Связанные понятия
Кафе (от фр. Café; буквально — «кофе») — заведение общественного питания и отдыха, похожее на небольшой ресторан, но с ограниченным по сравнению с рестораном ассортиментом продукции, также, возможно, — с самообслуживанием.
Магазин (фр. magasin от араб. مَخْزَن makhzān — склад, хранилище, перс. مغازه — магазэ) — специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для розничной продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приёма, хранения товаров и подготовки их к продаже — складами.
Столо́вая — разновидность предприятия общественного питания, «общедоступное или обслуживающее определённый контингент предприятие питания, производящее и реализующее кулинарную продукцию.» для получения полноценного питания (обеда) из 3 блюд.
Бар (англ. bar) — питейное заведение, в котором продаются алкогольные напитки для их незамедлительного употребления; в некоторых барах с напитками подаётся еда. Посетителей бара обслуживает бармен, находящийся за барной стойкой. Бар может являться частью ресторана; «бары», являющиеся частью гостиницы, также известны под наименованиями «лонг барс» (англ. long bars) или «хотел лаунджес» (англ. hotel lounges).
Рестора́н (от лат. restauro, восстановить, крепить) — предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные. Блюда, как правило, подаются и съедаются на месте в ресторане, но многие рестораны также предлагают блюда на вынос и доставку еды, а некоторые предлагают только вынос и доставку. Рестораны сильно различаются по внешнему виду и предложениям, включая большое разнообразие кухонь и видов обслуживания, от недорогих ресторанов быстрого...
Упоминания в литературе
С января по июнь 1826 года С. П. Елисеев стал сдавать в аренду парадные помещения первому столичному шахматному
клубу , предварительно получив на это разрешение генерал-губернатора Петербурга князя А. А. Суворова, внука великого русского фельдмаршала А. В. Суворова. Игра в шахматы тогда прочно вошла в моду и пользовалась огромным успехом у столичной интеллигенции и представителей высшего света. Поэтому неудивительно, что прошение об открытии подобного общественного клуба вместе с владельцем особняка охотно подписали многие солидные почтенные люди Санкт-Петербурга. Однако, удовлетворяя это прошение, генерал-губернатор, вероятно, не учитывал довольно сложную политическую ситуацию в стране в тот период. В России тогда сложилась довольно напряженная политическая ситуация после процесса освобождения крестьян от крепостной зависимости и возрастала активность отдельных политически неблагонадежных людей, предлагавших новые революционные реформы, касающиеся улучшения положения в стране освобожденных крепостных. Позже оказалось, что инициаторами организации в доме купца Елисеева шахматного клуба являлись два опасных и неблагонадежных человека – Н. Г. Чернышевский и Н. А. Некрасов, предполагавшие превратить со временем этот клуб в активный центр общественной и политической жизни «фрондерской» петербургской интеллигенции.
В начале 1770 года дела хозяина гостиницы приняли неблагоприятный оборот, и он был вынужден ее закрыть. Тогда один из обычных посетителей, фабрикант Францис Гарднер, предложил своим сотоварищам основать особое, самостоятельное Общество или
Клуб и отдать его в хозяйствование разорившемуся Гардинеру. Предложение было единодушно принято 38 членами (из посетителей) этого закрытого заведения, большею частью англичанами. Вскоре набралось 50 человек учредителей, основавших Общество, названное в честь большинства (подобных обществ) «Английским Собранием». Собрание открылось 1 марта 1770 года и число членов Общества росло быстро, причем большинство из них было русскими, и уже в 1771 году россияне попали в число старшин Английского клуба.
Да, ОППВ получил весной 1923 года в собственность (о том, почему, и как это происходило, мы выше уже рассказывали) почти все реквизированные материальные ресурсы одного из дореволюционных московских
клубов – ОЛЛС («по российской земле катилась мощная, сокрушающая, обновляющая, освежающая волна перемен, которая вымывала гниющие, вредоносные наслоения старой жизни» – пишет М. П. Сушков), который не был переименован, трансформирован, или объединен с каким-то другим коллективом, а был ПОЛНОСТЬЮ ЛИКВИДИРОВАН и навечно прекратил свое существование, также как и ЗКС, и СКЗ, и СКЛ, и МКЛ, и многие другие («коллективы спортивные в основном сохранились, но старые клубы купеческой Москвы прекратили свое существование. Был создан и клуб ОППВ» – вспоминал главный армейский ветеран К. М. Жибоедов в книге «Футбольная Москва». Воспитанник, кстати, того самого «купеческого» ОЛЛС. Что характерно…). Однако, это автоматически не означает того, что коллектив, защищающий честь рабоче-крестьянской Красной Армии (созданной большевиками только в 1918 году!) унаследовал и родословную, традиции аристократического клуба лыжников в Сокольниках, который к дореволюционным военным ведомствам России не имел никакого отношения. Сравните устав ОЛЛС (кстати, он запрещал принимать в клуб лица, состоящие на действительной военной службе) и разработанный Всевобучем устав Спортивного Клуба. Сразу будет ясно, что эти коллективы – две большие разницы. И по всем юридическим нормам, и по своей идеологии, и по своей философии, и по своей структуре, и по поставленным целям и задачам, и по методам их реализации, и по социальному составу.
