Связанные понятия
Во́йлок (от тюрк. ojlyk «покрывало») — плотный нетканый текстильный материал из валяной шерсти, который обладает уникально низкой теплопроводностью и достаточно хорошо пропускает воздух. Изготавливается обычно в виде полотнищ, которые имеют различную толщину, в зависимости от назначения. Сорта войлока, изготавливаемые из тонкого пуха кроликов или коз, известны под названием фетр (от фр. feutre).
Кожа — прочный и гибкий долговечный материал, получаемый путём выделки шкур в условиях традиционного хозяйства или промышленного предприятия. Отдельную категорию представляет меховое производство.
Килим — тканый гладкий двусторонний ковёр ручной работы. Основа любого ковра также называется килимом.
Ткань — текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей.
Тексти́ль (от лат. textus «ткань, материя») — изделия, выработанные из гибких, мягких волокон и нитей (ткани, вата, сети и т. д.), изготавливаемые обычно из пряжи на ткацком станке. К текстилю относят также материю, не являющуюся тканью: трикотаж, войлок, современные нетканые материалы и пр.
Упоминания в литературе
В заключение стоит упомянуть керамику, которая сыграла в работе археологов и историков далеко не самую последнюю роль. Кажется поразительным, насколько носители халафской культуры превзошли в ее изготовлении своих предшественников. Без преувеличения можно сказать, что на протяжении данного периода ремесленники достигли такого уровня мастерства, к которому не сумели приблизиться ни те, кто жил раньше, ни их потомки, изготавливавшие керамические сосуды на протяжении всей долгой истории Месопотамии. Халафская керамика сделана без применения гончарного круга из качественной красно-коричневой глины, в процессе обжига она полировалась. Стенки сосудов, как правило, очень тонкие, а их форма весьма разнообразна (причем имеется целый ряд изделий, которым мастер придал довольно смелую форму). Археологами были обнаружены округлые горшки с большими конусообразными горлышками, приземистые кувшины с выгнутым наружу венчиком, чаши, в том числе с ножкой, большие и глубокие «сливочники», с килевидным и угловатым профилем. Украшающим их орнаментам, возможно, не хватает движения, так хорошо переданного на самаррской керамике, но они обладают прекрасной формой, очень хорошо сделаны, и их внешний вид может доставить зрителю не меньше удовольствия, чем облик знаменитых персидских
ковров . На кремовую или персикового цвета поверхность ангоба наносился плотный орнамент сначала черного и красного цвета, затем – черный, красный и белый, покрывавший большую часть сосуда. Чаще всего встречаются треугольники, квадраты, «галочки», кресты, дуги и маленькие круги, хотя на керамике присутствуют и изображения цветов, сидящих птиц и припадающих к земле газелей. Наиболее характерными из всех орнаментов являются изображения двойного топора, мальтийский крест, имевший, очевидно, религиозное значение, и букраний, стилизованная голова быка.
В Древней Руси ткани использовались по-разному. Особенно красивые разновидности материалов представляли немалую ценность, поэтому в домах состоятельных граждан обязательным элементом интерьера являлись дорогостоящие
ковры , покрывала, занавеси (это считалось признаком богатства).
• эклектика – стиль людей не столько с хорошими деньгами, сколько с хорошим вкусом, ведь эклектика означает «развитие, смешение». Иными словами, вам предлагается быть настолько уверенными в себе, смелыми и неординарными, чтобы вы могли самостоятельно модерировать сосуществование и взаимодополнение разнообразных стилей и направлений, иногда, на первый взгляд, взаимоисключающих. Главное в эклектике – с одной стороны, удобство и комфорт, с другой – соседство современной стилистики с традициями прошлого. Вполне нормально поставить актуальную мягкую мебель рядом со старинным комодом, для выделения стен цветными тканями оставить белые участки, чтобы подчеркнуть декор, присутствие сувениров из разных стран: китайской посуды, греческих
ковров . Соседствуют также и произведения искусства – от копий полотен старинных мастеров до подарков друзей и даже рисунков собственных детей, забранных в хорошие рамки. Очень важно акцентировать внимание на деталях, ведь именно они объединяют разные по характеру и возрасту предметы.
Натуральное, простое и теплое, дерево является «вечным» материалом, который одинаково эффектно выглядит и в современных, и в традиционных интерьерах. Используйте его, наслаждайтесь им и наблюдайте, как с годами оно становится лучше. Дерево в его многообразных видах и формах обладает постоянной привлекательностью как материал для домашнего декора, и не трудно понять, почему. Использованное на больших поверхностях, на таких, как пол, оно не только выглядит красиво само по себе, но также выполняет в комнате роль фона для других отделок и элементов декора. Оно обладает своей особой ценностью, которой лишены большинство
ковров и других напольных покрытий. Несомненно, что одна из причин популярности дерева заключается в его природном происхождении. Натуральность материала позволяет ему легко сочетаться с искусственными отделками, а практически бесконечное разнообразие рисунков и цветов делает его более интересной отделкой, которая в меньшей степени довлеет в интерьере, чем промышленные виды материала. Поэтому в таком интерьере легче жить.
