Связанные понятия
Детский сад — учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Детские сады как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей).
Апте́ка (от др.-греч. ἀποθήκη — склад, хранилище) — особая специализированная организация системы здравоохранения, занимающаяся изготовлением, фасовкой, анализом и продажей лекарственных средств.
Дом культуры (Дворец культуры, ДК) — клубное учреждение, центр культурно-массовой и просветительской работы.
Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά — досуг, учебное занятие, школа) — учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа — ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).
Магазин (фр. magasin от араб. مَخْزَن makhzān — склад, хранилище, перс. مغازه — магазэ) — специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для розничной продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приёма, хранения товаров и подготовки их к продаже — складами.
Упоминания в литературе
Если для появления в России музея местного края основное значение имело общественно-просветительское движение 60-70-х гг. XIX в., то для возникновения городского музея определяющим оказалось проведение городской реформы 1870 г. Она способствовала росту общественной самостоятельности не только в хозяйственной области, но и в социально-культурной сфере. Решение образовательных и просветительских задач стало одним из важных направлений работы местных самоуправлений, в ходе реализации которых была выработана система народного просвещения, включавшая учреждения школьного и внешкольного образования. Сфера внешкольного образования охватывала
народные дома , кружки самообразования, курсы, библиотеки и, конечно, музеи. С деятельностью городских самоуправлений связано возникновение музеев, в названии которых стал употребляться термин «городской». В конце XIX – начале XX в. он означал, что музей был создан при поддержке городского самоуправления, находился на его полном или частичном содержании. Музеи городского подчинения заимствовали профильное разнообразие местных музеев. Среди них были естественно-исторические, археологические, исторических древностей, педагогические, научно-промышленные музеи, художественные галереи и др. Следует заметить, что не всегда эти музеи создавали свои коллекции на местном материале. В свою очередь городской музей породил свои специфические профильные группы: музеи городского хозяйства, городского благоустройства, гигиенические.
В начале 1920-х гг. фашистское насилие против неитальянского населения возрастает. Фашисты не признавали прав нацменьшинств и считали славян низшей расой. 13 июля 1920 г. был сожжен словенский
Народный дом . Но этим дело не ограничилось. Была сожжена типография газет «Ил лавараторе» и «Дело», совершены нападения на типографию общества «Единост». В селах уничтожались национальные школы, дома культуры. К концу 1921 г. в Юлийской Крайне было разрушено 134 здания, в основном культурные учреждения и школы. Когда в 1922 г. фашисты пришли к власти, ситуация приобрела трагический характер. Словенский язык было запрещено использовать в судах, государственных учреждениях, при написании вывесок и на надгробиях, а перед началом Второй мировой войны – в церквях. Географические названия и личные имена писались на итальянский манер. Всего к 1928 г. было распущено 500 обществ и закрыто 450 библиотек. То же самое произошло и с газетами.
Вывеска над входом гласила: «Зал для народных чтений». Правда, висела она недолго. Стражи порядка, взволнованный нарастанием недовольства в рабочей среде и революционными настроениями, всюду, где собирались фабричные и заводские люди, видели предмет для беспокойства. В итоге Эммануил Людвигович переименовал свое детище в «Клуб Нобелей». Его сестра Марта Нобель, однако, свидетельствовала, что это мало соответствовало прекрасной идее, положенной в основу названия «
Народный дом ».
К институтам, находившимся на Исаакиевской площади, мы еще вернемся. Возвращаясь же к правобережной части Большой Невы, отметим, что на Петербургской стороне, помимо улицы кинематографов – Большого проспекта и
Народного дома со случайной, эпизодической творческой активностью, существовал Каменноостровский проспект с сетью ресторанов дурного вкуса, преимущественно для «фармацевтов» (так называли в «Собаке» богатых буржуазных посетителей): «Аквариум», «Вилла Эрнест», «Вилла Родэ» (последний – ресторан с цыганами на отрезке Каменноостровского уже в Новой Деревне). Все эти мелкие заведения только подчеркивали отсутствие на Петербургской стороне большой художественной жизни. Из немногих поздних интеллектуальных исключений на Петроградской стороне – это дом художника Михаила Матюшина и Елены Гуро на Песочной улице на левом берегу Малой Невы. Здесь бывали Филонов, Крученых, Бурлюки и многие другие. На Большой Пушкарской улице интерес представляло в начале 20-х годов «Общество художников», помещавшееся в деревянном доме с выставочным помещением, где была, кстати, выставка П. Н. Филонова (среди произведений последнего помню знаменитую картину «Формула пролетариата»).
