Связанные понятия
Геральдический щит (гербовый щит) — условно изображённый стилизованный щит признанной в геральдической традиции формы, либо характерной конструкции (павеза), несущий на своей лицевой поверхности (в гербовом поле) определённый набор гербовых фигур. Является основой любого герба.
Гера́льдика (гербоведение; от лат. heraldus «глашатай») — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их использования. Является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что строение, употребление и правовой статус гербов соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный...
Гласный герб в геральдике — один из классических и самый визуально узнаваемый способ создания гербовой композиции.
Орёл в геральдике — одна из наиболее распространённых гербовых фигур. Среди естественных фигур более распространённой фигурой является только лев.
Упоминания в литературе
Кресты в геральдике особенно популярны: известно более 100 вариантов крестов, придуманных в разные времена вплоть до XI века. Другие известные геральдические фигуры имеют более сложное значение, например, стрелообразная, которую в геральдике называют стропилом. Эту фигуру используют в значении защиты и часто применяют в знаках различия званий военных и полицейских. Круги, в геральдике «безант», относятся к так называемым простым геральдическим фигурам и отличают менее и высокопоставленных граждан, но тем не менее этот знак использовали на своих
гербах семьи, которые завоевали доверие в обществе.
Герб и государство – эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же обусловливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т. д. Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика. В ней существуют два направления – геральдическое и историко-геральдическое. Первое занимается изучением гербов как «рисунков», по которым можно определить принадлежность хозяина этого рисунка к той или иной фамилии, его происхождение и т. п. Историко-геральдическое направление предполагает изучение герба в контексте того или иного исторического процесса. Здесь нельзя ограничивать свои знания лишь правилами составления герба, но и, что немаловажно, необходимо довольно хорошо знать историю того государства или рода, о котором идет речь.
При исследовании образа Георгия-воина в контексте его значимости для символики Русского государства напрашивается вывод, что именно этот святой сопутствует развитию русской государственности. Его образ, в основном в виде Драконоборца, запечатлен на монетах и печатях Средневековья во многих христианских странах, его имеют в
гербах десятки европейских городов, государство Грузия поместило его в свой государственный герб. Однако на протяжении тысячелетней истории только наше Отечество почти беспрерывно использует образ Георгия-воина в государственной атрибутике: его можно видеть на первых русских монетах и печатях князей с XI в., его изображение присутствует на общегосударственной печати конца XV в., а также в государственном и городских гербах вплоть до настоящего времени.
Основы геральдики. Термин геральдика происходит от лат. heraldus – глашатай, а позже от нем. Herold – церемониймейстер при дворах королей и крупных феодалов, распорядитель на торжествах, рыцарских турнирах. Укрепление феодальных домов, дворянских родов, цеховых и земельных объединений, начиная с XIII столетия, нуждалось в символике и способствовало ее выработке, воспроизводя главные смыслы и девизы объединений. Иногда полагают, что появление
гербов относится к более ранним временам. Эмблематика прочитывается уже и в образе змеи – символе Египта, который позднее будет гербом Рима. Орел был символом Персии, Известно, что эмблемой Афин было изображение совы, Коринфа – Пегаса, Самоса – павлина, острова Родос – розы. В этом усматривают зачатки государственной геральдики. Геральдическим смыслом наделялось изображение Александра Македонского на монетах, которые чеканились в 30 городах великой Римской империи. Система печатей или штампов также является основой будущей геральдики. Интересно, что Российский двуглавый орел родом из Византии.
Для понимания роли
гербов в истории культуры следует заметить, что герб – исторически сложившийся символ, истоки которого связаны с тотемизмом. Уже в раннем средневековье в западноевропейской культуре складывается четкая система, по которой составляли различные гербы. Этим занимались специальные люди – герольды. Они разработали свод правил, составивших основы особой дисциплины – геральдики.
Связанные понятия (продолжение)
Лапчатый крест — прямой равносторонний крест с расширяющимися концами. Среди прочих объединений, использовался в Средние века рыцарями-храмовниками (тамплиерами).
Деви́з (фр. devise) — слово или короткая фраза, определяющая поведение и устремления личности, семьи, социальной группы или организации.