Брошюра «Изохроматическая съемка моментальными ручными камерами. С указанием чувствительных к цветам пластин (изопластин)» (1903) была написана Прокудиным-Горским в Берлине. К тому времени он уже два года занимался цветной фотографией под руководством профессора Адольфа Мите (1860–1926) в Шарлоттенбурге. Речь в брошюре шла о передаче оттенков цвета при съемке на черно-белую пластину. Обычная бромосеребряная пластинка была чувствительна к синим и фиолетовым лучам спектра; красные, оранжевые, желтые и зеленые цвета получались на ней однотонными и бледными. Профессор Герман Вильгельм Фогель (1834–1898), основатель нескольких фотографических обществ, издатель журнала «Фотографические известия», преподаватель Промышленной академии, с 1884 г. директор фототехнической лаборатории Высшей политехнической школы в Шарлоттенбурге, а затем его ученик профессор Мите долго работали над тем, чтобы придать пластинке равную чувствительность ко всем лучам спектра. Решение этой проблемы и особенно ее практическое осуществление было сопряжено с большими трудностями. Удавалось повысить чувствительность к одному-двум цветам, но никак не удавалось сделать это ко всем разом. Ученые достигали результата путем прибавления красок к слою эмульсии и использования цветофильтров. Желтое стекло, использовавшееся как желтый фильтр, задерживало сине-фиолетовые, самые сильно действующие лучи. Голубое небо в этом случае не получалось однотонно белым, как нередко бывало, а приобретало естественные оттенки, на нем появлялись облака. В зелени деревьев также проявлялся рельеф; на зеленом лугу оказывались видны возвышенности и углубления. Съемка портретов, картин,
ковров , интерьеров представляла еще бо́льшие трудности. В тексте брошюры воспроизводились пейзажные снимки и снимки цветного ковра, сделанные для сравнения на обычную и изопластину. Иллюстрации в книге были аккуратно разделены листами тонкой кальки.
Связанные понятия (продолжение)
Шерсть — собранный для переработки волосяной покров животных (овец, коз, верблюдов и др.). Основную массу перерабатываемой в промышленности шерсти составляет овечья.
Ба́рхат (вероятно от нем. Barchent; англ. Velvet, фр. Velours) — ткань с разрезанным ворсом, которую получают посредством особого переплетения нитей: четыре попарно образуют верхнюю и нижнюю основу, а пятая — ворс. Основу бархата составляют шёлковые нити. Бархат с высоким ворсом называют плюшем. Ещё существует уточный бархат, который называют полубархатом, плисом или вельветом. Расцветка бархата может быть самой разнообразной.
Шёлк — мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Изначально шёлк происходил из Китая и был важным товаром, который доставлялся в Европу по Шёлковому пути. Толщина волокна — 20—30 микрометров. Длина шёлковой нити (шелковины) из одного кокона достигает 400—1500 м. Нить имеет треугольное сечение и, подобно призме, преломляет свет, что вызывает красивое переливание и блеск.
Вышива́ние (вы́шивка) — общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: полотно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.
Апплика́ция (лат. applicātiō — прикладывание, присоединение) — способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства.
Парча ́ (от перс. پارچه parče — «ткань, материя») — тяжёлая ткань из шёлка с узором, выполненным металлическими нитями с золотом, серебром или их сплавами с другими металлами. Часто металлическая нить (или сплющенная металлическая нить — ленточка) навивается на льняной, шёлковый, хлопчатобумажный уток. Например, среди известных дизайнеров по текстилю XVIII—XIX веков, работавших с парчой, можно назвать Анну Марию Гартуэйт.
Што́ры — общее наименование бытовых функционально-декоративных оконных занавесей из тканевых материалов.
Сафья́н (от перс. seχt «крепкий, жёсткий») — тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет. Сафьян шёл на производство переплётов и сапог.
Плете́ние — способ изготовления более жёстких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей (конопля, солома), волокон, коры (лыко), прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья, имеющегося в распоряжении ремесленника.
Сати́н (фр. satin, от араб. зайтуни, от Зайтун — старинного араб. названия китайской гавани Цюаньчжоу, откуда вывозилась эта ткань) — ткань сатинового переплетения нитей из шёлка или хлопчатобумажного волокна. Имеет гладкую, шелковистую лицевую поверхность, на которой преобладают уточные нити; довольно плотен и блестит; выпускается в основном гладкокрашеный, набивной и отбелённый. Применяется для изготовления платьев, мужских рубашек, как подкладочная ткань и т. д. Благодаря своим качествам сатин...
