Связанные понятия
Ночно́й клуб (англ. night club) — общественное заведение, работающее обычно после 21:00, предназначено для свободного времяпрепровождения (как правило, для молодежи).
Рэйв (иногда
рейв , англ. Rave — весёлое сборище, вечеринка, танцевальное мероприятие) — массовая дискотека с выступлением диджеев и исполнителей электронной музыки.
Конце́рт (лат. concerto — состязаюсь) — публичное исполнение музыкальных, балетных и эстрадных номеров.
Танцевальная площадка (сокращенно танцплощадка) — так во времена СССР, как правило, называлось место, где проводились дискотеки и вечера отдыха.
Вечери́нка — встреча людей (часто друзей и знакомых), в основном для развлечения и отдыха.
Упоминания в литературе
Так совпало, что славный юбилей – 60-летие советского кинематографа, который отмечался в 1977 году, был омрачен статистиками, которые доложили руководству Госкино о некотором спаде посещений советских кинотеатров. Спад этот был вызван сразу несколькими причинами, которые можно охарактеризовать одним термином – альтернативный досуг. То есть в стране происходило стремительное развитие сферы досуга молодежи (а именно она составляла львиную долю посетителей кинотеатров), среди которого главное место стало занимать западное новшество –
дискотека . Кроме этого, бурно развивался эстрадный шоу-бизнес, когда концерты с участием различных эстрадных звезд (а их в то время развелось особенно много) стали проходить не только в небольших концертных залах, но и на стадионах (тот же Владимир Высоцкий с конца 70-х стал концертировать в огромных Дворцах спорта).
В 1989 году студия «Класс» стала проводить шоу
дискотек – смотр достижений столичных коллективов. Подобный конкурс устроили и в Риге, но он имел уже международный масштаб. Свои награды тогда получили дискотеки «Три по двадцать три» и «Легкий бум». Но главное не в этом: в жюри конкурса заседали западные диджеи, и именно тогда наши увидели, как это – играть на виниле. У русских диджеев от этого зрелища просто челюсти отвисли.
И все же чаще русскоязычные жители Великобритании зарабатывают довольно однообразными способами, мало отличающимися от тех, что используют наши соотечественники, оказавшиеся в других странах. Разумеется, здесь есть местный организатор русскоязычной
дискотеки . Андрей Фомин, промоутер, создатель легендарной дискотеки «Аквариум», клуба «Пропаганда», – личность в Лондоне и за его пределами известная. В том числе и потому, что с годами Андрей освоил ряд других бизнес-направлений. Например, он работает на рынке недвижимости – специализируется на индивидуальной и конфиденциальной работе с клиентами по поиску и подбору английской недвижимости. В основном это клиенты из России, желающие приобрести недвижимость в Лондоне и его пригородах для себя или детей, обучающихся в Великобритании, а также в качестве инвестиционного объекта. В феврале Андрей открывает гастрономический паб в центре Лондона, в планах – создание русской биллиардной и русских бань. В ближайшее время Фомин собирается выступить промоутером серии поединков между российскими и британскими боксерами, кроме того, всерьез подумывает об организации пафосного ралли по Великобритании для россиян – с остановками в замках и роскошных отелях, экстравагантными тусовками и развлечениями.
Переброска музыкальных стилей через Атлантику продолжалась как минимум с 60-х, когда британцы открыли для себя блюз. В конце 80-х, примерно в то время, когда началась эта история, то же самое происходило с танцевальным жанром под названием «хаус», который из Чикаго и Детройта перебрался через океан и стал неотъемлемой частью британских
дискотек и рейвов. Тем не менее в США хаус оставался явлением андерграунда. Его можно было услышать только в клубах.
В 20–30-е годы, когда грампластинки стали пользоваться огромной популярностью,
дискотеками стали называть большие шкафы, где хранились пластинки, в небольших барах, ресторанах и закусочных. Появились и специальные люди, ставившие для посетителей пластинки. Они и явились предшественниками современных диск-жокеев.
Связанные понятия (продолжение)
Бар (англ. bar) — питейное заведение, в котором продаются алкогольные напитки для их незамедлительного употребления; в некоторых барах с напитками подаётся еда. Посетителей бара обслуживает бармен, находящийся за барной стойкой. Бар может являться частью ресторана; «бары», являющиеся частью гостиницы, также известны под наименованиями «лонг барс» (англ. long bars) или «хотел лаунджес» (англ. hotel lounges).
