Связанные понятия
Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанной с получением научных знаний.
Заведующий лабораторией — руководитель научно-исследовательской лаборатории или учебно-научной лаборатории в научно-исследовательском институте или высшем учебном заведении, как правило, доктор наук или кандидат наук и имеющий опубликованные (изданные) научные труды, а также опыт научной и организаторской работы не менее 5 лет.Обычно заведующие лабораториями являются также членами Учёного (научно-технического) совета учреждения.
Иссле́дование ( «следование изнутри»): * в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов;
Упоминания в литературе
Краткая история и функция этих учреждений была такова. ЦАГИ им. профессора Жуковского – базовое отечественное научно-исследовательское учреждение, основанное в 1918 году – проводило исследования в области аэродинамики, динамики полетов и прочности самолетных конструкций. В разное время на базе отделов и
лабораторий ЦАГИ были созданы новые различные учреждения: ВИАМ, ЛИИ и другие [520]°.
В утвержденной Е.К. Фёдоровым структуре ИЭМ предусматривалась организация шести научных отделов: ядерной метеорологии, физики нижнего слоя атмосферы, физики облаков и активных воздействий, физики верхней атмосферы, средств и методов исследований верхней атмосферы, сельскохозяйственной метеорологии и самостоятельной
лаборатории самолетных методов измерений влагозапасов. Было организовано 14 лабораторий (в составе научных отделов), шесть научно-технических, четыре оперативно-производственных, шесть обслуживающих и десять административно-управленческих подразделений. За институтом Е.К. Фёдоров закрепил научную тематику и задачи, ранее выполняемые Обнинским филиалом ИПГ.
1950 г. – создан участок ТВЧ, преобразованный затем в цех ТВЧ (1952 г.), отделение электронагрева (1954 г.),
лабораторию электронагрева (1956 г.), базовую лабораторию электронагрева (1959 г.), проблемную лабораторию электронагрева (1976 г.), проектно-технологический отдел электронагрева ТВЧ (1988 г.); после существенного сокращения отдел вошел составной частью в общий термический отдел (1996 г.);
В первые же недели войны в
лабораториях Политехнического института под руководством члена-корреспондента Академии наук СССР М. А. Шателена было организовано производство селеновых выпрямителей для военных целей. Заметим, что сразу же после начала войны в вузе был образован Комитет по оборонным работам. Продолжая научно-исследовательские работы оборонного характера, Политехнический институт в середине 1942 г. наладил производство электролитического кислорода, применявшегося в госпиталях для лечения больных и раненых, а несколько позже приступили к изготовлению сплава калий-натрий и металлического кальция нужного для военных целей.
Первая в России экспериментальная психологическая
лаборатория открылась в 1885 г. при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета; были устроены лаборатории опытной психологии в Петербурге, Дерпте. В 1895 г. по инициативе крупнейшего русского психиатра С. С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета. Заведовать ею стал ближайший помощник Корсакова – А. А. Токарский. Психологическая лаборатория в Новороссийском университете (в Одессе) была создана на историко-филологическом факультете профессором философии Н. Н. Ланге.
Связанные понятия (продолжение)
Фармаце́втика — часть фармации, связанная непосредственно с производственно-технологическими проблемами процесса изготовления лекарственных средств и субстанций.
Биотехноло́гия — дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методом генной инженерии.
Технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — «слово», «мысль», «смысл», «понятие») — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач. Технология включает в себя способы работы, её режим, последовательность действий.
Токсиколо́гия (от греч. τοξικος — яд и λογος — наука, то есть τοξικολογία — наука о ядах) — область медицины, изучающая ядовитые (токсичные) вещества, потенциальную опасность их воздействия на организмы и экосистемы, механизмы токсического действия, а также методы диагностики, профилактики и лечения развивающихся вследствие такого воздействия заболеваний.
Радиология (от лат. radius «луч» + λόγος — «учение, наука») — раздел медицины, изучающий применение ионизирующих излучений для диагностики (радиодиагностика) и лечения (радиотерапия) различных заболеваний, а также заболевания и патологические состояния, возникающие при воздействии ионизирующих излучений на организм человека.
Медици́на (лат. medicina от словосочетания ars medicina — «лечебное искусство», «искусство исцеления», и имеет тот же корень, что и глагол medeor, «исцеляю») — раздел биологии, изучающий диагностику, лечение и профилактику заболеваний, способы сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни, а также облегчения страданий от физических и психических недугов.
