Связанные понятия
Подмалёвок — вариант эскиза в живописи, начальный этап работы над картиной, представляющий собой нанесение на холст композиции будущей работы, раскладка основных цветовых «пятен», грубая проработка объёма и формы основными тонами краски. Предназначается для последующей точной прорисовки.
Ма́сляные кра́ски — ряд лакокрасочных материалов, представляющих собой суспензии неорганических пигментов и наполнителей в высыхающих растительных маслах или олифах (чаще всего комбинированной или синтетической либо на основе алкидных смол), иногда с добавкой вспомогательных веществ. Применяются в живописи или для окраски деревянных, металлических и других поверхностей, в зависимости от вида краски.
Левка́с (греч. λευκός белый, светлый, ясный) — название грунта, представляющего собой мел, смешанный с животным или рыбьим клеем с добавлением льняного масла. Особо значимое применение имеет в подготовке под иконопись и сусальное золочение.
Те́мпера (итал. tempera, от латинского temperare — смешивать краски) — водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Гуашевые краски, выпущенные некоторыми итальянскими фирмами, имеют на этикетках надпись «tempera», что не соответствует русскому пониманию термина «темпера...
Итальянский карандаш , или чёрный мел, — инструмент для рисования, один из видов вольных карандашей; чёрный глинистый сланец или прессованная сажа с примесью клея. Используется для выполнения портретов, а также рисунков обнажённого человеческого тела. Выпускается трёх сортов: твердый, средний и мягкий.
Упоминания в литературе
Кроме того, к материалам, осуществляющим укрепление в тонком слое, можно отнести и некоторые неорганические вещества, которые в процессе кристаллизации восполняют когезионную
связь между частицами красочного слоя и верхней части штукатурного грунта.
Разновидностью шпатлевок являются грунт-шпатлевки (как правило, это составы на основе эпоксидных смол). Грунт-шпатлевки отличаются тем, что их можно наносить непосредственно на металл, без
дополнительного слоя грунта или краски.
Грунт образует прозрачную, матовую, плотную оболочку, которая обеспечивает идеально ровную поверхность для последующего нанесения краски. Грунтовка для керамики отличается густотой, эластичностью, высокой покровной способностью и отсутствием запаха, причем до обжига ее легко смыть водой. Даже при нанесении в один
слой поверх грунта краска сохраняет насыщенный цвет.
После высыхания олифы на поверхность наносили грунт на
масляном связующем. Количество слоев грунта было различным, поскольку требовалось максимально выровнять поверхность под роспись. В грунты на основе олифы добавляли мел и пигменты. В XVIII – начале XIX в. грунты использовались цветные, позже, с середины XIX в. – белые.
Требования к основе. Основание должно быть
прочным, несущим, очищенным от краски, масел, воска, следов гипса, пыли и не закрепленных частиц. Для уменьшения водопоглощения, предотвращения образования воздушных пузырей и улучшения растекаемости надо загрунтовать основание эмульсией Форвард Грунт. Очень сухие и пористые поверхности обработать в 2 слоя.
Связанные понятия (продолжение)
Импримату́ра (от итал. imprimatura — первый слой краски) — термин, используемый в живописи: цветная тонировка поверхности уже готового белого грунта.
Грунто́вка — состав, наносимый первым слоем на подготовленную к окраске или отделке поверхность для создания надёжного сцепления верхних (кроющих) слоёв покрытия с обрабатываемой поверхностью и выравнивания её впитывающей способности. От окрашивающих составов грунтовки отличаются меньшим содержанием пигментов, а также наличием специального компонента — основы. Грунтовкой называют также грунтование — процесс нанесения этого состава.
Сангина (фр. sanguine от лат. sanguis «кровь») — материал для рисования, изготовляемый преимущественно в виде палочек из каолина и оксидов железа.
Бистр (фр. bistre) — это коричневый водорастворимый пигмент из смолистой сажи обугленного бука или другого смолистого дерева, смешанный с растворимым в воде растительным клеем. Сходен с асфальтом по цвету и составу. Цвет варьирует от коричнево-жёлтого до чёрно-коричневого. Пигмент имеет тенденцию к выцветанию на свету.