В 1859 г. Михаил Христофорович возвращается в Министерство финансов, где входит в узкий круг идеологов преобразований наряду с Ю. Г. Гагемейстером (о нем говорилось выше), Н. Х. Бунге, В. А. Татариновым, Е. И. Ламанским, В. П. Безобразовым (о них будет сказано ниже). С 1859 г. он участвовал в так называемых «экономических обедах» в лучших ресторанах столицы (чаще всего в ресторане Донона), которые играли роль своеобразного дискуссионного политического
клуба . Они были своеобразным каналом реализации политической и научной активности тогдашней элиты, так как официально политико-экономическое общество учредить не представлялось возможным. Обеды проводились раз в месяц, а их главным организатором много лет был В. П. Безобразов. Помимо вышеназванных лиц, в экономических обедах участвовали великий князь Александр Александрович (будущий Александр III), еще ряд великих князей, будущие министры финансов С. А. Грейг и И. А. Вышнеградский и др. Поскольку легальные организации в то время были запрещены, экономические обеды стали интеллектуальной площадкой по выработке проектов финансовых реформ. С 1861 г. он принимал участие в частном кружке российских экономистов, в который входили также И. В. Вернадский, Е. И. Ламанский, А. И. Бутовский (1817–1890) и др.
В конце лета 2003 года видеокопии «запрещенной» серии инициативно, «без спроса инстанций» распространяются через известный веб-сайт www.Bilderberg.org.[69] Как можно понять из названия, на данном сайте, созданном журналистом и правозащитником Тони Гослингом, накапливаются материалы о деятельности, происхождении и членах так называемой Бильдербергской группы. Так именуется в высшей степени скрытный международный «
клуб », собирающий на своих ежегодных трехдневных встречах чрезвычайно влиятельных деятелей мировой политики – действующих и бывших глав ведущих государств и спецслужб, министров, руководителей крупнейших финансовых и индустриальных структур (давними членами этого клуба являются, в частности, Бобби Инман и Генри Киссинджер, причем последний уже многие годы входит в организационный комитет). Имеются очень серьезные свидетельства, что именно на конференциях Бильдербергской группы принимаются многие важнейшие для всей планеты решения. И хотя факт проведения ежегодных встреч этого «клуба» скрыть невозможно – слишком заметные фигуры в них участвуют – центральная пресса о конференциях «бильдербергеров» не пишет никогда. С давних пор это, по сути дела, абсолютно табуированная тема.
Связанные понятия (продолжение)
Спорти́вный зал (спортза́л) — специально оборудованное помещение, в том числе инвентарём, и предназначенное для проведения тренировок, спортивных игр, занятий спортом или физической культурой.
Конце́рт (лат. concerto — состязаюсь) — публичное исполнение музыкальных, балетных и эстрадных номеров.
Дискотека (от фр. discothèque от фр. disque «грампластинка» + θήκη «хранилище») — культурно-развлекательное танцевальное мероприятие, проводимое в специально отведённом месте (зрелищном или увеселительном учреждении) либо на открытом воздухе (танцплощадке). Начальное значение слова — собрание грампластинок (дисков)..
Дом культуры (Дворец культуры, ДК) — клубное учреждение, центр культурно-массовой и просветительской работы.
Парикмахерская — это предприятие, занимающееся предоставлением услуг для населения по уходу за волосами (стрижка, завивка, создание причёски, окраска, мелирование и другие виды работ с красителями, стрижка огнём, бритьё и стрижка бород и усов и др.) в оборудованном специально для этого помещении. Как правило, в парикмахерских дополнительно оказываются следующие виды услуг: маникюр, педикюр, косметические услуги и услуги визажиста.
Библиоте́ка (греч. βιβλίον, книга + θήκη, хранилище, вместилище, ящик) — учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. В настоящее время всё более распространяются и входят в фонд библиотеки микрофиши, микрофильмы, диапозитивы, аудио и видеокассеты, также всё более широкое распространение получают электронные носители (CD-ROM, DVD-ROM).
Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни общества.
Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά — досуг, учебное занятие, школа) — учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа — ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).
Аудито́рия (лат. auditorium — «место для слушания») — помещение, предназначенное для устных выступлений перед публикой в учебном заведении или ином общественном здании.
Гости́ница , оте́ль (от фр. hôtel) — средство размещения, состоящее из определённого количества номеров, имеющее единое руководство, предоставляющее набор услуг (минимум — заправка постелей, уборка номера и санузла). Гостиницы подразделяются на различные классы в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров. Историческое название недорогой гостиницы в России — постоялый двор.
Кварти́ра (от нем. Quartier ) — один из видов жилого помещения, состоящий из одной или нескольких смежных комнат с отдельным наружным выходом, составляющее отдельную часть дома.
Кегельба́н (от немецкого Kegelbahn — кегельная дорожка). Суть заключается в катании шаров по специальной дорожке с целью сбить установленные в виде ромба 9 кеглей.
Танцевальная площадка (сокращенно танцплощадка) — так во времена СССР, как правило, называлось место, где проводились дискотеки и вечера отдыха.
Детский сад — учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Детские сады как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей).
Общежи́тие — место временного проживания для приезжих студентов и учащихся на время учёбы, сезонных рабочих на время работы, службы или ставшее постоянным для работников учреждения. Соответственно, следует различать студенческие и рабочие общежития. Жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека. Согласно этому нормативу в одной комнате могут проживать несколько человек. Уровень комфорта в общежитии обычно довольно низкий...
Народный дом — в дореволюционной России общедоступное культурно-просветительское учреждение. Большинство народных домов до 1914 г. были государственными (например, земские и муниципальные дома попечительства о народной трезвости), однако встречались и негосударственные народные дома, построенные и финансируемые частными благотворителями. Создавались начиная с конца 1880-x годов, особенно широко — после Революции 1905 года.
Ночно́й клуб (англ. night club) — общественное заведение, работающее обычно после 21:00, предназначено для свободного времяпрепровождения (как правило, для молодежи).
Не́мцы Са́нкт-Петербу́рга — часть населения города Санкт-Петербурга и его окраин, до Октябрьской революции составлявшая самый большой процент жителей после русских, которые проживали или трудились в нём в течение достаточно длительного времени и оставили заметный след в городской истории. Многие из немцев Санкт-Петербурга являлись подданными Российской империи.
