Ответы на экзаменационные билеты по всеобщей истории. 9 класс

Коллектив авторов

Пособие содержит примерные ответы на билеты по всеобщей истории для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений. Оно составлено в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования», программой вариативного обучения, учебниками и требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ответы на экзаменационные билеты по всеобщей истории. 9 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

БИЛЕТ № 2

1. КУЛЬТУРА И БЫТ ЖИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ОБРАЗОВАНИЕ, ИСКУССТВО, ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ)

Древняя Греция была поделена на города-государства (полисы), в каждом полисе были свои особенности. Перечисление общих черт — задача данного ответа.

Около IX в. до н. э. произошло событие, которое стало решающим для греческой культуры: через посредничество финикийцев греки приняли семитский алфавит, усовершенствовав его добавлением нескольких знаков, для обозначения гласных. В финикийском алфавите оказалось несколько знаков лишних для греческого языка, и греки, стали обозначать этими знаками гласные буквы. Так из финикийских букв «алеф» и «хэ» возникли греческие «альфа» и «эпсилон».

Несмотря на то что письменность в VIII в. до н. э. не была еще повсеместно распространена, именно к этому времени относятся, по всей вероятности, два шедевра древнегреческой литературы — «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Тот факт, что у истоков греческой литературы стоят столь совершенные произведения, свидетельствует о развитии греческого эпоса. С течением времени литература бурно развивалась, зачастую она была вплотную связана с эволюцией греческого театра.

Греческий театр по внешнему виду напоминал современный стадион. По кругу располагались места для зрителей, в центре — орхестра и скене. Все роли в театре исполняли мужчины, используя маски и сценические наряды. Особенностью таких нарядов была обувь, которая представляла собой высокие платформы — котурны, дабы артист казался выше. Скене украшалась примитивными декорациями. В театрах ставили трагедии и комедии, греческий зритель по ходу спектакля рыдал и смеялся, не отличая артиста как человека от роли.

Греческая музыка была монодической, т. е. одноголосной. Иногда певец аккомпанировал себе на каком-либо инструменте, но сопровождение шло в унисон голосу. Была открыта письменная музыкальная запись, которая оказалась весьма сложной, так как сначала научились записывать инструментальную музыку, а потом вокал. Эти две системы записи заметно различались между собой.

Пластическое искусство на протяжении веков совершенствовалось. Строительство храмов с использованием элементов скульптуры, посвященных определенным богам, являлось процессом ваяния памятников архитектуры, таких как Парфенон, Эрехтейон. Светские постройки также отличаются творческим подходом архитекторов. Строились театры, административные здания, обустраивались города, возводились вокруг них оборонительные стены с башнями. В архитектуре существовало три стиля: дорический, ионический и коринфский. Эти стили до сегодняшнего дня используются в строительстве.

В скульптуре новым было обращение мастеров к трехмерному изображению. Благодаря этому пропорции фигур стали необычайно легкими, что повлияло на формирование пластического идеала красоты. Неслучайно греческая скульптура является одним из эталонов ваяния человеческого тела.

Не менее важным фактором культурного развития Греции были игры, проводившиеся в различных пунктах страны. Самыми известными были игры, которые впервые были проведены в 776 г. до н. э. в честь бога Зевса Олимпийского и с тех пор повторялись каждые четыре года. Подготовка к Олимпийским играм начиналась за месяц. В Южную Грецию съезжались спортсмены со всей страны, в ней на время игр объявлялось перемирие. Игры продолжались пять дней, ведущими видами спорта были бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба. Кроме того, соревновались в кулачном бою, беге с оружием, гонках на колесницах. Победители награждались оливковыми венками, возводились их статуи в парке победителей, до конца жизни им предоставлялась возможность бесплатного обеда.

В системе образования можно выделить следующие заведения: школы, палестры, гимнасии. Обучаться науке могли только дети состоятельных родителей, поскольку учителю нужно было платить. За ребенком-учеником закреплялся раб, обычно тот, что истратил свои физические силы, работая на хозяина, и не был пригоден для работы на земле. Такого раба называли педагогом. В его обязанности входило сопровождение ребенка на учебу и с неё, надзор за обучающимся. В школах преподавали чтение, письмо, счет, музыку и гимнастику. В палестрах и гимнасиях ученики шлифовали свои навыки и изучали основы риторики — науки красноречия.