Мастихи́н (от итал. mestichino) — специальный инструмент, использующийся в масляной живописи для смешивания или удаления незасохших остатков красок, очистки палитры или нанесения густой краски на холст. Иногда мастихин употребляется вместо кисти для создания живописного произведения, нанесения краски ровным слоем или рельефными мазками. Мастихины, как правило, изготавливаются из стали или пластика и могут иметь самую разнообразную форму и размер (ножа, лопатки и т. п.). Примерами письма мастихином...
Палитра (сред. ниж. нем. palitter, в свою очередь от др. франк. paleutr, лат. paleterum — «пластинка», «дощечка») — небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. Часто палитра имеет отверстие для большого пальца руки.
Пастозная техника, пастозность (от итал. pastoso — тестообразный), также корпусная техника — в живописи техника работы плотными, непросвечивающими (кроющими) слоями, мазками краски, иногда создающими рельефность; по значению противоположна лессировке.
Импасто (итал. impasto — дословно тесто) — приём в живописи в виде густой, сочной накладки красок для усиления эффекта света и фактуры, в гравировании — искусное соединение штрихов с пунктиром, служащее для той же цели.
Фламандская манера (итал. maniera Fiamminga, также фламандская техника) — одна из техник, наряду с итальянской манерой, масляной живописи в европейском станковизме XV—XVI веков. Сложная система множества прозрачных и полупрозрачных слоёв краски на светлом грунте позволяла достичь художникам насыщенного колорита и особой светоносности картины. В наиболее чистом виде техника воплотилась в нидерландской живописи XV века, но за пределами страны в своей классической форме распространения не получила...
Акриловые краски — водно-дисперсные краски на основе полиакрилатов (преимущественно полимеров метил-, этил- и бутилакрилатов), а также их сополимеров в качестве плёнкообразователей.
Паспарту ́ (фр. passe partout) — кусок картона или бумаги с вырезанным в его середине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием под рамку, в которую вставляют фотографию, рисунок или гравюру. Это позволяет свободнее подбирать размер рамки под размер изображения. Кроме того, на паспарту часто располагают поясняющие подписи, автограф изображённого.
Сухая кисть (англ. Drybrush) — графический приём в изобразительном искусстве. Основой этой техники является нанесение краски, малонасыщенной связующими веществами, с помощью кисти на фактурную поверхность. (Используют бумагу, холст, негрунтованное полотно, деревянные и металлические поверхности).
Мя́гкий лак (или срывной лак) (франц. vernis mou) — разновидность техники офорта.
Картон в живописи — рисунок углём или карандашом (или в два карандаша — белый и чёрный), сделанный на бумаге или на грунтованном холсте, с которого уже пишется картина красками.
Техника иконописи обычно заключается в том, что на деревянную основу с выбранным углублением — «ковчегом» (или без него) наклеивается ткань — «паволока». Далее наносится меловой или алебастровый грунт — «левкас». После шлифовки поверхности грунта на него переводится рисунок будущей иконы. Затем (в отдельных случаях) делается «графья» или «прорезь», прорезающая контур, с помощью заточенной иглы, позволяющая не сбиться в последующей работе. Что является важным требованием в работе с ликом. Следующим...
Паволока (от волочить) — ткань, наклеиваемая на иконную доску перед наложением левкаса. Служит для лучшего сцепления левкаса с поверхностью доски.
Холст — конопляная или льняная ткань с полотняным (то есть, перпендикулярным с чередованием нахлёстов через одну нить) переплетением пряжи. Холст из конопли, имеющий желтоватый цвет, был более распространен в средней полосе России, так как конопля лучше произрастала в сложных природных условиях. Он обычно толще и грубее серебристого льняного холста, но имеет более высокую износоустойчивость. В народе ткали холст разных по качеству сортов: для тонких обрядовых полотенец, праздничной или рабочей одежды...