Фейсконтро́ль (от англ. face «лицо» и control «проверка») — ограничение входа, выборочный отказ в обслуживании посетителей (клиентов), не удовлетворяющих определённым критериям. Отказ обычно производится путём недопущения входа неподходящих лиц силами охраны, часто по указанию специального работника — контролёра. В России эту функцию, как правило, осуществляет охранник, сотрудник ЧОП, но иногда — сам владелец заведения. Используется в России и других странах бывшего Советского Союза.
Кафе (от фр. Café; буквально — «кофе») — заведение общественного питания и отдыха, похожее на небольшой ресторан, но с ограниченным по сравнению с рестораном ассортиментом продукции, также, возможно, — с самообслуживанием.
Рок-фестиваль («рок-фест», англ. rock fest) — масштабный концерт рок-музыки на открытой площадке, состоящий из отдельных представлений, часто протяжённостью в несколько дней.
Гоу-гоу (англ. go-go) — стиль танца, предназначенного для развлечения посетителей дискотек и других развлекательных мероприятий.
Клуб (от англ. clob или club через нем. club) — место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными, коллекционированием и прочими), зачастую официально объединённых в сообщество, организацию или ассоциацию.
Кварти́рник — концерт, проводящийся в обычной квартире, в домашних условиях. Как правило, на нём выступает небольшое количество музыкантов с акустическими инструментами. Слушателям предоставляется возможность более близко познакомиться с исполнителями, а музыкантам — лучше узнать свою аудиторию. Создаётся непринуждённая обстановка, стирающая границы между выступающим и зрителем. Также на квартирниках могут устраиваться так называемые «джемы», когда собирается несколько музыкантов, которые импровизируют...
Хип-хо́п (англ. hip hop) — культурное направление, зародившееся в среде рабочего класса Нью-Йорка 12 ноября 1974 года. Диджей Afrika Bambaataa первым определил пять столпов хип-хоп-культуры: эмсиинг (англ. MCing), диджеинг (англ. DJing), брейкинг (англ. breaking), граффити (англ. graffiti writing) и knowledge (определённую философию). Другие элементы включают битбоксинг, хип-хоп-моду и сленг.
Рестора́н (от лат. restauro, восстановить, крепить) — предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные. Блюда, как правило, подаются и съедаются на месте в ресторане, но многие рестораны также предлагают блюда на вынос и доставку еды, а некоторые предлагают только вынос и доставку. Рестораны сильно различаются по внешнему виду и предложениям, включая большое разнообразие кухонь и видов обслуживания, от недорогих ресторанов быстрого...
Аттракцио́н (фр. attraction — притягивающий) — сооружение или устройство, созданное для развлечений. Обычно устанавливается в местах, предназначенных для коллективного отдыха (парки, развлекательные центры, игровые площадки).
Бумбо́кс (англ. boombox, иначе англ. ghettoblaster, англ. jambox) — тип переносного аудиоцентра. Изначально так назывался переносной двухкассетный стереомагнитофон с радиоприёмником и большими динамиками. С 90-х годов такой аудиоцентр комплектуется CD-проигрывателем, а сегодня в бумбоксах магнитофон встречается всё реже и реже, постепенно вытесняясь более современными типами звуковых носителей.
Пикни́к (фр. pique-nique) — в современном понимании трапеза на природе, устраиваемая на траве на открытом воздухе в местах с красивыми пейзажами — сад, парк, берег озера, пляж или лес — и, как правило, летом. Также устраивается во время общественных мероприятий, например, просмотров фильмов под открытым небом.
Студия звукозаписи — специальное помещение, созданное для записи и обработки звука, также известное под названием звукозаписывающая студия, или аудиостудия.
Брейк-данс (англ. breakdance) — оригинальный жанр, из-за которого появился Хип-хоп (субкультура). Сегодня выделяют два основных вида этого танца: нижний брейк-данс (powermove) — танцор исполняет в основном акробатические, силовые трюки; верхний брейк-данс (top rock или up rock) — базируется на пластике тела: это перемещения тела в пространстве и фиксы, которые на первый взгляд противоречат всем законам физики и гравитации. Весь танец брейкинг пришёл из Нью-Йорка с юга Бронкса, кроме поппинга и локинга...
