Связанные понятия
То́ндо — круглая по форме картина или барельеф (сокращение от итал. rotondo — круглый).
Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид живописи, выполняемой тоновыми градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого, а также техника создания нарисованных барельефов и других архитектурных или скульптурных элементов. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения.
Поли́птих (от др.-греч. τρί-πτυχος — «состоящий из многих дощечек» ← др.-греч. τριάς — «много» + др.-греч. πτῠχή — «табличка, дощечка») — картина (обычно на деревянной основе), разделённая на секции или доски. В частности, диптих — двухсекционное произведение искусства, триптих — трёхсекционное, тетраптих или квадриптих разделён на 4 секции, пентаптих — на 5 и так далее.
Кассо́не (итал. cassone, происходит от итал. cassa — ящик, сундук) представляет собой сундук, распространённый в Италии и предназначенный для хранения носильных вещей, тканей, белья, всего того, что женщины обычно приносили в приданое к свадьбе (свадебный сундук). Вначале его украшали стукко, обивали бархатом или камчатой тканью, с XVI века его начинают украшать величественным резным декором. В начале XV века в Тоскане появилась мода украшать кассоне живописными панно на религиозные, мифологические...
Подмалёвок — вариант эскиза в живописи, начальный этап работы над картиной, представляющий собой нанесение на холст композиции будущей работы, раскладка основных цветовых «пятен», грубая проработка объёма и формы основными тонами краски. Предназначается для последующей точной прорисовки.
Упоминания в литературе
Существуют многие вариации создания мозаичного рисунка методом прямого набора. Некоторые художники наносят карандашом на
картон эскиз будущей картины. После чего, измельчив неокрашенную яичную скорлупу, наклеивают ее на картон. Слои скорлупы в зависимости от фрагмента картины могут быть разной толщины. Для выпуклых деталей делается более толстый слой, фон картины выполняется слоем потоньше.
Была составлена серия упражнений, направленных на освоение студентами различных стилей. Одно из этих упражнений заключалось в следующем: нужно было собрать белые предметы, склеенные из картона, и скомпоновать их вместе как натюрморт; эти предметы имели форму конуса, куба, пирамиды, шара и т. д., и помещались на белом фоне. Целью здесь было обучение особенностям и фактуре (рельефу поверхности) материала. В данном случае речь шла о живописи масляными
красками на холсте. Первым заданием было, используя исключительно белила, представить один из этих предметов как плоское изображение. Затем нужно было написать другой предмет, торцуя жесткой кистью. И, наконец, студент должен был написать третий объект прозрачно-лессировочно. После этого предметы нужно было написать двумя цветами, черным и белым, смешанными в различных соотношениях, чтобы выявить форму. Затем предмет следовало написать в одном тоне, пользуясь более теплыми и более холодными его оттенками. И, наконец, шел натюрморт, который нужно было изобразить со всеми компонентами в живых тонах.
Двусложные открытки-флаги выполняются прямоугольными, горизонтальными. Одна сторона открытки представляет собой флаг какого-либо государства, на другой стороне, повторяющей цвета данного флага, размещается изображение персонажей – зверя или птицы, характерных для данной страны. Нередко это символическая фигура с государственного герба. Материалом для
изготовления открыток-флагов служит белый картон, на который наклеиваются детали из цветной бумаги. Линия сгиба на рисунках показана пунктиром. Сложенная открытка может стоять наподобие домика. Такие открытки имеют познавательную ценность.
Большинство пространственных композиций мастера являются промежуточной формой между живописью и пластическим искусством. В них художник использует свой излюбленный метод диагональных пересечений и линий, расходящихся наподобие лучей. В этом стиле исполнена
работа «Скульптура из дерева, картона и веревок» (1914, Галерея Обелиск, Рим).
Главным преимуществом такой открытки является то, что она может быть любого размера, по-разному украшенной и
поэтому неповторимой. Вместо бумаги можно использовать любой материал, в том числе фольгу, ткань и картон.