Русское патриотическое движение ополчалось против антирусской крамолы, против всех врагов Русской цивилизации. В конце XIX – начале XX века это движение было еще слабо организовано и развивалось в виде различных собраний возле русских церквей, благотворительных купеческих чайных, читален,
народных домов , кружков, вокруг патриотических органов печати, например, газеты «Русский труд».[4]
Робинсона интересовала эстетическая сторона, но его взгляд на город не был взглядом эстета. Он писал: «Города создаются не для того, чтобы на них смотреть, а для того, чтобы в них жить»{12}. И еще: «Желание видеть улицу красивой останется лишь мечтой, пока не появится потребность в том, чтобы она была удобной и чистой»{13}. Он говорил о том, как важен для города собственный архитектурный облик, и призывал уделять больше внимания зданиям мэрий и судов, которые называл «
народными домами ». Робинсон подчеркивал, что в окраинных районах должны быть «широкие улицы и узкие улицы, прямые и извилистые дороги, кварталы с регулярной застройкой, перемежающиеся открытыми пространствами, где можно оборудовать детские площадки или разбить сады, которыми будут наслаждаться все жители»{14}. Не забывал он и о тех районах, которые особенно нуждались в благоустройстве: «В богатых кварталах города могут появляться грандиозные площади и широкие проспекты, величественные пространства, увенчанные достойными строениями. Общественная архитектура может быть роскошной и демонстрировать отменный вкус, а жилая – выражать дух времени, становясь под руководством специалистов разнообразной и гармоничной, но пока дух эстетического возрождения не проникнет в трущобы, дав импульс творческому развитию и там, победу красоты в городе нельзя считать полной»{15}.
Связанные понятия (продолжение)
Клуб (от англ. clob или club через нем. club) — место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными, коллекционированием и прочими), зачастую официально объединённых в сообщество, организацию или ассоциацию.
Прогимна́зия — (от лат. pro — перед и др.-греч. γυμνάσιον gymnasion — школа в Древней Греции) — общеобразовательное учреждение в Российской империи с программой младших классов гимназии. Учреждены в 1864 году. В прогимназии было четыре класса (реже — шесть классов) образования, соответствовавших четырём младшим классам гимназии. Учреждались в городах, где не было гимназий. Могли быть мужскими, женскими или военными. Имели право принимать экзамены на звание учителя начальной школы и первый классный...
Дома
учёных являлись самостоятельной формой объединения работников научных учреждений и высшей школы СССР начиная с 1920-х годов (первый в стране в Петрограде). Они создавались в крупных университетских городах (Москва, Петроград, Одесса, Казань, Киев, Томск, Харьков, Ташкент) и не только в них (Краснодар, Новочеркасск, Кировабад) с целью объединения сил научной общественности, организации межнаучного, культурного, делового и личного общения представителей науки, культуры, образования и других сфер...
Де́тское обще́ственное объедине́ние — объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Следует различать по своей природе и предназначению детское общественное объединение с одной стороны и объединение детей (учащихся) по интересам в системе дополнительного образовании детей, равно как и детское общественное объединение и орган ученического самоуправления.
Биттерфельдский путь (нем. Bitterfelder Weg) — программа развития социалистической культуры в ГДР, принятая в 1959 году и направленная на создание самостоятельной социалистической национальной культуры, которая должна была наиболее полным образом удовлетворять растущие художественно-эстетические потребности трудящихся.
Дом-музей I съезда РСДРП ― музей в память о I съезде Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), проходившем в Минске.
«Национал-социалистическая народная благотворительность » (нем. Nationalsozialistische Volkswohlfahrt, NSV) — в нацистской Германии зарегистрированная общественная организация, основанная НСДАП 3 мая 1933 г. через несколько месяцев после прихода партии к власти. Штаб-квартира организации находилась в Берлине.
Дом-комму́на — яркое архитектурное и социальное явление 1920-х — начала 1930-х годов, ставшее воплощением пролетарской идеи «обобществления быта», одно из проявлений эпохи советского авангарда.
Наро́дный комиссариа́т просвеще́ния РСФСР (Наркомпрос РСФСР) — орган государственной власти РСФСР, контролировавший в 1920—1930-х годах практически все культурно-гуманитарные сферы: образование, науку, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи и др.
Охрана памятников истории и культуры — комплекс мер и мероприятий, нацеленных на сохранение и защиту объектов, обладающих культурной и исторической ценностью. Меры включают исследование памятников, оценку их ценности, присвоение официального статуса, реставрацию и консервацию. Самая высшая степень ценности исторического памятника — включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Лига студентов-художников Нью-Йорка (англ. Art Students League of New York) — художественное учебное заведение (школа) в США, расположенная на Западной 57-й стрит в Нью-Йорке. На протяжении более сотни лет сохранила традиции по обучению как профессиональных художников, так и любителей, на приемлемых ценах, по удобному для обучающихся графику, охватывая студентов из всех слоев общества. Среди своих педагогов и выпускников в школе было много выдающихся художников самых разных течений в мире искусства...