Тка́чество — производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших ремёсел. Оно возникло в позднем неолите как эволюция плетения. В более широком смысле под ткачеством понимают весь комплекс технологических процессов, составляющих ткацкое производство. Человека, профессионально занимающегося ткачеством, называют ткачом. Существует два вида ткацких станков: вертикальный и горизонтальный.
Плюш (фр. peluche) — ткань с длинным (до 8 мм) ворсом на лицевой стороне, разновидность бархата. Ворс бывает шелковый, шерстяной, хлопчатобумажный, или из синтетических волокон, таких как полиэстер. Само же полотно всегда сделано из хлопчатобумажной ткани. Используется для декоративных целей, шитья женской одежды, маскарадных и театральных костюмов, обивки мебели, изредка — обтяжки салонов автомобилей. Из плюша делается плюшевый мишка и другие детские игрушки. Также, плюш является одним из основных...
Ворс — волокнистый покров (волоски, пушок), обычно на поверхностях текстиля («ворсовых тканей»), хотя термин используется также для меха животных и материала для кистей.
Валя́ние ше́рсти, англиц. фе́лтинг (от англ. felt «войлок, фильц, набивание») — особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).
Художественная обработка кожи — 1) Вид декоративно-прикладного искусства, изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения; 2) отрасль текстильной промышленности, декорирование одежды, обуви, кож-галантерейных изделий.
Льняна́я ткань — это ткань с гладкой поверхностью и матовым блеском, получаемая изо льна, растения семейства льновых. Волокно получают из кожицы растения.
Скатерть (диал. столешник; др.-слав. *дъскатьрть предположительно из двух частей: дъска (стол) и «търть» (вытертое, чистое), т.е. буквально «чистый стол») — специальное изделие (обычно текстильное или вязаное), которым накрывается стол. Скатерть выполняет несколько функций...
Ме́бель (фр. meuble, от лат. mobile) — совокупность передвижных или встроенных изделий для обстановки жилых и общественных помещений и различных зон пребывания человека.
Кру́жево — текстильное изделие с орнаментальным оформлением (ажурным узором), образующимся за счёт переплетения; имеет декоративное значение. Кружево используется в оформлении одежды (воротники, манжеты, женское нижнее бельё); изделие может быть целиком изготовлено из кружева — платье, блуза, шаль, пелерина, шарфик, перчатки, накидка. Кружева широко применяются в оформлении интерьера: в виде декоративных панно, скатертей, занавесок (тюлей), постельного белья (подушки, покрывала), салфеток и подстаканников...
Полотенце — простое изделие из впитывающей ткани или бумаги, обычно предназначенное для высушивания или вытирания чего-либо. Снимает с предметов жидкость путём впитывания или трения при прямом контакте.
Кожевенное производство — одна из отраслей легкой промышленности, заключающаяся в механической и физико-химической выделке кожи животных, преимущественно крупного рогатого скота, а также морских млекопитающих. Продукция кожевенной промышленности используется в производстве обувной и других отраслей легкой промышленности. Ассортиментом продукции кожевенной промышленности являются твердые кожаные товары — для подошв и др. части кожаной обуви, мягкие кожаные товары — в основном хромовые, также шорно-седельные...
Трикота́ж — вязаный текстильный материал или готовое изделие из трикотажного полотна, а также цельновязаное изделие, структура которого представляет соединённые между собой петли, в отличие от ткани: последняя образована взаимным переплетением двух систем нитей (основы и утка), расположенных по двум взаимно перпендикулярным направлениям, поэтому употребление словосочетания «трикотажная ткань» является неправильным. Для трикотажного полотна характерны растяжимость, эластичность и мягкость. При производстве...
Ва́та (от нем. Watte) — пушистая масса волокон, слабо переплетённых между собой в различных направлениях.
Набивна́я ткань — ткань, поверхность которой украшена печатным рисунком. Первоначально набивная ткань вырабатывалась ручным способом — набивкой (набойкой). Впоследствии термин «Набивная ткань» стали применять также для тканей, на которых рисунок наносится тканепечатающими машинами.
Кашеми́р (фр. cachemir, нем. Kaschmir, англ. cashmere) — очень тонкая, мягкая и тёплая материя саржевого переплетения; ткётся из гребенной пряжи, сработанной из пуха (подшёрстка) кашемировых горных коз, обитающих в северных регионах Индии, Китая, Непала, Пакистана. Согласно действующему законодательству ТН ВЭД СНГ (Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств) кашемир — это волос кашмирских коз, состоящий из шерсти и подшерстка (пуха).
Пря́жа — нить, скрученная из продольно и последовательно расположенных волокон. Пряжу делают из натуральных волокон (шерсть, хлопок, лён, шёлк) или различных химических волокон (вискозных, полиэфирных, полиамидных и др.).