Связанные понятия (продолжение)
Пределла (от итальянского predella) — в католических, преимущественно средневековых, церквях — продолговатая невысокая надставка над задним краем престола во всю его длину. Обычно она украшается с лицевой стороны живописным или скульптурным изображением какого-либо религиозного сюжета и служит подножием для шкафика, в котором хранятся Священные Дары, для подсвечников и прочих украшений престола, или же составляет фриз, над которым непосредственно возвышается запрестольный образ. С задней стороны...
Мадонна (ит. Madonna, «Дева Мария») — традиционное для итальянского и вообще западноевропейского искусства изображение Девы Марии с младенцем Иисусом (реже — без него). Нередко этих двоих сопровождают Иоанн Креститель, святая Анна либо иные святые.
Энка́устика (от др.-греч. ἐγκαυστική — выжигания) — техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Возникла в Древней Греции.
Складень — наименование распространённой в Средневековье в странах Центральной Европы формы церковных алтарей.
Плафон (от фр. plafond — потолок) — вид, проекция на архитектурное сооружение снизу (антоним понятия «план» — проекции сверху).
Сангина (фр. sanguine от лат. sanguis «кровь») — материал для рисования, изготовляемый преимущественно в виде палочек из каолина и оксидов железа.
Кьяроску́ро — (итал. chiaroscuro, буквально — светотень) в изобразительном искусстве: градации светлого и тёмного, распределение различных по яркости цветов или оттенков одного цвета, позволяющее воспринимать изображаемый предмет объёмным. С развитием Кьяроскуро в 16-17вв., ночь вышла из фона,утвердившись в самой картине,которая стала прямо-таки сценой манихейской борьбы между Светом и Тьмой.
Грунт (нем. Grund — основа) — первоначальная обработка материала, предназначенного для живописи, тонкий слой специального состава, который наносят поверх проклеенной основы, чтобы придать поверхности необходимые цветовые или фактурные свойства, а также ограничить интенсивное впитывание связующего вещества.
Чинквече́нто (итал. cinquecento — букв. пятьсот, а также 1500-е годы) итальянское название XVI века. Историками искусства и культуры используется для обозначения определённого периода в развитии итальянского искусства Возрождения — периода конца Высокого Возрождения и Позднего Возрождения. В это время работали величайшие мастера Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти и Тициан, при жизни прозванные современниками «божественными»; а также Веронезе и Тинторетто, чьё творчество относится к Позднему...
Обманка , или Тромплёй (фр. trompe-l'œil, «обман зрения») — технический приём в искусстве, целью которого является создание оптической иллюзии того, что изображённый объект находится в трёхмерном пространстве, в то время как в действительности он нарисован в двухмерной плоскости.
Алта́рная (заалтарная) карти́на (запрестольный образ; англ. altarpiece, фр. retable) — художественное произведение, устанавливаемое в алтарях христианских, преимущественно католических храмов.
Подробнее: Алтарная картина
Инта́рсия (от итал. intarsio) — вид декоративно-прикладного искусства, инкрустация, выполняемая деревом по дереву.
Десюдепо́рт (от фр. dessus de porte, буквально «над дверью») — декоративная композиция, расположенная над дверью. Чаще скульптурная или рельефная, иногда в виде живописного панно. Данное декоративное украшение конструктивно связано с дверным проёмом, в художественном плане является переходным элементом от дверей к стенам.
Те́мпера (итал. tempera, от латинского temperare — смешивать краски) — водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Гуашевые краски, выпущенные некоторыми итальянскими фирмами, имеют на этикетках надпись «tempera», что не соответствует русскому пониманию термина «темпера...
Первые предвестники искусства
Возрождения появились в Италии в XIV веке. Художники этого времени, Пьетро Каваллини (1259—1344), Симоне Мартини (1284—1344) и (в первую очередь) Джотто (1267—1337) при создании полотен традиционной религиозной тематики отталкивались от традиции интернациональной готики, однако начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными. Это...
Фре́ска (от итал. fresco — свежий), аффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальцитную плёнку, делающую фреску долговечной. Выполняется художником-фрескистом.
