждый третий новорожденный в США сегодня появляется на свет с помощью кесарева сечения, что в два раза больше по сравнению с тем же показателем в 1996 году. Если эта тенденция продолжится, к 2020 году половина
младенцев в США будет рождаться с помощью хирургического вмешательства. Мне очень нравится, как красноречиво доктор Блейзер описывает суть проблемы: «Замысловатые названия этих бактерий не настолько важны, как тот факт, что основные популяции микробов, обнаруженных у новорожденных после кесарева сечения, совсем не те, что были отобраны в ходе сотен тысяч или даже больше лет человеческой эволюции»{36}.
При прохождении через родовые пути ребенок приобретает необходимую ему биофлору, проще говоря, бактерии, нужные для нормального развития организма. Чтобы эти бактерии, попав в его кишечник, не погибли там «от голода», необходимо, чтобы
младенец пососал грудь в первые часы, а лучше – минуты жизни. Иначе велик риск развития дисбактериоза. Никуда не деться нашему новорожденному и от патогенных микроорганизмов, как бы мы ни следили за чистотой тела и помещения. И здесь добрую службу сослужит молозиво, насыщенное веществами, укрепляющими иммунитет. Как важно, чтобы эта помощь подоспела как можно раньше! Впрочем, если по какой-то причине вам не удалось выполнить это – не отчаивайтесь. Отчаяние снизит вашу лактацию сильнее, чем отсрочка первого кормления. Настройтесь на лучшее – еще не все потеряно.