Связанные понятия
Чрезвыча́йное положе́ние , или ЧП — особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, вводимый в стране или отдельных её районах для защиты от внешней или внутренней угрозы, поддержания общественного порядка.
Коменда́нтский час (запретное время) — запрет находиться на улицах, в общественных местах, в определенное время суток (как правило - ночью), лицам, не имеющим соответствующего разрешения; с целью установления и поддержания порядка, уменьшения количества жертв во время чрезвычайного положения, в военное время. За соблюдением запрета следят специально выделенные для этой цели подразделения войск или полиции государства. Подросткам разрешается находиться на улице до 23:00.
Амнистия (греч. αμνηστια — забвение, прощение) — мера, применяемая по решению органа государственной власти к лицам, совершившим преступления, сущность которой заключается в полном или частичном освобождении от наказания, замене наказания на более мягкое или в прекращении уголовного преследования.
Объявление войны — юридическая, дипломатическая процедура в международном праве и международной политике, заключающаяся в официальном, в установленном порядке предупреждении одним государством другого о прекращении между ними мира и переходе в состояние войны. После Второй мировой войны практически не применяется.
Воинская обязанность — обязанность (повинность) мужчин (в некоторых государствах и женщин) нести военную или национальную (альтернативную, гражданскую) службу.
Упоминания в литературе
Концепция национальной безопасности РФ определила принципы применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности – только в случае необходимости отражения агрессии, если все другие меры разрешения кризисных ситуаций исчерпаны или оказались неэффективными; применение военной силы внутри государства допускается в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя. Однако правовое регулирование применения военной силы для решения внутренних задач до принятия федеральных конституционных законов от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О
военном положении »[52] отсутствовало, что позволяло говорить о неконституционности привлечения Вооруженных сил РФ и других государственных военных организаций к участию в контртеррористической операции в Чеченской Республике, на что неоднократно обращалось внимание в средствах массовой информации.[53] Легитимность использования вооруженных сил для устранения внутренних угроз соответствует мировой практике. Так, согласно Основному закону Федеративной Республики Германия вооруженные силы могут быть применены для борьбы с организованными и располагающими боевым вооружением повстанцами.[54] Президентом США, кроме национальной гвардии и специальных войск, в качестве крайней меры могут быть использованы вооруженные силы в случае восстания населения.[55] После Второй мировой войны президенты США неоднократно использовали данные полномочия.[56]
1 апреля 1858 года было издано «Положение об управлении Кавказской Армией», которое предусматривало включение в состав Главного штаба особого отделения «по горским народам», не вошедшим в состав гражданского управления170. Это «Положение» явилось первым законодательным утверждением системы «военно-народного управления», фактически сложившейся по мере завоевания края171. Однако в нём не было ни общих, ни частных определений о порядке управления, кроме обозначения штатных должностей. Дальнейшее развитие военно-народного управления, со входящей в его состав судебной частью, последовало не в законодательном, а в инструкционном порядке, и притом с постепенным ограничением участия в нём народного элемента. Введённые князем Барятинским «военно-народные» управления носили преимущественно полицейский характер и могли служить только переходным этапом от
военного положения к гражданской жизни. Сами чиновники в неформальной обстановке называли данное управление «военным»172.
Так, Конституция Российской Федерации предоставляет Президенту РФ право в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях
военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ч. 2 ст. 87). Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 87). Указ Президента о введении военного положения подлежит утверждению Советом Федерации (п. «б» ч. 1 ст. 102). В отличие от подхода к чрезвычайному положению, Конституция не содержит для территорий военного положения каких-либо изъятий в ограничении прав и свобод.