Кисея ́ (тур. käsi — «раскроенная материя», каз. kasa — «вид ткани») — чрезвычайно легкая, прозрачная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения (ср. Газовые ткани), у которой нити основы попарно обвивают нити утка, взаимно перекрещиваясь между собой, тогда как уточные лежат отдельно и совершенно прямо. Назначается главным образом для дамского туалета, а также идет на драпировки, занавесы и т. п.
Са́ржа (итал. sargia, фр. serge; от лат. sericus «шёлковый») — тип плетения ткани, иногда просторечное название вида ткани. Ткань с саржевым плетением может вырабатываться из пряжи любого состава, фактически для любых целей.
Шитьё — вид ручного труда. Представляет собой создание на материале (ткани, коже) стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и т. п. Одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке. До изобретения пряжи и тканных материалов одежда шилась из меха и шкур добытых животных с помощью игл из кости или рогов и «нитей» из сухожилий, вен или кишок животных.
Макраме ́ (фр. Macramé, от араб. مقرمة «тесьма, бахрома, кружево» или с тур. — «шарф или салфетка с бахромой») — техника узелкового плетения. Разновидность прикладного искусства.
Велю́р (фр. velours «бархат», от лат. villosus «волосатый, мохнатый») — название некоторых материалов, имеющих мягкую ворсовую бархатистую лицевую поверхность.
Стеклярус (фр. jais de verre) — стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольным отверстием для нити.
Постельное бельё — изделия из ткани, используемые для обустройства постели. Понятие «постельное бельё» подразумевает единый комплект тканых изделий — обычно это пододеяльник, простыня, наволочка. Один стандартный комплект, как правило, включает один пододеяльник, одну простыню и две наволочки. Всё бельё подразделяется на несколько категорий, в зависимости от величины матраца, подушек и одеяла, и бывает односпальным, полуторным и двуспальным.
Набойка (набивка) — вид декоративно-прикладного искусства; получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а также ткань с рисунком (набивная ткань), полученным этим способом.
Атла́с (араб., буквально — гладкий) — плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. При атласном переплетении уто́к выходит на лицевую поверхность через пять и более нитей основы. Этим достигается особая гладкость ткани. Атласы могут быть как гладкими, так и узорчатыми.
Си́тец (от нидерл. sits; первоисточник санскр. ситрас — пёстрый) — лёгкая хлопчатобумажная гладкоокрашенная или набивная ткань полотняного переплетения, получаемая при специальной выделке сурового миткаля с помощью красильно-отделочных операций. Обыкновенно плотность ситца составляет от 80 до 100 г/м². Ситец используется для пошива лёгкой верхней одежды, мужских сорочек, постельного белья.
Бати́ст (из фр. batiste) — тонкая, полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, вырабатываемая из кручёной пряжи высоких номеров (наиболее тонкой). Батист выпускается отбелённым, мерсеризованным, гладкокрашеным и набивным. Употребляется для женского белья, летних платьев, блузок, а также как полуфабрикат для изготовления кальки.
Стёганое полотно , стёганая ткань — прошитые насквозь два куска ткани, между которыми находится слой ватина, ваты или другого нетканного материала. Глобализация «прививает» англицизм кви́лтинг (англ. quilting «изготовление стёганых изделий, подбивка»): это популярное ремесло и искусство с богатой историей в разных частях мира.
Жаккардовая ткань — крупноузорчатая ткань, сложного или простого переплетения, раппорт которого по основе содержит более 24 разнопереплетающихся нитей.
Нитка — общее название тонко-скрученного материала, имеющего малый диаметр. Выпускаются нитки на паковках: катушках, жёстких бумажных гильзах, в мотках, бобинах и куфтах.
Подробнее: Нитки
Пряде́ние — процесс продольного складывания и спирального скручивания отдельных волокон для получения длинной и прочной нити.
Персидский ковёр (пехл. bōb перс. فرش; иногда قالی qāli) — одна из наиболее известных в мире разновидностей ковров ручной работы, являющийся одним из символов персидской культуры и государства Иран.
Обувь — изделие для предохранения ног от внешних воздействий и несущее утилитарные и эстетические функции. Является элементом одежды.
Оде́жда — изделие или совокупность изделий, надеваемых человеком и несущих утилитарные и эстетические функции.Одежда может быть изготовлена из ткани, вязаного полотна, кожи, меха и других материалов. Предохраняет тело человека от негативного влияния окружающей среды и выполняет эстетические функции — создаёт образ человека, демонстрирует его социальный cтатус. Одежда может дополняться украшениями и аксессуарами.
Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. Искусство изготовления украшений из бисера называется бисероплетение. Также бисер используется в вышивке, мозаике и вязании.