Фана́т (также фан, фэн; сокр. от фанатик, лат. fanaticus — «одержимый, неистовый», греч. Φανατισμός — «слепая вера») — человек, испытывающий особо повышенное влечение к определённому объекту (кумиру). Про таких говорят, что он «фанатеет» от чего-либо (то есть преклоняется, в отличие от фанатизма). Объектом влечения может быть известная личность (или группа), спортивные клубы, искусство (музыка, живопись, кинематограф и т. д.), различные идеи. Фактически, объектом влечения и поклонения фанатов может...
Концертный зал — специальное помещение, предназначенное для проведения публичных концертов.
Шо́у-би́знес (англ. Show business) — коммерческая деятельность в сфере индустрии развлечений. Термин «шоу-бизнес» применяется...
Битлома́ния (англ. Beatlemania) — термин, возникший в 1960-е годы, описывающий состояние сильной, граничащей с сумасшествием, любви к группе «Битлз» (The Beatles).
У́личный теа́тр — театр, спектакли которого происходят на открытом пространстве — улице, площади, в парке и т. п., как правило, без оборудования сцены.
Музыкальный автомат — электромеханический аппарат для автоматического воспроизведения музыкальных граммофонных пластинок. Классический механизм состоит из проигрывателя, усилителя, громкоговорителя и устройства для автоматического выбора грампластинки. Приводится в действие монетой или жетоном. Другие названия музыкального автомата: «автоматический фонограф», «никельодеон» (англ. nickelodeon), «джук-бокс» (англ. juke box).
Фестива́ль (фр. festival от лат. festivus «праздничный») — массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства.
Карао́ке (сложное слово, образованное слиянием двух слов яп. 空 кара — пустота и англ. orchestra — оркестр; на японском:オーケストラ — ōkesutora, дословно «пустой оркестр») — развлечение, заключающееся в непрофессиональном пении с использованием электронного устройства, позволяющего петь под заранее записанную музыку (фонограмму); также само это устройство.
«Рок-н-ролл Таврический » (до 1990 г. — «Рок-Серпень») — музыкальный рок-фестиваль, проходивший в г. Новая Каховка (Херсонская область, Украина) в 1986—1995, 2005—2006 и 2011—2012 годах.
Русский рок — рок-музыка с текстами на русском языке и/или созданная музыкантами из России. Русский рок зародился в СССР во второй половине XX века под влиянием мировой, прежде всего западноевропейской и американской рок-музыки.
Белорусский рок — условное название рок-музыки, созданной музыкантами из Белоруссии. В большинстве случаев бывает белорусско- либо русскоязычным.
Ленинградский рок — направление (школа) в русском роке, формировавшееся в Ленинграде в 1970-х годах и пережившее расцвет в 1980-х во времена существования Ленинградского рок-клуба.
Максидром — ежегодный международный музыкальный фестиваль, организованный радио «Максимум».
Азербайджанский рок (азерб. Azərbaycan roku) — различные формы рок-музыки, созданные в Азербайджане или музыкантами азербайджанского происхождения.
Джаз Май (англ. Jazz May) — ежегодный Международный фестиваль джазовой музыки, проводимый во второй половине мая в городе Пенза, Россия. Основным учредителем фестиваля с момента его основания является Пензенская государственная филармония.
Китайский рок (кит. упр. 中国摇滚, пиньинь: Zhōngguó yáogǔn; также 中国摇滚音乐, пиньинь Zhōngguó yáogǔn yīnyuè, букв. «китайская музыка „качайся-и-крутись“» или «китайский рок-н-ролл») — жанр музыки, возникший под влиянием американской культуры. Используемые инструменты — как правило, современные, иногда с включением традиционных китайских.
Польский Вудсток (англ. Polish Woodstock, польск. Przystanek Woodstock, букв. «остановка Вудсток») — рок-фестиваль в Польше. Проводится ежегодно с 1995 года. Получил своё название в честь знаменитого Вудстокского фестиваля. Организаторы позиционируют Польский Вудсток как «крупнейший в Европе фестиваль на открытом воздухе». Девиз фестиваля: «Любовь, дружба и музыка». В 2011 году в Польском Вудстоке приняли участие около 700 000 человек.
Уличный музыкант — профессионал, но чаще любитель, исполняющий свои и/или чужие музыкальные произведения на городских улицах, в переходах, метро и т. п. "Стриты" могут быть как основным его промыслом, так и подработкой. Мотивы уличного музыканта представляет собой смесь удовольствия и прибыли в разных пропорциях.