Русское гимнастическое общество (РГО «Сокол») — российская спортивная организация возникшая и официально зарегистрированная 4 мая (16 мая) 1883 году в Москве под влиянием панславянского «Сокольского движения» с целью продвижения «Сокольской гимнастики», а затем и других видов спорта: фехтование, борьба, фигурное катание, бег на коньках, футбол, хоккей с мячом, лаун-теннис, бокс, лыжи, лёгкая атлетика, велоспорт.
Студенческая корпорация — это академическая организация, членство в которой длится, как правило, в течение всей жизни; она объединяет студентов и выпускников высших школ на основе соблюдения следующих принципов: братства, патриотизма, стремления к знаниям, уважения старшинства. Балтийские корпорации и корпусы (Corps) (корпорации из немецко-говорящего культурного пространства) отделяют себя от политики и религии, являются организациями, в которых преданность традициям и консерватизм сочетаются с демократией...
Петербургское общество любителей шахматной игры — первый официально зарегистрированный шахматный клуб в России. Открыт 27 марта 1853 (устав утверждён 27.8.1852). Цель общества — «распространение вкуса к этой благородной и поучительной игре» (из устава).
Волонтёрство , волонтёрская деятельность (от лат. voluntarius — добровольный) или добровольчество, добровольческая деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, фандрайзинг, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие добровольческую...
В промежутке между мировыми войнами в Шанхае, как и в Харбине, существовала крупная русская диаспора представителей первой волны эмиграции. По оценкам 1937 года, в Шанхае проживало около двадцати пяти тысяч русских, составлявших с большим отрывом самую многочисленную группу иностранцев в городе. Большинство из них эмигрировали с Дальнего Востока, где т. н. Чёрный буфер Белого движения сохранялся до осени 1922 года.
Подробнее: Русский Шанхай
Англо-русское литературное общество (также Англо-российское литературное общество англ. Anglo-Russian Literary Society) — организация в Великобритании в конце XIX-начале XX века, созданная с целью развития англо-русских культурных связей и просвещения англоязычных стран в области русского языка.
Высшее общество (иногда просто «общество», также — «высший свет», «бомонд») — социальный класс людей с наивысшим уровнем богатства и социальным статусом. Стиль жизни включает в себя приём в члены общества по родству, социальные мероприятия и другую деятельность. В высококлассные социальные клубы принимали мужчин на основании их положения и роли в высшем обществе. Имена членов американского высшего общества публикуются в «Социальном реестре». Качество жилья, одежды, прислуги и питания были видимыми...
Бильдербергский клуб , Бильдербергская группа, Бильдербергская конференция (англ. Bilderberg group — Билдербергская группа) — неофициальная ежегодная конференция, состоящая примерно из 130 участников, большая часть которых являются влиятельными людьми в области политики, бизнеса и банковского дела, а также главами ведущих западных СМИ. Вход на конференцию возможен только по личным приглашениям.
«Девяносто девять » (англ. Ninety-Nines: International Organization of Women Pilots; также 99s) — международная организация женщин-пилотов, основанная 2 ноября 1929 года в Кёртисс Филд, Вэлли-Стэйшн, Нью-Йорк (штат) для взаимной поддержки и улучшения положения женщин-пилотов.
Шатокуа — американское общественное движение по распространению образования среди взрослых жителей отдалённых сельских районов, существовавшее преимущественно в конце XIX — начале XX веков. Название движения связано с озером Шатокуа, где были проведены первые подобные занятия.
Общество щита (яп. 楯の会 Татэ-но кай) — частная военная организация, основанная писателем и общественным деятелем Японии Юкио Мисимой и существовавшая с 1968 года по 1970.
Античный мистический орден Розы и Креста (англ. Ancient Mystical Order Rosae Crucis) (AMORC), А. М.О. Р.К. или Д. М.О. Р.К., имеет различные ложи и представительства по всему миру, работающие на 19 разных языках. Он открыт как для мужчин, так и для женщин совершеннолетнего возраста (18 лет в большинстве стран) независимо от их различных религиозных убеждений.
Хэя (яп. 部屋, букв. «комната», при употреблении в качестве суффикса изменяется на «-бэя» из-за озвончения) — обозначение в профессиональном японском сумо спортивной корпорации, в которую входят спортсмены, менеджеры и служащие. Основная ячейка в организационной структуре профессионального сумо.
Международный сафари-клуб (англ. Safari Club International) — международная общественная некоммерческая организация, объединяющая любителей охоты (прежде всего трофейной). Целью деятельности является защита прав охотника, охрана охотничьих ресурсов и угодий во всем мире, упорядочивание правил охоты.
Богемская роща (англ. Bohemian Grove) — место отдыха площадью 11 км², расположенное по адресу 20601 Bohemian Avenue, в городе Монте-Рио, Калифорния. Она принадлежит частному мужскому клубу искусств, известному как Богемский клуб, который находится в Сан-Франциско. Ежегодно в июле, начиная с 1899 года, сюда приезжают самые влиятельные люди мира, чтобы провести двухнедельный летний марафон.
Культура Соединённых Штатов Америки формировалась под влиянием этнического и расового многообразия страны. Значительное влияние на неё оказали выходцы из таких стран, как Ирландия, Германия, Польша, Италия, потомки привезённых из Африки рабов, а также американские индейцы и коренные жители Гавайских островов. Тем не менее, решающий вклад сделала культура выходцев из Англии, что распространяли английский язык, правовую систему и другие культурные достижения.
