Связанные понятия
Коро́на (от лат. corona — венок, венец) — головной убор, являющийся символом монархической власти.
Двуглавый орёл — гербовая фигура в виде орла, имеющего две головы, обращённые вправо и влево, или двух орлов, расположенных друг за другом, когда от орла, расположенного на заднем плане, видна только голова.
О́рденская ле́нта или Лента медали — специальная лента, установленная для каждого ордена или медали, имеющая определённый цвет и рисунок.
Моногра́мма (греч. μόνος «один» + γραμμα «буква») — знак, составленный из соединённых между собой, поставленных рядом или переплетённых одна с другой начальных букв имени и фамилии или же из сокращения целого имени.
Упоминания в литературе
Вот почему Аполлон, покровитель искусств, всегда изображается в
лавровом венке . И именно лавр является символом этого бога.
С триумфатором в город входили пленники, захваченные на войне, и вносилась дорогая добыча. За ним ехали военачальники и шли солдаты победоносной армии. Вся эта процессия проходила по городу к храму Юпитера, там совершалось благодарственное жертвоприношение, и триумфатор оставлял у ног статуи
лавровый венок , которым был увенчан как победитель, тем самым разделяя с Юпитером свой военный успех. Стать живым воплощением великого бога триумфатор мог только на время своего триумфа, и чтобы он не забывал, что на самом деле остается лишь обычным человеком, по преданию, раб, несший за ним золотой венок, нашептывал ему на ухо: «Memento mori», что в данном случае можно перевести как «Помни, что ты смертен».
Впереди этой группы шел хор пастухов с флейтами, за ними следовали двенадцать пастушек и хор отроков с оливковыми ветвями, славя дни Золотого века и пришествие Астреи на землю. Двадцать четыре часа в одежде, блестящей золотом, окружали золотую колесницу, в которой Астрея призывала радость; вокруг нее теснились стихотворцы толпой, увенчанные лаврами, призывая мир и счастье на землю; далее появлялся целый Парнас с музами и колесница для Аполлона; потом шли земледельцы с их орудиями, несли мир в облаках, пожигающий военные оружия, затем шла группа Минервы с добродетелями; впереди были трубачи и литаврщики; за ними науки и художества при торжественных звуках труб и литавр предшествовали колеснице добродетели, которую окружали маститые старцы в белой одежде и
лавровых венках герои, прославленные историей, ехали на белых конях, за ними шли законодатели, философы. Хор отроков в белых одеждах, с зеленеющими ветвями, с венками на головах предшествовал на колеснице торжествующей Минервы. Над нею видна была Виктория (победа) и слава. Хоры и оркестры роговой музыки гремели:
Очередь в храм для предсказания пифии была чрезвычайно велика, поэтому жрецы установили трехступенчатый ритуал. Сначала они выносили на храмовый двор особые кости, по метанию которых и устанавливались счастливчики, претендующие на право задать вопрос пифии. Через неделю те, кого определил жребий, возвращались в храм, надев
лавровый венок и повязав на голову особую повязку. Они молились в общедоступных местах храма и приносили жертву богам. Жрецы придирчиво рассматривали принесенные дары и по особым знакам (например, по количеству даров или по внутренностям жертвенных животных) назначали наилучший день для прорицания. Это был второй этап.
– Письменный запрос ваш оракулу, – сказал он, – уже вручен главному правителю храма, а так как жертвенные животные ваши оказались вполне пригодными, то есть избранный для гадания вол сразу, не задумываясь, съел предложенное ему сено, посыпанное мукой, а жертвенная коза, когда ее окропили холодной водой, достаточное время дрожала всеми своими членами, то теперь очередь за вами: облачитесь в белые одежды, возложите на себя вот эти
лавровые венки и, взяв свечи, отправьтесь со мной к священному ручью для совершения очистительного омовения.
