Связанные понятия
Деко́р (лат. decoro — приличие, пристойность, совместимость) — совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров; может быть живописным, скульптурным, архитектурным. Различают «активный» декор, соответствующий конструкции постройки, связанный с его функцией и формой, и «пассивный» декор, не соответствующий членениям формы и привлечённый лишь для украшения здания. В архитектуре под декором нередко понимают всю неконструктивную часть сооружения.
Витра́ж — вид монументального искусства, произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная лицевая сторона здания.
Сту́кко (стюк, итал. stucco, нем. Stuck) — искусственный мрамор, высший сорт штукатурки; материал для отделки стен, архитектурных деталей и скульптурного декора.
Галере́я (фр. galerie, от итал. galleria) — вытянутое в длину крытое помещение или переход между частями здания или соседними зданиями.
Упоминания в литературе
Конечно, беспроигрышным вариантом дизайна, особенно самодеятельного, станет классический
интерьер , для которого, как вы уже поняли, характерны плавные переходы объемов, ритмов, цвета и света, иными словами, пространство раскрывается постепенно, без резких перепадов уровней пола и высоты потолков, без контрастных смен ракурса. Однако… такой интерьер сегодня для многих скучен, куда более актуальны интерьеры, выдержанные в современных стилях декорирования, подразумевающие прежде всего функциональность (все вещи на своих местах и все – в составе единого комплекса); соединение архитектурных и функциональных элементов; простые формы, крупные детали вместо мелких и незаметных; присутствие акцентов – привлекающих взгляд необычных вещей, ярких цветовых пятен, произведений искусства; зонирование – разделение помещения с помощью отдельных элементов на зоны различного назначения; мебель геометрических форм, с четкими контурами, в нейтральных или ярких тонах; разнообразное освещение, в том числе скрытое или полускрытое (когда источник света не виден, помещение освещается «из ниоткуда»).
Декоративное и прикладное. Понятие декоративное чаще используют для характеристики украшения и специфических приемов построения изображения на поверхности предмета. Однако понятие украшать имеет два смысла: украшать – декорировать и украшать – делать красивым. Первое обуславливает закономерности изображения. Второе значение шире. Делать красивым можно не только с помощью изображения, но и сообразуясь с закономерностями материала, технологии, пропорций, функциональной логики изделия. с задачами оформления
интерьера и экстерьера архитектурных сооружений. В этом смысле декоративное близко по содержанию изобразительному, смысл которой не связан непосредственно с утилитарными функциями. Декоративное – это скорее игра, причуда, хорошо представленная в игрушке, керамическом изразце, выставочных произведениях керамики, напольных и настенных мозаиках, витражах, плакатах, украшениях, панно, гобеленах и др. Характер его определен задачами оформления, когда локальный цвет, линеарный контур, плоскостность трактовки изображения, подчеркивая специфику, размеры или конфигурацию предмета, имеют собственные пластические законы. Понятие прикладное четко свидетельствует о зависимости изображения от формы. Ковш при любом оформлении должен оставаться ковшом, дом – жилищем, одежда – защитой тела. Характер предмета обусловлен его практическими функциями, технологиями преобразования исходного материала, конструктивными приемами формирования объема. Данное понятие, соотносящее украшение с практическим назначением, функциональной и технологической стороной предмета, и обращено к свойствам или зависимости изображения от конкретной формы предмета.
В жилых комнатах плитку укладывают достаточно редко. Такая идея впервые зародилась в Италии и Испании и постепенно нашла своих приверженцев и в нашей стране. Стилистическое разнообразие, выраженное в специальном декоре, плинтусах и вставках, позволяет создать оригинальный и стильный
интерьер . Безусловно, в случае облицовки плиткой полов в спальне и гостиной необходимо позаботиться о создании системы подогрева полов в этих помещениях, ведь керамика – материал холодный.
В жилых комнатах плитку укладывают достаточно редко. Такая идея впервые зародилась в Италии и Испании и постепенно нашла своих приверженцев и в нашей стране. Стилистическое разнообразие, выраженное в специальном декоре, плинтусах и вставках, позволяет создать оригинальный и стильный
интерьер . Безусловно, в случае облицовки плиткой полов в спальне и гостиной необходимо позаботиться о создании системы их подогрева в этих помещениях, ведь керамика – материал холодный.