О́бщая хи́мия — курс химии в ВУЗах и в средних школах(лицеях, гимназиях), изучаемый в 8-11 классах, представляющий собой совокупность ряда разделов неорганической, органической, физической, аналитической химии, а также других направлений химической науки. Основами современного курса общей химии являются учение о строении атома и периодический закон Менделеева.
Автоматизация — одно из направлений научно-технического прогресса, использующее саморегулирующие технические средства и математические методы с целью освобождения человека от участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов, изделий или информации, либо существенного уменьшения степени этого участия или трудоёмкости выполняемых операций. Термин «автоматизация», основанный на более раннем слове «автоматический» (поступающий с автомата), не был широко использован...
Ка́федра (греч. καθέδρα букв. «сиденье») — основная структурная единица факультета в высшем учебном заведении, осуществляющая подготовку слушателей, студентов и курсантов в рамках определённой специализации.
Приборостроение — область науки и техники, отрасль машиностроения, занимающаяся разработкой и производством средств измерений, обработки и представления информации, автоматических и автоматизированных систем управления.
Инжиниринг (транслитерация с английского engineering — технический, от лат. ingenium - изобретательность, выдумка, знания) — технические консультационные услуги, связанные с разработкой и подготовкой производственного процесса и обеспечением нормального хода процесса производства и реализации продукции.
Автома́тика (от греч. αύτόματος — самодействующий) — отрасль науки и техники, которая разрабатывает технические средства и методы для осуществления технологических процессов без непосредственного участия человека.
Специали́ст (дипломированный специалист) — квалификация, приобретаемая студентом после освоения специальной программы обучения.
Вычисли́тельный центр (аббр. ВЦ) — организация, подразделение, или, в более узком смысле, комплекс помещений, предназначенных для размещения компьютерных систем и вспомогательного оборудования.
Медицинские учреждения — лечебно-профилактические и другие виды заведений, в которых людям, в том числе с какими-либо заболеваниями, оказываются медицинские услуги: диагностика, лечение, реабилитация после перенесенных болезней.
Санитари́я (лат. sanitas, здоровье) — система мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья и профилактику различных заболеваний, а также комплекс мер по практическому применению разработанных гигиенической наукой нормативов, санитарных правил и рекомендаций, обеспечивающих оптимизацию условий воспитания и обучения, быта, труда, отдыха и питания людей с целью укрепления и сохранения их здоровья. Со слов выдающегося гигиениста Г. В. Хлопина: «Если гигиена — наука о сохранении и улучшении здоровья, то...
Персона́л (от лат. persona — личность) или штат (от нем. staat — государство) — постоянный состав работников какого-нибудь учреждения, составляющих группу по профессиональным или иным признакам с указанием должностей и присвоенных по каждой должности окладов; совокупность всех работников предприятия, занятых трудовой деятельностью, а также состоящих на балансе (входящих в штатный состав), но временно не работающих в связи с различными причинами (отпуск, болезнь, присмотр за ребёнком и так далее...
Гидрохи́мия — наука, раздел гидрологии, изучающая химический состав природных вод и закономерности его изменения под влиянием физических, химических и биологических воздействий.
Фармаколо́гия (от греч. φάρμακον «лекарство, яд» + λόγος «слово, учение») — медико-биологическая наука о лекарственных веществах и их действии на организм; в более широком смысле — наука о физиологически активных веществах вообще.
Техническая химия — часть химической науки, непосредственно занимающаяся химическими аспектами технологий, химией технологических процессов.
Лаборато́рная диагно́стика — совокупность методов, направленных на анализ исследуемого материала с помощью различного специализированного оборудования.
Биоинженерия или биологическая инженерия — направление науки и техники, развивающее применение инженерных принципов в биологии и медицине.
Аллерголо́гия (от греч. ἄλλος — другой, иной, чужой, ἔργον — воздействие и Λόγος — знание, слово, наука) — раздел медицины, изучающий аллергические реакции и заболевания, причины их возникновения, механизмы развития и проявления, методы их диагностики, профилактики и лечения.
Био́ника (от др.-греч. βίον «живущее») — прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, то есть формах живого в природе и их промышленных аналогах.