Выдающимся образцом романского средневекового искусства является Апокалипсис, ныне хранящийся в библиотеке Трира22. Манускрипт начала IX века, созданный в северных скрипториях империи Карла, в аббатстве Сен-Мартен в Туре или же в городе Камбре, где сохранилась частичная копия23, содержит 74 полностраничных миниатюры и считается самым ранним и полным иллюстрированным Апокалипсисом, дошедшим от каролингской эпохи. Трирский Апокалипсис, если и не был полностью основан на античной рукописи, то впитал позднеримскую визуальную традицию, адаптированную для христианского высказывания: сатана калькирует образ Вакха, а ангел – богиню победы – Нику. Образы рая и агнца почерпнуты из римских мозаик, как и множество других деталей: земля – в облике человеческой фигуры, кары Господни и зло – в виде дракона, изображённого крылатым змеем. Блудница вавилонская на звере восходит к иконографии богини Исиды, восседающей на собаке Сириусе с римских гностических монет (см. рис. 45). В виде античного свитка показана книга, а болезненная экспрессия трагических лиц напоминает античные театральные маски. Персонифицированные ветры изображены в виде обнажённых бюстов с крылатыми головами, что отсылает к крылатой широкополой шляпе «петас» Гермеса (иногда средневековые художники рисовали рога вместо крыльев, не понимая истоки иконографии). Апокалипсис разворачивается в архитектуре античных городов, ангелы одеты в римские тоги, на их главах красуются
лавровые венки . Определённое расположение иллюстраций в тексте также восходит к позднеантичным образцам24. Однако, несмотря на прямую связь с античной традицией, сам текст написан на вульгате и специфическим каролингским минускулом (шрифтом)25.
Связанные понятия (продолжение)
Мальтийский крест — восьмиконечный крест, использовавшийся некогда могущественным рыцарским орденом госпитальеров (иоаннитов — членов католического духовно-рыцарского ордена св. Иоанна, основанного в XI веке в Палестине). Символ происходит от герба итальянского города Амальфи, выходцы из которого были основателями иерусалимского госпиталя, давшего начало ордену.
Ски́петр (др.-греч. σκῆπτρον «палка, посох, жезл», от др.-греч. σκήπτω — «опираюсь») — древнейший символ власти, употреблялся ещё фараонами. Первообраз скипетра — пастушеский посох, заимствованный затем церковью архиереям как знак пастырской власти; европейские государи заменили его укороченными жезлами — скипетрами.
Фриги́йский колпа́к (также фракийский) — головной убор древних фригийцев; мягкий закруглённый колпак обычно красного цвета со свисающим вперёд верхом; часто снабжался двумя клапанами на ушах; встречается на многих древних статуях (особенно Париса). Послужил образцом для шапочки якобинцев во время Великой французской революции; с тех пор — символ свободы.
Кадуце́й (лат. caduceus), или керикион (др.-греч. κηρύκειον, κηρύκιον, ῥάβδος или σκῆπτρον) — жезл глашатаев у греков и римлян; название жезла Гермеса (Меркурия), обладавшего способностью примирять. Сходные символы были распространены и у других древних народов (см. урей Уаджит). Подобно современному парламентёрскому флагу, был необходимым атрибутом глашатаев, посылавшихся в неприятельский лагерь, и ручательством их неприкосновенности.
Держа́ва (ст.‑слав. дрьжава — власть) — символ государственной власти монарха, представлявший собой золотой шар с короной или крестом.
Фа́сции (лат. fasces) иначе фаски, фасцы, также ликторские пучки — пучки вязовых или берёзовых прутьев, перетянутые красным шнуром или связанные ремнями. Атрибут власти древнеримских царей, в эпоху Республики — высших магистратов.
Больша́я импера́торская коро́на Российской империи — главная династическая регалия и символ власти российских монархов, создана в 1762 году для коронации Екатерины II. Вплоть до 1917 года Большой императорской короной венчались на царство все российские монархи. С 1920-го вместе с остальными коронными драгоценностями дома Романовых передана в Гохран. Отреставрирована мастерами Экспериментальной лаборатории Гохрана в 1983—1985 годах. С 1991-го корона является неотчуждаемой государственной собственностью...
Лапчатый крест — прямой равносторонний крест с расширяющимися концами. Среди прочих объединений, использовался в Средние века рыцарями-храмовниками (тамплиерами).
Ре́верс (лат. revertor — «поворачиваю назад») — оборотная сторона монеты или медали, противоположная аверсу.