Натуральное, простое и теплое, дерево является «вечным» материалом, который одинаково эффектно выглядит и в современных, и в традиционных
интерьерах . Используйте его, наслаждайтесь им и наблюдайте, как с годами оно становится лучше. Дерево в его многообразных видах и формах обладает постоянной привлекательностью как материал для домашнего декора, и не трудно понять, почему. Использованное на больших поверхностях, на таких, как пол, оно не только выглядит красиво само по себе, но также выполняет в комнате роль фона для других отделок и элементов декора. Оно обладает своей особой ценностью, которой лишены большинство ковров и других напольных покрытий. Несомненно, что одна из причин популярности дерева заключается в его природном происхождении. Натуральность материала позволяет ему легко сочетаться с искусственными отделками, а практически бесконечное разнообразие рисунков и цветов делает его более интересной отделкой, которая в меньшей степени довлеет в интерьере, чем промышленные виды материала. Поэтому в таком интерьере легче жить.
Связанные понятия (продолжение)
Потолок — нижняя часть ограждающей конструкции, ограничивающей помещение сверху. Потолок может быть непосредственно нижней частью перекрытия или покрытия, либо подвесным — образованным особыми конструктивными элементами.
Релье́ф (фр. relief, от лат. relevo «поднимаю») — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона (то есть выпуклых объёмов). Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф, таким образом, противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы...
Плафон (от фр. plafond — потолок) — вид, проекция на архитектурное сооружение снизу (антоним понятия «план» — проекции сверху).
Штукатурка (итал. stuccatura, от stucco «гипс, известь, алебастр») — отделочный слой, образованный затвердевшей строительной смесью, а также сама эта смесь.
Фре́ска (от итал. fresco — свежий), аффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальцитную плёнку, делающую фреску долговечной. Выполняется художником-фрескистом.
Десюдепо́рт (от фр. dessus de porte, буквально «над дверью») — декоративная композиция, расположенная над дверью. Чаще скульптурная или рельефная, иногда в виде живописного панно. Данное декоративное украшение конструктивно связано с дверным проёмом, в художественном плане является переходным элементом от дверей к стенам.
Кессо́н ы (фр. caisson «ящик» от итал. cassetta «ящичек») — углубления прямоугольной или другой формы в своде, куполе, потолочном перекрытии или на внутренней поверхности арки.
Сграффи́то (итал. sgraffito), или граффи́то (итал. graffito), — вид отделки, выполняемый нанесением на грунт двух и более накрывочных различных по цвету слоёв с последующим частичным процарапыванием по заданному рисунку. Сграффито относят к технике росписи, поскольку толщина слоёв обычно не превышает 1 см, что в масштабе здания для глаза почти незаметно. Рельефные эффекты, когда толщина штукатурки 2—5 мм, позволяет отнести сграффито к промежуточному состояние между росписью и рельефом.
Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков. Ограждающие конструкции эскалатора также называются балюстрадой, хотя и не имеют ряда фигурных столбиков. Это результат переосмысления (деэтимологизации) термина (сравните «стрелять» — буквально пускать стрелы). До появления типа L фирмы «Otis» (в 20-х...
Рокайль (фр. rocaille, произносится «рокай»: мелкие камни, ракушки, кораллы) — главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Появился во Франции в начале XVIII века при украшении парковых павильонов-гротов деталями, имитирующими природные элементы (морские раковины, причудливые растения, камни, обломки скал). Этим объясняется происхождение названия «рокайль». Впоследствии термин стал обозначать все изгибающиеся, вычурные, необычные формы, напоминающие раковину, неровную...
Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение), посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Орна́мент (лат. ornamentum «украшение») — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).
Балко́н (фр. balcon, с древневерхненемецкого balko «балка») в архитектуре — разновидность террасы: площадка с перилами, укреплённая на выступающих из стены балках. Современные модели выступают из плоскости стены фасада здания в виде огражденной площадки. Бывают, как правило, открытыми и неотапливаемыми, хотя встречаются закрытые и остекленные варианты, и даже утеплённые.
Полихромия (др.-греч. πολύς — многочисленный и χρῶμα — цвет) — многоцветная раскраска или многоцветность материала в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве. Достигается применением разноцветных материалов, патинированием, золочением или использованием красящих веществ. Присутствовала почти во все эпохи и во всех областях культуры — в египетских пирамидах, минойских дворцах, в греческих и римских храмах, на исламских куполах и в средневековом искусстве. Противоположным...