Гербовые фигуры — все фигуры, размещённые в щите герба. Гербовые фигуры подразделяют на геральдические — имеющие условное значение и негеральдические — все остальные фигуры, которые, в свою очередь, условно делятся на естественные (лев, орёл, лилия и т. д.) и искусственные (меч, подкова и т. д.).
Французский щит — одна из основных форм геральдического щита, использующихся в геральдике. Представляет собой прямоугольник с наибольшим заострением в средней нижней части. Соотношение ширины и высоты составляет 8:9, соотношение верхнего и нижнего полей по вертикальной оси равно 1.0:1.0. Нижние углы щита — округлые.
В геральдике крест относится к почётным геральдическим фигурам и занимает 2/7 ширины гербового щита. Всего существует около 200 различных видов крестов. Достаточно распространённым является приписывание той или иной формы креста к определённой организации, территории или государственному образованию.
Подробнее: Геральдические кресты
Щито́к — элемент герба. Является простой геральдической фигурой. Как правило один щиток может располагается на гербе в центре щита, однако герб может содержать и несколько щитков.
Польская геральдика имеет ряд особенностей, которые кардинальным образом отличают её от других геральдических систем в гербоведении.
Коро́на (от лат. corona — венок, венец) — головной убор, являющийся символом монархической власти.
Андре́евский крест — косой крест, символизирующий распятие Андрея Первозванного (☓ — символ U+2613 в Юникоде). Используется на флагах и в символике нескольких стран и территорий. В XIX веке словосочетание также использовалось в архитектуре для обозначения рамы из двух по диагонали составленных брусьев в виде буквы «Х».
Медведь в геральдике является распространённой гербовой фигурой, относящейся к естественным негеральдическим фигурам. Распространение медведя в качестве гербовой фигуры среди германских народов связано, возможно, с его использованием в качестве тотема. Обычно медведь интерпретируется как символ силы, хитрости и свирепости в защите отечества. Традиционно бурый медведь в геральдике передаётся чёрной эмалью (как наиболее близкой к натуральному цвету).
Горностаевый мех (фр. hermine) — один из двух мехов, традиционно используемых в геральдике.
Лев и его разновидность леопард — один из старейших и самых популярных геральдических символов. Согласно Лакиеру, лев является символом силы, мужества и великодушия, а леопард — храбрости и отваги. В связи с тем, что лев очень часто встречается в гербах, для описания различных типов геральдических львов придуманы специальные названия. Хотя в геральдике встречаются львы всех тинктур, наиболее распространённой из них является золото. В гербе лев часто бывает представлен один; но их может быть и два...
Флаг (от нидерл. vlag) — полотнище правильной геометрической (чаще всего прямоугольной) формы, имеющее какую-либо специальную расцветку.
Шлем (фр. le casque) — один из элементов герба, помещается над щитом. Прежде в геральдиках Западной Европы существовали разные роды геральдических шлемов в зависимости от титула, достоинства или звания владельца герба. На древних гербах, точных снимках рыцарского вооружения, шлемы всегда изображались в профиль, но с XV в. их стали представлять впрям. При этом сами положения шлема в гербе (впрям, в профиль, вправо или влево и т. д.) и особенности его отделки служили отличительными признаками, например...
Пого́ня (белор. Паго́ня, польск. Pogoń, Погонь, лит. Vytís, Витис) — герб Великого княжества Литовского, а также правящей династии Гедиминовичей с конца XIV века. Государственный герб Литвы (1918—1940; с 1991), Белорусской Народной Республики (1918) и Республики Беларусь в 1991—1995 годах. Используется в различных геральдических символах в Белоруссии, Литве, Польше, России и на Украине.
Щит — вид вооружения, предназначенный для защиты от холодного ручного и метательного оружия и в какой-то степени — от огнестрельного.
Грифо́н (наполовину орёл, наполовину лев) — часто встречающаяся в гербах негеральдическая фигура. Символизирует могущество, власть, бдительность. По Лакиеру, служит символом быстроты, соединенной с силой. Древние думали, что он хранит клады.