Ма́сляные кра́ски — ряд лакокрасочных материалов, представляющих собой суспензии неорганических пигментов и наполнителей в высыхающих растительных маслах или олифах (чаще всего комбинированной или синтетической либо на основе алкидных смол), иногда с добавкой вспомогательных веществ. Применяются в живописи или для окраски деревянных, металлических и других поверхностей, в зависимости от вида краски.
Итальянский карандаш , или чёрный мел, — инструмент для рисования, один из видов вольных карандашей; чёрный глинистый сланец или прессованная сажа с примесью клея. Используется для выполнения портретов, а также рисунков обнажённого человеческого тела. Выпускается трёх сортов: твердый, средний и мягкий.
Ранняя
итальянская живопись эпохи Возрождения является вершиной мирового художественного наследия. Проторенессанс в живописи связан со средневековьем, с романскими, готическими, византийскими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Период Раннего Возрождения охватывает собой время с 1420 по 1500 год. Период Высокого Возрождения простирается примерно с 1500 по 1527 год и Маньеризм — с 1525 по 1600 год. Эти...
Тондо Питти (итал. Tondo Pitti) — мраморный барельеф, созданный Микеланджело около 1503−1505 гг. для Бартоломео Питти.
«Оплакивание Христа» — первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили о её авторстве). Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи.
Подробнее: Пьета (Микеланджело)
Веду́та (итал. veduta, «вид») — жанр европейской живописи, особенно популярный в Венеции XVIII века. Представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа.
Кватроче́нто , также кваттроченто (итал. quattrocento, «четыреста», сокращенно от mille quattrocento — «тысяча четыреста») — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом Раннего Возрождения.
Сфума́то (итал. sfumato — затушёванный, буквально — исчезающий как дым) — в живописи смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух. Приём сфумато разработал Леонардо да Винчи в теории и художественной практике.
Гобеле́н (фр. gobelin), или шпалера, — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей:5. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно...
Интернациональная готика — стилистический вариант последних этапов готики, развившийся в Бургундии, Богемии и Северной Италии примерно с 1380-е по 1430-е годы.
Шеде́вр (фр. chef-d’œuvre — «высшая работа», «венец труда») — уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение искусства, мастерства или чего-либо другого. Шедеврами чаще всего называют произведения искусства и архитектуры, реже — науки и техники.
Парадный портрет , репрезентативный портрет — подтип портрета, характерный для придворной культуры. Получил особенное развитие в период развитого абсолютизма. Его главной задачей является не только передача визуального сходства, но и возвеличивание заказчика, уподобление изображенной персоны божеству (в случае портретирования монарха) или монарху (в случае портретирования аристократа).
«Прекрасная
шоколадница » (фр. La Belle Chocolatière, нем. Das Schokoladenmädchen) — наиболее известное произведение швейцарского художника XVIII века Ж. Э. Лиотара, изображающее служанку, несущую на подносе горячий шоколад. Выполнена в технике пастели на пергаменте.
Рокайль (фр. rocaille, произносится «рокай»: мелкие камни, ракушки, кораллы) — главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Появился во Франции в начале XVIII века при украшении парковых павильонов-гротов деталями, имитирующими природные элементы (морские раковины, причудливые растения, камни, обломки скал). Этим объясняется происхождение названия «рокайль». Впоследствии термин стал обозначать все изгибающиеся, вычурные, необычные формы, напоминающие раковину, неровную...
Пу́тто (итал. putto «маленький мальчик», «младенец») или пу́тти, мн. ч. — художественный образ маленького мальчика, встречающийся в искусстве Ренессанса, барокко и рококо как скульптурный или живописный мотив для украшения внутреннего интерьера помещений. В отличие от крылатого эрота (амура), как правило, путти не обладали крыльями.
Гравюра (фр. gravure от нем. graben — копать или фр. graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства (и графической техники, полиграфической технологии), произведения которого в завершённом виде представлены печатными оттисками, и классифицируемы (в отличие от созданного в техниках непечатной графики) таким понятием и термином как эстамп, объединяющим разные виды печатных графических произведений, созданных в различных техниках высокой и глубокой печати. Оттиски гравюры получают...