Лоджия (итал. loggia) — помещение, открытое с одной, двух или трёх сторон, где стену заменяют колоннада, аркада, парапет. По другой версии, это модифицированный балкон, как правило, встроенный в стену и имеющий справа и слева стены (у балкона их нет). В русском языке часто слова «балкон» и «лоджия» употребляются как синонимы, а то и вместе.
Панно ́ (фр. panneau от лат. pannus — кусок ткани) — вид монументального искусства, живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких-либо участков стены (настенное панно) или потолка (плафон); барельеф, резная, лепная или керамическая композиция, служащая для той же цели.
Манса́рда (от фр. mansarde) — эксплуатируемое чердачное пространство (как жилое, так и нежилое помещение), образуемое на последнем этаже дома, либо последнем этаже части дома, с мансардной крышей. Популярность домам с подобной архитектурой принёс француз Франсуа Мансар своей работой в Париже в середине XVII века. В 1630 году он впервые использовал подкровельное чердачное пространство для жилых и хозяйственных целей. С тех пор чердачный этаж под скатной крутой изломанной крышей носит название «мансарда...
Ви́мперг или вимперк (нем. Wimperg от Windberg — защита от ветра или нем. Wimper — ресница) — остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами готических зданий. Как правило, увенчивался крестоцветом, часто украшался резьбой, краббами и другими декоративными элементами. Одним из предназначений вимперга является зрительное увеличение высоты сооружения.
Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид живописи, выполняемой тоновыми градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого, а также техника создания нарисованных барельефов и других архитектурных или скульптурных элементов. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения.
Щипе́ц — в архитектуре верхняя часть, в основном торцевой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и не отделённая снизу карнизом (в отличие от фронтона). Название обычно применяется к постройкам с крутой двускатной крышей, образующей остроугольный щипец, который иногда завершает главный фасад здания. В готической архитектуре остроконечный щипец называют также вимперг.
Арка́да (от фр. arcade) — ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные или квадратные столбы — устои. Устои могут быть украшены пилястрами или полуколоннами, поддерживающими венчающий аркаду антаблемент.
Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
А́рка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция, создаёт боковой распор. Как правило, арки симметричны относительно вертикальной оси.
Экстерье́р (фр. extérieur < лат. exterior — внешний, антоним — интерьер) — художественный или архитектурный внешний вид, оформление здания, автомобиля, строение тела животных (лошадей, собак) и т. д., обеспечивающее человеку благоприятное эстетическое восприятие.
Крыльцо — наружная пристройка (часто крытая) при входе в дом, через которую осуществляется вход и выход из помещения. Если дверной проём расположен высоко, то имеет также лестницу. Помимо практической надобности (защита входа от атмосферных осадков) имеет и декоративную функцию — часто навес, перила и другие части крыльца выполняются с использованием резьбы либо украшены другими способами.
Рококо ́ (фр. rococo от rocaille «скальный») — термин, вошедший в употребление в середине XVIII века; его использовали с негативным оттенком. В XIX в. стиль рококо неправомерно считали продолжением стиля барокко или даже «высшей стадией искусства барокко». Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в.), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного...
Лекальный кирпич — кирпич, изготовляемый в виде деталей разной формы, с плоскими постелями и криволинейными боковыми гранями, например с вырезом в форме сегмента цилиндра; употребляется вместо обыкновенного кирпича при кладке колонн, дымовых труб и других частей сооружений с криволинейными очертаниями, чтобы избежать обтёсывания, которое уменьшает прочность кирпича.
Историзм (нем. Historismus) — направление в архитектуре и декоративном искусстве XIX века, стремившееся к точному воспроизведению духа и формы исторических стилей. Выступает как сочетание различных архитектурных, уже «прошлых», «исторических» стилей, стилей, обретающих новую современность и жизнь в некоем «исторически неправильном» единстве, поскольку в этом единстве представлены осколки разных времён (эти времена репрезентируются как стили).
Венецианское окно (также называемое палладианским и серлианским; итал. serliana) — форма трёхчастного окна, типичного для палладианской архитектурной традиции.
Рото́нда (итал. rotonda, от лат. rotundus — круглый) — цилиндрическая постройка, обычно увенчанная куполом. По окружности ротонды часто расположены колонны.
Ва́льмовая кры́ша — вид крыши с четырьмя скатами, причём торцовые скаты имеют треугольную форму (называются «вальмы») и простираются от конька до карниза. Два других ската трапецеидальной формы. Благодаря своей конструкции крыша очень практична в плане схода с неё осадков. Однако в то же время в силу технологических особенностей является самой сложной в исполнении. И делается как правило только специализированными строительными работниками.