Геральди́ческая ли́лия , также королевская (бурбонская) лилия или флёр-де-лис (фр. fleur de lys/lis; «цветок лилии») — гербовая фигура, одна из самых популярных, наряду с крестом, орлом и львом. Относится к числу негеральдических естественных фигур. Стилизованное изображение цветка служило узором орнамента или эмблемой принадлежности к многочисленным обществам Старого и Нового Света. Встречается на цилиндрических печатях Месопотамии, на древнеегипетских барельефах и микенской керамике, на монетах...
Единоро́г — гербовая фигура, относящаяся к негеральдическим. Пара единорогов является щитодержателями в гербе Шотландии, по одному — в государственных гербах Великобритании и Канады. Единорог считается геральдическим символом благоразумия , чистоты , осторожности, осмотрительности, непорочности, строгости и суровости.
Эмблема (др.-греч. ἔμ-βλημα — «вставка; выпуклое украшение, инкрустация») — условное изображение идеи в рисунке и пластике, которому присвоен тот или иной смысл.
Деление щита (сечение, разделение) — геральдический приём и термин, означающий разделение поля щита на две или более различно окрашенные части посредством прямых или фигурных линий. Преимущественно щит делят на несколько равных частей, гораздо реже встречается деление на неравные части. Линии деления, независимо от своей формы, всегда проходят в одном из четырёх возможных направлений: вертикально (в геральдике — рассечение), горизонтально (пересечение), диагонально слева (скошение справа) и диагонально...
Правило тинктур — является основным правилом геральдики и заключается в неналожении металлических фигур на металлические поля или финифтяных фигур на финифтяные поля. Между тем, существует достаточное количество гербов, нарушающих это правило (для подчёркивания особого статуса или из-за невежества создателей герба), а также множество различных аспектов, когда кажущееся на первый взгляд нарушение правила таковым не является.
Бурелет являлся символом того, что рыцарь действительно побывал в крестовом походе. Поэтому изображение бурелета можно встретить в геральдике. Бурелеты имели цвет знамени и щита, под которыми сражался рыцарь.
Двуглавый орёл — гербовая фигура в виде орла, имеющего две головы, обращённые вправо и влево, или двух орлов, расположенных друг за другом, когда от орла, расположенного на заднем плане, видна только голова.
Геральдический язык (геральдическое описание, блазонирование) — описательный код, выработавшийся в западно-европейской культуре для записи и описания изображения на гербах и флагах. Геральдический язык, при отсутствии фотографии и дороговизне цветных рисунков, позволял описывать текстовым или словесным способом изображения на гербе или флаге разными методами, благодаря чему сохранялась возможность в последующем воспроизводить его с достаточной точностью.
Пояс (фр. fess) — почётная геральдическая фигура, простирающаяся в горизонтальном направлении от середины правого края щита к левому. В русской геральдике волнистый пояс называется иногда рекой, а зубчатый — стеной. Расположение гербовых фигур горизонтально именуется «в пояс».
Ангел — одна из популярных фигур в геральдике. Обычно используется в качестве щитодержателя, хотя нередко встречается и как гербовая фигура.
Поло́тнище — основная часть знамени, штандарта, вымпела или флага. В Российской империи полотнище изготовлялось из шёлковой материи высшего качества (репс, фай, гроденапль или знамённая ткань, реже гродетур или камлот). Полотнище является наиболее важной частью флага, знамени и штандарта.
Мальтийский крест — восьмиконечный крест, использовавшийся некогда могущественным рыцарским орденом госпитальеров (иоаннитов — членов католического духовно-рыцарского ордена св. Иоанна, основанного в XI веке в Палестине). Символ происходит от герба итальянского города Амальфи, выходцы из которого были основателями иерусалимского госпиталя, давшего начало ордену.
Хоругвь (от праслав. *хоrǫgу «знамя, стяг») — религиозное знамя, используемое во время военных действий. На полотнище военной хоругви изображается образ Иисуса Христа, Богородицы, святых, герб, или святые реликвии.
Крыж — часть полотнища флага (иногда используется также название «канто́н», принятое в западной вексиллологии).
Кадуце́й (лат. caduceus), или керикион (др.-греч. κηρύκειον, κηρύκιον, ῥάβδος или σκῆπτρον) — жезл глашатаев у греков и римлян; название жезла Гермеса (Меркурия), обладавшего способностью примирять. Сходные символы были распространены и у других древних народов (см. урей Уаджит). Подобно современному парламентёрскому флагу, был необходимым атрибутом глашатаев, посылавшихся в неприятельский лагерь, и ручательством их неприкосновенности.
