Связанные понятия
Лев и его разновидность леопард — один из старейших и самых популярных геральдических символов. Согласно Лакиеру, лев является символом силы, мужества и великодушия, а леопард — храбрости и отваги. В связи с тем, что лев очень часто встречается в гербах, для описания различных типов геральдических львов придуманы специальные названия. Хотя в геральдике встречаются львы всех тинктур, наиболее распространённой из них является золото. В гербе лев часто бывает представлен один; но их может быть и два...
Геральдический щит (гербовый щит) — условно изображённый стилизованный щит признанной в геральдической традиции формы, либо характерной конструкции (павеза), несущий на своей лицевой поверхности (в гербовом поле) определённый набор гербовых фигур. Является основой любого герба.
Орёл в геральдике — одна из наиболее распространённых гербовых фигур. Среди естественных фигур более распространённой фигурой является только лев.
Лапчатый крест — прямой равносторонний крест с расширяющимися концами. Среди прочих объединений, использовался в Средние века рыцарями-храмовниками (тамплиерами).
Шлем (фр. le casque) — один из элементов герба, помещается над щитом. Прежде в геральдиках Западной Европы существовали разные роды геральдических шлемов в зависимости от титула, достоинства или звания владельца герба. На древних гербах, точных снимках рыцарского вооружения, шлемы всегда изображались в профиль, но с XV в. их стали представлять впрям. При этом сами положения шлема в гербе (впрям, в профиль, вправо или влево и т. д.) и особенности его отделки служили отличительными признаками, например...
Упоминания в литературе
Основы геральдики. Термин геральдика происходит от лат. heraldus – глашатай, а позже от нем. Herold – церемониймейстер при дворах королей и крупных феодалов, распорядитель на торжествах, рыцарских турнирах. Укрепление феодальных домов, дворянских родов, цеховых и земельных объединений, начиная с XIII столетия, нуждалось в символике и способствовало ее выработке, воспроизводя главные смыслы и
девизы объединений. Иногда полагают, что появление гербов относится к более ранним временам. Эмблематика прочитывается уже и в образе змеи – символе Египта, который позднее будет гербом Рима. Орел был символом Персии, Известно, что эмблемой Афин было изображение совы, Коринфа – Пегаса, Самоса – павлина, острова Родос – розы. В этом усматривают зачатки государственной геральдики. Геральдическим смыслом наделялось изображение Александра Македонского на монетах, которые чеканились в 30 городах великой Римской империи. Система печатей или штампов также является основой будущей геральдики. Интересно, что Российский двуглавый орел родом из Византии.
Осенью 1914 г. из трех проектов нового Знака император утвердил вариант генерал-майора князя М.С. Путятина, причем известно, что Путятин руководствовался в работе указаниями императрицы Александры Федоровны. Знак состоял из трех степеней: 1-я – золотой крест византийского образца, покрытый голубой эмалью, с золотой чеканной каймой и медальоном в центре, изображающим Св. Ольгу на золотом поле. На реверсе надпись славянскими буквами «21 февраля 1613–1913». Крест 2-й степени отличался от креста 1-й лишь тем, что все золотые детали были заменены серебряными. Знак 3-й степени представлял собой овальный медальон с прорезным крестом в середине той же формы, как и кресты высших степеней. Все степени носились на левом плече на банте из белой ленты, причем знаки низших степеней не должны были сниматься при пожаловании более высоких.
Девиз Знака: «На пользу ближнему».
Полностью оформленный герб состоит из щита, украшенного нашлемником, шлемом (в случае с классическими боевыми гербами),
девизом и щитодержателями – двумя фигурами, расположенными по бокам. Британский королевский герб оформлен с левой стороны восстающим львиным леопардом и единорогом с правой стороны. Российский герб состоит из заостренного книзу красного геральдического щита с золотым двуглавым орлом (орел – вторая по популярности в геральдике фигура после льва), символизирующим власть, господство.
На оборотной стороне полотнища, в центре, – эмблема СВР России. В верхней части синей каймы орнамент прерывается надписью «ОТЕЧЕСТВО», в нижней ее части – надписью «ДОБЛЕСТЬ ЧЕСТЬ». Надписи слов, которые являются
девизом сотрудников Службы, выполнены золотистыми буквами, стилизованными под старославянский шрифт.