Бискви́т — керамическое изделие, подвергшееся только первичному (бисквитному) обжигу. Температура обжига бисквита обычно 800—1000 °C, причём первая стадия нагрева идет достаточно медленно, чтобы испаряющаяся вода не вызывала деформаций предмета. Бисквитный обжиг вызывает необратимые химические и физические изменения, в результате чего получается прочное, тяжёлое, пористое изделие. После бисквитного обжига изделие может подвергаться дальнейшей обработке с помощью разнообразных шликеров и глазурей...
Каприччио (итал. capriccio, буквально «каприз») — жанр пейзажной живописи, популярный в XVII—XVIII веках. На картинах этого жанра изображались архитектурные фантазии, в основном руины вымышленных античных сооружений. Для оживления пейзажа нередко использовался стаффаж. Каприччио тесно связан с жанром ведуты. На некоторых картинах элементы каприччио могут сочетаться с другими жанрами.
Три́птих (от др.-греч. τρί-πτυχος «состоящий из трёх дощечек» ← τριάς «три» + πτῠχή «табличка, дощечка») — произведение искусства, состоящее из трёх частей: картин, барельефов и др., объединенных общей идеей (складень). Работа разделяется на три секции или три резные панели, которые висят рядом. Триптих является разновидностью полиптиха, что обозначает работу из множества панелей или картин. Средняя работа как правило наибольшая, а по бокам располагаются две меньшие относящиеся к ней работы, хотя...
Эски́з (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. В конструкторской документации: эскиз — чертеж, выполненный от руки в глазомерном масштабе.
Фламандская манера (итал. maniera Fiamminga, также фламандская техника) — одна из техник, наряду с итальянской манерой, масляной живописи в европейском станковизме XV—XVI веков. Сложная система множества прозрачных и полупрозрачных слоёв краски на светлом грунте позволяла достичь художникам насыщенного колорита и особой светоносности картины. В наиболее чистом виде техника воплотилась в нидерландской живописи XV века, но за пределами страны в своей классической форме распространения не получила...
Старые мастера (нем. Alte Meister, англ. Old Master) — принятое в германской и англо-саксонской традициях обозначение выдающихся художников Западной Европы, работавших до начала XVIII столетия.
Альфрейная живопись — разновидность интерьерной росписи, имитирующая различные типы и виды отделки внутреннего помещения (например, ценные породы дерева, гипсовую лепнину, шёлковые драпировки, золотые или серебряные поверхности, растительные узоры и т.п.).
Пинакоте́ка (фр. pinacothèque, от греч. πινακοθήκη, πίναξ — доска, картина и θήκη — хранилище) — у древних греков помещение для хранения живописных изображений.
Мольберт (от нем. Malbrett: доска для рисования) — подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок и т. д. К вариантам мольберта относятся треножные мольберты, известные уже в античную эпоху, и мольберты, состоящие из вертикальных стоек, укреплённых на горизонтальном основании.
Дона́тор (от лат. donator «даритель») — заказчик произведений изобразительного искусства или архитектурного сооружения. Слово употребляется преимущественно в отношении заказчиков-католиков и заказчиков-протестантов. В православной церкви и древневосточных церквях такое лицо называется ктитором. В Польской православной Церкви — фундатором (от лат. fundamentum — основание).
Венецианская школа — одна из главных итальянских живописных школ, существовала в Венеции. Наибольшее развитие получила в XV—XVI веках. Для этой школы живописи характерно преобладание живописных начал, яркие колористические решения, углубленное владение пластически выразительными возможностями масляной живописи.
Трече́нто (итал. trecento — букв. триста, а также 1300-е гг.) — принятое в итальянском языке наименование XIV в.