Товарищество белорусской школы — культурно-просветительская организация, существовавшая в 1921—1936 годах на территории Срединной Литвы и входящей в состав польского государства Западной Белоруссии. Была основана в Радошковичах Брониславом Тарашкевичем, затем объединилась с Белорусским школьным советом в Вильно.
Не́мцы Са́нкт-Петербу́рга — часть населения города Санкт-Петербурга и его окраин, до Октябрьской революции составлявшая самый большой процент жителей после русских, которые проживали или трудились в нём в течение достаточно длительного времени и оставили заметный след в городской истории. Многие из немцев Санкт-Петербурга являлись подданными Российской империи.
Центральный дом работников искусств (ЦДРИ) в Москве — культурно-просветительское учреждение; творческий клуб деятелей искусства (театра, изобразительного искусства, музыки, эстрады и др.).
Пе́рвая столи́ца — неофициальный титул города Харькова. Утвердился в связи с тем, что 19 декабря 1919 года Харьков был объявлен формально столицей новосозданной Украинской Советской Республики (позже — Украинской Социалистической Советской Республики в составе СССР) в противовес существовавшей тогда УНР со столицей в Киеве. Киев (нынешняя столица Украины) получил этот статус от Харькова только в 1934 году. Ранее в начале гражданской войны в России Харьков являлся столицей Украинской Народной Республики...
Туризм в Улан-Баторе . Как центр культурной, политической, коммерческой и индустриальной жизни страны Улан-Батор предоставляет туристам много интересного, включая музеи, выставочные залы, театры, шоу, специализированные магазины. Можно провести несколько интересных дней не выезжая за его пределы, но так как город окружён четырьмя горными массивами с национальными парками, то для любителей прогулок на природе можно найти множество активных занятий.
Пречистенские рабочие курсы — бесплатные вечерние общеобразовательные курсы для рабочих в Москве, бесплатные общеобразовательные курсы для взрослых. Существовали с 1897 по 1919 год.
Школа механиков ВМС Аргентины (более известна под аббревиатурой ESMA от исп. Escuela Superior de Mecánica de la Armada) — бывшее высшее военно-морское учебное заведение в Буэнос-Айресе, столице Аргентины. Комплекс школы был одним из зданий, переданных в 1924 году городским советом Буэнос-Айреса военно-морскому министерству страны. Школа как учебное заведение функционировала до 1998 года; с 2004 года здесь действует музей, а сам комплекс школы получил название «Espacio Memoria y Derechos Humanos...
Дома для престарелых в России в большинстве своём — муниципальные и государственные и финансируются из бюджета. Поскольку Российское государство как общество пребывает в процессе социальной трансформации и незавершенного перехода к нуклеарной семье, отношение к домам престарелых у российской общественности неоднозначное. Как правило, они являются обителью пожилых людей, либо не имеющих близких родственников, либо не поддерживающих с ними взаимоотношений. Нередко это: выходцы из неблагополучных семей...
Дом научно-технического творчества молодёжи (ДНТТМ) — учреждение дополнительного образования детей (до 18 лет) с большим количеством детских творческих объединений, объединений (кружков и секций) технического, научно-технического творчества, экологического образования, спортивных секций, туристско-краеведческой направленности, информационных технологий. Был основан в 1988 году как филиал Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества. Специализируется в области проектно-исследовательской...
Испано-французская экспозиция прошла в Сарагосе с мая по декабрь 1908 года в ознаменование столетней годовщины первой осады Сарагосы.
Подробнее: Испанско-французская выставка (1908)
Клуб тво́рческой молодёжи , также Клуб тво́рческой молодёжи «Совреме́нник» — средоточие ранних шестидесятников, которое действовало в 1960—1964 годах в Киеве.
XX век занимает особое место в истории мировой культуры. Это период поисков нового во всех сферах духовного творчества, взаимного сближения культур разных народов. Первые два десятилетия XX века свидетельствовали, что армянская культура вписалась в орбиту мирового духовного развития: её традиции и достижения позволяли рассчитывать на то, что армяне не отстанут от уровня мировой цивилизации, сохранят свой менталитет высококультурной нации. Но установление в Армении советской власти привело к серьёзным...
Подробнее: Культура Армянской ССР
Бру́кфарм (англ. Brook Farm, известна также как Brook Farm Institute of Agriculture and Education или Brook Farm Association for Industry and Education) — колония американских социалистов-утопистов, существовавшая близ Бостона в 1841—1846.
«Лига народного образования » (фр. la Ligue de l'enseignement) — во Франции конфедерация объединений народного нерелигиозного образования; включает около 30 000 таких объединений.