В годы нэпа все больше возрастает роль центра. Несмотря на то, что в ГПУ оставался принцип двойного подчинения его местных органов, все большее значение приобретает работа территориальных органов под непосредственным руководством центрального аппарата. А вхождение ГПУ в состав НКВД дало некоторый опыт обеспечения безопасности государства и общества наркоматом внутренних дел союзных республик. Со всей определенностью можно утверждать, что опыт 1922-23 гг. показал в большей мере негативные последствия этого в союзном государстве и подтвердил, что органы безопасности должны находиться на
положении военного ведомства, что позволяет им в большей степени проводить в жизнь принцип единоначалия в чекистских коллективах и наиболее эффективно решать служебные задачи. В ходе судебной реформы 1922 г. были упразднены чрезвычайные судебные органы: революционные трибуналы и создана единая система общих судов РСФСР: народные, губернские и Верховные суды республик, которые действовали на основе демократических принципов судоустройства и судопроизводства, давали большую гарантию прав и свобод советским гражданам. Однако для рассмотрения дел особой категории, наряду с системой народных судов РСФСР, были временно оставлены специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, особые трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, Центральная высшая и местные арбитражные комиссии.
В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях
военное положение . Президент РФ обладает также правом вводить на всей территории РФ или ее отдельных местностях чрезвычайное положение. Как и в случае введения военного, так и чрезвычайного положения Президент РФ должен незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации и Государственной Думе, т. е. обеим палатам Федерального Собрания. Окончательное решение о введении в стране или ее части военного или чрезвычайного положения принимает Совет Федерации. В случае отрицательного решения Совета Федерации относительно указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения, последние должны быть отменены или пересмотрены.
Связанные понятия (продолжение)
Мобилизация (М, мобилизационное развёртывание, фр. mobilisation, от mobiliser — приводить в движение) — совокупность мероприятий, направленных на приведение вооружённых сил (ВС) и государственной инфраструктуры (государства) в военное положение в связи с чрезвычайными обстоятельствами в нём или в мире.
Интерве́нция (лат. interventio — вмешательство) — военное, политическое, информационное или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушающее его суверенитет.
Государственный переворот (в сокращении госпереворот) — смена власти в государстве, осуществляемая обязательно с нарушением действующих на данный момент конституционных и правовых норм, обычно с применением силы для захвата центров управления государством и осуществлением физической изоляции (ареста или ликвидации) действующих его руководителей.
Ультима́тум (лат. ultimatum — доведённое до конца) — требование, связанное с ограничением времени, данного на его исполнение, а также с угрозой серьёзных последствий в случае его неисполнения. Ультиматум является демонстрацией нежелания какого-либо рода переговоров.
Военное положение — особый правовой режим, который вводится в условиях внешней агрессии или её угрозы. Этим оно отличается от чрезвычайного положения, которое вводится в случае внутренней угрозы — попытки переворота, беспорядков или катастроф.
Дезерти́рство (фр. désertion; дезертир — фр. déserteur) — самовольное оставление воинской части или места военной службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу, покидание поля боя.
Военно-полевой суд (Полевой военный суд) — чрезвычайный военно-судебный орган, «исключительный, чрезвычайный суд, действующий вне норм существующего в данном государстве уголовного законодательства и юрисдикции, на основе особого положения, при упрощенном до крайних пределов судопроизводстве и при отмене всяких гарантий нормально-законного течения».
Демонстрация (лат. Demonstratio — объяснение чего на деле, с указанием на предмет и все частности его) — массовое шествие как публичное выражение общественно-политических настроений.
Массовые беспорядки — преступление против общественной безопасности, заключающееся в организации и участии в массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.
Демилитаризация — отказ от подготовки к войне, превращение оружия и боевой техники в гражданское изделие путём внесения необратимых изменений, делающих боевое применение невозможным, ликвидация военных укреплений и сооружений на определённой территории, а также запрещение держать на этой территории вооруженные силы на основании договора между заинтересованными государствами; разоружение.
Верхо́вный главнокома́ндующий (верховный командующий, главковерх) — высший начальник вооружённых сил государства (или коалиции государств), обычно в военное время, а иногда и в мирных условиях.