Упоминания в литературе (продолжение)
Трафареты и штампы – две старейших декоративных техники – и в то же время самые простые. Сделайте свои собственные дизайны трафаретов, скопировав или нарисовав рисунки и вырезав их из трафаретного картона или ацетата, а если у вас нет времени или особого желания, вы можете купить готовые трафареты в центрах декоративно-прикладного
искусства, а также специальную краску и кисти для трафаретов, чтобы облегчить свою работу. Вы можете также купить готовые трафареты, но почему бы не вспомнить свои школьные годы и не попробовать сделать простые формы из картофеля? Просто разрежьте картофель пополам, затем вырежьте рельефный штамп, обрезав края, чтобы получилась форма. Это гораздо приятнее!
Следует отметить, что гипсокартон изобретен не сегодня: наиболее значимым в истории периодом для гипсокартона стал XIX век: считается, что именно в это время американец Августин Сакетт соорудил строительную доску, представляющую собой 10 слоев покрытой гипсом бумаги, которая и стала постепенно применяться в виде альтернативы штукатурке. Чуть позже
материал, представляющий собой листы картона, склеенные слоем гипса, был запатентован неким Стефаном Келли, ну а затем Кларенсом Утсманом был изобретен гипсокартон в окончательной его форме, которая в различных модификациях широко используется по сей день.
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Рассказать о происхождении данного промысла (с. Федоскино Московской области). Познакомить с произведениями федоскинских мастеров (шкатулки, браслеты, кулоны, броши и т. д.). Показать детям особенности выполнения федоскинских изделий (миниатюра выполняется масляными красками и покрывается сверху лаком). Формировать эстетическое отношение средствами народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважение к труду народных умельцев; эстетическое отношение к окружающей действительности. Формировать умение украшать броши, кулоны и браслеты,
выполненные из картона в стиле федоскинской лаковой миниатюры.
Второе рождение техника изонити пережила в XX в. благодаря голландской рукодельнице Эрике Фортгенс. Мастерица решила поделиться своим увлечением со всем миром и в 1990-х гг. издала книгу, посвященную этой технике. В ней содержались подробные инструкции к вышиванию по
картону и схемы рисунков. Стараниями Фортгенс произошел всплеск интереса к изонити. Стали даже выпускаться специальные наборы для вышивки по картону.
Кора березы (береста) – прекрасный фон для сюжетных композиций. Для основания
используют фанеру или плотный картон, на который наклеивают бересту. Для подготовки фона необходимо время, примерно сутки, чтобы береста закрепилась.
На альбуминной бумаге детали прорабатывались лучше, чем на аристотипной; к тому же она была почти в два раза дешевле. Однако в путешествиях альбуминная бумага была неудобна: приготовленная для печати, она плохо сохранялась. Процесс серебрения альбуминной бумаги необходимо было производить на чистом воздухе при свете свечи. Раствор фиксажа не сохранялся. Для придания отпечаткам стеклянного глянца их следовало покрыть раствором желатина, а для лучшей сохранности – наклеить на картон столярным клеем. Отпечатки на матовых аристотипных бумагах получались красивее, чем на глянцевых. Из целоидиновых бумаг автор рекомендовал матовую бумагу «Карло», продававшуюся в Санкт-Петербурге у Стеффена, на Казанской ул., 13: отпечатки на ней получались в мягких карандашных тонах. На аргентотипной бумаге Сухачева получались матовые
отпечатки гравюрного тона; возможно было получить тон сепии. Из пигментных бумаг, покрытых слоем окрашенного желатина, автор советовал любителям бумагу «Велуръ», изобретенную Фредериком Артигом. Светочувствительный раствор на бумагу наносили перед печатью кистью при свече, а высушивали в полной темноте. Отпечатки получались с карандашным или угольным цветом.
Из разнообразных дополнительных материалов для росписи может понадобиться
картон или другой подходящий материал, чтобы вырезать трафареты.