Упоминания в литературе (продолжение)
Если вы не уверены в выборе цвета, когда речь идет о покупке ткани, черпайте вдохновенье из тех предметов, которые, вы знаете, будут работать. Если у вас нет удачной возможности начать с какого-нибудь лоскута, у вас, по всей вероятности, есть диван,
ковер или набор штор, которые нужно будет сделать частью новой схемы. Выберите доминирующий цвет из этих предметов и затем поищите для него контрастный или гармонирующий. Например, синий диван может стать отправной точкой для многих других цветов – комбинируйте его с синими и сиреневыми для холодной гармонизирующей гаммы, отдайте предпочтение для более яркой отделки контрасту с ярко-желтым или оранжевым, или обратитесь к классическому сочетанию синего и белого, особенно в солнечной комнате. Увереннее смешивайте и сочетайте рисунки и цвета. Комната будет выглядеть «стерильной», если каждый элемент в ней простой, тогда как она может быть потрясающей, если каждый предмет имеет одинаковый дизайн. Опять же, суть в том, чтобы принимать во внимание размер и плотность рисунков, затем смешать их, чтобы создать сбалансированный эффект. Например, чтобы смешивать цветочки и полоски, возьмите ткань в цветочек со смелым рисунком, например, с открытым простым фоном (то есть, менее плотным) и смешайте её с тканью в смелую полоску при одном из цветов, которые имеются в цветочном дизайне. Затем смешайте эти ткани с мелким набивным рисунком того же или гармонирующего цвета.
Обитатели Трои I жили простой, но оседлой жизнью в сравнительно комфортабельных, добротно построенных домах. Во многих из них стены были оштукатурены, а полы застланы ткаными
коврами . Как уже отмечалось, мебели, в современном понимании этого слова, в доме было совсем мало. Стационарные очаги, вероятно, давали тепло в холодную погоду и использовались для приготовления пищи. Возможно, в крыше или под крышей в стенах были отверстия для дыма. При приготовлении пищи широко использовались вертела для жарки и трехногие сосуды, которые можно было ставить в костер. Судя по кухонным остаткам на полу, питание людей отличалось достаточным разнообразием. Говядина, баранина, козлятина и свинина, похоже, были основой питания. Иногда к ним добавлялись кролик и оленина. Часто в пищу употреблялись и различные дары моря: разнообразные моллюски, дельфины, а также тунец и другая рыба. Кроме того, были найдены кости какой-то не опознанной учеными дикой птицы. По сравнению с поздним поселением Трои I (если не с более ранними периодами) все более прочное место в рационе занимала пшеница.
В конце 1930 – начале 40-х годов искусство гобелена возродилось на новой художественной основе в мастерских Обюссона. Однако теперь их стали ткать с использованием новых материалов и техники, напоминавшей изготовление стенного
ковра , используя более толстые нити и сократив количество цветов до 40. Рисунки для гобеленов в это время делали многие крупные художники XX века: А. Матисс, Ф. Леже, Ле Корбюзье, Ж. Пикар-Леду.
Первую попытку сделать из оттисков более или менее обширное применение представляют собою оттиски на материи, впервые появившиеся в Италии. В XII веке шелковые и полотняные ткани украшались напечатанными по ним цветными рисунками. В ХIII и XIV столетиях эту манеру стали применять при выделке
ковров , на которых изображались библейские сцены и легендарные сюжеты.
Раньше других регионов процесс изобретения и освоения собственно бумаги начался в тропических и субтропических районах Юго-Восточной Азии и Океании, особенно тех, в которых произрастали растения семейства тутовых. Именно эти растения при определенной обработке дают прочный и гибкий луб, из которого в древности народы этих регионов изготавливали многочисленные предметы, необходимые в повседневной жизни: циновки,
ковры , одеяла, посуду, одежду, сети, а также ритуальные маски и костюмы. Рыболовы тихоокеанской зоны Азии и Океании прекрасно освоили обращение с этим растительным волокном.
Многообразием форм отличалось и ремесленное производство Карфагена. Известны упоминания о каменотесах, столярах, медниках, литейщиках; были открыты обширные керамические мастерские. Изготовлялись различные виды оружия. Богатые ткани,
ковры , вышивки, изделия из металла пользовались спросом. Римляне особенно ценили кожу, окрашенную в красный цвет. Остатки красилен, кучи разбитых раковин багрянки свидетельствовали о широком распространении красильного дела. В производстве преобладал тип мелких мастерских, где наряду с рабами работали и свободные ремесленники.
Пессомантия. Гадание на камнях (в том числе драгоценных и полудрагоценных) было популярным у всех древних народов. Сохранилось оно и до наших дней. С их помощью можно не только узнать свое будущее, но и исполнить любое желание. Для этого достаточно задать вопрос или громко заявить о своем желании и бросить камешек в широкий сосуд с водой. Желание исполнится, если количество кругов, появившихся на поверхности воды, будет четным. Профессиональные гадальщики собирают коллекцию из камней, сопоставимых по формам, размерам, цветам. Их выбрасывают из мешочка по 3 или 6 штук на
ковер с вышитыми на нем 3 кругами, а затем приступают к толкованию.