Все английские короли и королевы династий Тюдоров (1485–1603) и Стюартов (1603–1714) использовали розу Тюдоров в качестве личной эмблемы, и в разных вариантах – с
девизами , без них, саму по себе, в соединении с другими символами. К примеру, эмблемой Иакова VI, короля Шотландии, унаследовавшего после смерти бездетной Елизаветы I Тюдор корону Англии и ставшего королем Иаковом I, станет роза Тюдоров, объединенная с чертополохом, символом Шотландии, и с девизом «Beati Pacifci» («благословенны миротворцы»).
Связанные понятия (продолжение)
В геральдике крест относится к почётным геральдическим фигурам и занимает 2/7 ширины гербового щита. Всего существует около 200 различных видов крестов. Достаточно распространённым является приписывание той или иной формы креста к определённой организации, территории или государственному образованию.
Подробнее: Геральдические кресты
Единоро́г — гербовая фигура, относящаяся к негеральдическим. Пара единорогов является щитодержателями в гербе Шотландии, по одному — в государственных гербах Великобритании и Канады. Единорог считается геральдическим символом благоразумия , чистоты , осторожности, осмотрительности, непорочности, строгости и суровости.
Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследие) — изобразительный опознавательный знак (подвид эмблем), составленный и употребляемый по правилам геральдики, служащий для отличия владельца (личности, семьи, рода; населённого пункта, города, территории, государства, межгосударственного объединения; общественной, профессиональной, социальной или государственной корпорации: органа, организации, формального или неформального объединения, учреждения, предприятия и т. п.; общественного события или акции и проч...
Андре́евский крест — косой крест, символизирующий распятие Андрея Первозванного (☓ — символ U+2613 в Юникоде). Используется на флагах и в символике нескольких стран и территорий. В XIX веке словосочетание также использовалось в архитектуре для обозначения рамы из двух по диагонали составленных брусьев в виде буквы «Х».
Коро́на (от лат. corona — венок, венец) — головной убор, являющийся символом монархической власти.
Гербовые фигуры — все фигуры, размещённые в щите герба. Гербовые фигуры подразделяют на геральдические — имеющие условное значение и негеральдические — все остальные фигуры, которые, в свою очередь, условно делятся на естественные (лев, орёл, лилия и т. д.) и искусственные (меч, подкова и т. д.).
Бурелет являлся символом того, что рыцарь действительно побывал в крестовом походе. Поэтому изображение бурелета можно встретить в геральдике. Бурелеты имели цвет знамени и щита, под которыми сражался рыцарь.
Щито́к — элемент герба. Является простой геральдической фигурой. Как правило один щиток может располагается на гербе в центре щита, однако герб может содержать и несколько щитков.
Геральди́ческая ли́лия , также королевская (бурбонская) лилия или флёр-де-лис (фр. fleur de lys/lis; «цветок лилии») — гербовая фигура, одна из самых популярных, наряду с крестом, орлом и львом. Относится к числу негеральдических естественных фигур. Стилизованное изображение цветка служило узором орнамента или эмблемой принадлежности к многочисленным обществам Старого и Нового Света. Встречается на цилиндрических печатях Месопотамии, на древнеегипетских барельефах и микенской керамике, на монетах...
Горностаевый мех (фр. hermine) — один из двух мехов, традиционно используемых в геральдике.
Намёт (фр. les lambrequins) — геральдическое украшение, обязанное своим происхождением крестовым походам.
Щит — вид вооружения, предназначенный для защиты от холодного ручного и метательного оружия и в какой-то степени — от огнестрельного.
Медведь в геральдике является распространённой гербовой фигурой, относящейся к естественным негеральдическим фигурам. Распространение медведя в качестве гербовой фигуры среди германских народов связано, возможно, с его использованием в качестве тотема. Обычно медведь интерпретируется как символ силы, хитрости и свирепости в защите отечества. Традиционно бурый медведь в геральдике передаётся чёрной эмалью (как наиболее близкой к натуральному цвету).