Декупа́ж (фр. découper «вырезать») — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта.
Гуа́шь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) — вид клеевых водорастворимых красок с примесью белил, более плотный и матовый, чем акварель.
Энка́устика (от др.-греч. ἐγκαυστική — выжигания) — техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Возникла в Древней Греции.
Акри́л — разговорное название полимеров на основе акриловой и метакриловой кислот. Это может быть синтетическое волокно, краска на основе дисперсии акрилового полимера, конструкционный (в том числе, прозрачный) пластик и т.д. Материал, называемый ранее в русском языке «оргстекло», теперь тоже может быть назван «акрил». Но, чаще всего, это название относится к синтетическому волокну.
А́ссист (лат. assisto — стоять рядом, присутствовать) — в иконописи штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, символизирующие присутствие Божественного света, заменяя пробела.
Тушь чёрная (нем. Tusche) — краска, приготовленная из сажи. Тушь бывает жидкая, концентрированная и сухая (в виде палочек или плиток). Чёрная тушь высокого качества имеет густой чёрный цвет, легко сходит с пера или с рейсфедера. Существует также так называемая цветная тушь (особая разновидность жидких красок), употребляемая крайне редко. В готовом к употреблению виде является суспензией мелкодисперсных частиц сажи в воде. Для предотвращения расслаивания суспензии и закрепления результата применяются...
Итальянская манера (итал. maniera moderna или итал. maniera giorgionesca) — метод масляной живописи, зародившийся в Италии в XV веке и вытеснивший фламандскую манеру живописи. Новый способ живописи появился прежде всего в середине столетия у венецианских художников, своим развитием он обязан Джорджоне и Тициану. Получившая распространение сначала по всей Италии, а потом и остальной Европе, «итальянская манера» сыграла значительную роль в эволюции европейского станковизма.
Портретная миниатюра — портрет небольшого формата (от 1,5 до 20 см), отличающийся особой тонкостью письма, своеобразной техникой исполнения и использованием средств, присущих только этой изобразительной форме.
Сухая игла — техника гравирования на металле, не использующая травление, а основанная на процарапывании остриём твёрдой иглы штрихов на поверхности металлической доски. Полученная доска с изображением представляет собой форму глубокой печати.
Шликер (нем. Schlicker) — используемая в производстве фарфора кашеообразная, мягкая фарфоровая масса, состоящая из каолина, кварца и полевого шпата. Смешанная с водой и подкрашенная глина, использовавшаяся в древности для росписи керамики, также называется шликером.
Карнация (фр. carnation — телесный цвет, от лат. caro — мясо, плоть, тело) — цветовая характеристика, живописные приёмы, (обычно многослойное наложение красок), применяемые при изображении кожи человека, его лица и обнажённых частей тела. Более общо — изображение человеческой кожи по сравнению с фигурой, покрытой тканями.
«Прекрасная
шоколадница » (фр. La Belle Chocolatière, нем. Das Schokoladenmädchen) — наиболее известное произведение швейцарского художника XVIII века Ж. Э. Лиотара, изображающее служанку, несущую на подносе горячий шоколад. Выполнена в технике пастели на пергаменте.
Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид живописи, выполняемой тоновыми градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого, а также техника создания нарисованных барельефов и других архитектурных или скульптурных элементов. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения.
Факту́ра (от лат. factūra — обработка, строение) — характер поверхности объекта, его рельефность.
Ка́лька (фр. calque, англ. tracing paper) — тонкая прозрачная бумага, применяемая при черчении, свето- и ручном копировании.
Ангоб (фр. engobe) — покрытие из жидкой глины, которое наносят на поверхность изделия до его обжига в виде сплошного или частичного покрытия для получения более гладкой поверхности, маскировки нежелательной окраски изделий, создания рельефного рисунка и т. п.Роспись ангобами даёт чистый цвет, пластичный рисунок. Его наносят на изделие каплю за каплей, центр – в центр. Растекаясь, капли образуют разноцветные концентрические кольца. Изменять форму кольца можно, наклоняя изделие. Если роспись состоит...