Стрела — одна из распространённых гербовых фигур, изображающих предмет вооружения — боеприпас для стрельбы из лука или арбалета, состоящий из древка, наконечника и оперения. В геральдике используется как вся стрела целиком, так и наконечники отдельно.
Гербо́вник , также армориал (фр. armorial , от лат. arma оружие), — книга, сборник описаний и изображений гербов (родов дворянских и бюргерских, отдельных лиц, государств, городов, местностей, организаций и так далее).
Внутренняя кайма , отвлечённая кайма (фр. Orle, нем. Inbord) — гербовая кайма, отступающая от края щита примерно на свою ширину и напоминающая металлические усиления средневекового щита.
Моногра́мма (греч. μόνος «один» + γραμμα «буква») — знак, составленный из соединённых между собой, поставленных рядом или переплетённых одна с другой начальных букв имени и фамилии или же из сокращения целого имени.
Лазу́рь — один из оттенков голубого цвета, цвет минерала азурита и красителя азур, цвет неба в ясный день.
Держава императорская (также «Царское яблоко») — одна из главных регалий монархов Российской империи, символ императорской власти.
Ски́петр (др.-греч. σκῆπτρον «палка, посох, жезл», от др.-греч. σκήπτω — «опираюсь») — древнейший символ власти, употреблялся ещё фараонами. Первообраз скипетра — пастушеский посох, заимствованный затем церковью архиереям как знак пастырской власти; европейские государи заменили его укороченными жезлами — скипетрами.
Лавро́вый вено́к или ветвь лавра — со времён Античности — символ славы, победы или мира.
Упоминания в литературе (продолжение)
Государственного знамени Российской империи. На полотнище знамени положено было размещать изображение
герба Российской империи: двуглавого орла и гербов территорий, входящих в ее состав. Гербы территорий России, размещенные на государственном знамени 1742 года, соответствовали титулу императрицы Елизаветы Петровны. В центре полотнища был изображен двуглавый орел с Московским гербом. Вокруг центрального изображения по периметру полотнища своеобразную кайму составил тридцать один герб царств, княжеств и областей в овальных щитках, в том числе и указаны на нижней кайме – Черкасские и Горские земли. Успехи внешней политики во втор. пол. XVIII – первой трети XIX столетия привели к значительному увеличению территории Российского государства. За этими территориальными изменениями следовало и изменение титула российских правителей. При Павле I было вставлено в титул: «Государь Иверских, Карталинския, Грузинския и Кабардинския земли». В соответствии с титулом к коронации императора Николая I, происходившей 22 августа 1826 года, государственное знамя было «исправлено»: на каждой стороне полотнища некоторые гербы закрасили и вместо них поместили гербы территорий, вновь вошедших в состав Российского государства12.
Следующий известный Список Высочайших поставщиков относится к 1902 г.[46] В него вошли 394 персоны. Поводом для появления этого списка стало желание Министерства финансов «иметь для поставщиков Высочайшего Двора особый сопряженный с их званием знак, который, по форме, отличался бы от Государственного
герба и тем самым, видимо, обусловил бы различие лиц, приобретших право изображения Государственного герба на выставках, от поставщиков Высочайшего Двора».
Что же касалось грифа – или, как говорили у нас в старину, «птицы-львицы» – то его изображение было сохранено династией Романовых в составе своего родового
герба вплоть до последнего дня существования «петербургской империи». С тем, чтобы отличить его от эмблемы Лифляндии, вместе с другими остзейскими землями вошедшей в состав Российского государства одновременно с Ингерманландией, был изменен цвет эмблемы и поля, грифу дан в левую лапу тарч с малым орлом, а весь герб окружен мрачной «романовской каймой», на черное поле которой были брошены восемь оторванных львиных голов.