Консоль (фр. console) — в архитектуре тип опоры или кронштейна с одним жёстко закреплённым концом при втором свободном конце. Консоль применяется для подпорки какой-либо выступающей части сооружения, например, карниза, балкона, стенного вертикального уступа и др. Профиль консоли часто имеет форму завитка. Иногда консоль декорируется на концах двумя завитками-волютами, из которых прилегающая к стене больше по размеру и закручивается кверху, а вторая, меньшая по размеру, завивается в противоположную...
Фонарь в архитектуре — венчающая здание открытая балочная конструкция, служащая для освещения или вентиляции.
Э́ркер (нем. Erker) — выходящая из плоскости фасада часть помещения, частично или полностью остеклённая, улучшающая его освещённость и инсоляцию. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища. Зачастую эркер остеклён по всему периметру.
Ку́пол (итал. cupola — купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa — бочка) — пространственное покрытие зданий и сооружений, по форме близкое к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Купольные конструкции используются преимущественно для перекрытий круглых, многоугольных, эллиптических в плане помещения и позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Образующими формами служат различные кривые, выпуклые вверх...
Вазон — тип малой архитектурной формы, декоративная ваза, обычно каменная, металлическая или гипсовая, установленная на открытом воздухе. Также может быть в бетонном варианте с фактурой камня. Как правило, вазон не имеет никакого утилитарного назначения, но в некоторых случаях может служить клумбой. Вазоны широко использовались в европейской и русской архитектуре 18—19 веков, при декорировании парков, общественных построек и богатых домов. Широко использовали также в 1930—1950-е годы в СССР, в архитектуре...
Ампи́р (фр. style Empire — «имперский стиль») — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века; сменился течением историзма.
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией. Понятие «портал» (в миниатюре) также применяется для обозначения «П»-образной рамы камина.
Роза (англ. rose window) — большое круглое окно в архитектуре готического стиля, расчленённое фигурным переплётом на части в виде звезды или распустившегося цветка с симметрично расположенными лепестками и застеклённое витражным стеклом.
Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Пина́кль (фр. pinacle, от лат. pinnaculum — крылышко; щипец, конёк) в романской и готической архитектуре — декоративная копьевидная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана, чтобы предотвратить её сдвиг. Для данной цели пинакли нередко утяжеляли свинцом. Самое раннее использование пинаклей обнаруживается в архитектуре...
Окно ́ (окóнный проём) или витраж — специально задуманная в конструкции здания архитектурная деталь строительства: проём в стене, служащий для поступления света в помещение и вентиляции. Расположение, количество и размеры окон играют важную роль в проектировании здания. Окна являются главным (до 50 %) источником теплопотерь в зданиях.
Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определённые элементы и подчиняющийся определённой архитектурно-стилевой обработке. Включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение.
Лю́стра (фр. lustre, от лат. lustro — «освещаю») — подвесной потолочный светильник, предназначенный для создания бестеневого освещения (в отличие от точечного источника) помещений. Размеры люстры (расстояние между отдельными точечными источниками) и количество точечных источников света в ней определяют равномерность освещения помещения. Изначально в качестве источника света использовались свечи, сегодня чаще всего можно встретить лампы накаливания, люминесцентные лампы и светодиодные лампы.
Упоминания в литературе (продолжение)
Предметы столярной работы находятся в непосредственном контакте с человеком, и это определяет их размеры, форму структурных частей и общий облик. Кроме того, эти части находятся в
интерьере и должны гармонично в него вписываться. Необходимо найти такие членения, пропорции и размеры деталей и общего целого, чтобы они одновременно подходили и к интерьеру, и к человеку. Даже в случаях, когда предмет изготовляется вне конкретного интерьера, надо представлять себе окружение создаваемой мебели и учитывать его при работе.
В настоящее время мало кто из декораторов придерживается определенных стилевых направлений. Смесь функциональности, совокупности цветовых решений и элементов декора разных эпох – это то, что отличает современные
интерьеры . Одной из главных задач дизайнеров в наши дни является умелое композиционное сочетание цвета и предметов интерьера, создающее настроение и неповторимый облик помещения с определенной функциональной направленностью.
В этой книге вы найдете советы по планировке и дизайну столь важной части вашего жилья, а также непосредственные рекомендации по воплощению в жизнь ваших желаний. Значительную роль в отделке комнаты играет выбор цвета
интерьера , а также взаимное расположение мебели и других предметов оформления гостиной, их сочетаемость и гармонизация. Можно добиться высокого эффекта, создав удачное сочетание материала, формы, цвета, предметов убранства и обстановки.