Масляная живопись — одна из живописных техник, использующая краски с растительным маслом в качестве основного связующего вещества.
Ковче́г (от ст.-слав. «ковъчегъ» — ящик, ларь, сосуд) — в иконописи — углублённое среднее поле на лицевой поверхности иконной доски. Формой более или менее повторяет форму доски (чаще всего — прямоугольный). Глубина — до 5 мм. Края доски, не занятые ковчегом, называются полями, переход от ковчега к среднему полю — лузгой.
Сфума́то (итал. sfumato — затушёванный, буквально — исчезающий как дым) — в живописи смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух. Приём сфумато разработал Леонардо да Винчи в теории и художественной практике.
Бискви́т — керамическое изделие, подвергшееся только первичному (бисквитному) обжигу. Температура обжига бисквита обычно 800—1000 °C, причём первая стадия нагрева идет достаточно медленно, чтобы испаряющаяся вода не вызывала деформаций предмета. Бисквитный обжиг вызывает необратимые химические и физические изменения, в результате чего получается прочное, тяжёлое, пористое изделие. После бисквитного обжига изделие может подвергаться дальнейшей обработке с помощью разнообразных шликеров и глазурей...
Твореное золото — это микроскопические частицы золота в виде порошка. Изготавливается из листов тончайшего золота 960-й пробы. Твореное золото применяется в художественной росписи, иконописи, реставрации.
Альфрейная живопись — разновидность интерьерной росписи, имитирующая различные типы и виды отделки внутреннего помещения (например, ценные породы дерева, гипсовую лепнину, шёлковые драпировки, золотые или серебряные поверхности, растительные узоры и т.п.).
Рефле́кс (лат. reflexus — прил. отражённый, сущ. отражение) — оптический эффект отражённого света, изменение тона или увеличение силы окраски предмета, возникающие при отражении света, падающего от окружающих его предметов.
Гравюра на металле (фр. gravure от graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства. Гравюры на металле существуют ручные, электромеханические, лазерные. Известны гравюры также на камне, мечах, наконечниках стрел.
Доска́ ико́нная, цка, дска — традиционная основа под темперную живопись в иконном писании должна была отвечать требованиям, по которым квалифицировался труд иконописца. Доской для иконы служит с древности: липа, берёза, сосна, ель, сибирский кедр, лиственница, дуб или клён. Из дорогих пород считалась привозная доска, изготовляемая из кипариса. Доски, как правило, тесались из плахи топором, обстругивались теслом. Продольную распилку брёвен пилой в России начали, вероятно, с XVII века. Так что вырубленный...
Кьяроску́ро — (итал. chiaroscuro, буквально — светотень) в изобразительном искусстве: градации светлого и тёмного, распределение различных по яркости цветов или оттенков одного цвета, позволяющее воспринимать изображаемый предмет объёмным. С развитием Кьяроскуро в 16-17вв., ночь вышла из фона,утвердившись в самой картине,которая стала прямо-таки сценой манихейской борьбы между Светом и Тьмой.
Инта́рсия (от итал. intarsio) — вид декоративно-прикладного искусства, инкрустация, выполняемая деревом по дереву.
Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, пластмассам типа поликапролактона и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры. Варьируется от мелкой пластики, этюда — до произведений близких по размерам к монументальным. Термин может расцениваться как синоним самого понятия «скульптура», однако употребляется обычно в таком качестве преимущественно...
Упоминания в литературе (продолжение)
Необходимо заметить, что практически все виды грунтов (влажные супеси, суглинки и глины) при отрицательных температурах промерзают, тем самым увеличиваясь в объеме до 10%, что, в свою очередь, приводит к возникновению в грунте нормальных сил, прилагаемых к подошве фундамента погреба, и касательных сил, направленных вдоль его вертикальных плоскостей. И в результате воздействия этих сил малонагруженные свайные фундаменты за 5–10 лет могут подняться на 80–90 см. А чтобы сократить ущерб строительным конструкциям, такие грунты, как правило, заменяют песчаными. Для уменьшения воздействия касательных сил на фундаменты погребов, последние обычно обмазывают горячим битумом, кремний органическими эмалями марок КО-198, КО-174, КО-1164. При
отсутствии эмалей можно использовать натуральную или полунатуральную олифу.