17 июля 1919 г. было опубликовано постановление ВСНХ «О товарных знаках государственных предприятий»,[16] которое запретило государственным предприятиям использовать знаки, принадлежащие предприятиям до их национализации. Согласно указанному постановлению обозначения, вводимые взамен прежних, имели сугубо справочный характер, отличались простотой выражения, непременно содержали наименование предприятия, вышестоящего отдела, главка ВСНХ и изображение
герба республики. Безусловно, подобные знаки были лишены товарного содержания и имели не большее значение, чем клеймо. Объяснить подобное можно тем, что в годы «военного коммунизма» товаров производилось мало и они тщательно распределялись. Следовательно, в данный период отсутствовала нужда в товарном знаке как средстве различия однородной продукции разных производителей. Как видно, после установления советской власти вместе с национализацией частных предприятий и коренной перестройкой экономики страны произошло нарушение знаковой системы отечественной промышленности. Но уже в 20-е годы правительство обратило внимание на растущую необходимость введения новых товарных знаков и строгого порядка их регистрации.
В Средние века появился всегда готовый к бою воин-всадник – рыцарь. В рыцарском мире
герб представлял человека. Слово «герб» произошло от немецкого Erde – наследство. Герб и в самом деле наследство, причем самое надежное в неспокойные времена. Его никто не может украсть, его нельзя потерять. Только героическими поступками можно его приумножить, и только низкие поступки могут его умалить. Герб – символ социального статуса. Гербы изображали на всем, на чем только можно: на доспехах, на рыцарском оружии, на рыцарском замке. Гербы вскоре заполонили весь мир. И чтобы не свихнуться в этом символическом буйстве, пришлось принять геральдические правила и ограничения. Геральдика регламентирует все – геометрию, образы и даже цвет фрагментов герба. Все имеет смысл и значение. Вот, например, как трактуются цвета:
Генеалогия семьи тесно связана с такой наукой, как геральдика, изучающей
гербы , традиции их использования, а также их отличия от эмблем. Эти две дисциплины идут параллельно, и если вы проводите исследование генеалогии рода, то полезно знать и основы геральдической науки со всеми ее фамильными гербами, описанием элементов, изображенных на рисунке, и другими тонкостями, отражающими часть истории семьи. В генеалогии есть несколько направлений изучения преемственности родства. В традиционном методе проведения поиска предков или расшифровки фамилии используют различные генеалогические источники, например такие, как метрические книги, исповедальные ведомости, ревизские сказки, писцовые книги или семейные списки. Закономерно, что результативность поиска по линии генеалогии зависит от сохранности документов в государственных или ведомственных архивах, а иногда и в краеведческих музеях.
Старое самоназвание страны – Русь – продолжало использоваться, но именно в правление Ивана III появляется сохранившееся до сих пор – Россия. Еще одним символом, восходящим к той эпохе, стал государственный
герб с изображением двуглавого орла, с незначительными изменениями дошедший до нашего времени и знакомый каждому россиянину.
В том же упомянутом 1923 году в советских карательных структурах появился свой знак, своя магическая эмблема, скопированная с…
герба оккультного ордена Туле! В честь 5-летия органов безопасности, – возглавляемых профессиональным революционером, членом большевистской партии с 1895 года, одним из организаторов вооруженного Октябрьского восстания 1917 года, наркомом путей сообщения и одновременно наркомом внутренних дел и председателем ВЧК, польским евреем Феликсом Эдмундовичем Дзержинским (1877–1926), – был учрежден нагрудный знак «Почетный работник ВЧК – ГПУ». По мнению историка Михаила Калюжного, чекисты усматривали в обладателе значка не столько знак отличия, сколько знак членства в закрытой структуре избранных, обладающих тайными функциями вседозволенности. Советская элита убийц получила свою мистическую эмблему: серебряный значок-овал, перекрещенный опущенным вниз мечом, внутри которого серп и молот, опирающиеся на римскую цифру V (или первую букву слово «виктория» – «победа»). В 1940 г., после окончательной победы над врагами и своим порабощенным и загнанным в концлагеря и патологически боящимся избранного племени чекистов народом, с нового нагрудного знака исчезнет V, а вместо этого на заднем фоне появятся лучи… Девизом карательного органа станут прекраснозвучные слова о чистых руках, холодных умах и горячих сердцах, высокопарные идеалы верности, чести, совести…
Еще одна игра в геральдику типа Jeu Heraldique вышла в парижском районе Домон на улице Святого Мартина. Наше издание представляет собой целый неразрезанный лист на 52 карты с нанесенными на них стандартными обозначениями масти и рубашками в виде
гербов благородных семей. В добавление к девизам на фигурных картах нарисованы еще и персонажи в полный рост. В верхней части одной из карт расположена надпись «Reglemens du Jeu Heraldique», а на другой – посвящение: «A Monseigneur le Comte d’Artois». Такие карты напечатали с медных клише около 1698 г.