Польская геральдика имеет ряд особенностей, которые кардинальным образом отличают её от других геральдических систем в гербоведении.
Стрела — одна из распространённых гербовых фигур, изображающих предмет вооружения — боеприпас для стрельбы из лука или арбалета, состоящий из древка, наконечника и оперения. В геральдике используется как вся стрела целиком, так и наконечники отдельно.
Грифо́н (наполовину орёл, наполовину лев) — часто встречающаяся в гербах негеральдическая фигура. Символизирует могущество, власть, бдительность. По Лакиеру, служит символом быстроты, соединенной с силой. Древние думали, что он хранит клады.
Лавро́вый вено́к или ветвь лавра — со времён Античности — символ славы, победы или мира.
Эмблема (др.-греч. ἔμ-βλημα — «вставка; выпуклое украшение, инкрустация») — условное изображение идеи в рисунке и пластике, которому присвоен тот или иной смысл.
Мальтийский крест — восьмиконечный крест, использовавшийся некогда могущественным рыцарским орденом госпитальеров (иоаннитов — членов католического духовно-рыцарского ордена св. Иоанна, основанного в XI веке в Палестине). Символ происходит от герба итальянского города Амальфи, выходцы из которого были основателями иерусалимского госпиталя, давшего начало ордену.
Пояс (фр. fess) — почётная геральдическая фигура, простирающаяся в горизонтальном направлении от середины правого края щита к левому. В русской геральдике волнистый пояс называется иногда рекой, а зубчатый — стеной. Расположение гербовых фигур горизонтально именуется «в пояс».
Внутренняя кайма , отвлечённая кайма (фр. Orle, нем. Inbord) — гербовая кайма, отступающая от края щита примерно на свою ширину и напоминающая металлические усиления средневекового щита.
Шевро́н (от фр. chevron, буквально: стропило, конёк на крыше, то есть нечто V-образной формы) — графический знак (изображение), состоящий из двух отрезков, соединённых концами под углом, наподобие латинской буквы V (или V, повёрнутой самым разнообразным образом), является...
Французский щит — одна из основных форм геральдического щита, использующихся в геральдике. Представляет собой прямоугольник с наибольшим заострением в средней нижней части. Соотношение ширины и высоты составляет 8:9, соотношение верхнего и нижнего полей по вертикальной оси равно 1.0:1.0. Нижние углы щита — округлые.
Пого́ня (белор. Паго́ня, польск. Pogoń, Погонь, лит. Vytís, Витис) — герб Великого княжества Литовского, а также правящей династии Гедиминовичей с конца XIV века. Государственный герб Литвы (1918—1940; с 1991), Белорусской Народной Республики (1918) и Республики Беларусь в 1991—1995 годах. Используется в различных геральдических символах в Белоруссии, Литве, Польше, России и на Украине.
Деление щита (сечение, разделение) — геральдический приём и термин, означающий разделение поля щита на две или более различно окрашенные части посредством прямых или фигурных линий. Преимущественно щит делят на несколько равных частей, гораздо реже встречается деление на неравные части. Линии деления, независимо от своей формы, всегда проходят в одном из четырёх возможных направлений: вертикально (в геральдике — рассечение), горизонтально (пересечение), диагонально слева (скошение справа) и диагонально...
Ски́петр (др.-греч. σκῆπτρον «палка, посох, жезл», от др.-греч. σκήπτω — «опираюсь») — древнейший символ власти, употреблялся ещё фараонами. Первообраз скипетра — пастушеский посох, заимствованный затем церковью архиереям как знак пастырской власти; европейские государи заменили его укороченными жезлами — скипетрами.
Двуглавый орёл — гербовая фигура в виде орла, имеющего две головы, обращённые вправо и влево, или двух орлов, расположенных друг за другом, когда от орла, расположенного на заднем плане, видна только голова.
Гласный герб в геральдике — один из классических и самый визуально узнаваемый способ создания гербовой композиции.