Процессы и аппараты химических технологий (ПАХТ) — техническая дисциплина, отрасль науки и инженерная специальность высшей квалификации, изучающая теорию основных процессов, принципы устройства и методы расчёты аппаратов и машин, используемых для проведения технологических и химических процессов. Находится на стыке таких наук, как физика, физическая химия, термодинамика, механика, расчеты и конструирование, производственный менеджмент, экономика и др. В развитых странах мира - подготовка специалистов...
А́вторское свиде́тельство — документ, удостоверяющий авторское право на изобретение. Выдавался в СССР. В отличие от патента, авторское свидетельство не сохраняет за автором исключительное право на использование изобретения. Понятие было введено в «Положении об изобретениях» от 30 июля 1919 года. Выдавались до введения с 1 июля 1991 года Закона СССР «Об изобретениях в СССР», в рамках которого в стране была сохранена только одна форма охраны изобретений — патент.
Гигие́на (греч. ὑγιεινός — здоровый) — раздел медицины, изучающий влияние жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающий меры (санитарные нормы и правила), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни; медицинская наука (гигиенистика), изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия...
Биомедици́нская инженери́я (биоинженери́я, англ. bioengineering) — одно из направлений науки и техники, изучающее и развивающее применение инженерных принципов и концепций в сфере медицины и биологии для создания искусственных органов, для компенсации недостаточности физиологических функций (биомедицинская инженерия) до создания генетически модифицированных организмов, в том числе, культурных растений и сельскохозяйственных животных (генетическая инженерия), а также молекулярного моделирования и...
Мехатро́ника — это область науки и техники, основанная на синергетическом объединении узлов точной механики с электронными, электротехническими и компьютерными компонентами, обеспечивающими проектирование и производство качественно новых механизмов, машин и систем с интеллектуальным управлением их функциональными движениями.
Нанотехноло́гия — область фундаментальной и прикладной науки и техники, имеющая дело с совокупностью теоретического обоснования, практических методов исследования, анализа и синтеза, а также методов производства и применения продуктов с заданной атомной структурой путём контролируемого манипулирования отдельными атомами и молекулами.
Микробиология (греч. μικρος — малый, лат. bios — жизнь) — наука, предметом изучения которой являются микроскопические существа, называемые микроорганизмами (микробами) (включающими в себя: Одноклеточные организмы, Многоклеточные организмы и Бесклеточные), их биологические признаки и взаимоотношения с другими организмами, населяющими нашу планету. В область интересов микробиологии входит их систематика, морфология, физиология, биохимия, эволюция, роль в экосистемах, а также возможности практического...
Фото́ника — дисциплина, занимающаяся фундаментальными и прикладными аспектами работы с оптическими сигналами, а также созданием на их базе устройств различного назначения.
Институт (лат. institutum — установление, обычай, учреждение) — одна из форм высших учебных заведений.
Геоэкология — междисциплинарное научное направление, объединяющее исследования состава, строения, свойств, процессов, физических и геохимических полей геосфер Земли как среды обитания человека и других организмов. В некоторых случаях геоэкологию определяют как комплексную прикладную дисциплину, которая отличается от биологических и соответствует географическим или геологическим дисциплинам. Основной задачей геоэкологии является изучение изменений жизнеобеспечивающих ресурсов геосферных оболочек под...
Дире́ктор (от лат. dirigere, directum — от di и regere — «управлять», мн. ч. — директора́; устар. жен. — директриса) — управляющий, руководитель, начальник компании, предприятия или учебного заведения.
Стоматоло́гия (от др.-греч. στόμα — «рот» + λογος — «наука») — раздел медицины, занимающийся изучением зубов, их строения и функционирования, их заболеваний, методов их профилактики и лечения, а также болезней полости рта, челюстей и пограничных областей лица и шеи. Стоматолога часто называют дантист (от фр. dentiste), хотя понятие дантист включает в себя не только стоматологов, но также и зубных врачей, зубных фельдшеров и зубных техников.
Автоматизация технологического процесса — совокупность методов и средств, предназначенная для реализации системы или систем, позволяющих осуществлять управление самим технологическим процессом без непосредственного участия человека, либо оставления за человеком права принятия наиболее ответственных решений.
Технические науки (син. инженерные науки) — науки в области естествознания, изучающие явления, важные для создания и развития техники. Деятельность учёных технических наук осуществляется в рамках научно-технической деятельности и носит преимущественно прикладной характер.
