ЙО-ХО-ХО! Весёлый учебник для пиратов и журналистов младшего возраста

Ольга Колпакова, 2012

Пособие для тех, кто начинает знакомиться с азами журналистского мастерства, для работы на уроках масс-медиа и в юнкоровских студиях. Используется в работе школы юных корреспондентов факультета журналистики Уральского государственного университета с 1996 года. Издаётся впервые.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ЙО-ХО-ХО! Весёлый учебник для пиратов и журналистов младшего возраста предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава вторая. Про замок, к которому нет ключа, и про разные знаки

Сундук был тяжёлый. С первого раза пираты не смогли вытащить его из ямы. Тогда они осмотрели огромный старинный замок, который висел на сундуке. Подёргали его. Попытались открыть. Но ни один ключ: ни от двухкомнатной хижины, где жили Сеня и Гоша, ни от погреба, в котором хранились бутылки с надписью «РОМ», не подошёл. Всё равно нужно было вытаскивать клад из ямы и взрывать замок. Пираты поднатужились… Ещё… Ещё немного… Ещё маленечко… И… все пуговицы с их рубах и штанов так и разлетелись по острову.

А сундук и не думал вылезать из своей очень уютной, как ему, наверное, казалось, ямы.

— Ну и не везёт же нам, как беззубым акулам, — заругался Сеня. — Можно прямо в яме замок взорвать. Но это нам грозит… Грозит тем, что потом опять сундук придётся раскапывать.

— У нас и взрывать-то нечем, — сказал Гоша. Он вертел головой, пытаясь отыскать хотя бы одну пуговицу.

Пираты вылезли из ямы. Почесали свои пиратские затылки. Подумали, что же теперь делать.

— Перво-наперво надо табличку поставить, что этот наш клад, — предложил Костяная Голова. — А то мало ли кому ещё взбредёт в голову копаться на нашем острове. Вдруг те, кому это взбредёт, подумают, что это ничейный клад.

Они оставили лопаты возле ямы с сундуком и замаршировали в свою хижину, придерживая штаны.

— Аты-баты, шли пираты с песней на парад! — затянул Гоша. Но Сеня не подхватил. Он всё гадал, что может быть в этом огромном и таком тяжёлом сундуке. Правда, он догадывался, что, скорее всего, там золото. Но всё равно приятно было пофантазировать. Они так увлеклись каждый своим занятием, что Сеня два раза свалился в собственноручно вырытые ямы. И один раз на него упал перезрелый кокос. А Гоша, споткнувшись, потерял бутылку с недопитым квасом, а потом тоже упал в яму. В ту самую, которую вырыл ещё его двоюродный дедушка. И хотя остров был очень маленький — три километра в длину и два в ширину, — дорога до хижины оказалась долгой.

— Надо возле каждой ямы знак поставить, — сказал Гоша, щупая шишку на лбу.

— Про клад? — спросил Сеня.

— Нет, про осторожность. Я на море такие видел: «Осторожно, за буйки не заплывать!» А мы поставим: «Осторожно! В яму не падать!» — объяснил Гоша.

— Осторожно и так никто не падает. Я вот очень неосторожно упал. У тебя только одна шишка, а у меня три, — пожаловался Сеня Костяная Голова.

— Ничего, до свадьбы заживёт, — пообещал Старая Калоша.

— А может, я вообще жениться не буду, мне что, всю жизнь с шишками жить? — возмутился Сеня.

— Да я не о том. Ты, главное, пойми своей костяной головой, что за буйки НИКАК нельзя заплывать. Это для того знак, чтобы никто не утонул.

— Если кому надо, тот и в тазике потонет, — пожал плечами Сеня, который только год назад научился плавать. — Надо было вместо буйка поставить быка свирепого. Тогда бы и купаться никто не пошёл. И не потонул бы.

Тут хотелось бы поразмышлять на тему, как сначала сделать, чтобы свирепый бык не утонул, но пираты уже добрались до дома.

Хижина была небольшой, но самой пиратской. В комнате стояло два сундука, окованных железом. Один с нужными вещами. Второй со всякими другими. Стены украшали портреты известных корсаров разных времён и народов. Был здесь портрет знаменитого пирата Васко да Гамы, которого некоторые, по незнанию, считают обыкновенным мореплавателем, а другие некоторые считают двумя мореплавателями — Ваской да его другом Гамой. Рядом с ним висели портреты Френсиса Дрейка и его пажа Джона Дрейка. Паж первым когда-то заметил на горизонте галеон, набитый сокровищами, за что Френсис подарил ему золотую цепь длиной до колен. Да что там какая-то золотая цепь по сравнению с тем, что тогдашние пираты забрали с этого галеона: 14 сундуков серебра, 1300 серебряных слитков, 80 фунтов золота, не говоря уж о драгоценных камнях и экзотических товарах. Да, было время!

Карты, ракушки, канаты украшали пиратское жильё. Два гамака, большой деревянный стол. На кухне, которую пираты называли по-морскому камбузом, стояла плита. Но чаще пираты готовили на костре. Им так больше нравилось.