Станки вертикального типа получили распространение в средневековой Франции с развитием шпалерного ткачества. Шпалера – вытканный настенный безворсовый
ковер , сюжетом которого часто становились религиозные, исторические или мифические сцены. Во Франции такие станки получили название готлисс (фр. – haute – высокая, lisse – основа). В России вертикальный ткацкий станок использовался для производства ковров, а также в традиционном домашнем ткачестве рогож.
В убранство юрты включались также вышитые
ковры типа тұскиіз (рис. 3), которые осмысливались, как магические талисманы благодаря символике орнамента. В одной юрте было до 5, 6 тускиизов и более, которые украшали стены. Причем все они имели неповторимый узор. По красоте ковра судили об искусности будущей хозяйки. Это изделие, расцениваемое как сакральное, согласно этикету, являлось обязательным в составе приданого. Традиционно было дополнительно украшать тұскиіз в качестве магической защиты серебряными ювелирными изделиями, а также местами пришивать на полотно пучки перьев филина и другие обереги, предназначенные для охраны здоровья, семейного счастья. Помимо того, что само ткачество и вышивание пронизываются системой магических приемов, сам процесс вешания ковра кілем ілү непременно оформлялся торжественно, для чего приглашались подруги, родственницы, соседки – плодовитые счастливые женщины. Этот праздник сопровождался застольем и подарками хозяйке за смотрины. Она же в свою очередь, согласно этикету, одаривала всех тех, кто вешал ковер. Такая обрядность проводилась с целью стимулирования благополучия в семье.
Если миссис Хадсон была женщиной пожилой, то гостиная ее квартирантов, по крайней мере до первого ремонта, сделанного при Холмсе, имела, скорее всего, яркие флоковые обои или обои, имитировавшие муаровый шелк, с букетами позолоченных цветов, перевязанных позолоченными лентами, и шедших «симметричными рядами, подобно солдатам на параде». С равной вероятностью вместо описанных тканевых обоев стены гостиной могли быть оклеены обоями бумажными. Основной гаммой обоев, имевших мелкий рисунок из завитков, виноградных лоз и птиц, был красный с оттенками темно-красного и золотого либо зеленый или серый. Неудивительно, что Холмса, имевшего генетически предопределенную художественную натуру, тянуло издырявить эти стены из револьвера. На полу неизбежно лежал
ковер , занимавший все пространство от стены до стены, с рисунком из гигантских цветов.
Далее прикрепите ткани и напольные покрытия, не забывая включить вещи, которые вы не планируете менять, может быть, имеющийся у вас
ковер или мебельную обивку. Не забудьте понаблюдать за соотношениями тонов, когда вы ходите. Затем поиграйте аксессуарами. Если вся вещь нуждается в оптимизации, вернитесь к цветовому кругу, выберите подходящий дополнительный цвет и добавьте его в качестве акцента – возможно, окрашенный стул или цветное покрывало. Ваша палитра и ваше понимание теории цвета позволят вам стать такой искусной, как вы хотите, или такой смелой, как вы себе позволите. Это действительно ваше решение.
Включение водоемов в композицию дворцовых построек вырастало на основе древних традиций. Предписанное исламом обязательное омовение перед совершением молитвы было лишь одним из стимулов развития этого культа воды, восходящего к тем временам, когда для бедуина вода, оазис олицетворяли саму жизнь. В ровной, неподвижной поверхности водоемов, в игре прихотливых отражений, в сиянии струй фонтанов, в немолчном голосе воды с его бесчисленными звуковыми оттенками заключался источник эстетического наслаждения, духовного и эмоционального переживания. Образ воды, священный в исламе, находил соответствующую себе оправу в простых и благородных материалах, утонченной орнаментике, поэтичных надписях. Следуя традиции, в садах Кордовы устраивались водоемы, фонтаны, искусственные источники; обширные прямоугольные пруды располагались у подножия дворцовых построек; на их берегах, по крытых
коврами , в окружении прекрасных растений происходили придворные празднества, веселые пиршества. Несмотря на запрещение Корана, питье вина было широко распространено, так же как разведение виноградников. В летнюю жару наслаждались водой со льдом, которую слуги разносили в дорогих сосудах. Пиршества сопровождались музыкой, пением скрытых за занавесом певцов и певиц, велеречивыми тостами, поэтическими импровизациями. Красочным фоном служили сады, за состоянием которых неустанно следили опытные садовники; посадки высевались в виде узоров и начертаний слов. Главенствовали нарциссы, кроваво-красные анемоны, левкои, фиалки, белый мак, гвоздики, мята, ромашки, лилии, больших успехов достигло разведение роз невиданных сортов. На поверхности прудов плавали красивые композиции из листьев и цветов лотоса. Самыми популярными деревьями считались пальма и кипарис. По обычаю IX–X веков в садовой зоне дворцов устраивали зверинцы, куда со всех сторон посылали диковинных экзотических животных. Роскошными зверинцами славились Багдад, Самарра, Каир и Мадинат аз-Захра.