Освоив процесс крутки аккуратных бумажных трубочек, можно приступать к изготовлению несложных изделий, к каковым относится небольшая корзиночка с простым видом плетения. В качестве материала подойдут оберточная бумага, фольга на бумажной подложке. Оригинальные и симпатичные поделки из них станут замечательными подарками близким и друзьям. Высокие плетеные бумажные емкости послужат вазами для декоративных цветов, но можно оплести бумажной соломкой обычную стеклянную банку и получить восхитительную вазу для живых цветов. Если оплести бумажными прутиками большую коробку из толстого картона, а затем покрыть несколькими слоями лака, то она станет отличным плетеным коробом для детских игрушек или уютным домиком для пушистого домашнего питомца. Скучное кашпо можно оплести бумажной соломкой, покрыть светлой краской, выполнить декупаж и нанести бесцветный лак. В результате получится необычный сосуд для комнатных цветов. Декор плетеного изделия придаст ему прочность и очарование. Корзиночку, коробочку или шкатулку из бумажных трубочек можно покрыть краской, а когда краска просохнет, нанести на поверхность
изделия рисунок акриловыми красками, выполнить декупаж, коллаж или аппликацию. Поверхность любого плетеного изделия, выполненная из листов глянцевых изданий в технике прямого плетения и покрытая лаком, обладает эффектом светотеневой игры, подчеркивающей рисунок и фактуру плетения. Красивая упаковка подарка всегда производит благоприятное впечатление. Сплетенная из бумаги корзина с подарком внутри смотрится очень эффектно.
Каждый вид бумаги производится со специальными целями. Газетная бумага необязательно должна быть гладкой или сохраняться в течение долгого времени. Она делается на 100 % из древесины. Бумага для печати, например использованная в этой книге, имеет в своем составе 25 % хлопкового волокна. Вы наверняка видели оберточную бумагу, картон, салфетки, прозрачную бумагу, копирку и еще разную–разную! Что же делает
бумагу особенной? Скорее всего, это введенные добавки или способ изготовления.
Восковые мелки имеют насыщенные, яркие цвета, ими можно намного быстрее, чем цветными карандашами, закрасить поверхность. Изменяя нажим, можно получать разные тона одного и того же цвета. Восковые мелки подходят
для рисования по бумаге, картону, стеклу и металлу.
Декоративные модели, которые не предназначены для полетов, а нужны лишь для пополнения коллекции, можно
строить из достаточно плотной бумаги или двухстороннего картона, подобрав в соответствии с замыслом цвет.
Наружные плоскости с обеих
сторон облицованы картоном. Последний выполняет функцию армирующего каркаса, который не только создает форму листа, но и является универсальной основой для нанесения любого декоративного материала, будь то обычная или сухая штукатурка, любого вида обои, краска (о том, какие краски пригодны для декорирования гипсокартона, мы поговорим далее) и даже керамическая плитка.
Для изготовления подушки с узором в индейском стиле понадобятся предварительно сшитая или приобретенная в магазине шелковая наволочка, картон, трафарет, промокательная бумага, пяльцы,
акриловые краски, предназначенные для росписи по шелку, перламутрового и золотого цветов, палитра или блюдце, кисти для работы с трафаретом № 1 и 2.
Попробуйте взглянуть на серии цветов полузакрытыми глазами, и вы получите похожее впечатление о том, какие цвета имеют обычную тональную насыщенность. Если вы новичок в использовании
многих цветов для оформления, будет очень полезно сделать палитру, которая позволит вам увидеть, как все элементы, которые вы планируете использовать, будут работать вместе. Вам понадобится квадратный кусок картона или что–нибудь похожее, куда вы можете приколоть булавкой или степлером образцы ткани, красок и текстур, сделав на них надписи: «стены», «мебель» или «шторы», как вы определите это. Затем решите, хотите ли вы получить гармонию, для чего добавьте пятна краски, которые будут оттенками или нюансами этого цвета; или вы хотели бы ввести контрастный цвет, для чего добавьте мазок другого цвета, который имеет такой же тон, что и основной цвет. Не бойтесь допустить ошибки. Если что–нибудь выглядит неправильно, просто накрасьте это сверху другой краской и попробуйте что–нибудь другое.