Чтобы окончательный вариант ванной комнаты отвечал высочайшим требованиям дизайна, стилистическое решение
интерьера ванной должно соответствовать общей стилистической концепции интерьера в целом или, по меньшей мере, зоне, в которой находится ванная. Для оформления современных ванных комнат используются самые разнообразные отделочные материалы: мрамор, дерево, кирпич, плитка, обожженная глина, стекломасса и другие. Кроме того, в арсенале дизайнеров имеются новейшие образцы модной сантехники и всевозможные аксессуары. Все это предоставляет дизайнерам неограниченную свободу и позволяет им создавать действительно комфортабельные, а порой роскошные ванные комнаты.
Независимо от того, сколько вы потратите тканей, краски, обоев и фитингов, ваша комната будет ощущаться и выглядеть унылой, если ей недостает текстуры. «Текстура» – это сакраментальное слово дизайнеров, но удачное сочетание в доме различных текстур всегда было частью хорошего дизайна
интерьера . Искусство состоит в эффективном смешении и подборе различных материалов (тканей, поверхностей и мебели), так чтобы общий эффект был разнообразным, но взаимодополняющим. На самом деле это не так сложно, но люди все-же совершают ошибку, создавая комнату с одним измерением – составленную всю из предметов мягких и гладких или же из блестящих и твердых.
Дизайнер всегда должен помнить о небезграничных возможностях компьютера и стараться изготовить модель с приемлемым качеством и максимальной экономией ресурсов. Особенно это актуально при моделировании классической мебели стилей барокко, ампир и ренессанс. Большое количество затейливой резьбы и завитушек, выполненное методом полигонального моделирования, может привести к тому, что на построение остальных элементов
интерьера у компьютера просто не останется ресурсов. В данном случае уместно будет крупные детали создавать при помощи полигонального моделирования, а мелкие – используя текстуры на основе карт Displace (Смещение) и Bump (Рельефность).
При создании эксклюзивных изделий, «тиражируемых» образцов, работая с мастерами производства и смежных специальностей, проектировщики учитывают факторы целостности содержания (функции) и формы (отделки) дизайн-изделий, закономерности сочетания величин, пропорций цвета и композиции, используют выразительные средства изо-пространственного искусства при создании ансамбля дизайн-продукта (сервиз, гарнитур, гардероб,
интерьер , экстерьер и т. п.). Являясь продуктом инженерного и художественного проектирования (конструирования), дизайн формирует наши вкусы ежечасно и повсеместно. Продукция хорошего дизайна всегда практична: красивая ваза для цветов должна быть устойчивой, красивый силуэт самолёта – повышать его лётные качества и безопасность, одежда – удобной и т. п.
Декорирование – это творческое занятие, которое позволяет проявить фантазию и самостоятельно создать оригинальный дизайн для обычных цветочных горшков и украсить ими свой дом. Красиво декорированные цветочные горшки удачно дополнят
интерьер помещения. В этом случае большое значение имеют форма, размеры горшка, цвет и фактура используемых отделочных материалов. Следует заранее продумать, куда вы поставите комнатное растение и какой эффект должен быть при этом достигнут. С помощью растений и декорированных цветочных горшков можно создать в монотонной комнате цветовой акцент, обустроить уголок с определенным функциональным назначением (для отдыха, рабочий кабинет, гостиная и др.), подчеркнуть общий стиль интерьера. Для украшения интерьера можно использовать единичные растения в горшках или композиции из них.
При оформлении
интерьера кухни обязательно нужно учитывать ее размер, высоту потолков, размер окна (или окон). Благодаря правильно подобранным мебели, материалам для стен, пола, потолка, цветовой гамме можно зрительно сделать кухню более просторной, скрыть недостатки естественного освещения и т. д.
Текстура – это новое слово в отделке домашних
интерьеров . Итак, вы уже выбрали обивку и цвет мебели, но как насчет ваших стен? Готовые настенные покрытия сейчас переживают бум благодаря возрождению интереса к текстурным поверхностям. Когда–то они были предметом острой критики, а сейчас продаются в широком диапазоне разнообразных вариантов и цветов. Из них можно создать практически неограниченное количество разнообразных рисунков, чтобы добиться желаемого вида.