Профиль (фр. profil, от лат. fīlum «нить») — положение головы или (реже) фигуры вполоборота от зрителя, так, что видна одна только половина, находящаяся по ту либо другую сторону оси симметрии человеческого тела.
Рог изоби́лия (лат. cornu copiae, устар. рог благосостояния) — источник изобилия и богатства, восходящий к древнегреческой мифологии.
Медальон (через нем. medaillon или фр. médaillon, от итал. medaglione, увеличительное от medaglia — медаль) — украшение или памятный знак круглой или овальной формы.
Орёл в геральдике — одна из наиболее распространённых гербовых фигур. Среди естественных фигур более распространённой фигурой является только лев.
Диаде́ма (греч. Διάδημα от греческого слова diadeo, означающего «обвязать» или «закрепить») — головное украшение в виде венца, как правило из драгоценных металлов и камней. Диадема, не замыкающаяся в кольцо, называется тиарой.
Андре́евский крест — косой крест, символизирующий распятие Андрея Первозванного (☓ — символ U+2613 в Юникоде). Используется на флагах и в символике нескольких стран и территорий. В XIX веке словосочетание также использовалось в архитектуре для обозначения рамы из двух по диагонали составленных брусьев в виде буквы «Х».
Геральди́ческая ли́лия , также королевская (бурбонская) лилия или флёр-де-лис (фр. fleur de lys/lis; «цветок лилии») — гербовая фигура, одна из самых популярных, наряду с крестом, орлом и львом. Относится к числу негеральдических естественных фигур. Стилизованное изображение цветка служило узором орнамента или эмблемой принадлежности к многочисленным обществам Старого и Нового Света. Встречается на цилиндрических печатях Месопотамии, на древнеегипетских барельефах и микенской керамике, на монетах...
Богиня Свободы получила своё имя символизируя понятие свобода, существующее во многих культурах, включая классические примеры времён Римской империи и некоторых национальных символов, подобных Статуе Свободы.
Подробнее: Свобода (богиня)
Крест (праслав. *krьstъ < д.-в.-н. krist) — геометрическая фигура, состоящая из двух или более пересекающихся линий или прямоугольников. Угол между ними чаще всего составляет 90°. Во многих верованиях несёт сакральный смысл.
Эмблема (др.-греч. ἔμ-βλημα — «вставка; выпуклое украшение, инкрустация») — условное изображение идеи в рисунке и пластике, которому присвоен тот или иной смысл.
Вено́к (от ст.‑слав. вѣно «дар») — плетёное в виде кольца украшение из цветов, листьев, веток, иногда также из материалов, имитирующих натуральные.
Звезда — определённый вид плоских невыпуклых многоугольников, не имеющий, однако, однозначного математического определения.
Деви́з (фр. devise) — слово или короткая фраза, определяющая поведение и устремления личности, семьи, социальной группы или организации.
Щит — вид вооружения, предназначенный для защиты от холодного ручного и метательного оружия и в какой-то степени — от огнестрельного.
Картуш и возникли в период Возрождения на рубеже XV-XVI веков. В эпоху барокко и рококо картуши приобретают более сложные, часто асимметричные формы, на первый план выходят декоративные свойства элемента, который зачастую не несет никакого внутреннего изображения. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма. Распространившиеся в XVI—XVIII ст. картуши украшают парадные входы во дворцы.
Аверс (англ. obverse, нем. Vorderseite, итал. dritto, фр. avers, лат. adversus — «обращённый лицом») — лицевая, главная сторона монет и медалей, противоположная реверсу. Термин происходит из Античности. Изначально он обозначал сторону монеты, отчеканенную с использованием нижнего штемпеля (лат. adversus — «обращённый лицом»). Учитывая особенности монетного дела, на нём помещали «более важные» изображения, в то время как на верхнем штемпеле — «менее важные». С развитием технологии выпуска монет разделение...
Лавр (лат. Laurus) — род субтропических деревьев или кустарников семейства Лавровые (Lauraceae).
Орденская колодка , Колодка — конструктивная часть награды (медали или ордена), которая представляет собой прямоугольную, пятиугольную или иную металлическую пластину; с лицевой стороны она обтянута орденской лентой, с обратной стороны имеет булавку или специальный болт для прикрепления к одежде.