Далее А. З. Лебединцев считает, что «всё это было нами выброшено за ненадобностью, вместе с упразднением самих чинов и классов в нашем бесклассовом социалистическом обществе, сохранив про-летарский девиз – Пролетарии всех стран, соединяйтесь! – как единый, в последующем для всех орденов государства девизом. Он же был и единственным в обществе пролетарским призывом. Все старые наименования святых, на знаках в виде крестов с наложением на них
гербов , расцветок государственных флагов, корон самодержцев, были выброшены на помойку, приняв вместо них символы новой власти трудящихся: серп, молот…»
Детям 5–7 лет доступно понимание того, для чего стране нужен флаг,
герб и гимн: государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, – граждан России, служат нашей стране, ее гражданам отличительными знаками.
Остафьево входит в Рязановское сельское поселение, и это настолько значительное место для всей округи, что характеризующие его черты попали на
герб поселения. Перо и корона говорят о том, что здесь Карамзин писал свою «Историю государства Российского». Символ арки многозначен – это аллегория гостеприимства, чем славились хозяева усадьбы и где побывало немало известных людей; но эта же конструкция и образное отражение каменоломен, где добывали известняк. Арка напоминает очертаниями монумент защитникам Отечества – атрибут, также указывающий на усадьбу Остафьево. Зеленая полоса символизирует природу и оздоровительный санаторий «Ерино».
БЛАЗОН (франц. blason – щит) – обозначает устное или письменное описание элементов, составляющих
герб . В книге Джона Гуиллима «Описание геральдики» (1610) приводится такое определение: «выражение форм, видов и цветов всех составляющих элементов герба, вместе с пояснением их смысла». Отсюда «блазонри» – искусство изображения и трактовки гербов.
Гильдии как более масштабные объединения или братства в свою очередь распадались на цеховые подразделения (crafts), официально носившие названия городов, где они действовали. Самым известным и крупным цеховым подразделением был, естественно, Лондонский цех, который в 1411 году был «инкорпорирован», то есть включен в число официальных учреждений страны, а в 1472 году получил свой
герб .
Образ барса с тех пор стал главной фигурой
герба Республики Татарстан. Острые зубы и когти символизируют способность постоять за себя, поднятый хвост свидетельствует об уверенности и независимости (а не то, о чем вы подумали, заметят скептики), а изображенный на боку крылатого барса восьмилепестковый цветок астры выражает процветание и долголетие; поле герба – красное, цвет восходящего солнца. Все это вписывалось в геральдическую символику Руси и Европы: это животное издавна символизировало отвагу, свирепость, готовность сразиться с противником даже в одиночку – то есть те свойства, которые необходимы молодой нации для завоевания своего жизненного пространства. Стилизованная кошка с поднятым хвостом и гордой выправкой – очень известное изображение в республике, не зря оно стало символическим знаком знаменитой хоккейной команды «Ак Барс».
Особую группу составляют изобразительные источники. В связи с тем, что при подготовке и проведении государственного ритуала большое внимание уделялось аудиовизуализации действа, для работы в Печальной комиссии приглашались лучшие специалисты в соответствующих областях. На художников и архитекторов возлагалась обязанность создания декораций в помещениях в императорских дворцах, в Петропавловском соборе и других храмах (если таковые существовали), где проходило прощание с телом монарха. Особое внимание художников уделялось оформлению Печальной процессии: утверждались костюмы участников, проектировалась и делалась траурная колесница, готовились знамена,
гербы и прочие атрибуты, несомые в шествии. Композиторы сочиняли музыку, сопровождавшую траурный кортеж и т. д.