Тем, кто мечтает о доме, напоминающем космический корабль или квартиру будущего, следует выбирать стиль хай-тек (рис. 22), который в настоящее время является самым популярным в дизайне
интерьера . Он символизирует современность и экстравагантность, но в то же время провозглашает удобство. Для отделки кухонь, ванных комнат и туалетов в стиле хай-тек используют самые современные материалы. На место дереву и натуральному камню здесь приходят пластик, сталь, стекловолоконные материалы. Впрочем, вы можете использовать для отделки и обычную штукатурку, и краску, и жидкие обои.
Благодаря множеству телевизионных программ по дизайну
интерьера мы все стали больше экспериментировать с краской. Это, в свою очередь, дало толчок созданию красок специального назначения, которые облегчают процесс обновления квартиры. Краской можно скрыть множество дефектов – от меламиновой кухонной мебели до плитки в ванной комнате цвета авокадо, а также те поверхности, которые сами по себе несут определенный модный месидж.
Зато внутреннее убранство такого дома дает возможность не только воспроизвести декорации из любимых фильмов, но и забыть о внешнем мире в лице соседей напрочь. Ведь такой дом подразумевает наличие больших комнат, широких коридоров. Соответственно подбирается и
интерьер – псевдороманского замка. Мы не изображаем старину – мы отсылаем к ней, «играя» с современными материалами. Камин, особенно если вы не хотите возиться с дровами, и это к тому же второй этаж, может быть электрическим. Плазменная панель над ним и люстра в стиле ампир на фоне радикальных потолочных скосов указывает не столько даже на эклектику интерьера, сколько на независимость и гибкость мышления хозяев, а также их представлений о канонах и индивидуальном комфорте
При выборе определенного вида отделки или готового сборного потолка необходимо обратить внимание на особенности помещения, в котором проводятся ремонтные работы. Для помещений разного назначения даже в одной квартире отделка потолка должна быть разной. Это связано с особенностями микроклимата (повышенная влажность в ванной, повышенная температура на кухне),
интерьера (в гостиной уместен нарядный цветной потолок, в спальной комнате предпочтительны белые или пастельного цвета потолки). Также большое значение имеют размеры помещения. В больших помещениях целесообразно установить подвесные или натяжные, многоуровневые и комбинированные потолки. В маленьких можно сделать красивый одноуровневый потолок, который будет создавать иллюзию простора и большого количества воздуха. При грамотном подходе с помощью отделки потолка определенного вида можно изменить пропорции помещения. Это можно сделать и при проведении ремонта или установке потолка своими руками.
Основной принцип создания
интерьера современного ресторана – комплексность оформления, создающая лицо предприятия, его индивидуальные черты. Широко применяются сборно-разборные модульные конструкции, что позволяет трансформировать внешний вид зала за счет цвета, фактуры покрытий и т.п.
Иногда описываемые ниже стили в дизайне
интерьера способны вызывать дисбаланс элементов и влиять на фэн-шуй. Например, представьте себе помещение, которое оформлено белым цветом. Молодой дизайнер-новатор самым кропотливым образом оформил ряд комнат, в которых чистая функциональность, изящество и красота достигали сублимального уровня. К примеру, все убранство спальни составляли кипенно белая постель, простая металлическая перекладина, на которой были развешаны белые или сине-белые вещи, и тоненький томик стихов у кровати. Гостиная демонстрировала роскошное собрание произведений искусства и тщательно подобранных предметов обстановки, а о назначении кухни можно было догадаться лишь по наличию раковины из нержавеющей стали и безупречно белой плиты. Ни малейшего присутствия «неприглядных» продуктов на идеально чистых поверхностях. Помещения такого типа легко могут вызвать значительный дисбаланс.
С 1912 по 1930 год Балла занимался архитектурными экспериментами, создавал необычные
интерьеры , делал мебель в стиле ар нуво. Его абстрактная живопись под влиянием подобных экспериментов обогатилась новыми реминисценциями. В композициях появились плавные формы, напоминающие архитектурные волюты и раковины, а ритмы приобрели пластичные изгибы. Ярким примером этого сложного синтеза является работа «Формы кричат: “Да здравствует Италия!”» (1915, частное собрание).
Еще одна модная тенденция современного
интерьера состоит в том, что люди, живущие в ногу со временем и понимающие, насколько внешний вид жилья сказывается на работоспособности и возможности качественного отдыха, предпочитают делать перепланировку для того, чтобы прямоугольные и квадратные площади комнат заменить мягкими скругленными формами. Концепция перепланировки, выбор стиля и дизайнерских материалов сегодня не навязываются извне, а определяются в большинстве случаев вкусами, чаще всего возрастными, самого заказчика, особенностями его семейного либо профессионального образа жизни.