Оклеечная гидроизоляция – это сплошной водонепроницаемый ковер из рулонных или гибких материалов, наклеенных в 1–4 слоя на изолируемые горизонтальные, наклонные или вертикальные
поверхности. Устройство оклеечной гидроизоляции показано при больших гидростатических напорах грунтовых вод (более 2 м). Как материалов, так и технологий такой изоляции в современном мире разработано много, а выбор их каждый раз определяется условиями и требованиями конкретного объекта.
Песчано-гравийные дорожки делают на грунтовом основании (корыто или насыпь) двумя способами: укладкой готовой песчано-гравийной смеси или путем перемешивания трех компонентов (песка, глины, гравия) непосредственно на полотне дороги. Первый способ предпочтительнее, так как позволяет сразу приступить к разравниванию готовой смеси слоем нужной толщины, ее поливу и
последующей укатке дорожки от края к середине катками массой 5 т с проходом не менее 5 раз по одному месту. При втором способе на готовое полотно дорожки постепенно рассыпаются песок и глина ровными слоями, которые равномерно перемешиваются мотофрезой или дисковой бороной в сцепке с мотороботом (дальнейшая технология работ такая же, как и в первом случае). Составляющие компоненты смеси: песок среднезернистый – 60 %, глина-пушонка– 15–20, гравий горный с фракцией зерен до 2–3 см – 20–25 %.
При введении полимерных добавок увеличивается сцепление нового раствора со старым и нового с поверхностью. Участок, который необходимо отремонтировать, предварительно смачивают раствором полимера в воде, после чего более пластичным раствором производят обрызг, через 40 минут наносят первый слой грунта, после его схватывания наносят второй слой. В такой же
последовательности осуществляют нанесение накрывочного слоя и его затирку.
Механической поглотительной способностью считается такое свойство грунта, которое позволяет ему сохранять присутствующие в воде компоненты. Этот параметр напрямую зависит от степени капиллярности и пористости, структуры,
состава и характера почвы. Слои грунта можно сравнить с многоуровневым фильтром. Они удерживают проходящие через них вещества, различающиеся величиной, диаметром и расположением. Данное качество часто используется в проведении мероприятий по заиливанию участков с песчаными грунтами и во время очистки сточных вод, имеющих техническое и бытовое назначение.
Чтобы крыльцо дольше служило, необходимо выполнить несколько условий. Во-первых, тщательно подобрать древесину (хорошо просушенную, без трещин и следов гнили, желательно хвойных пород). Для проступей лучше использовать доски более твердых пород (например, дубовые). Передние кромки их неплохо бы усилить металлическими уголками. Во-вторых, нужно надежно защитить все деревянные поверхности от намокания. Детали, соприкасающиеся с грунтом, пропитывают минеральными маслами, промазывают битумом или смолой, а открытые участки покрывают 1–2 раза горячей олифой и потом красят эмалями
или лаком. Для наружных работ лучшими являются алкидные эмали (глифталевые и пентафталевые). Если вы последуете этим советам, то крыльцо «проживет» без ремонта 10–12 лет. Впрочем, при желании можете использовать и более долговечные материалы, скажем, кирпич либо бетон.