Кадуце́й (лат. caduceus), или керикион (др.-греч. κηρύκειον, κηρύκιον, ῥάβδος или σκῆπτρον) — жезл глашатаев у греков и римлян; название жезла Гермеса (Меркурия), обладавшего способностью примирять. Сходные символы были распространены и у других древних народов (см. урей Уаджит). Подобно современному парламентёрскому флагу, был необходимым атрибутом глашатаев, посылавшихся в неприятельский лагерь, и ручательством их неприкосновенности.
Гера́льдика (гербоведение; от лат. heraldus «глашатай») — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их использования. Является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что строение, употребление и правовой статус гербов соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный...
Секи́ра — древнее рубящее холодное оружие, одна из разновидностей боевого топора с длинным лезвием. Также устаревший (традиционно-поэтический) синоним слова «топор» в широком значении.
Геральдический язык (геральдическое описание, блазонирование) — описательный код, выработавшийся в западно-европейской культуре для записи и описания изображения на гербах и флагах. Геральдический язык, при отсутствии фотографии и дороговизне цветных рисунков, позволял описывать текстовым или словесным способом изображения на гербе или флаге разными методами, благодаря чему сохранялась возможность в последующем воспроизводить его с достаточной точностью.
Лазу́рь — один из оттенков голубого цвета, цвет минерала азурита и красителя азур, цвет неба в ясный день.
Держава императорская (также «Царское яблоко») — одна из главных регалий монархов Российской империи, символ императорской власти.
Моногра́мма (греч. μόνος «один» + γραμμα «буква») — знак, составленный из соединённых между собой, поставленных рядом или переплетённых одна с другой начальных букв имени и фамилии или же из сокращения целого имени.
Крыж — часть полотнища флага (иногда используется также название «канто́н», принятое в западной вексиллологии).
Зна́мя — уникальный флаг. Как правило, знамя изготавливается из дорогостоящих материалов и богато украшается лентами, вышивкой, бахромой, кистями и многим другим. Само полотнище изготавливают из двух прямоугольных кусков ткани, сшивая их по периметру. Знамя крепят непосредственно к древку с помощью специальных знамённых гвоздей. Единственным признаком отличия знамени от флага является наличие заострённого наконечника (навершия), либо фигурки на конце. В основном большинство русских флагов и знамён...
Флаг (от нидерл. vlag) — полотнище правильной геометрической (чаще всего прямоугольной) формы, имеющее какую-либо специальную расцветку.
Упоминания в литературе (продолжение)
Еще одна игра в геральдику типа Jeu Heraldique вышла в парижском районе Домон на улице Святого Мартина. Наше издание представляет собой целый неразрезанный лист на 52 карты с нанесенными на них стандартными обозначениями масти и рубашками в виде гербов благородных семей. В добавление к
девизам на фигурных картах нарисованы еще и персонажи в полный рост. В верхней части одной из карт расположена надпись «Reglemens du Jeu Heraldique», а на другой – посвящение: «A Monseigneur le Comte d’Artois». Такие карты напечатали с медных клише около 1698 г.
Щит держат передними ногами два белых коня с красными градскими коронами на шее. На гербе начертан обязательный
девиз на латыни «Вечно непоколебимая верность».
Основное место на плоскости плиты занимает текст эпитафии. Как правило, он начинается с указания даты кончины «в лето от рождества Христова», при этом нередко указывался не только день, но и час. Далее подробно перечислялись чины и звания погребенного, его награды и в заключение указывалось, когда он родился и какое число лет, месяцев и дней прожил. Последовательность элементов эпитафии иногда менялась: с середины XVIII в. она начиналась обычно словами «на сем месте» или «под сим камнем погребен», – но все составные клише текста присутствовали, сохранившись до середины следующего столетия. Убористый текст, занимающий до двух десятков строк, начертание шрифта, его плотность, соотношение с пространством плиты сами по себе производят определенный художественный эффект. Над картушем с эпитафией на плитах XVIII в. часто изображался дворянский герб. Геральдическая мантия с короной, щит, лента с
девизом занимают иногда бóльшую часть плиты. В отличие от формализованного текста эпитафии, гербы придают памятнику индивидуальность и неповторимость. Общая композиция оставалась неизменной, только характер орнамента и тип шрифта позволяют отличать памятники по времени изготовления. К концу XVIII в. декоративное решение плит приобретает устойчивую лаконичность: обычно трапециевидная форма, над текстом вырублен символический сакральный знак (крест, «Всевидящее Око»), под текстом – «адамова голова» (череп с костями).