Все стили, о которых было рассказано ранее, отнюдь не ушли в прошлое. Сегодня при разработке дизайнерского решения какого-либо
интерьера к ним добавляется приставка «под» – «под готику», «под ампир». Так обычно происходит, когда речь идет об оформлении интерьера, стилизованного под какое-то основное направление. Допустим, вы точно знаете, классическая у вас будет гостиная или, наоборот, «техногенная», урбанистическая, подчеркнуто ультрасовременная, напичканная новыми вещами, сияющими матовыми и глянцевыми поверхностями. Современный камин может быть даже ярко-салатовым с металлическим отливом (если, конечно, к нему располагает ваше мироощущение).
Двери внутри дома должны быть изящными, полностью подходить к
интерьеру кабинета, а иногда даже выделяться роскошью и индивидуальностью отделки. Межкомнатные двери, ведущие непосредственно в кабинет, могут отличаться от других дверей дома или, наоборот, быть идентичными (для создания единообразия). В любом случае этот элемент интерьера позволяет реализовать фантазии и возможности, благодаря чему и создается индивидуальный стиль интерьера каждого дома.
Деревянный пол по-прежнему остается наиболее экологичным, чем и привлекает внимание застройщиков. Полы, выполненные в частности из фанеры хорошо не только с точки зрения дизайна, поскольку позволяют реализовать практически любые фантазии при отделке
интерьера , – они долговечны, просты в эксплуатации и вполне доступны для начинающего мастера.
На Руси всегда в почете были деревянные дома, и нашим современникам также всегда мила простота деревянных строений. Конечно, кирпич дает ощущение солидности, практически неограниченные варианты отделки и возможность реализовать весьма смелые дизайнерские решения, однако дерево олицетворяет экологичность, близость к природе, обладает неповторимым ароматом, а благодаря сочетанию традиций и современных технологий также можно воплотить самые интересные дизайнерские идеи. Архитектура деревянных домов достаточно спокойна и сбалансирована. Она вызывает ощущение уверенности, жизненной устойчивости, обладает необыкновенно притягательной аурой уюта. В зависимости от того, какой колорит владельцы дома хотят создать в
интерьере , могут меняться все декоративные элементы. Так что по комфорту и теплу оба типа построек оказываются примерно равны. А вот чтобы выбрать тот или иной тип деревянного дома (рис. 3), надо кое-что знать о способах строительства, используемых материалах и их свойствах.
Стилистическое сходство и соответствие содержанию и стилю достигается особым оформлением деревянных стен комнаты, спрятанным под обои. Как показала практика (см. рис. 1.5 и 1.6) разные по цветовому орнаменту обои органически вписываются в
интерьер комнаты.
Спроектировать
интерьер «в объеме» и рассмотреть его с разных точек – задача, которая на практике ставится чаще всего. С ней справляются достаточно простые и маленькие программы трехмерного моделирования, две из которых будут описаны ниже. В результате их работы вы можете получить объемную схематичную модель комнаты или всей квартиры. Все, на что можно при этом рассчитывать,– точное соответствие размеров и взаимного расположения элементов действительности, однако цвета и детали будут напоминать реальный интерьер лишь приблизительно.
Характерной особенностью в данном стиле является строгая симметрия – учитывайте это при разработке дизайна
интерьера . Например, в ночном клубе "Сфинкс" вы видите, что светильники на стенах, ниши с картинами, колонны, вазы с растениями и даже мебель – все расставлено симметрично.
Разноуровневые потолки помогают решить многие эстетические и технические проблемы. Наиболее стильные
интерьеры создаются без использования верхних уровней.
В начале XX в. складывается более упорядоченная, цельная структура дворовых пространств. Слева, в глубине двора, в новом флигеле разместились склады минеральных вод, посуды, парфюмерии, москательных товаров (1904 г.). Как мы уже отмечали, домом владел провизор Б.М. Шаскольский, а затем его дети, здесь же размещались разные мастерские. Решающее значение для формирования всей архитектурной среды дома имело возведение в 1911–1914 гг. трех больших шестиэтажных флигелей высокого художественно-строительного уровня, сгруппированных вокруг двух дворов. Эти постройки представляют самостоятельный интерес, превосходя уровнем решения главное здание. Строгие, хорошо уравновешенные объемы и плоскости фасадов обогащены вставками из красного кирпича, эркерами мягких очертаний, выделенными цветом штукатурки. Дворы, образуемые этими зданиями, – своеобразные
интерьеры под открытым небом. За уличными фасадами домов, подобных дому № 4, нередко открывается примечательная, не лишенная острой выразительности архитектура, подобной которой нет в других городах страны. Здесь особенно ощущается постепенное «наращивание» домов, укрупнение их объемов, изменение конфигурации флигелей, усиление значения всевозможных выступающих частей, брандмауэров, крыш, труб… Своеобразную прелесть и остроту имеют различные сочетания невысоких флигелей с брандмауэрами. Такие дворы образуют свой особый мир, лучше всего ощущаемый художниками.