«Храм народов » (англ. Peoples Temple, распространённый ошибочный перевод — «Народный храм») — новое религиозное движение, основанное в 1955 году Джимом Джонсом в Индианаполисе, штат Индиана. Джонс использовал Храм Народов, чтобы распространять послание, в котором сочетались элементы христианства с коммунистическими и социалистическими идеями, а также акцент на расовом равенстве.Храм Народов наиболее известен событиями 18 ноября 1978 года в Гайане, когда в результате массового убийства в его отдалённом...
Це́рковь объедине́ния (кор. 통일교회, 統一敎會, Тхониль кёхве; англ. Unification Church; Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства — Церковь объединения) — новое религиозное движение (секта), основанное Мун Сон Мёном в 1954 году в Сеуле (Южная Корея). В течение следующих нескольких десятилетий Церковь объединения распространилась во многих странах мира и имеет от пяти до семи миллионов последователей.
Бурные, или ревущие двадцатые (англ. Roaring Twenties) — эпоха 1920-х годов в США, Великобритании, Германии, Франции. Название характеризует динамичность искусства, а также культурной и социальной жизни этого периода. Эпоха началась с возвращения к мирной жизни после Первой Мировой войны. Радикально изменились мода и стиль одежды, наступил расцвет джаза и ар-деко, радиовещание стало повсеместным, кинематограф обрел звук и из редкого развлечения превратился в массовый вид досуга и отдельный вид искусства...
Красная Вена — неофициальное название столицы Австрии в период между 1918 и 1934 годами, когда социал-демократы имели большинство в городском парламенте, а город впервые управлялся демократами.
Латвийский женский корпус помощи (латыш. Sieviešu palīdzības korpuss) — сформированный во время Борьбы за независимость Латвии женский корпус помощи военному контингенту.
«Зелёная книга » (англ. The Green Book) — краткое название ежегодного путеводителя для чернокожих автомобилистов, который издавался в США с 1936 по 1966 год, первоначально под полным названием «Зелёная книга негритянского автомобилиста» (The Negro Motorist Green Book), затем — под названиями «Зелёная книга чернокожих путешественников» (The Negro Travelers’ Green Book) и «Зелёная книга путешественников» (The Travelers’ Green Book). Справочник был составлен почтовым служащим из Нью-Йорка Виктором Хьюго...
Лю́беры или любера́ — молодёжное движение, возникшее в городе Люберцы Московской области в конце 70-х годов XX века и существовавшее до 1990-х годов во многих городах СССР.
«Ангелы Ада» (англ. Hells Angels) — один из крупнейших в мире мотоклубов, имеющий свои филиалы (так называемые «чаптеры») по всему миру. Входит, наряду с Outlaws MC, Pagans MC и Bandidos MC, в так называемую «большую четвёрку» outlaw-клубов и является наиболее известным среди них.
Клуб «Поэзия» — литературно-художественное объединение, возникшее в Москве в 1985 году и объединившее широкий круг московских неподцензурных поэтов поколения 30-летних. Первым руководителем Клуба был литератор Леонид Жуков, сумевший зарегистрировать его и добиться возможности проводить платные выступления участников. В дальнейшем руководство Клубом перешло к Игорю Иртеньеву (президент клуба) и Геннадию Кацову (директор клуба). В 1988 году клуб «Поэзия» утратил юридический статус, однако продолжал...
Клуб дю Фобу́р (фр. Club du Faubourg — Клуб Предместья) — популярный в 1920—1930-е гг. парижский культурно-политический дискуссионный клуб лево-либеральной направленности. Создателями перед клубом ставились три задачи: «рассмотрение насущных проблем; свободное выражение всех идей; защита всех свобод» .
Упоминания в литературе (продолжение)
В XIX столетии «Шустер
клуб » стал настолько популярным в столице, что членство в нем считалось весьма престижным и для русских дворян. Членами Немецкого клуба могли стать только мужчины. В клубе были созданы все условия для приятного отдыха и деловых встреч за обеденным столом.
Хотя Комитет 300 существует уже более 150 лет, он обрел свою нынешнюю форму примерно в 1897 году. Он всегда отдавал приказы через другие организации-ширмы, такие, как Королевский институт международных дел. Когда было решено, что европейскими делами должна управлять некая сверхорганизация, КИМД основал Тавистокский институт, который в свою очередь создал НАТО. В течение пяти лет НАТО финансировалась «Германским фондом Маршалла». Пожалуй, самым важным членом «Бильдербергского
клуба », внешнеполитического органа Комитета 300, был Джозеф Реттингер (Joseph Rettinger), который, как говорят, был его основателем и организатором. Ежегодные встречи «Бильдербергского клуба» в течение нескольких десятилетий были предметом восхищения охотников за заговорами.
Порой образование федераций происходило за счет того, что центральная организация создавала новые филиалы, а порой местные
клубы взаимопомощи по болезни объединялись или вступали в уже существующую федерацию. Самое крупное общество – Манчестерский союз подмастерьев – было основано Робертом Нейлором; поначалу они с друзьями просто регулярно общались в пивной «Роупмейкерз Арме» в Сэлфорде. В 1810 году была формально создана организация под названием Ложа Аберкромби (Abercrombie lodge), и Роберт Нейлор стал членом-основателем Манчестерского союза. В организацию вступало все больше людей; открывались новые ложи. В 1810–1814 годах Ложа Аберкромби также убеждала уже существующие общества объединиться под ее эгидой. Первое письменное упоминание о союзе лож, созданном «с целью взаимной поддержки, защиты и обмена опытом», относится к 1814 году. Манчестерский союз, уже переименованный в Независимый орден подмастерьев, быстро разрастался. В 1838 году в его составе было 90 000 членов, в 1848-м – 249 000, а к 1876-му – уже более полумиллиона.