Средствами геральдической символики в большом Государственном гербе отражена триединая сущность русской идеи: «За веру, царя и отечество». Вера выражена в символах русского православия: множество крестов, святой архистратиг Михаил и святой архангел Гавриил,
девиз «Съ нами Богъ», восьмиконечный православный крест над государственной хоругвью. Идея самодержца выражена в атрибутах власти – государственных регалиях России: большая императорская корона, другие российские исторические короны, скипетр, держава, цепь ордена святого Андрея Первозванного. Отечество отражено в гербе Москвы, гербах русских и российских земель, в шлеме святого великого князя Александра Невского. Круговое расположение гербов подчеркивает равенство между ними, а центральное расположение герба Москвы – стремление к единению Руси вокруг Москвы – исторического центра земли русской.
Через короткое время мюнхенская структура общества Туле стала филиалом Тевтонского рыцарского ордена, который еще в середине XIX века оказался в сфере влияния имперской разведки, и она внедрила в него своих агентов. Руководство Тевтонского рыцарского ордена находилось в столице Германии;
девизом его членов (в том числе и в структурных подразделениях) стали крылатые для каждого немца слова: «Помни, что ты – немец! Держи свою кровь в чистоте!» Эмблема ордена представляла собой старинный кинжал, наложенный на свивающиеся дубовые ветви, а вокруг шла готическая надпись: «Моя честь – верность».
Далее А. З. Лебединцев считает, что «всё это было нами выброшено за ненадобностью, вместе с упразднением самих чинов и классов в нашем бесклассовом социалистическом обществе, сохранив про-летарский
девиз – Пролетарии всех стран, соединяйтесь! – как единый, в последующем для всех орденов государства девизом. Он же был и единственным в обществе пролетарским призывом. Все старые наименования святых, на знаках в виде крестов с наложением на них гербов, расцветок государственных флагов, корон самодержцев, были выброшены на помойку, приняв вместо них символы новой власти трудящихся: серп, молот…»
В том же упомянутом 1923 году в советских карательных структурах появился свой знак, своя магическая эмблема, скопированная с… герба оккультного ордена Туле! В честь 5-летия органов безопасности, – возглавляемых профессиональным революционером, членом большевистской партии с 1895 года, одним из организаторов вооруженного Октябрьского восстания 1917 года, наркомом путей сообщения и одновременно наркомом внутренних дел и председателем ВЧК, польским евреем Феликсом Эдмундовичем Дзержинским (1877–1926), – был учрежден нагрудный знак «Почетный работник ВЧК – ГПУ». По мнению историка Михаила Калюжного, чекисты усматривали в обладателе значка не столько знак отличия, сколько знак членства в закрытой структуре избранных, обладающих тайными функциями вседозволенности. Советская элита убийц получила свою мистическую эмблему: серебряный значок-овал, перекрещенный опущенным вниз мечом, внутри которого серп и молот, опирающиеся на римскую цифру V (или первую букву слово «виктория» – «победа»). В 1940 г., после окончательной победы над врагами и своим порабощенным и загнанным в концлагеря и патологически боящимся избранного племени чекистов народом, с нового нагрудного знака исчезнет V, а вместо этого на заднем фоне появятся лучи…
Девизом карательного органа станут прекраснозвучные слова о чистых руках, холодных умах и горячих сердцах, высокопарные идеалы верности, чести, совести…
Голубая ленточка с позолоченной, а то и с золотой пряжкой теперь означала лишь принадлежность к ордену Св. Георгия, небесного покровителя британских воинов. И вот уже Генрих VII, первый английский монарх из рода Тюдоров, позаботился, чтобы кавалеры ордена Подвязки носили на груди подвеску, изображающую святого всадником, поражающим копъем дракона. Объемную фигурку великомученика, подвешиваемую к шейной цепи из двадцати шести звеньев, называли «Большим Георгием» (The Great George). Вожделенную цепъ запрещалось украшать драгоценными камнями, зато она блистала пестротой разноцветных эмалей. В медальонах ее звеньев, поскольку королю хотелось подчеркнуть преемственность его новой династии, объединившей роды Ланкастеров и Йорков, чередовались алые и белые розы, окруженные темно-голубой подвязкой с золотым
девизом , а разделяли их золотые узлы, переплетенные восьмеркой («Lacs damour»), отныне обозначавшие братство рыцарей ордена и их верность суверену.