Наноматериал ы — материалы, созданные с использованием наночастиц и/или посредством нанотехнологий, обладающие какими-либо уникальными свойствами, обусловленными присутствием этих частиц в материале. К наноматериалам относят объекты, один из характерных размеров которых лежит в интервале от 1 до 100 нм.
Специальность (лат. specialis — особый, особенный; от species — род, вид) — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (эколог, парикмахер, хореограф, искусствовед, менеджер, религиовед, культуролог, инженер-строитель, слесарь-инструментальщик, слесарь-наладчик, врач-терапевт и так далее).
Лекция (лат. lectio — чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.
Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт), также о́пыт, в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях.. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Критерий Поппера выдвигает возможность постановки эксперимента...
Патент (от лат. patens — открытый, ясный, очевидный от полного наименования — litterae patentes — открытое письмо) — охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели, промышленного образца либо селекционного достижения. Срок действия патента зависит от страны патентования, объекта патентования и составляет от 5 до 35 лет (ГК РФ Статья 1363, ГК РФ Статья 1424). Автору или соавторам за использование патента выплачивается авторское вознаграждение...
Радиобиология , или радиационная биология — наука, изучающая действие ионизирующих и неионизирующих излучений на биологические объекты (биомолекулы, клетки, ткани, организмы, популяции). Особенностью этой науки является строгая измеряемость воздействующего фактора, что обусловило развитость математических методов исследования. Другой особенностью радиобиологии является востребованность её прикладных приложений — в медицине и в радиационной защите.
Институт (лат. institutum «установление, обычай, учреждение») — термин, употребляемый для обозначения определённого класса организаций и общественных явлений.
Упоминания в литературе (продолжение)
Первая в России экспериментальная психологическая
лаборатория открылась в 1885 г. при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета; были устроены лаборатории опытной психологии в Петербурге, Дерпте. В 1895 г. по инициативе крупнейшего русского психиатра С. С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета. Заведовать ею стал ближайший помощник Корсакова – А. А. Токарский. Психологическая лаборатория в Новороссийском университете (в Одессе) была создана на историко-филологическом факультете профессором философии Н. Н. Ланге.
• наличие в данной местности государственной исследовательской
лаборатории или университета, способных работать с местными компаниями, заниматься передачей технологий и создавать новые предприятия;
Подготовке кадров в области сохранения библиотечных фондов призвано послужить введение обширного образовательного комплекса. Программы для учащихся, получающих среднее и высшее образование в учебных заведениях (готовящих специалистов библиотечного дела, полиграфистов, реставраторов), а также программы для слушателей курсов повышения квалификации и обучающих семинаров на сегодняшний день разработаны и реализуются. Но пока реализация еще не достигла необходимых объемов. Полноценное обучение по-прежнему в значительной степени заменяют различные формы работы с библиотекарями, сотрудниками
лабораторий , реставраторами, администраторами библиотек. Уже довольно четко можно выделить следующие направления:
Производственными подразделениями предприятия можно считать цеха, участки,
лаборатории , в которых изготавливается, проходит контрольные проверки и испытания основная продукция, выпускаемая предприятием, преобразовываются различные виды энергии, потребляемые для технологических и иных целей. В структуре многих промышленных предприятий могут быть организованы подразделения, обслуживающие работников предприятия (жилищно-коммунальные отделы, их службы, фабрики-кухни, столовые, буфеты, детские сады и ясли, санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории, медсанчасти и т. д.).
На кафедре им была создана экспериментально-клиническая
лаборатория по изучению локомоторных функций. Исследования проводились на сконструированной автором установке, обеспечивающей изучение принципов автобиоадаптивного управления в целях формирования реабилитационных программ. Эти исследования относятся к первым опытам использования биологической обратной связи в неврологии в России.
Кроме того, в сферу названного направления входит создание методической и технической базы для обеспечения инспекционной деятельности на территории Российской Федерации и научно-методической базы химико-аналитических
лабораторий , сведения о которых представлены в Организацию по запрещению химического оружия.
Теплюк Светлана Николаевна – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник
лаборатории содержания и методов ранней помощи детям с выявленными отклонениями в развитии Института коррекционной педагогики Российской академии образования.