Во время производства работ по вертикальной планировке существующий растительный слой в большинстве случаев предварительно сгребают и собирают в бурты. Далее на участках, отводимых под газоны, поверхность выравнивают. Затем производят разрыхление подстилающего слоя на глубину не менее 15 – 20 см с последующим дискованием. В тяжелые по механическому составу глинистые грунты следует добавить песок, а в легкие, песчанистые для придания связности и повышения водоудерживающей способности – торф и суглинок. Структура подстилающего слоя основания должна быть пористой, чтобы обеспечить нормальный водо– и воздухообмен с растениями. При
подготовке верхнего корнеобитаемого слоя следует учитывать, что реакция почвы должна быть слабокислой, порядка 5,5 – 5,6, а по механическому составу почва должна быть средне-, легкосуглинистой или супесчаной и обладать рассыпчатой структурой: почву разрыхляют до частиц размером 1 – 2 см. При подготовке корнеобитаемого слоя в почву вносят минеральные удобрения. Примерные дозы внесения удобрений (по д. в.), кг/га:
Далее несколько секций выверяют в плане и по горизонтали и окончательно производят бетонирование всех стенок. Для крепления стоек применяют бетон марки не ниже М200 и
морозостойкостью не менее 50. Деревянные стойки применимы диаметром не менее 14 см, длиной 2,3 м. Закапываемую в грунт на глубину до 1 м часть стойки предохраняют от загнивания разогретым битумом или путем обжига ее в огне до образования угольной корочки. Верхняя часть стойки должна быть заострена под углом 120°.
При выборе краски необходимо учитывать
особенности окрашиваемой поверхности. Разные материалы имеют разную гигроскопичность, т. е. способность впитывать воду. Например, поверхности из свежего гипса, цемента, силикатные и огнеупорные кирпичи быстро вытягивают воду из краски и тем самым нарушают пленкообразование. Краска начнет быстро осыпаться с таких поверхностей. Чтобы этого избежать, перед покраской следует проверить гигроскопичность поверхности и при необходимости нанести на нее грунт. Для проверки гигроскопичности поверхности надо плеснуть на нее 50–100 мл воды. Если жидкость быстро впитается, то гигроскопичность высокая.
Укладка грунта имеет свои правила. Плоскость грунта должна иметь уклон от задней стенки аквариума к передней. Таким образом отходы жизнедеятельности организмов будут скапливаться у края передней стенки аквариума, что значительно облегчит чистку дна. Кроме того, различная толщина грунта позволяет разместить растения, требующие разных условий для своей корневой системы: мелкие – там, где слой грунта меньше, а крупные – где толще.
БЕНТОНИ́ТОВЫЙ РАСТВ?Р, специальный глинистый раствор (суспензия), который широко используется в тоннельном строительстве для крепления стен выработок. Представляет собой коллоидный раствор с удельным весом 10.5—12 кН/мі. Бентонитовый раствор обладает интересными свойствами. Находясь в жидком состоянии (золь), он с течением времени загустевает (переходит в гель), а при механическом воздействии вновь переходит в золь. Обладая низкой вязкостью и высокой глинизирующей способностью, бентонитовая суспензия проникает в грунт, образуя на поверхности стен тонкую (0.5—30 мм), но достаточно плотную и прочную плёнку, удерживающую от обрушения вертикальные откосы траншей с нагрузкой на поверхности. Свойства глинистого раствора не изменяются на всех стадиях строительных работ; он не ухудшает сцепления арматуры с бетоном, не смешивается с бетонной смесью, что позволяет вести бетонирование подводным способом. В закреплённые глинистым раствором траншеи опускают арматурные каркасы и бетонируют конструкции стен непосредственно в грунтовой опалубке, вытесняя бентонитовый раствор бетонной
смесью (технология «стена в грунте»). Используется также при щитовой проходке для крепления выработки в головной части щита.
После того как грунт высохнет (через 1, 5–2 ч), на поверх-ность наносят предварительное покрытие, соответствующее выбранному тону. Через 3–4 ч, когда предварительное покрытие подсохнет, можно будет
наносить основной материал. Фактурное покрытие пастообразной консистенции наносят движениями снизу-вверх с помощью стальной гладилки, начиная с верхней части стены, и разгоняют его крестообразными движениями по всей ширине.