На оборотной стороне фоновая сетка нанесена в виде узора, образованного пересечением непрерывных четких линий с ирисовым раскатом. В верхней части лицевой стороны бланка сертификата по цент ру воспроизведено изображение Государственного
герба РФ, под ним в одну строку заглавными буквами приводятся слова «РОССИЙ СКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ». Ниже по центру в две строки заглавными буквами приводится наименование «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕРТИФИКАТ НА МАТЕРИНСКИЙ (СЕМЕЙНЫЙ) КАПИТАЛ». Ниже в одной строке указываются: в левой части бланка – серия, а в правой – номер сертификата. Ниже приводится надпись «Настоящим сертификатом удостоверяется, что», далее расположены три подстрочные черты с надписями под ними «(фамилия, имя, отчество владельца сертификата, данные документа, удостоверяющего личность владельца)». Ниже приводится надпись «имеет право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в размере», далее расположены две подстрочные черты с надписями под ними «(сумма материнского (семейного) капитала (цифрами и прописью) на дату выдачи сертификата)». Ниже приводится надпись «Настоящий сертификат выдан на основании решения», далее расположены две подстрочные черты с надписями под ними «(наименование территориального органа Пенсионного фонда РФ, выдавшего сертификат)», далее расположена надпись «от «____» __________ 20__ г. № ___________», под ней – надпись «(дата и номер решения о выдаче сертификата)». Ниже приводится надпись «Дата выдачи настоящего сертификата «_____» _____________ 20___ г.». Ниже в левой части бланка сертификата отводится место для печати. Ниже в правой части бланка сертификата приводится надпись «Руководитель территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации», далее расположена черта, под ней надпись «(подпись)» и «(расшифровка подписи)». В левом нижнем углу бланка сертификата располагается штриховой код, содержащий сведения о владельце сертификата и сумме капитала.
Вспомогательные исторические дисциплины. История как наука имеет широкий круг вспомогательных и специальных дисциплин. Среди них можно назвать археологию (изучение истории главным образом по предметам и сооружениям прошлого путем раскопок), археографию (собирание, описание и издание рукописных, печатных и других документальных памятников), генеалогию (изучение родственных связей отдельных лиц, семей), геральдику (изучение
гербов , правил их составления и описания), краеведение (изучение истории какого-либо населенного пункта или района), нумизматику (изучение истории монет и бумажных денежных знаков), униформоведение (изучение истории форменной одежды), эпиграфику (изучение надписей на камне и различных изделиях) и многие другие.
Религиозное освящение власти впервые совершил тот же Иван III, венчая на царство[121] своего внука Дмитрия в 1498 г.[122] При коронации Дмитрия была впервые использована шапка Мономаха, которую якобы прислал император Константин IX Мономах своему зятю, сыну киевского князя Всеволоду.[123]В этой истории нашла свое вещественное выражение идея исторической преемственности между Москвой и Византией. Материализация идеи произошла с цесаревной Софьей,[124] которая, будучи наследницей павшего византийского дома, перенесла его державные права в Москву, как в новый Царьград, где и разделила их со своим супругом.[125] Надо сказать, что браки русских князей с греческими царевнами случались и ранее, однако свадьба Ивана III и Софьи Палеолог имеет совершенно иное значение. Освобождение Руси от татар совпало с падением Византии, отсюда совершенно естественно возникала мысль о правопреемстве. Вместе с религией и культурой новая суверенная власть Руси получала от Византии и внешние знаки ее величия – государственную обрядность и
герб .[126]
9) обозначения, которые состоят из элементов, представляющих
гербы , флаги, сокращенное или полное наименование международных организаций;
Грамота предполагала, что каждый город должен иметь свой
герб , печать, дом для собраний и архивы. Генеральный план строительства города утверждался императрицей. Обывателям дозволялось иметь свою казну от совместных вкладов, процент от питейных заведений и таможни.
Конкретное государство, как правило, обладает свойственной именно ему символикой:
герб , флаг, гимн, иные атрибуты, индивидуализирующие на символическо-атрибутивном уровне его отличия от других государств.
Документы снабжались водяными знаками, филигранью,
гербами в лад ельцов. Для различных стран были характерные свои филиграни, например, для итальянских грамот – ангелы, венки, знамена, а для русских – двуглавый орел, Георгий Победоносец.