В 1926 году насчитывалось более 35 тысяч
клубов , под крышей которых уживались самодеятельное творчество, просвещение, пропаганда, общение. Отсюда в профессиональное искусство пришло немало подлинных талантов. Здесь сотни тысяч впервые сели за шахматные и шашечные столы – по специальной разнарядке в каждом рабочем клубе «для развития интеллектуального потенциала пролетариата» организовывали соответствующие секции. «Клуб против пивной» – лозунг эпохи и фабула многих фильмов – «Кружева», «Косая линия», «Ухабы»… Но одновременно клуб унифицировал и контролировал досуг, уводил человека из дома. Зато появились дома, собирающие коллективы по социальному и профессиональному принципу: Дом крестьянина, Дом печати, Дом обороны… Вот и негде было человеку побыть одному, пообщаться с самим собой, с близкими.
В начале 60-х гг. XIX в. возникает движение по созданию читален. Это были своего рода культурные общества или
клубы , где собиралось словенское буржуазное общество. Главной их целью было с помощью публичного использования словенского языка поднимать национальное сознание буржуазии. Читальни выписывали газеты и книги, организовывали различные культурные мероприятия, публичные лекции и дискуссии, обсуждения художественных произведений на словенском языке. Помимо многочисленных декламаторов и любительских театральных трупп распространение получило пение, как хоровое, так и сольное. Некоторые из солистов-любителей, выступавших на первых порах в читальнях, позднее получили даже международное признание. Первая читальня была создана в Триесте, вторая – в Мариборе. К 1869 г. их было уже более 60, число читателей насчитывало почти четыре тыс. чел. В 1863 г. в рамках движения национального возрождения создается национально-оборонительное спортивное общество «Южный сокол», в 1864 г. – общесловенское общество по изданию специальных и научных книг «Словенская матица». Словенское национальное движение во многом следовало образцам общественных движений других славянских народов, в частности чешского. Это проявилось при зарождении таборского движения, которое возникло благодаря большим общественным переменам, когда в 1867 г. в государстве, с одной стороны, был введен дуализм (Австро-Венгрия), а с другой – провозглашен новый закон об обществах и политической деятельности. Все это происходило на фоне поражения Австрии в войне с Пруссией и Италией. Последняя в 1866 г. получила под свой контроль Венецианскую Словению, и ее жители стали подвергаться планомерной итальянизации.
Он адресовал свои труды широкому кругу читателей, и это принесло свои плоды. Его идеи восприняли и начали пропагандировать самые разные общенациональные организации, в том числе Американская ассоциация городов, Американская лига за улучшение городской жизни и Американская ассоциация парков и уличного искусства (во всех трех этих структурах он был весьма активным членом правления). За благоустройство городов выступал и ряд профессиональных ассоциаций, в том числе недавно созданное Американское общество ландшафтных архитекторов, а также десятки местных организаций, ассоциаций предпринимателей,
клубов бизнесменов и городских обществ. Некоторые из этих групп руководствовались чувством гражданского долга, других убедили робинсоновские аргументы экономического порядка (для наших современников они звучат знакомо) – благоустройство привлечет в город бизнесменов.
Убежденный глобалист в силу влияния своего отца, Дэвид с самого начала участвовал в собраниях элитного Бильдербергского
клуба – с самого первого Голландского собрания в 1954 году. На протяжении десятилетий он является постоянным участииком заседаний Клуба и членом т. н. «комитета управляющих», который определяет список приглашаемых на следующие годовые собрания. В этот список включаются наиболее значительные национальные лидеры, которые затем выходят на выборы в соответствующей стране. Так было, например, с Биллом Клинтоном, который впервые принял участие в заседаниях Клуба еще в 1991 году, будучи губернатором Арканзаса.
Мы уже говорили, что российская команда крайне неудачно выступила в Стокгольме. Царское правительство расценило это как удар по престижу государства, – ибо, по тезисам олимпийской хартии, спортивные показатели есть показатели заботы государства о здоровье нации, – и сделало для себя какие-то выводы. Так, с 1912 по 1914 годы в стране появились Всероссийские футбольный, парусный, атлетический союзы, союзы стрелковых обществ и любителей легкой атлетики, пловцов и хоккейных
клубов . Одновременно с этим Россия увеличила свои спортивные связи с внешним миром, и в первую очередь – с МОК. В июне 1913 года был создан государственный орган для координации всех вопросов, касающихся спорта – «Канцелярия Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи». По сути, это было министерство спорта, возглавил которое генерал-майор Владимир Николаевич Воейков. Главная задача нового учреждения звучала так: «Подготовка физически здорового, выносливого и бодрого поколения». Формулировка ёмкая, понятная, почти по Ювеналу с его знаменитым изречением «В здоровом теле здоровый дух» (ибо бодрость и есть душевное состояние человека). Стали приглашать иностранных тренеров (к примеру, X. Андерсена из Швеции, специалиста по легкой атлетике), наши спортивные делегации поехали набираться опыта за рубеж, в том числе и к законодателям спортивных мод американцам…
Как и положено, Британский
клуб Шанхая, открывшийся на Бунде в 1864 году, был первым среди равных. После ремонта помещения на рубеже веков здесь появилась 30-метровая барная стойка, которая считалась самой длинной в мире[91]. Бар Британского клуба был мерилом положения в шанхайском обществе: тайпаны рассаживались в его дальнем конце, а грифоны кучковались ближе к выходу. Карьера в этом городе обозначалась постепенным движением вдоль барной стойки.