• Обеспечение компьютерных
лабораторий школ самыми современными технологиями, необходимо для достижения целей предмета «информационно-коммуникационных технологий» и добиться качественного образования.
Сегодня в структуру Ставропольского государственного аграрного университета входит 9 факультетов, 51 кафедра, 90 инновационных
лабораторий и центров, технопарк «УниверАгро», институт дополнительного профессионального образования, издательско-полиграфический комплекс «АГРУС», 22 малых инновационных предприятия, музей, конно-спортивная школа, научная библиотека.
При реализации программы дисциплины Технотронные документы в составе документального наследия современной России используются различные образовательные технологии – во время аудиторных занятий занятия проводятся в виде лекций с использованием ПК и компьютерного проектора, лекционный материал подается в виде проблемных модулей, разбираемых далее на семинарских занятиях, семинарские занятия проводятся как в аудиториях, так и в
лаборатории научно-технических и кинофотофонодокументов и компьютерном классе с использованием специальных компьютерных программ, а самостоятельная работа студентов подразумевает работу под руководством преподавателей (консультации и помощь в написании рефератов и при выполнении практических работ) и индивидуальную работу студента в компьютерном классе и библиотеке.
В качестве технических средств, на базе которых реализуется лингафонный практикум по изучаемому языку, выступают как звукотехнические комплексы в виде языковой
лаборатории или лингафонного кабинета рефлексивного типа (оптимальный вариант), так и магнитофон, а при наличии готовых граммофонных записей также и электропроигрыватель (приемлемый вариант). Создание лингафонного практикума было вызвано необходимостью интенсификации учебного процесса на базе комплексного применения звукотехнических средств и средств наглядности. Применение ТСО подготовило платформу для перехода к компьютерным технологиям.
К общезаводским подразделениям относятся инструментальные цеха (или цех), центральный инструментальный склад (ЦИС), база восстановления инструмента (может быть развернута в инструментальном цехе), измерительные
лаборатории . К цеховым подразделениям относятся цеховые инструментально-раздаточные кладовые (ИРК), заточные и ремонтные отделения (участки) в цехах. Состав инструментального хозяйства зависит от типа производства и размера предприятия, особенностей его производственной структуры, применяемых технологических процессов и оборудования. На крупных заводах может быть несколько инструментальных цехов с предметной специализацией, обслуживающих потребности литейных, кузнечных и механических цехов основного производства. На небольших заводах может быть один инструментальный цех.
Необходимо сохранить и поддержать те научные школы, которые признаны в мире и где исследования выполняются на высоком уровне, в том числе в Национальных исследовательских
лабораториях и центрах. При этом надо отказаться от финансирования в рамках Государственных программ научных исследований и отдельных проектов ученых и коллективов, которые имеют скромные публикации и научные рейтинги. Нужно поднять престиж отечественных научных журналов и публикаций в них.
Второе издание настоящего учебного пособия, значительно переработанное и дополненное, посвящено изложению основ как физических, так и химических измерений. Оно дает представления о ключевых понятиях в области измерений, испытаний и контроля, рассматривая их во взаимной связи, показывает их место и роль в общей системе обеспечения качества продукции. В пособии содержится характеристика основных элементов систем измерений, испытаний и контроля, таких, как: объект, метод, принцип, методика, средства, условия и проч. Должное внимание уделено вопросам организации деятельности аналитических служб на предприятиях, выполняющих важнейшую функцию контроля качества продукции в процессе ее производства, а также вопросам обеспечения качества работы самих аналитических
лабораторий . С целью лучшего усвоения материала студентами и правильного его понимания составлен глоссарий.
Возросший импорт продуктов питания и главенствующая роль базарно-рыночной системы вызвали потребность значительного увеличения ветеринарно-фитосанитарных пунктов на госграницах и
лабораторий ветсанэкспертизы рынков и соответственно подготовки для них необходимых специалистов. Изменения, происходящие в экономике стран СНГ, затронули также и вопросы переработки животных и производства мясо- и молокопродуктов. Наряду с ранее существовавшими крупными мясокомбинатами и молокозаводами образовалось большое количество предприятий кооперативного и частного среднего и малого предпринимательства, которые нуждаются в рациональных рекомендациях и нормативной помощи. Чтобы в условиях рыночной экономики эти предприятия, создав или видоизменив технологические схемы производства и ветеринарно-санитарного контроля применительно к своим условиям, могли выпускать продукцию высокого качества, отвечающую действующим стандартам, необходимы организация и реализация современных технологий переработки животных и консервирования продуктов убоя, контроль качества, безопасности, определение биологической и пищевой ценности.