Аргентинский рок (исп. Rock de Argentina) — собирательное обозначение рок-музыки Аргентины, которая включает в себя большое разнообразие жанров — рок-н-ролл, блюз-рок, джаз-рок, поп-рок, панк-рок, гаражный рок, психоделический рок, хард-рок, хеви-метал и другие музыкальные стили. Основной язык исполнения - испанский.
Вечная Весна — рок-фестиваль, посвященный годовщине основания Независимой Национальной Творческой Корпорации (ННТК). Проводился в Москве с 2007 по 2013 год в период с конца апреля по конец мая. Основное направление фестиваля — сибирский рок.
Клуб «Платформа» — петербургский музыкально-литературный клуб. Открылся 4 сентября 2004 года по адресу ул. Некрасова, 40; для участия в открытии были приглашены, в частности, писатели Дмитрий Воденников, Тимур Кибиров, Юлий Гуголев, Лев Рубинштейн, Павел Крусанов. Идею клуба сформировал и начал её реализацию известный литературный критик и писатель Вячеслав Курицын. Изначально во главе клуба стояла команда известного московского клуба Проект ОГИ, похожего по формату.
Мю́зик-холл (англ. music hall) или варьете́ (фр. variété) — развлекательный жанр, который был популярен между 1850 и 1960 годами.
«Пе́сня го́да » — советский и российский телевизионный фестиваль песни. С первых лет своего существования фестивалю придано значение главного события года в музыкальном песенном жанре (эстрады, затем поп-музыки, в некоторых случаях рок-музыки и один раз с рэпом как случалось с Егором Кридом), которое он сохранил до сих пор.
Фестиваль «Беломор-Буги» — российский рок-фестиваль. Проводится в Архангельске ежегодно начиная с 1995 года. Проходит осенью (октябрь, ноябрь; в 1996, 1998, 1999 годах — первые числа декабря) в течение двух дней (суббота и воскресенье) в каком-либо из концертных помещений Архангельска. Один из старейших из ныне действующих российских фестивалей.Со дня основания принципиальной политикой фестиваля остаётся продвижение представителей региональной рок-сцены, равно как и поддержка молодых перспективных...
Вока́льно-инструмента́льный анса́мбль (сокращённо ВИА) — официальное наименование признанных государством профессиональных и самодеятельных музыкальных групп в Советском Союзе в 1960-е — 1980-е годы. Термин «ВИА» в советское время был синонимом термина «музыкальная группа» (мог применяться даже к иностранной группе), но со временем стал ассоциироваться именно с советскими рок-, поп- и фолк-группами.
«Дикая Мята» — российский независимый мультиформатный музыкальный фестиваль, организатором которого выступает компания J-group. Проводится ежегодно, начиная с 2008 года.
Австралийская музыка — музыкальная культура Австралийского континента. На формирование австралийской музыки оказывало влияние два фактора: аборигенная музыкальная культура и привнесённая с XVIII века музыкальная культура европейских колонизаторов, основу которой составляла английская музыка.
«Соседний мир » — украинский фестиваль музыки и актуального искусства, международный open-air, сочетающий в себе отдых на море, современную музыку, видео- и арт-искусство, выступления диджеев, поэтические чтения, разнообразные развлечения: спортивные мероприятия, ярмарку хенд-мейд, файр-шоу и тп. Стартовал фестиваль в 2008 году, и с тех пор ежегодно проводится в Крыму, на побережье Азовского моря (г. Щёлкино, база отдыха «Казантип» — мыс Казантип, Татарская бухта). С 2012 года Фестиваль перебрался...
Орландина — музыкальный клуб в Санкт-Петербурге. Основан компанией «Caravan Records», другим направлением деятельности которой является звукозапись. Название клубу дала одноимённая песня Алексея Хвостенко.
Джук-джойнт (juke joint, jook joint, ) — американские дешёвые бары, дансинги, придорожные забегаловки с музыкальными автоматами; часть блюзовой культуры южных штатов. В основном владельцами джук-джойнтов становились негры. Джук-джойнт обычно располагался в арендованном здании, а не построенном специально для него.
Упоминания в литературе (продолжение)
Завершить праздник уместно выступлением «звезды» и
дискотекой . Существуют две «опасности», которые следует учитывать при подготовке программы: приглашение музыкальной «звезды» грозит тем, что ваш праздник станет ее очередным концертом, а чрезмерная увлеченность «караоке» превратит мероприятие в концерт самодеятельных певцов из вашего коллектива.