Фрески – практически все – посвящались военным победам Франциска I и прочим его успехам как мецената, покровителя наук и искусств, прославлению его мужества и благочестия. И все без исключения фрески украшались королевской эмблемой, повторенной бесконечное число раз, – Золотой Саламандрой в огне, символом неумирающего правосудия, неизменно сопровождавшим
девиз Франциска I: «Питаю и уничтожаю».
Историю человеческого права надо изучать не в сводах законов, а в музеях старого оружия. Там оно запечатлено в форме клинков и живо в
девизах , выгравированных на них.
В Оружейном зале выставлена и полная коллекция русских орденов (до 1917 г.). Петр I в 1698 г. учредил первый в России орден – орден Андрея Первозванного. Апостол Андрей Первозванный, один из ближайших учеников Иисуса Христа, первый проповедник христианства в русских землях, впоследствии был распят в Греции на косом кресте. Этот крест и стал отличительным знаком ордена. Награждались этим орденом за воинские подвиги и государеву службу, «дабы, взирая на сии явные знаки милости и преимуществ, ободрить и к другим храбрым и верным услугам и к прочим подвигам в военное и мирное время». Этот орден был одной степени, им награждали только лиц царской фамилии и выдающихся полководцев. Орден носили на широкой голубой ленте через правое плечо.
Девизом ордена были слова «За веру и верность».
Вызывая восторженные взгляды мальчишек, они стоят в музейных залах, в сохранившихся замках и, случается, даже у входа в рестораны. Тяжелые металлические кованые фигуры… Кажется, подними забрало, и тебя встретит жесткий и острый, как кинжал, взгляд. Но блестящие латы пусты и бездушны, это лишь оболочка – рыцарские доспехи. На первый взгляд, их даже не отличить друг от друга. Но если они настоящие, а не современная стилизованная подделка, то советую остановиться и вглядеться повнимательнее. Посмотрите, прежде всего, на щит – что на нем изображено, какова форма «поля», к чему призывает
девиз ? Затем – шлем, есть ли на нем перья и какие? Возможно, его венчает фигурка? Нет ли орнамента, рисунка, как смыкается забрало?.. Все это сегодня представляет интерес только для исторической науки да разве что – для художников. А ведь когда-то от этих мелочей зависела жизнь рыцаря. Именно по символам и знакам, по предпочитаемым цветам и формам закованных в броню воинов можно было распознать свой он или чужой. Да и способны ли были в полной мере латы защитить рыцаря на поле брани? Вспомните знаменитое «коротка кольчужка», что с огорчением прошептал один из героев фильма «Александр Невский», пронзенный немецким клинком…
Андреевское (шотландское) считалось красным. Членам «красных» лож вменялось в обязанность быть неустрашимыми борцами за масонские идеалы свободы, равенства и братства. Их
девизом были слова: Aut vincere aut mori («Или победить, или умереть»).
Мечи ковались из стали и железа и полировались до зеркального блеска. Они имели обоюдоострый клинок. По Уставу Тевтонского ордена мечи, как и другие виды оружия, было запрещено чем-либо украшать. Правда, в реальности совсем без украшений дело все-таки не обходилось, но украшались обычно только навершия рукояток мечей, имевшие различную, не регламентированную, форму. Навершия украшались маленькими изображениями орденского креста, порой фигурками или даже фамильным гербом владельца (изображать который на щите, одежде, шлеме или конской попоне членам Тевтонского ордена в «классическую эпоху» его существования было строжайше запрещено). В очень редких случаях эфес или крестовина меча покрывались бронзой, еще реже верхняя часть клинка украшалась
девизом или каким-либо узором. И буквально в считаных случаях клинок орденского меча частично воронился, украшался латунной проволокой, словами молитв или благочестивыми изречениями.