Обучение осуществляется на базе основного общего образования (9 классов) и на базе полного общего образования (11 классов) в соответствии с нормативными сроками обучения государственных образовательных стандартов. Обучение на базе 9 классов ведется параллельно с обучением в школе. По окончании обучения в школе, после получения аттестата о полном общем образовании, студенты продолжают обучение в колледже, получая среднее профессиональное образование по выбранной специальности. Обучение на базе 11 классов ведется в аудиториях и
лабораториях ИНЭКА профессорскопреподавательским составом академии.
Кавтарадзе Д. Н. – доктор биологических наук, профессор, заведующий
лабораторией экологии и охраны природы кафедры высших растений биологического факультета МГУ, лауреат Премии Президента РФ в области образования.
Основные цеха могут делиться на группы (заготовительные, обрабатывающие, сборочные, отделочные и др.). Отделы и
лаборатории тоже непосредственно классифицируются в зависимости от конкретных задач. Органы управления как бы связывают между собой все структурные звенья предприятия.
Мещерякова Софья Юрьевна – кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник
лаборатории психического развития дошкольников Психологического института РАО, ведущий научный сотрудник лаборатории «Психология раннего возраста» МГППУ.
ведущий научный сотрудник
лаборатории «Агрофизические свойства и защита почв от эррозии» РУП «Институт почвоведения и агрохимии НАН Беларуси» доктор биологических наук, профессор Т.А. Романова
Чтобы профессионально решать эти вопросы, ветсанэксперты всех уровней – от специалистов ветеринарно-фитосанитарных постов на государственных границах СНГ, специалистов предприятий, производящих продукты, до сотрудников
лаборатории ветсанэкспертизы рынков – должны быть вооружены знанием правил и положений международных и межгосударственных стандартов и сертификатов на продукты и сырье.
Настоящее развитие кохлеарных имплантов (КИ) стало возможным с появлением биоматериалов, которые могли быть имплантированы во внутреннее ухо и не отторгались организмом человека, а также разработкой электронных систем, способных преобразовывать звуковые сигналы в электрические стимулы, воспринимаемые слуховым нервом. Первые экспериментальные системы КИ стали появляться в 50-х гг. XX в. Они были громоздкими, человек не мог их носить сам, а слушал, только приходя в
лабораторию . Внутренняя имплантированная часть присоединялась при этом к внешнему устройству с помощью разъемов или проводов, расположенных на голове пациента.
К параклиническим службам относятся
лаборатории , лечебно-диагностические кабинеты (рентгеновский, физиотерапевтический, функциональной диагностики, ЛФК и массажа и пр.), патологоанатомическое отделение.
Этот курс стал возможен благодаря заинтересованной поддержке моих коллег и студентов. Я благодарна всем, кто высказывал замечания и давал советы по поводу материала лекций. Это Е. Александрова, Е. Балацкий, В. Карачаровский, А. Качкин, Ю. Латов, А. Леденева, Г. Мусихин, О. Оберемко, Т. Пал, Э. Панеях, Р. Рывкина, О. Шкаратан, Н. Шушанян. Но ничуть не меньший вклад внесли коллеги, не участвовавшие непосредственно в обсуждении моих текстов, но создававшие интеллектуальную атмосферу, в которой формировались мои творческие притязания и их критическая самооценка. Это три коллекти ва – кафедра экономической социологии ГУ ВШЭ (зав. кафедрой В.В. Радаев),
лаборатория экономико-социологических исследований ГУ ВШЭ (руководитель В.В. Радаев) и сообщество экономистов-институционалистов, сплоченное вокруг Р.М. Нуреева.
Компьютеры должны соответствовать требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, и каждый их тип подлежит санитарно-эпидемиологической экспертизе с оценкой в испытательных
лабораториях , аккредитованных в установленном порядке. Перечень продукции и контролируемых гигиенических параметров вредных и опасных факторов представлен в табл. 2.
2. Пожарская Любовь Ивановна – методист высшей категории
лаборатории «Искусство» ИД ПОП Р г. Челябинска.