Повседневная жизнь греков зависела от социального положения. О частных домах того времени мало что известно, однако можно предположить, что у рядовых жителей жилища были скромные, чаще всего одноэтажные. Селились они в одном или нескольких кварталах, которые застраивали одинаковыми домами. Перепутать дома в таком квартале было проще простого. Улицы были очень узкими, а поскольку системы канализации не было, то отходы выливались прямо на прохожих. Это вело к антисанитарии и росту эпидемий. Дома аристократов, конечно же, ни в какое сравнение не шли с описанными. Такие дома были окружены шикарными садами, в которых для создания тени были построены портики. Если зайти внутрь дома, то первым помещением оказался бы зал с прямоугольным отверстием в крыше, под этим отверстием находился бассейн, в котором собиралась дождевая вода.

Одежды аристократии также отличались большой пышностью. Мужчины и женщины носили хитоны, поверх которых мужчины надевали, выходя из дома, широкие накидки — хлайны — пеплумы, а женщины стянутые поясами. В волосы вставляли золотые заколки. Простые греки одевались настолько скромно, что на улице трудно было отличить свободного от раба.

Описывать стол богатого афинянина нет смысла, поскольку на его столе было все, что выращивалось в Аттике и привозилось из других государств. Стол простого афинянина был скромным и неприхотливым. Питались, прежде всего, овощами: луком, чесноком, салатом. Излюбленное блюдо — рыба. Очень много рыбы, в особенности маринованной и соленой, доставлялось с берегов Черного моря. Оливки, фиги и неизменная ячменная лепешка завершали меню простого жителя Афин. Дабы разнообразить свою обыденную жизнь, иногда устраивали пиры. В зал, где пировали греки, приносили кратеры с вином, сыр, оливки, фиги, финики, дыни. Вино смешивали с водой, чаще всего в соотношении 1: 3. Пить неразбавленное вино считалось дурным тоном.

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФАШИЗМА В ИТАЛИИ

Слово «фашизм» происходит от итальянского слова «фашо», что означает «связка, пучок, единство». Видимо, потому, что фашо (пучок прутьев) был символом единства, тайные союзы, возникавшие в прошлом в Италии, иногда называли себя фашиями. 23 марта 1919 г. в Милане на площади Сан-Сеполькро, в особняке, предоставленном фашистам местным клубом торговцев и промышленников, состоялся первый слет фашистов. Он и положил начало «Союзу фашистских боевых отрядов», ставшему предшественником фашистской партии. Первая программа фашистского движения, которую иногда называют «Программа Сан-Сеполькро», определила характерные черты фашизма.

Прежде всего это национализм и расизм. Фашизм впитал в себя волну национализма, поднятую накануне и в годы Первой мировой войны. Народ Италии завершил объединение позже других и вышел из Первой мировой войны не только ослабленным, но и униженным, поскольку его интересами пренебрегли на Парижской мирной конференции.

Лозунг фашистов: «Нация превыше всего!» подразумевал под нацией не столько социальную общность, сколько биологическую. С этой точки зрения историю они рассматривали как борьбу наций за существование, перенося в неё биологические законы. В этой борьбе, считали они, выживет сильнейшая нация, и только она имеет право на полноценное существование.

Средоточием национальной воли и национального духа они считали государство. Оно, по их представлениям, должно было быть не просто сильным, а «тоталитарным», то есть поглощающим собой общество. «Все для государства, ничего против государства, никого вне государства» — эти слова Муссолини выражают суть фашистской идеи тоталитарного государства. Интересы личности безусловно должны были приноситься в жертву общенациональным, государственным. Вождь — дуче — это выразитель национального духа, поэтому именно он должен неограниченно управлять страной. Выборы, ограничение срока — все это фашисты не принимали. Рассматривая мировую историю как борьбу за существование, они считали насилие естественным, преклоняясь перед силой.

Помимо этого в программе были заявлены и общедемократические требования, заимствованные отчасти из программы Народной партии, отчасти у социалистов: созыв Учредительного собрания, провозглашение республики, всеобщее избирательное право, гражданские свободы, введение прогрессивного налога, конфискация 85 % военных прибылей, передача земли крестьянам, введение 8-часового рабочего дня. Столь радикальный характер программы был рассчитан на привлечение масс. Впоследствии, придя к власти, фашисты предали забвению эту программу. Эта партия сразу же проявила себя как агрессивная сила.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ответы на экзаменационные билеты по всеобщей истории. 9 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я