Самым популярным среди клубов является Cаt’s Eye Рub – это и
дискотека и бар и клуб. В выходные дни здесь проводят интересные тематические вечеринки, приглашают выступать известные музыкальные коллективы.
Чаще всего эти функции (с переменным успехом) может выполнять как продюсер артиста, так и звукорежиссер, выбранный для записи песен. Но лучше (особенно при записи целого альбома) если артист (либо его продюсер или директор) привлечет такого специалиста в качестве продюсера разового проекта. Особенно если артист начинающий, альбом у него первый, а его директор-продюсер является его школьным другом, весь опыт которого ограничивается проведением
дискотек .
Стиль диско стал визитной карточкой десятилетия. Если вспомнить фильм «Лихорадка субботним вечером» с Д. Траволтой, то становится ясно, что
дискотеки были одним из важных мест проведения досуга. В стиле диско сочетались яркие краски, китч, блеск, неоновые цвета, сексуально облегающая одежда. «Студия 54» в Нью-Йорке, где проводили время Э. Уорхолл, Л. Минелли, становится культовым местом. Золото и серебро, лайкра и люрекс, прозрачные блузы и высокий каблук, блестящий, театральный макияж требовали и совершенного тела. Показательно, что впервые «красивый» стало синонимом «здоровый». Но тело для достижения искомой «естественной красоты» часто подвергалось насилию – похудание, пластические операции, наркотики. Такая красота была теперь не только оружием кокетства, но и показателем социального благополучия, ключом к карьерному росту.
Группа началась с того, что в 1975 году в 10-й класс школы № 36, где учился Володя Шахрин, пришёл новичок – Володя Бегунов. Дружба собрала Шахрина, Бегунова и ещё двух пацанов в школьный ансамбль «Пятна», который играл на
дискотеках . Музыкой тогда, конечно, особенно-то не заморачивались, цель была – нравиться девочкам. И у школьных музыкантов худо-бедно всё получалось.
Восьмого марта запись альбома, получившего название «Невидимка», была закончена. Новое творение группы в тот же вечер включили на
дискотеке в арховском общежитии, но танцующие не оценили историчности момента. На следующий день состоялась «официальная» презентация релиза. На квартиру Воробьева пришел целый конклав. Человек шесть, в том числе Грахов, Белкин, Матвеев. Все уселись на полу, включили портастудию. Прослушали альбом. Несколько минут тишины. Потом начались осторожные высказывания. Народ был ошарашен. Это звучало абсолютно не в свердловском стиле. Драм-машина, четкий ритм, аккуратные клавиши, Славин вокал, исполненный какого-то страдания. Матвеев был просто пришиблен: «Мы сидим и ждем, узкий, можно сказать, избранный круг. "Помпилиусы" волнуются больше всех, возятся с аппаратурой. И вот раздается голос, просто голос… Что же, начало многообещающее, посмотрим, что будет дальше. А дальше наступил полный абзац. Все дерьмо мира и поколения, все дурные вибрации были выплеснуты на нас, но это было на таком высоком уровне, что я не побоюсь одного умного слова – катарсис. Да-да, я пережил именно катарсис и после прослушивания просто встал и поехал домой, ибо ни говорить, ни слушать больше не мог». «Невидимка» стал огромной неожиданностью. Никто не думал, что такое можно сделать.
Не секрет, что большинство людей, и молодых, и не очень, отправляется в ночной клуб с надеждой немного потанцевать, отведать какой-нибудь экзотический напиток или блюдо, а также найти спутника на оставшуюся часть ночи, а возможно, и на более длительный срок. И действительно,
дискотеки и различные вечера, проводимые в клубах, идеально подходят для этих целей своей атмосферой свободы и раскованности.
Многочисленные ночные бары,
дискотеки , казино и рестораны зазывают посетителей неоновым светом рекламных вывесок.
Одно путается с другим, зло выдается за добро, хорошее – за плохое. Святой отец Лоренцо подличает и лицемерит. Леди Капулетти ненавидит дочь за молодость и красоту. Но самая страшная подмена ожидает героиню в финале. Джульетта Марии Александровой, очнувшаяся в склепе, ведет себя как пьяная. Ходит, пошатываясь. Запрокидывает голову, захлебываясь беззвучным смехом. Вокруг – люди. То ли тени, то ли соглядатаи. Массовка расходится на парочки и танцует, как на
дискотеке . Будто дело происходит не на пороге того света, а на нескончаемой тусовке…