Попробуйте взглянуть на серии цветов полузакрытыми глазами, и вы получите похожее впечатление о том, какие цвета имеют обычную тональную насыщенность. Если вы новичок в использовании
многих цветов для оформления, будет очень полезно сделать палитру, которая позволит вам увидеть, как все элементы, которые вы планируете использовать, будут работать вместе. Вам понадобится квадратный кусок картона или что-нибудь похожее, куда вы можете приколоть булавкой или степлером образцы ткани, красок и текстур, сделав на них надписи: «стены», «мебель» или «шторы», как вы определите это. Затем решите, хотите ли вы получить гармонию, для чего добавьте пятна краски, которые будут оттенками или нюансами этого цвета; или вы хотели бы ввести контрастный цвет, для чего добавьте мазок другого цвета, который имеет такой же тон, что и основной цвет. Не бойтесь допустить ошибки. Если что-нибудь выглядит неправильно, просто накрасьте это сверху другой краской и попробуйте что-нибудь другое.
Работа с бумагой и картоном. Продолжать учить складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы (мишка-физкультурник, клюющий петушок и др.).
Дизайнеры пользуются в своей работе разными природными и искусственными материалами, способами и приспособлениями. Дети во многом используют те же
материалы и инструменты: бумагу, картон, лоскут, краски, карандаши и фломастеры, глину и пластикаты, клей, природные материалы, линейки, лекала, ножницы, шаблоны и трафареты, детский пантограф, изготовленные макеты изделий и т. п.
Упаковка для алкогольных напитков остается традиционно строгой и респектабельной – это, как правило, коробки-тубусы из многослойного
картона. Но появился и более демократичный вариант – чехол из текстиля, например из той же мешковины, с яркой тесьмой. Он может быть выполнен в стиле кантри либо стилизован под японские мотивы.
Пилки также значительно различаются. Правильным следует считать такой принцип: для каждого материала – свое пильное полотно. На сегодняшний день на рынке можно встретить пилки для обработки практически любых материалов, начиная от стекловаты и пеноматериалов и заканчивая нержавеющей сталью и керамической плиткой. При выборе пилки необходимо учитывать специфику работы: прямой или криволинейный пропил нужно сделать, какой чистоты край ожидается. Например, для криволинейных резов с радиусом кривизны больше 30 мм подойдет обычное по ширине пильное полотно, а для получения резов с радиусом кривизны порядка 10 мм или прямоугольной линии реза понадобится специальное пильное полотно с меньшей шириной. Однако такое плотно не годится для прямолинейной резки. Качество пропила будет хуже, чем с полотном для прямого реза. Для керамики, плит утеплителей
или картона нужны особые пилы.
Чтобы легче было сориентироваться в устойчивости к влаге того или иного вида гипсокартона, существует специальная маркировка. Для сухих помещений применяются гипсокартонные листы с серым картоном.
Листы с зеленым картоном могут использоваться в комнатах с влажностью до 80 % (но только если данный показатель сырости не держится у вас дольше чем 10 часов в сутки). Красная маркировка листов гипсокартона означает огнестойкость материала. Такие листы необходимы, например, для облицовки рабочей стены кухни либо участка стены под фронтоны камина.
Наш Дизайнер чем-то похож на известного персонажа поэмы Н. В. Гоголя. Он не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Как настоящая творческая личность, он носит толстый свитер и потертые джинсы, поскольку терпеть не может костюмов и галстуков. По молодости его украшала небольшая бородка и длинные волосы, но это уже в прошлом. В свое время он закончил «Строгановку», защитив дипломную работу на тему «Художественно-конструкторская разработка пылесоса Смерч-2». Сейчас макет пылесоса пылится где-то на кафедре и числится учебным пособием по курсу «Художественное конструирование электротехнических изделий». В институте будущего художника-конструктора хвалили за быстрый ум и успеваемость. Лишь однажды он завалил экзамен по теоретическим основам композиции, но просидев над учебником две ночи, сдал его «на хорошо» самому Юрию Соломоновичу Сомову, автору знаменитой книги «Композиция в технике». Его подружка Нинка – студентка Суриковского института, после этого как-то заикнулась, что если сдал композицию, то можно жениться. Однако наш герой намека не понял, как вообще не понимал ее восторгов по поводу «чистого искусства». Дизайнер всегда считал, что красота должна служить людям всюду, а не только на вернисажах. Сегодня за плечами Нины Тимофеевны, как теперь ее называют, три персональные выставки. Впрочем, наш герой так и остался холоден к ее работам, потому что они, по его словам, созданы для узкого круга избранных. Сам он любит Ле Корбюзье, а копия его модулора, которую будущий художник-конструктор еще
студентом написал темперой на картоне, до сих пор висит над его кроватью.