Любое место в квартире или доме можно изменить, если подобрать для него правильный цвет. При грамотном применении цвета можно внести изменения в традиционное жилье или же в
интерьер , содержащий в себе современные элементы. Старый интерьер можно освежить за счет использования светлых неярких цветов. Насыщенные тона (например, изумрудно-зеленый или темно-рубиновый) помогут создать атмосферу уюта. Подбирать цвета следует очень тщательно, так как цветовая гамма – важная составляющая каждого дома.
Полы необходимо рассматривать в качестве одной из важных составляющих
интерьера дома или квартиры наряду со стенами, потолком и др. Чтобы все помещение производило благоприятное впечатление, они должны быть идеальными, поскольку даже безупречные стены, потолок и дорогая обстановка не смогут компенсировать дефекты на полу. Более того, полы можно назвать основой, фундаментом, потому что мы их активно эксплуатируем – постоянно ходим по ним, передвигаем мебель. В связи с этим напольное покрытие должно быть приятным глазу, долговечным и износоустойчивым.
Одной из школ классического учения фэн-шуй является школа форм. Отличительной чертой ее является то, что она принимает во внимание значение различных форм, цветов при строительстве зданий и создании
интерьера . Для того чтобы создать для обитателей дома или квартиры максимально комфортную обстановку, их должны окружать предметы, которые бы гармонировали с их восприятием среды, то есть сочетающиеся с темпераментом, полом людей, самочувствием и настроением в конкретный момент.
Современные тенденции в оформлении
интерьеров оставляют свободу фантазии, так как нет нужды придерживаться какого-то одного стиля. Можно гармонично сочетать различные направления, однако при выборе тканей для портьер или других тканевых изделий нужно помнить о свойствах различных цветов и узоров.
Восхищаясь залами Эрмитажа, невозможно не заметить согласованности смены стилей внутренней отделки и оформления фасадов зданий. Подобно тому как в разное время создавались корпуса,
интерьеры музея непрерывно подвергались перестройкам и обновлениям, вместе с новым видом обретая иное значение.
В третьей части экспозиции можно ознакомиться с изделиями декоративно-прикладного искусства. Неиссякаемым источником вдохновения для современных дизайнеров является «продукция» народных кустарных промыслов, где столетиями создавались предметы обихода, верой и правдой служившие человеку. Здесь собраны предметы массового потребления, ценность которых определяется, в основном, эстетическими качествами. Многие из них изготавливаются небольшой серией, поэтому почти каждый экспонат хранит отпечаток личности автора. Несмотря на то, что вещи, выставленные здесь, могут выполнять утилитарные функции, они красивы сами по себе. Как, например, приятно полюбоваться изящной вазой, в которую поставлен только что сорванный цветок, или насладиться глотком ароматного кофе, налитым в тонкую фарфоровую чашечку! В эту группу изделий также входят произведения декоративного искусства, связанные с художественным оформлением архитектурных ансамблей, жилого и общественного
интерьера , украшением костюма и т. п.
Ассортимент строительных материалов, среди которых традиционными были бетон, кирпич, дерево и другие, за последние годы значительно расширился. Он пополнился новыми материалами, нередко более дешевыми, но при этом экологичными, отличающимися относительной простотой монтажа и высокими эксплуатационными характеристиками. Среди них не последнее место занимают гипсокартонные листы, которые оказались незаменимыми для ремонта помещений, когда возникает необходимость выровнять стены, потолок, пол, возвести перегородку, скрыть инженерные коммуникации. Не последнее место гипсокартон занимает в дизайне
интерьера , когда из него можно выполнить различные многоуровневые конструкции, арки, колонны, сложные карнизы и др. Безусловно, гипсокартон не вытеснит кирпич или бетон (да это и не требуется), но значительно расширит возможности строительных технологий, что само по себе уже имеет большое значение.