К затылочной части шлема «кабуто» прикреплялись несколько горизонтальных металлических пластин, защищавших шею и несших изображение
герба («мон») владельца. К передней части шлема крепился козырек и держатель «кувагата» – отростков, напоминающих рога (а иногда действительно имевших форму рогов быка, козла, самца косули, буйвола или оленя). Отростки-«кувагата», помимо эстетической, обладали и чисто практической функцией – они ослабляли удары по шлему, служа своеобразными амортизаторами (кстати, «буси», уже не имевшие в эпоху Камакура щитов, часто использовали шлем-«кабуто» и как щит, сняв его с головы и отражая им стрелы противника, а иногда, если рога на шлеме были достаточно большими, длинными и острыми – и как дополнительное оружие ударного действия в ближнем бою – многие из наших читателей старших поколений, вероятно, помнят, как главный герой великолепного во всех отношениях двухсерийного японского художественного фильма «Знамена самураев», старый и хромой японский «буси» Кансукэ Ямамото, главнокомандующий «боевыми холопами» князя Сингэна Такэда, в последней битве с войском князя Кэнсина Уэсуги ловко доблестно сражается с обступившими его врагами, держа в правой руке свой добрый самурайский меч, а в левой – свой увенчанный двумя длинными «кувагата» в форме буйволиных рогов, пока в глаз ему не вонзается роковая стрела, сорвавшаяся с тетивы неприятельского лука). Между отростками-«кувагата» крепились символические знаки, гербы-«мон» или особые магические (то есть наделенные, после произведения над ними определенных тайных обрядов, якобы колдовской силой) металлические зеркала, предназначенные для отпугивания злых духов-«они».
С юридической точки зрения бывают ситуации, когда правовой оценки требует не только пропаганда различных символов в качестве афиширования социально опасных идей и побуждения к определенным действиям, но и факт надругательства над некоторыми символами, в частности, государственными, что и отражено в УК РФ. Если предметом такого преступного посягательства выступает государственный
герб или государственный флаг России, то деяние следует квалифицировать по ст. 329 УК РФ. Если же предметом надругательства выступают иные символы и знаки государства (например, гербы и флаги субъектов РФ, эмблематика общественных организаций и др.), а также государственная символика иностранных государств, деяние следует квалифицировать как вандализм (ст. 214 УК РФ).
Поговорите не только о дорожных знаках, но и о символах (пять олимпийских колец), о метках (можно проиллюстрировать кратким пересказом повести Андрея Тру «Хрюки Мауси – детектив из Чаппареля», где отличительной меткой Билли – благородного грабителя – были шестнадцать звёзд на подковах его коня), эмблемах,
гербах , флагах.
Во времена III рейха по указанию Гитлера прусский орел на
гербе расправил свои крылья. Основной цвет флага был красный с белым кругом, внутри которого расположена черная свастика.
На
гербе Санкт-Петербурга два скрещенных якоря лапами вверх. Эта композиция выглядит аллюзией на герб Ватикана, на котором изображены бородками вверх ключи от рая, хранителем которых является апостол Петр. В обоих случаях изображены ключи. Только одни – от Царства Небесного, другие – от «парадиза» земного. Санкт-Петербург как морской и речной порт России давал ключи к европейской цивилизации – петровскому представлению о «парадизе». И именно в этом городе начинались все российские революции – утопические попытки установления Царства Небесного на земле.
Более крупные города обмундировывали своих ополченцев в налатники цветов городского
герба и выводили их в поле под городским знаменем. Иногда отдельные отряды имели собственные «походные знамена» («аусцугсфенлейны», Auszugsfaehnlein). Города побогаче могли позволить себе также нанять солдат «на стороне», чтобы усилить этими контингентами наемников собственное ополчение.
В правлении династии Романовых и более всего при Петре I, святой Георгий становится державным символом Российского государства. Образ Георгия змееборца вошел в центральную часть
герба России. Императрица Екатерина II учредила орден святого Великомученика Победоносца.
На лицевой стороне полотнища знамени, в центре, – главная фигура Государственного
герба Российской Федерации: золотой двуглавый орел, поднявший распущенные крылья.
В 1721 г. в составе Сената была создана Герольдия, в обязанности которой кроме составления и утверждения родословных росписей входила разработка
гербов . После публикации в 1775 г. «Жалованной грамоты дворянству» генеалогией занимались губернские Дворянские Собрания.