Пазырыкский
ковер – археологическая находка из кургана в Республике Алтай, Россия. Старейший из ныне существующих ворсовых ковров. Ковер был обнаружен экспедицией Института Археологии АН СССР под руководством Сергея Руденко, с участием Государственного Эрмитажа, в 1949 году при раскопках Пятого Пазырыкского кургана. Подобные курганы на Алтае возведены над могилами скифских вождей. Особенности построения погребальных кладовых с укрепленными стенами и полостью внутри, способствовавшие проникновению воздуха и влаги и обладающие плохой теплопроводностью способствовали образованию многовекового льда, в котором консервировались органические вещества, которые перегнивали в обычных условиях. Благодаря этому в Пазырыкских курганах были найдены мумифицированные тела покойников, животных (лошадей), войлочные украшения, фрагменты одежды и ковры
Расцвет древневосточной вышивки приходится на II–I тыс. до н. э., когда в Китае, Вавилоне и Древнем Египте создаются поистине уникальные предметы вышивального искусства:
ковры , покровы для мумий, дворовые завесы, скатерти, покрывала, сплошь затканные многоцветными узорами с использованием золотых нитей. Наследниками древнего ремесла декорировать ткани разноцветными нитями стали греки и римляне. Причем у последних желание разукрасить свои жилища превратилось в ненасытное, сродни маниакальной болезни, стремление украсить вышивками каждый метр своего дома, что даже привело к нескольким неудачным попыткам правительства законодательно запретить излишества при украшении себя и своего жилища богатыми вышивками. Страсть к многокрасочным картинам на ткани перевешивала у римской аристократии уважение к закону, и матроны с патрициями, невзирая на строгие законы, продолжали скупать за немыслимые деньги роскошные восточные изделия с причудливыми, горящими на солнце вышивками.
Если представить, с каким пиететом мы сейчас относимся к паркету, тем более к художественному, то вряд ли кто-то может предположить, что первоначально во Франции паркетом именовали огороженный загон или маленький парк (от фр. parquet). В XIV веке так называли застеленную
ковром часть зала, в которой происходили аудиенции. Постепенно вместо него стали выкладывать «ковер» из брусков, сохранив прежнее название «паркет». Наиболее любимым был узор «елочка», Фридрих Великий считал его королевским.
Во взглядах англичанина Морриса много общего с идеями Рескина, а его опыт дизайнера, теоретика искусства, художника, предпринимателя строился на основе средневекового ремесленнического опыта. Фирма Моррис и K°, производившая мебель,
ковры , декоративные ткани, обои, витражи, непосредственно обращалась к художественной орнаментальной культуре прошлого. А. Иконников отмечал, что идеи Морриса непосредственно подготавливали направленность и формальный арсенал стиля модерн; особенно значительным было воздействие опытов комплексного формирования среды.
В это же время широко было развито ковроделие. Найденный на Алтае
ковер , изготовленный в V – IV веках до н. э., украшен сложным рисунком, на котором изображены фигуры фантастических грифонов, слоны, лошади с людьми. Круглая скульптура, барельеф, силуэтные и полихромные плоские рисунки вырезались из дерева или шились из войлока, кожи, меха, ниток, волоса, листового золота и олова, минеральных красок. Интересны сцены борьбы зверей – нападения тигров или барсов на быков или оленей, воспроизведенные аппликацией на седельных покрышках.
Если вы не уверены в том эффекте, который будет иметь жёлтый цвет на вашу комнату, закройте глаза и представьте что-то из мира природы, что имеет жёлтую окраску: первые весенние нарциссы, нежные примулы, проглядывающие сквозь зелёную мшистую поверхность леса,
ковёр лютиков, поле стройных подсолнухов. Все они являются яркими символами радости и жизни. Все они отражают тёплое сияние солнца. Жёлтый – это цвет, который принесёт все эти качества в ваш дом. Ваш выбор тона – холодного, тёплого или кислотного – может быть вызван чем угодно, например, видом лимонов, лежащих горкой в вазе и баночками со специями в вашей кухне или чудесными живописными видами – экзотическим песчаным пляжем, опаленной солнцем пустыней или полем созревающей кукурузы.
Для натяжения основы на станок приглашались соседки-мастерицы. Мама готовила вкусную еду и устраивала настоящий праздник. Наличие большого количества
ковров в семье всегда считалось богатством.