Отдельно следует сказать о деятельности организации «Орден Орла»: по некоторым данным,
клуб является аналогом «масонской ложи». Он был образован в 1990–1991 годах в результате деятельности оргкомитета, но окончательно сформирован и зарегистрирован был только 12 августа 1993 года. Родоначальником и инициатором создания клуба «Орден Орла» был известный в начале 1990‑х годов золотодобытчик и строитель Вадим Туманов. В «Орден Орла» с самого начала входили певец Иосиф Кобзон, Егор Гайдар, позже вступили Виктор Черномырдин, Геннадий Селезнев. Интересно, что Орден за год приобрел статус международного объединения.
Отдельно следует сказать о деятельности организации «Орден Орла»: по некоторым данным,
клуб является аналогом «масонской ложи». Он был образован в 1990–1991 годах в результате деятельности оргкомитета, но окончательно сформирован и зарегистрирован был только 12 августа 1993 года. Родоначальником и инициатором создания клуба «Орден Орла» был известный в начале 1990-х годов золотодобытчик и строитель Вадим Туманов. В «Орден Орла» с самого начала входил певец Иосиф Кобзон, Егор Гайдар, позже вступил Виктор Черномырдин, Геннадий Селезнев. Интересно, что Орден за год приобрел статус международного объединения.
В 1889 году возникают два сетлемента, основанные прогрессивными женщинами, окончившими американские университеты.
Клубы «Сетлемент» были признаны лучшим средством для перевоспитания детей. Им были предоставлены светлые, благоустроенные помещения, где они при полной свободе и без излишней опеки могли проводить время с пользой для себя. В этих клубах молодёжь получала возможность взаимопомощи, училась и развлекалась.
Вот, собственно, и все о «дне рождения» российского футбола, которому и посвящена эта глава. Но надо, думаю, упомнить еще об одной дате. С сентября 1901 года в России начался, если можно так сказать, организованный футбол: появилась Футбольная лига, то есть общее руководство, которое могло управлять футбольным хозяйством города, региона, страны… Правда, в начале XX века о таких масштабах пока даже не думалось. В Северной столице начался футбольный бум, появлялись новые команды, и хоть росли они вовсе не как грибы (на то были причины, о которых речь пойдет чуть позже), но в 1904 году в чемпионате города принимают участие уже шесть команд, три из которых – русские, а три английские. После завершения сезона на поле при стечении довольно большого количества зрителей вышли две сборные, представляющие, с одной стороны, английские, а с другой – русские
клубы . Представители родоначальников футбола победили – 3:1, но это была уже игра равных соперников.
Значок происходил из Германии, выпустили его к съезду ИОГТ в Гамбурге. Старейший отечественный материал, представленный значком казанского
клуба «Феникс», был почти на шестьдесят лет моложе. При этом истоки обоих общественных объединений, практически, совпадали по времени. В 1889 году началась непрерывная история ИОГТ Германии. В том же 1889 году появилась первая трезвенническая организация в Казанской губернии.
У Фрадкова сложились прекрасные отношения с Петром Авеном, его предшественником на посту министра внешнеэкономических связей (1992). Это тот самый Авен, который выплыл на поверхность неизвестно откуда вместе с Е. Гайдром, Чубайсом, Шохиным, Поповым, Ясиным, Уринсоном. После министерства, которое крутило долги государств и нефтяные контракты, у него в руках оказалась финансовая империя «Альфа-Групп», созданная на деньги КПСС. Это все хорошо известно. П. Авен – зафиксированный масон, член
клуба «Взаимодействие» (1993), член «Ротари-Клуба», связи его с международным масонством распространяются широко, что отмечено в издании Линдона Ларуша.
Все эти годы этот дом/дворец/ концертный зал/политический
клуб выполнял функции своеобразного представительства Москвы, олицетворял её гостеприимство и великолепие, слыл притягательным местом для широкой московской общественности как при капитализме, так и социализме, и только теперь – во времена демократического передела государственной собственности – его положение, к сожалению, продолжает оставаться неопределенным. Удобный покров коммерческой тайны надежно скрадывает его нынешний статус и будущее. Речь идет о Колонном зале дома Союзов, – как его чаще всего называли в эпоху СССР.
Появилось тогда же в аппаратном и чиновном мире понятие «питерские». Одна из газет писала, что группа влиятельных чиновников из Санкт-Петербурга создала, благодаря усилиям Дмитрия Козака, небольшое питерское землячество в Москве. Вся эта компания в 10–12 человек, как писала газета, собирается раз в неделю где-то за городом, чтобы попариться в бане и попить пива, а также обсудить здесь свое новое положение, дела и возможности. Владимир Кожин подтверждал через несколько лет, что выходцы из Санкт-Петербурга стараются сохранить неформальные связи и пользуются разными поводами, чтобы собраться как команда. Это вполне естественное желание. У Юрия Лужкова для таких же целей используются теннисный и футбольный
клубы московской мэрии.
К последним чаще всего относятся: масонство (с его многочисленными символами, включая Конституцию США, денежные знаки, карту Вашингтона и т. д., а также с его многочисленными представителями, включая, по крайней мере, 14 президентов США, последними из которых были оба Рузвельта, Гарри Трумэн и Джеральд Форд), Трехсторонняя комиссия, Бильдербергский
клуб , прочие тайные общества и «мозговые центры». Среди последних назову только самые влиятельные: Совет по международным отношениям (Council on Foreign Relations), Брукингский институт (Brookings Institution), Корпорация РЭНД (RAND Corporation), Центр стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies), Фонд Карнеги «За международный мир» (Carnegie Endowment for International Peace), Гуверовский институт (Hoover Institution).