4. Краски наносятся или по всей поверхности изображаемых предметов, объектов или лишь в определенных местах. В результате естественный теплый серо-охристый цвет холста или цвет грунта используется художником в общем тонально-цветовом решении картины (этюда). На принципе пространственного смешения цветов основана мозаичная монументальная живопись (стенная, плафонная), в которой цветные плоскости выложены из небольших различно окрашенных цветных плиток, сливающихся на расстоянии в один суммарный цвет. Таким образом, в конечном (результатирующем) цветовом и фактурном построении красочного слоя картины или этюда участвуют все
нижележащие слои красок (особенно при тонкослойном наложении одного прозрачного красочного слоя на другой), а также цвет, тон, рефлексная и зернистая фактура основы.
Устанавливают новое стекло и определяют места установки центровочных клиньев. Стекло снимают и затем на периферию внутренней стороны наносят специальный клеющий грунт для
стекла, предварительно очистив обрабатываемую поверхность от жира растворителем.
В
бесподвальных зданиях первый слой горизонтальной гидроизоляции укладывают между фундаментом и цоколем, второй – на 10–15 см ниже перекрытия в пределах цокольной стены. Изолируемые конструкции предохраняют от воздействия грунтовых и поверхностных вод в течение всего периода выполнения гидроизоляционных работ. В этот момент уровень грунтовых вод должен быть на 40–50 см ниже горизонтальной изоляции, и его следует поддерживать таким до полного окончания гидроизоляционных работ.
Итак, мы представили те строительные материалы для стен, которым застройщики отдают предпочтение чаще всего. Разумеется, на этом перечень не ограничивается, потому что нередко применяются различные местные материалы. Например, при строительстве одно– или двухэтажного дома используются грунтобетонные камни (320 x 155 x 140 мм), которые являются смесью природного грунта, в частности лесса, лессовых супесей или суглинков (он может быть улучшен за счет введения песка, извести, глины), и вяжущего. Это материал характерен для тех территорий, в которых другие стеновые материалы либо очень дороги, либо отсутствуют. Встречаются
блоки на основе торфа, арболита и др.
Также можно воспользоваться специальным приспособлением – однозубой цапулькой. Она хорошо разрыхляет почву, при этом не переворачивает землю и обеспечивает доступ воздуха к
нижним слоям грунта. Одновременно происходит разрушение верхнего коркового слоя, образующегося на поверхности при испарении влаги.
Чтобы заложить фундамент, делается разметка, с помощью колышков обозначаются его границы, после чего выкапывается котлован, величина которого в каждую сторону должна быть примерно на 50 мм больше, чем размер подошвы. Его дно тщательно выравнивается и уплотняется, если грунт слабый. Первый ряд выкладывается из каменного боя насухо, вдавливается в грунт трамбовкой, потом заливается жидким раствором. Далее кладка ведется правильными рядами с перевязкой швов, при этом для наружных рядов применяется более густой раствор (они выполняются под
лопатку), для внутренних – более жидкий (под забутку). Для основной кладки используется раствор 1 : 3 – 1 : 6. Чтобы сэкономить цемент, нередко берется смешанный раствор из цемента, известкового теста и песка (1 : 2 : 8 или 1 : 1 : 9).
Подстилающий
слой является подготовочным элементом пола на грунте. Он распределяет нагрузки по основанию. Тело и гидроизоляцию выполняют по необходимости.
При «влажной» укладке все камни и плитки прочно скрепляют цементно-известковым раствором, что создает большую прочность всей конструкции, которая хорошо выдерживает давление грунта со стороны склона. Такие стенки могут иметь высоту до 6 м и
более Материалом для каменных стенок являются гранит, бут, известняк, булыжник и другие долговечные естественные камни. Камни слегка обрабатывают или обтесывают до формы плит. Применяют кладку разных по величине камней с вкраплением отдельных больших камней, что придает особую декоративность конструкции. Применима и однородная кладка из клинкерного кирпича (при условии высокого качества как кладки, так и материала).
Насыпные
грунты состоят из разнообразных пород, а часто и из бытовых отходов. Они не однородны по составу и структуре, обладают большими и неравномерными осадками, вследствие чего пригодность их в качестве оснований ограничена.
Грунтовое основание может быть устроено также путем завоза грунта со стороны (при его недостатке) в соответствии с проектом вертикальной планировки. В качестве улучшающих добавок можно применить цемент, бетона и древесно-смоляной песок. Добавки
из цемента стабилизируют грунт дорожек.