• Умеет наносить пластилин в границах
нужного контура для создания плоской пластилиновой картинки на картоне.
На плотной бумаге рисуем любых животных. Вырезаем. Приклеиваем
полоску картона в качестве подставки.
Однако может случится так, что ваш ребенок сам пожелает
украсить обои собственными рисунками. Не ругайте его, ваше резко отрицательное отношение к порче обстановки может быть истолковано ребенком как запрет самовыражаться. Если малыш еще совсем несмышленый и ему толком не объяснить, что именно не так, обманите юного преступника-граффити. Прикрепите на стены от пола до высоты его вытянутой руки листы белого картона и меняйте их время от времени. Более взрослого малыша можно уговорить рисовать в альбоме.
Если
нет фанеры, нужно положить картон на край стола так, чтобы предполагаемая линия отреза оказалась за плоскостью стола, это позволит при разрезании не повредить поверхность. Потом плотно прижать картон к столу рукой и отрезать, направляя нож по намеченной линии. Эту операцию следует выполнять стоя.
• нанесение
пластилина внутри контура для создания плоской пластилиновой картинки на картоне (гриб, котенок).
Независимо от вида, требования к укладке паркета и последовательность при этом остаются неизменными. Прежде всего особое внимание нужно уделить поверхности, на которую будет настилаться паркет. Она должна быть ровной, гладкой, сухой и без щелей. Сами паркетины также должны быть хорошо высушены. На основу обязательно положите слой прокладки из
строительного картона. Затем по очереди уложите одну паркетину за другой, фиксируя их клеем и скобами из нержавеющей стали. Набирать паркет следует в противоположном направлении настилу дощатого пола, т. е. от входной двери к окну. Кроме того, направление волокон паркетин не должно совпадать с направлением волокон досок пола.
• шаблоны, вырезанные
из плотного картона, могут заменить кондитерские формочки. Для этого на раскатанный пласт теста следует положить шаблон необходимой формы и обвести его по контуру ножом;
За год систематических занятий по лепке ребенок научится, работая с пластилином, отламывать от большого комка маленькие кусочки, скатывать большие и маленькие шарики между ладоней круговыми движениями, расплющивать на картоне маленькие шарики пальцем сверху (метод налепа), сплющивать шарик между ладоней, раскатывать брусок на дощечке прямыми движениями рук вперед-назад, соединять концы «колбаски» в виде кольца, объединять две вылепленные формы в один предмет, оформлять поделки с помощью
дополнительного материала, изображать в лепке несложные предметы.
1
4. Картон. Из него делают шаблоны и подставки для сушки фигурок.
Неизвестный автор. Новогодние праздники. Злин. Общеопытная школа им. Масарика.
1920-1930 гг. Бумага, цв. картон, цв. карандаш. 20 × 14,5. ИХО РАО.
Но и занавески и багеты – разные по стилю и не по окнам: окна с прямыми углами, а над багетом с боков пришлось подложить куски
картона, закрашенные под цвет обоев, чтобы не просвечивали прямые углы н небо в них. В простенке очень хорошее, в замечательной резной золотой раме зеркало, около окон цветы, конечно, традиционные фикусы, под зеркалом диван, совсем-совсем старый, гнутый „под рококо“, в белом чехле с красным кантом, и маленький рабочий столик на одной ножке с решетчатым ящиком из тоненьких палочек, с красным шелковым мешком, драным, и из него торчат какие-то тряпки, тесемки, нитки. Слева, у одного из окон стоят пяльцы, столик и соломенное кресло с подушкой из пестрого материала, в простенке два венских стула, у задней стены в углу простой стол без скатерти, два кресла и стулья венские и два резных, но уже совсем другого стиля, чем диван».