Архитектор-реставратор Виктор Алексеевич Виноградов в 60-е годы участвовал в работе подпольного патриотического кружка Фетисова, мечтавшего создать теорию улучшения коммунистической системы. Еще в этом кружке Виноградов понял, что спасение России может произойти только в лоне Православия. Чудом избежав ареста (сам Фетисов и М. Ф. Антонов оказались в тюрьме), Виноградов под руководством Барановского участвовал в создании научно-реставрационной школы-мастерской, посещал заседания патриотического
клуба «Родина». Вместе с группой учеников Барановского Виноградов выступает против сносов архитектурных памятников, предусмотренных планом реконструкции Москвы. В самиздатовском журнале В. Н. Осипова «Вече» он помещает ряд статей в защиту памятников, в начале 70-х становится активным членом «Русского клуба». Лекции, которые он проводил с активистами ВООПИК (на них по соображениям конспирации пускали не всех), были хорошей школой воспитания русских патриотов, недаром в первой половине 80-х годов Виноградов стал одним из главных идеологов движения «Память».
Впрочем, началось все гораздо раньше, в 1904 году, когда образовался «Удельнинский кружок любителей спорта», распавшийся вскоре на
клубы «Надежда» и «Удельная». Спортсмен Н.А. Панин-Коломенкин в своих воспоминаниях так объяснял причину раскола: «Правление кружка составляло команды для выступлений в матчах по своему усмотрению из угодных ему лиц, не считаясь с относительной спортивной подготовкой кандидатов и мнением игроков. В результате споров и бурных протестов со стороны массы все правление и часть примыкавших к нему членов кружка были вынуждены из него выйти».
Некоторые СМИ[4] отмечают, что в состав мирового «теневого» правительства, созданного «Бильдербергским
клубом », входит Анатолий Чубайс. Считается, что А. Чубайс – единственный представитель России в составе этого клуба. Причем, источники отмечают, что, как только у России возникала необходимость в получении кредита – на политическую сцену выходил именно Чубайс. Позже в состав «Бильдерберг-списка» был включен и Петр Авен, президент «Альфа-банка».
И все же чаще русскоязычные жители Великобритании зарабатывают довольно однообразными способами, мало отличающимися от тех, что используют наши соотечественники, оказавшиеся в других странах. Разумеется, здесь есть местный организатор русскоязычной дискотеки. Андрей Фомин, промоутер, создатель легендарной дискотеки «Аквариум»,
клуба «Пропаганда», – личность в Лондоне и за его пределами известная. В том числе и потому, что с годами Андрей освоил ряд других бизнес-направлений. Например, он работает на рынке недвижимости – специализируется на индивидуальной и конфиденциальной работе с клиентами по поиску и подбору английской недвижимости. В основном это клиенты из России, желающие приобрести недвижимость в Лондоне и его пригородах для себя или детей, обучающихся в Великобритании, а также в качестве инвестиционного объекта. В феврале Андрей открывает гастрономический паб в центре Лондона, в планах – создание русской биллиардной и русских бань. В ближайшее время Фомин собирается выступить промоутером серии поединков между российскими и британскими боксерами, кроме того, всерьез подумывает об организации пафосного ралли по Великобритании для россиян – с остановками в замках и роскошных отелях, экстравагантными тусовками и развлечениями.
И тут возникает еще одна интересная история, которая и привела к переезду Купеческого
клуба . Купцы были люди азартные и, как и их высокородные соседи из дворянского собрания, любили карточные игры. По закону, утвержденному высочайшим повелением царя Александра II в 1868 году, воспрещалось продавать карты иностранные и игранные. Всякий раз играли только новыми картами. На территории России допускались к использованию только карты, изготовленные на государственной (императорской) фабрике, и все доходы от продажи передавались на содержание приютов для детей-сирот. Выносить карты из клубов запрещалось законом. С 1905 года по новым правилам даже в течение суток одной колодой нельзя было играть долго. Была введена обязательная перемена карт в 12 часов ночи, а затем через 4 часа от начала игры.
В состав различных масонских лож и близких к ним закрытых
клубов входит (или входила) значительная часть политической, экономической и культурной элиты России. Члены масонских лож и обитатели клубов мотивируют свое присутствие в них по-разному, однако существует и нечто общее, что их объединяет: желание приобщиться к власти и показать публике, что это приобщение носит характер посвящения, инициации. Члены клубов и лож выходят в свет, как они считают, «посвященными», как бабочка выходит из кокона преобразившейся.
Но Мадеро не собирался сдаваться. В 1905 году предстояли выборы губернатора штата Коауила.[131] Этот штат, как и весь север, считался вотчиной Рейеса, которого Мадеро ненавидел после расстрела мирной демонстрации в апреле 1903 года. Поэтому борьба против кандидата властей была для него делом чести. Правда, оставалось неясным, кого же выдвинут власти. Поначалу подозрения, естественно, падали на действующего губернатора Мигеля Карденаса. Его основной соперник Фруменсио Фуэнтес именовал себя независимым, хотя на практике он был составной частью диасовской игры в псевдовыборы. Друг вице-президента Корраля, Фуэнтес надеялся, что тот убедит Диаса не поддерживать на выборах Карденаса. Однако Мадеро рассудил, что поражение действующего губернатора в любом случае будет важной победой оппозиции, и организовал для поддержки Фуэнтеса
клуб имени Бенито Хуареса. Как основной финансист оппозиции он был избран президентом клуба.
Советская власть постаралась даже в те трудные годы как можно скорее развить сеть подлинных очагов просвещения. В 1923 году в уезде насчитывалось уже 33 библиотеки (в том числе семь в Клину), шестнадцать изб-читален, два народно-крестьянских дома, восемнадцать
клубов , пять театров, два кинотеатра, два музея. Выпускали разносторонне подготовленных рабочих и техников Владыкинское и Соголевское фабрично-заводские училища. Действовали помимо обычных детских школ до двадцати пунктов ликвидации неграмотности и одиннадцать школ для малограмотных.