Серп и молот (☭) — символ, олицетворяющий единство рабочих и крестьян. Являлся главной государственной эмблемой Советского Союза, а также одним из основных символов коммунистического движения. Широко используется в различных коммунистических партиях по всему миру.
В геральдике крест относится к почётным геральдическим фигурам и занимает 2/7 ширины гербового щита. Всего существует около 200 различных видов крестов. Достаточно распространённым является приписывание той или иной формы креста к определённой организации, территории или государственному образованию.
Подробнее: Геральдические кресты
Малая императорская корона Российской империи — одна из императорских регалий. В настоящее время хранится в Алмазном фонде Российской Федерации.
Анфа́с , также фас (фр. en face — перед лицом, спереди, в лицо) — лицом к смотрящему, положение лица человека, сложной фигуры или объекта, при котором «лицевая» часть обращена прямо к наблюдателю.
Греческий крест (лат. crux immissa quadrata) — равносторонний крест, состоящий из двух одинаковых прямоугольных перекладин, пересекающихся под прямым углом.
Елисаве́тин золото́й — общее название пробных золотых монет номиналами 5 (полуимпериал) и 10 (империал) рублей, предложенных во время денежной реформы в 1755 году во время царствования императрицы Елизаветы Петровны. Монеты не были утверждены (указом от 12 ноября 1755 года была принята только их проба) и не поступали в обиход, елисаветин золотой номиналом в 10 рублей известен в единственном экземпляре, известных подлинников полуимпериала нет только новоделы).
Держава императорская (также «Царское яблоко») — одна из главных регалий монархов Российской империи, символ императорской власти.
Грифо́н (наполовину орёл, наполовину лев) — часто встречающаяся в гербах негеральдическая фигура. Символизирует могущество, власть, бдительность. По Лакиеру, служит символом быстроты, соединенной с силой. Древние думали, что он хранит клады.
Геральдический щит (гербовый щит) — условно изображённый стилизованный щит признанной в геральдической традиции формы, либо характерной конструкции (павеза), несущий на своей лицевой поверхности (в гербовом поле) определённый набор гербовых фигур. Является основой любого герба.
Гербовые фигуры — все фигуры, размещённые в щите герба. Гербовые фигуры подразделяют на геральдические — имеющие условное значение и негеральдические — все остальные фигуры, которые, в свою очередь, условно делятся на естественные (лев, орёл, лилия и т. д.) и искусственные (меч, подкова и т. д.).
Внутренняя кайма , отвлечённая кайма (фр. Orle, нем. Inbord) — гербовая кайма, отступающая от края щита примерно на свою ширину и напоминающая металлические усиления средневекового щита.
Позоло́та , или золоче́ние, — нанесение на предмет тонкого слоя золота (от долей мкм до нескольких мкм) в декоративных, защитных или защитно-декоративных целях. Мастера, специализирующиеся на работах по золочению, называются позолотчиками.
Гонфало́н или гонфано́н (итал. Gonfalone, фр. gonfalon, др.-франц. gonfanon. от др.-франк. gundfano, где gund — война, а fano — знамя) — геральдический флаг прямоугольной формы, всегда заканчивающиеся несколькими лентами, вымпелами или полосами.
Всевидящее око , или лучезарная дельта, — масонский символ, символизирующий Великого Архитектора Вселенной, наблюдающего за трудами вольных каменщиков. Изображается как глаз, вписанный в треугольник.
Императорский скипетр — одна из главных регалий монархов Российской империи. Скипетр был изготовлен в 1762 году для императрицы Екатерины Великой мастером Леопольдом Пфистерером, в 1774-м — дополнен бриллиантом «Орлов». После Октябрьской революции был передан в Гохран, а с 1967 года вошёл в постоянную экспозицию коронных регалий Алмазного фонда в Оружейной палате.
Бурелет являлся символом того, что рыцарь действительно побывал в крестовом походе. Поэтому изображение бурелета можно встретить в геральдике. Бурелеты имели цвет знамени и щита, под которыми сражался рыцарь.