Обыкновенные штукатурки с использованием известковых, цементных, гипсовых, известково-цементных и известково-гипсовых растворов
применяют для более простой наружной или внутренней отделки дома. Обыкновенную штукатурку по качеству отделки делят на простую и улучшенную. Простую штукатурку выполняют в том случае, если поверхность не требует тщательной отделки. Она состоит из двух отдельно наносимых слоев – обрызга, грунта. Их применяют для сглаживания неровностей строительных конструкций. Каждый из этих слоев имеет строго определенное назначение. Улучшенную штукатурку применяют при отделке жилых помещений, а также для оштукатуривания фасадов домов.
Недостатком пленочного покрытия является его недолговечность. Поэтому большинство рыбоводов-любителей, создавая искусственные пруды на фильтрующих грунтах, применяют глиняную оправу ложа. Для этого поверх грунта укладывают
слой глины, а затем слой гальки или щебня мелкой фракции. Гальку или щебень прикрывают слоем песка, а сверху – слоем глины. Толщина первого и последнего глиняного пласта – 20–25 см, галечного и песчаного – по 15–20 см. Вода просачивается через такой фильтр, захватывает часть глины, которая забивает поры между песчинками, а те, в свою очередь, – промежутки между камнями. Со временем в результате фильтрации образуется непреодолимое препятствие для воды.
Трещины появляются на поверхности из–за применения слишком жирных или плохо перемешанных растворов. Привести к преждевременному растрескиванию может и слишком быстрое высыхание штукатурки под действием сильных сквозняков или высокой температуры. Исправить этот вид дефекта невозможно, но вам вполне по силам заранее предусмотреть его появление.
Для этого толщина каждого слоя грунта не должна превышать 7 мм при использовании известковых либо известково–гипсовых растворов и 5 мм при применении цементных растворов.
При уровне грунтовых вод выше проектируемой подошвы (нижней отметки) фундамента не рекомендуем использовать для строительства глиняный кирпич или монолитный бетон. Если необходимо заглубить кирпичный фундамент,
проведите полную гидроизоляционную защиту: горизонтальную в подошве и вертикальную по внутренним и наружным граням фундамента. Водонепроницаемый материал должен находиться несколько выше уровня земли. Использовать для кладки фундамента силикатный кирпич мы категорически не советуем, так как, независимо от состояния грунта, он быстро разрушится.
Если в той местности, в которой ведется строительство, низкий уровень грунтовых вод, то пол можно укладывать на лаги, опирающиеся на квадратные столбики из двух рядов кирпичей, верх которых
покрыт двумя слоями рулонного материала на битумной мастике. Столбики, в свою очередь, должны опираться на плиты из бетона с повышенным содержанием песка и гравия (7 : 1). Плиты следует установить на гидроизоляционном слое из размятой в воде глины, лежащем на тщательно утрамбованном грунте. Подполье должно быть высотой не менее 25 см.
– заступ может иметь прямую и остроконечную
кромку. Первый применяют для перемешивания штукатурного или бетонного раствора, а второй используют для работы на легких грунтах. Но, например, для выравнивания краев дорожек или канав он не подойдет;
Существуют разные способы, позволяющие повысить и поддержать необходимый уровень температуры воздуха в сооружении
защищенного грунта. Например, для создания пленочного укрытия, внутри которого хорошо сохраняется тепло, опытные овощеводы советуют полиэтиленовую пленку укладывать на теплицу или парник в два слоя. При этом между слоями должно быть воздушное пространство шириной до 5 см.
Грунт – второй слой штукатурного намета. Раствор для грунта приготовляют несколько гуще, чем для обрызга.
Грунт – основной (по объему) слой штукатурного намета. Он образует необходимую толщину штукатурки и выравнивает поверхность. Толщина слоя штукатурного грунта составляет не более 7 мм при известковых и известково-гипсовых растворах, 5 мм – при цементных растворах.