Не позднее XVII века в Англии появился латинский
девиз «Semper paratus» – «Всегда готов». Он восходит к тому же месту Евангелия от Матфея в латинском переводе: «vos estote parati» – «вы будьте готовы».
Девизом гуманизма могут стать слова Франческо Петрарки: «Истинно благородный человек сам себя делает таковым великолепными своими делами». Само слово происходит от латинского humanus – человеческий.
Третий знак Зодиака. Его символ – два куска дерева, соединенные между собой. Это символ противоборствующих ментальных процессов, взаимопроникновения духа и материи, связь ритма и формы. Знак Воздуха, мутабельный, дневной, теплый. Правитель – Меркурий. Возвышение (ночная обитель) Прозерпины (Глоба). Заточение Юпитера. Число – 7. Карта Таро Колесница, что олицетворяет единство добра и зла; взаимопроникновение вечности, материи и духа;
девиз карты: «Власть принадлежит разуму». Магический камень знака – горный хрусталь. Наиболее опасный период жизни между 30 и 35 годами. Дух этого знака – Амбриэль. Минерал – гранат.
Христианство родилось на периферии античной культуры, в период господства совершенно иных представлений о человеке.
Девиз античной классики – «в здоровом теле здоровый дух», и этот идеал наиболее ярко выражен в скульптуре, где энергичная телесность передается через пластику атлетической красоты. Греческие боги внешне прекрасны. Красота и здоровье – непременные атрибуты античного идеала. Напротив, Христос приходит в мир в образе умаленном, уничиженном, рабском («Он, будучи образом Божиим, унизил себя, приняв образ раба», Флп 2:6–7; «Муж скорбей, изведавший болезни», Ис 53:3). Но эта невыигрышная внешность Христа только подчеркивает Его внутреннюю силу и значимость, силу Его Духа и Его Слова, «ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф 7:29).
Согласно древней поговорке, «только тот побывал в Китае, кто поднялся на Великую Китайскую стену». Фраза, произнесенная местным философом, могла бы стать
девизом для сотен тысяч туристов, ежегодно посещающих бывшую Поднебесную. О величине колоссальной ограды можно судить по тому, что даже из космоса ее можно увидеть без телескопа. Самая длинная в мире «стена в десять тысяч ли», как именуют ее сами китайцы, пересекает страну с востока на запад. Спускаясь в ущелья, взбираясь на гребни гор, переходя из пустынь в леса, она растянулась на 2 тысячи км по прямой, и почти такую же длину имеют все ее ответвления.
Девизом подразделений СС был Meine Ehre Heisst Treue («Честь моя зовется верность»). Эти строки также часто накалывали нацисты и неонацисты.
Часто американские звезды накалывают на теле имена возлюбленных, а затем горько сожалеют, поскольку развод заставляет сводить их или маскировать новой наколкой. В связи с этим случается немало курьезов. Один из них связан с наколкой Памелы Андерсен. Расставшись с Томми Ли, чье имя было вытатуировано у нее вокруг безымянного пальца, актриса изменила первую букву, в итоге вместо конкретного мужчины (Tommy), получив мамочку (Mommy), и к тому же с орфографической ошибкой. Актер Джонни Депп, веря в вечную любовь, поспешил наколоть на плече имя Вайноны Райдер, а расставшись с подругой, переделал романтичную надпись «Winona forewer» («Вайнона навсегда») в неподобающий приличному человеку
девиз «Wino forewer» («Вино навсегда»).
Римляне времен республики много воевали, не нуждаясь в оправдании своей агрессии. Историк Тит Ливий находил, что «народ, происходящий от Марса, должен покорять другие народы, а последним нужно покорно сносить римскую власть». Поэт Марон Публий Вергилий напоминал согражданам о главном их назначении – владычествовать над народами, придавая этому владычеству высокое моральное значение: водворять мир и щадить покоренных. Идея мира, выраженная знаменитой фразой «Pax romana», стала
девизом римского господства. Ее возвеличивает Плиний, славит Плутарх, называя Рим «якорем, который навсегда приютил в гавани мир, долго обуреваемый и блуждавший без кормчего».