В Анатолии найдены остатки текстильных изделий, что доказывает существование прядения материи из сырья растительного происхождения и ткачество на станках. Обнаружены рисунки, вытканные на текстильных изделиях, которые напоминают узоры на современных турецких
коврах . Сырьем для прядения служили шерсть, затем шелк, хлопок и лен. Прядение осуществляли различными способами, например, скручивали волокна между ладонями.
На Руси вышивка занимала большое место в жизни каждой женщины. Девочки начинали вышивать с 8–9 лет. Женщины оформляли вышивкой свою одежду, скатерти, подзоры,
ковры , панно, портреты, постельные принадлежности. Богатые люди украшали вышивкой и небольшие бытовые предметы, и дополнения к одежде: накидки, бумажники, сумочки, письменные и туалетные принадлежности. Девушки с ранних лет готовили себе приданое. Вышивкой занимались все слои населения. Во всех учебных заведениях девочек обучали вышивке и навыкам шитья. Некоторые ученицы становились мастерицами и получали заказы на свою работу. Со временем вышивка перешла из домашнего рукоделия в мастерские, которые создавали в городах.
• Декор в данном случае весьма разнообразен и может включать в себя: простые шторы пастельных тонов, сшитые из мешковины,
ковры с изображениями, напоминающими наскальные рисунки, настенные панно с африканским орнаментом, под стать им цветные подушки, сиденья для барных стульев, половики и диванные подушки из шкур животных – все это непременные атрибуты интерьера в африканском стиле (рис. 2.4, 2.5).
Обстановку богатого каталонского дома можно представить, рассмотрев картину Пере Гарсиа Бенабарре «Пир Ирода». На этом полотне библейские герои, одетые в костюмы XV века, располагаются на фоне каменных стен и распахнутого окна: в морском пейзаже каждый каталонец мог бы узнать побережье близ Барселоны. Типичное для того времени убранство составляют сводчатый, выкрашенный голубой краской потолок, пол, выложенный узорчатым кафелем, тарелки и кувшины, красиво расставленные на изразцовой горке. Царская чета в золотых коронах сидит за накрытым столом в окружении свиты, музыкантов, стройных юношей и придворных дам с опахалами в руках. Самое роскошное платье – воистину королевское облачение из златотканой парчи – надето на Саломее, держащей на блюде голову Иоанна Крестителя. Художник тщательно выписал рисунок ткани, каждую плитку пола, изразцы, вышивку скатерти, короны, показал шнурки на женских корсажах, кожицу жареных цыплят и даже гвозди, которыми к самому потолку прибит
ковер с крупными узорами.
В центре небольшой комнаты на полу углем был нарисован круг. Внутри круга расстилали красный
ковер , на который ставили стол. На столе находились раскрытая Библия, распятие, череп. Медиум выполнял определенный ритуал: читал заклинание и трижды называл имя покойного, дух которого вызывал на сеансе. Неожиданно в клубах дыма возникал силуэт человека. Тень слегка шевелилась и разговаривала!
Травянистые и почвопокровные растения хороши как тем, что не нуждаются в постоянном уходе, так и тем, что служат средством смягчения общего фона. Например, василистник с его тонкими листиками, высаженный вокруг широколиственного бадана или хосты, уравновесит их. Не менее изящно будет смотреться
ковер из ползучего клевера на переднем плане цветника с многолетниками.
Интересны погребения кеми-обинцев. Вырывалась прямоугольная яма, дно которой устилалось галькой, ракушками и известью. Стены обкладывали хорошо подогнанными друг к другу каменными плитами или деревянными чурбаками. На них наносился узор из прямых и волнистых линий, при этом использовалась красная, черная, реже – белая краска. Возможно, это была имитация
ковра .
В бедных крестьянских семьях все укладывались вповалку на войлоке; детям и старикам отводились теплые места на печи. Жесткие доски на полатях и деревянных лавках покрывались шубами или иной «одежей». В качестве кровати пользовались лавкой, стоявшей у стены, придвигая к ней еще одну, но более широкую. Таким образом получалось нечто похожее на спальное ложе. Обитые плетеной рогожкой деревянные лавки навечно устанавливались вдоль стен. Зажиточные крестьяне застилали их суконными или шелковыми полавочниками, свешивая их до самого пола. На широких лавках с одного конца делалось возвышение, или приголовник, являвшееся своеобразной подушкой. Полы в жилых помещениях покрывались рогожей или войлоком, лишь богачи позволяли себе ходить по
коврам .
В департаменте Петен рельеф местности более неровный – по всей равнине рассыпаны медленно разрушающиеся карстовые холмы. По мере движения на север ландшафт становится все более плоским, с воздуха эта местность выглядит как однородный зеленый
ковер – но это впечатление обманчиво, поскольку вся земля изрыта, словно оспинами, выходами пористой известняковой породы.