Большой интерес представляет содержащаяся в газете информация об истории Таврического университета. Так, 3 (16) октября 1919 года в «Крымском вестнике» была напечатана заметка «Годовщина Таврического университета»: «1 октября (по старому стилю. – С.Ф.) состоялось празднование годовщины Таврического университета. Торжество открылось в 1 час дня в Дворянском театре (ныне Крымский академический русский драматический театр им. М.Горького. – С.Ф.) вступительной речью ректора университета проф. Гельвига, после чего генерал А.И.Деникин был избран почетным членом (хочу подчеркнуть, что с тех пор этого звания его никто не лишал. – С.Ф.). С отчетной речью выступил проф. Деревицкий, с академической речью проф. Гензель. Представители студентов гг. Костяков и Маршал вручили ректору адрес. С приветствиями выступали представители общественных организаций. Получено телеграфное приветствие от бывшего председателя краевого правительства С.С.Крыма. Собрание закончилось пением студенческой песни «Gaudeamus». В 6 час. вечера состоялось шествие профессоров со студентами по городу. Вечером был устроен большой концерт в городском
клубе ».
Перед самой Первой мировой войной владение № 18 по Малой Дмитровке могло стать местом дислокации еще одного очень престижного и популярного в Москве
клуба – Литературно-художественного кружка.
Слово «фашизм» происходит от итальянского слова «фашо», что означает «связка, пучок, единство». Видимо, потому, что фашо (пучок прутьев) был символом единства, тайные союзы, возникавшие в прошлом в Италии, иногда называли себя фашиями. 23 марта 1919 г. в Милане на площади Сан-Сеполькро, в особняке, предоставленном фашистам местным
клубом торговцев и промышленников, состоялся первый слет фашистов. Он и положил начало «Союзу фашистских боевых отрядов», ставшему предшественником фашистской партии. Первая программа фашистского движения, которую иногда называют «Программа Сан-Сеполькро», определила характерные черты фашизма.
В доме № 11 на Моховой улице отмечал 5-летие Императорский всероссийский аэроклуб. Деятельность аэроклуба под председательством графа Стенбок-Фермора была направлена на развитие в России воздухоплавания. Для создания отечественных кадров пилотов-авиаторов
клуб создал авиационную школу в Гатчине. Первым инструктором школы стал В.А. Лебедев, прошедший специальную подготовку во Франции. Диплом пилота-авиатора номер один был вручен Г.С. Сегно, а первой женщиной-пилотом, получившей диплом № 31, стала Л.В. Зверева. Осенью 1910 года по инициативе клуба на Комендантском аэродроме прошел первый Всероссийский праздник воздухоплавания, в котором приняли участие 11 русских авиаторов. К началу Первой мировой войны Гатчинская школа подготовил 70 пилотов-авиаторов. Аэроклуб ежегодно проводил «сборы на усиление средств» воздушного флота страны. В программу сборов входили полеты на дирижаблях, аэропланах, бипланах различных систем. В Петербурге прямо на улицах и площадях продавались изящные значки с изображением летательных аппаратов, специально привезенные из Парижа. Эти значки с удовольствием приобретались петербуржцами и носились в петлице.
Центральный научно-технический
клуб профсоюзов в Москве начинает издавать журнал «Наука и техника». «Журнал ставит себе целью в ряде статей и обзоров ознакомить как рабочую, так и всю трудовую интеллигенцию с достижениями русской и иностранной мысли. В № 1 находим статьи: О. Ерманского “Под знаком организации”, акад. А.Е. Ферсмана “Завоевания науки”, Сванте Аррениуса “Великая проблема энергии”, проф. Т.П. Кравеца “Три мировые субстанции (материя, электричество, энергия)”, инж. Я. Гольберга (Я. Златогорова) “Автомобиль и его роль в современном транспорте”, М.А. Блоха “Наука и промышленность”, инж. В.А. Петрова “Русские изобретения за последние годы” и ряд кратких сообщений и заметок».[77]
Вернувшись в Кингз-колледж, Кейнс стал читать здесь лекции. В октябре он прочел лекции на тему «Экономический аспект мирного договора». Эти лекции собрали огромную аудиторию, так как его позиция по отношению к Версалю сделала его героем, и на лекции приходили многие, которые никогда не изучали экономику. Начиная с 1922 года, Кейнс в течение десяти лет читал лекции на тему «Теория денег», а в 1932 году обращается к новой теме – «Монетарной теории производства». Правда, Кейнс не перегружает себя лекциями, читая не более десяти лекций в учебном году, тогда как на заре своей педагогической карьеры в 1910–1911 годах он читал по сотне лекций в год. Но в Кембридже в то время было немного студентов, изучающих экономику. Послевоенная экономика в Англии была не блестящей, и студенты обращались чаще не к экономике, а к истории и психологии, чтобы понять последствия войны и судьбы будущей истории. Зато он посещает
Клуб политической экономии, который он сам основал в 1909 году. Кроме того, по субботам Мейнард Кейнс участвовал в собраниях клуба «Апостолов», в котором появились все новые члены.
1860 г. ознаменовал новый этап проникновения западных держав в Китай. Агрессивные военные действия, развязанные Англией и Францией против Китая, закончились подписанием в 1860 г. Пекинских соглашений. Согласно этим соглашениям, иностранные государства получали право иметь свои представительства в Пекине, заключать выгодные концессионные соглашения, их торговцам и миссионерам разрешалось свободно передвигаться по Китаю и покупать землю. Иностранцы создавали в Китае свои особые поселения – сеттльменты, на которые не распространялась юрисдикция цинских властей. Стали складываться европейские общины, которые имели свои
клубы и ассоциации, издательства, газеты, банки и даже полицию. Как посредник между Китаем и Западом наибольшее значение приобрел Шанхай, который за короткий срок превратился в крупнейший порт и промышленный центр Китая.