Дворец пионеров — детское учреждение дополнительного образования в СССР. На базе дворцов пионеров работали детские кружки, клубы и творческие коллективы, действовала методическая служба пионерской организации.
Культурная революция в СССР как целенаправленная программа по трансформации национальной культуры на практике зачастую буксовала и была массированно реализована лишь в годы первых пятилеток. В результате, в современной историографии существует традиционное, но, по мнению ряда историков, не вполне корректное, а потому зачастую оспариваемое соотнесение культурной революции в СССР лишь с периодом 1928—1931 гг.. Культурная революция в 1930-е годы понималась как часть больших преобразований общества и...
Шатокуа — американское общественное движение по распространению образования среди взрослых жителей отдалённых сельских районов, существовавшее преимущественно в конце XIX — начале XX веков. Название движения связано с озером Шатокуа, где были проведены первые подобные занятия.
Фрёбелевские общества — общества деятелей дошкольного воспитания, ставившие целью распространение системы Ф. Фрёбеля.
Подробнее: Фрёбелевское общество
Школа гра́моты , или грамма́тики, или граммати́ческая шко́ла (англ. grammar school) — в разных странах, ступень движения к грамотности и образованию, составная часть системы народного образования.
Детский лагерь — организация отдыха детей и оздоровления, в которую направляются дети в период каникул или иной период, предусмотренный режимом функционирования организации.
Сою́з Сове́тских Социалисти́ческих Респу́блик , также СССР, Советский Союз, Союз ССР — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Восточной Европы, Северной, части Центральной и Восточной Азии, сверхдержава. СССР на момент распада занимал почти 1⁄6 часть обитаемой суши Земли с населением в 294 млн человек, а также 2-е место в мире по уровню промышленного производства — (16.5 %) мирового объёма и 7-е место в мире по уровню национального дохода (3,4 %). Образован на территории...
Болшевская трудовая коммуна ОГПУ № 1 — исправительно-воспитательное учреждение для малолетних правонарушителей, созданное в 1924 году по приказу ОГПУ. Коммуна располагалась в районе села Костино, примерно в 2 км к югу от станции Болшево Ярославской железной дороги.
Новый элемент расселения (НЭР) — концептуальное футуристическое направление в градостроительстве, повлиявшее на развитие современного градостроительства в целом, служившее основой кандидатских и докторских диссертаций и практических проектов (таких как реконструкция Арбата и Столешникова переулка в Москве). Теоретические разработки проекта были изложены в книгах, ставших архитектурными бестселлерами в мире. Три стадии НЭРа экспонировались на всемирных архитектурных выставках. Тема НЭРа развивается...
Это обзорная статья о музеях Москвы. О конкретных музеях см. Список музеев Москвы.
Подробнее: Музеи Москвы
«Квартира, дача, машина» (в шуточной форме — «дачка, тачка и собачка») — триада, характеризующая потребительский идеал, сложившийся в советском обществе в 1960—1980 годах. Продолжает существовать и в настоящее время, хоть и в изменённом виде и не во всех слоях общества.
Сельские институты (тур. Köy Enstitüleri) — сеть первых государственных средних школ совместного обучения (мальчиков и девочек) в деревнях Турции, действующих в 1940—1954 гг. Название «институты» не причисляет данные заведения к высшим учебным заведениям. Система образования в Турции состоит из 3 основных этапов обучения. Первый этап — обучение в начальной школе, начиная с 7-летнего возраста в течение пяти лет. С 13 лет начинается второй этап, а именно прохождение средней школы. Данный этап составляет...
Городской музей «Искусство Омска» — бюджетное учреждение культуры города Омска; музей культурологического и искусствоведческого профиля; музей искусства одного города. Неофициальное сокращённое название — ГМИО.
Дом трудолю́бия — возникшая в конце XIX века в России форма помощи незащищённым слоям населения и их социализации путём предоставления оплачиваемой работы, пропитания и иногда жилья.
Служба волонтёров Государственного Эрмитажа — программа Государственного Эрмитажа, объединяющая иностранных и российских студентов в молодежную организацию, которая предоставляет возможность всем желающим на практике познакомиться с работой Государственного Эрмитажа и принять непосредственное участие в подготовке и проведении различных мероприятий, а также в работе над многочисленными интересными проектами.
«Чёрный медведь » (фин. Musta Karhu) — финская сеть ресторанов 1930—1940-х годов. Создана ультраправой партией Патриотическое народное движение (IKL). Финансировала IKL, предоставляла помещения для партийных мероприятий. Пропагандировала идеи финского национализма и фенномании специальным подбором кулинарного и музыкального репертуара. Закрыта после Московского перемирия в 1944 году.