Над крышей хижины развевался «Весёлый Роджер» — так называется чёрный флаг с черепом и костями. Роджером можно было любоваться, не выходя из комнаты — в потолке зияла дыра для вылезания на крышу. Это на случай, если вдруг захочется посмотреть на море: не появился ли какой-нибудь корабль, нагруженный золотом и желающий попасться в лапы пиратам.

Добравшись до дома, пираты перво-наперво сменили штаны. Потом принялись разыскивать в сундуках бумагу и карандаши. Это заняло почти полчаса. Ведь порядок в сундуках не наводили со времён счастливчика Эвери. Но, наконец, обнаружились и карандаши, и лист картона. И вдруг также неожиданно обнаружилось, что писать-то пираты не умеют.

— Ну вот! — Сеня откусил полкарандаша. — Мы тут сидим неграмотные, а кто-нибудь на наш клад поглядывает и подумывает, как бы его себе заграбастать?! Как бы его к рукам прибрать? Как бы на него лапу наложить? Умыкнуть его бы, стащить, спереть, стянуть, стибрить…

Несмотря на неграмотность, словарный запас у пиратов был очень неплохой.

Гоша вздохнул:

— Говорила мне матушка: учись грамоте, а я всё песенки сочинял…

— Барракуда! — закричал Сеня и указал пальцем на стену с портретами. — Зачем нам писать, мы всё, что надо, нарисуем!

И они целый час рисовали такие знаки:

«Осторожно! Яма!»,

«Внимание! Падают переспелые кокосы!»,

«Здесь живёт крокодил»,

«Тут клада нет».

И Сеня даже нарисовал: «Осторожно! Не заплывайте за быки!» Только вот рисунок про то, что это ОНИ нашли клад и чтобы поэтому его никто не трогал, не получался…

— Пойдём эти знаки расставим, — предложил Старая Калоша, — потом ещё подумаем, как нам с кладом быть.

Яма первая. Опять для всех желающих

Какие знаки вы встречали на улице? Что они обозначают? Почему некоторые знаки треугольные, некоторые в кружочках, а есть и квадратные, и прямоугольные? Нарисуйте какой-нибудь знак для Пиратского острова. А какой знак можно было бы повесить в вашей комнате, классе, в школе, в школьной столовой?

Для столовой можно выбрать более подходящий:

1. «Кушай быстрее, а то опоздаешь на урок».

2. «Осторожно, не отравись!» (ой, простите, я хотела написать: «Не торопись и не подавись!»).

3. «Не забудь сказать «спасибо».

4. «Это очень полезно!»

Яма вторая. Как обычно, для больших

Поговорите не только о дорожных знаках, но и о символах (пять олимпийских колец), о метках (можно проиллюстрировать кратким пересказом повести Андрея Тру «Хрюки Мауси — детектив из Чаппареля», где отличительной меткой Билли — благородного грабителя — были шестнадцать звёзд на подковах его коня), эмблемах, гербах, флагах.

У каждого государства — свой флаг. Цвета и рисунки на флаге обязательно что-то обозначают. Рассмотрите флаги. Как дети представляют себе флаг планеты Земля? А флаг планеты Голубых Улиток? Можно провести конкурс на самый интересный флаг.

Почему люди, научившись писать, не перестают пользоваться нарисованными знаками, символами? Пусть каждый ребёнок выскажет свою версию.

Дети могут поискать в газетах эмблемы, фирменные знаки. О чём они могут нас проинформировать?

Некоторые знаки мы можем расшифровать сразу и правильно («Не влезай — убьёт!»), а некоторые «прочитать» трудно. Если придуманный ребёнком знак понятен без дополнительных объяснений, посвятите его в лучшие «знакоделы» (или в будущие геральдисты).

Придумайте почётный значок лучшего «знакоде-ла».

Полянка для пикника

Пиратам совсем не обязательно было иметь чёрный флаг с черепом. Многие пираты XVII века плавали под красными флагами с белыми и зелёными полосами. Были пиратские флаги и с жёлтыми полосами, и полностью зелёного цвета. Выбор цвета и изображения зависел от национальности и пристрастий корсаров. Но чаще всего пираты поднимали флаг той страны, который был выгоден в конкретной ситуации.

* * *

В Перу на полуострове Паракас, на склоне холма у океана, нарисован огромный трезубец, видный с воздуха и моря. Учёные могут только предполагать, когда он появился на свет и что обозначает. Интересно и трудно разгадывать значения знаков и символов, которым много сотен или даже тысяч лет.

* * *

Цветочная азбука, кажется, уже отошла в прошлое. Подарил букет — и хорошо. А вот раньше цветы могли сказать гораздо больше:

Астра обозначала печаль.

Василёк — изящество.

Гвоздика красная — пылкая любовь.

Гвоздика жёлтая — презрение.

Колокольчик — болтливость.

Ландыш — вернувшееся счастье.

Мимоза — застенчивость.

Мята — жар чувств.

Незабудка — вспоминайте обо мне.

Подснежник — утешение.

Белая роза — молчание.

Красная роза — любовь.

Сирень — первые волнения любви.

Тюльпан — объяснение в любви.

Фиалка — скромность.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ЙО-ХО-ХО! Весёлый учебник для пиратов и журналистов младшего возраста предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я