Жандармерия (фр. Gendarmerie) — воинские формирования, осуществляющие деятельность по обеспечению общественной безопасности, охраны правопорядка и борьбы с преступностью, при необходимости также привлекаются к защите государства от внешних угроз. Как правило, организационно входят в состав Министерства внутренних дел и оперативно подчиняются Военному министерству.
Забасто́вка (от итал. и исп. basta! «хватит! довольно!») или ста́чка — коллективное организованное прекращение работы в организации или предприятии с целью добиться от работодателя или правительства выполнения каких-либо требований; один из способов разрешения трудовых споров.
Конститу́ция (от лат. constitutio «устройство, установление, сложение») — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства. Конститу́ция — учредительный документ государства, в котором изложены основные цели создания государства. В подавляющем большинстве стран Конституция принимается учредительным собранием либо путём референдума.
Вре́менное прави́тельство — правительство, создаваемое в государстве, стране (или каком-либо её регионе) на время переходного периода или чрезвычайного положения, как правило, при смене политического строя или политического режима, противниками существующей власти (сепаратистами (в регионах и странах), бунтовщиками).
Восста́ние , или мяте́ж — один из видов массовых выступлений против существующей власти, как правило, не приводящих к смене политического строя в государстве, стране или регионе.
Военная диктатура — форма правления, в которой всей властью обладают военные, как правило, захватившие власть в результате государственного...
Трибунал (лат. tribunal — судилище) — чрезвычайный суд, нередко (но не обязательно) военный, так или иначе противопоставленный регулярным судам общей юрисдикции. Название «трибунал» носили суды инквизиции. По образцу Международного военного трибунала в Нюрнберге (перед которым происходил Нюрнбергский процесс) такое название носят Международный трибунал по бывшей Югославии и Международный трибунал по Руанде. В Польше конституционный суд именуется Конституционным трибуналом. В английском юридическом...
Военная помощь — межгосударственная помощь для военных нужд, которая может состоять из финансовых потоков, поддержки в обучении армии, флота, авиации и так далее или поставок военного оборудования.
Агре́ссия (от лат. aggressio — нападение) — понятие современного международного права, которое охватывает любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы одним государством против территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства.
Оборона России — Российской Федерации — система политических, экономических, военных, социальных, правовых и других мер по подготовке к вооружённой защите (обороне) России и непосредственно вооружённая защита.
Положение усиленной (чрезвычайной) охраны (исключительное положение) — в Российской империи конца XIX — начала XX веков особенный правовой статус местности, объявляемый при чрезвычайных ситуациях и гражданских волнениях. Введён в 1881 году в качестве одной из первых контрреформ. При объявлении положения усиленной (чрезвычайной) охраны увеличивались полномочия государственной власти. В царствования Александра III и Николая II государственная власть широко использовала данные меры для борьбы с революционным...
Главнонача́льствующий — должность наместника или начальника центрального органа управления в Российской империи, на территории Вооруженными силами Юга России и в СССР.
Военное время — период, в течение которого два государства, группа государств, либо политические силы внутри одного государства (гражданская война) находятся в состоянии войны между собой.
Военная прокуратура Израиля (ивр. מפקדת הפרקליט הצבאי הראשי, Штаб Главного военного прокурора (аббр. ивр. מפצ"ר, Мафца́р)) — структурное подразделение Армии обороны Израиля, осуществляющее надзор за соблюдением законности в деятельности армии, её подразделений и отдельных военнослужащих, посредством поддержания аппарата уголовного обвинения и защиты, консультирования воинских формирований и органов армии по правовым вопросам, методического руководства правовой работой в армии и исполнения дополнительных...
Военная служба — вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан государства (либо лиц без гражданства в некоторых странах, таких как Россия, США, Франция и другие) на воинских должностях в вооруженных силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Военное управление — комплекс мероприятий предпринимаемых государством по созданию вооружённых сил, их поддержанию на должном уровне, отвечающем требованиям обороноспособности и принятой военной доктрины и непосредственно само руководство вооружёнными силамиНепосредственно само руководство (командование) войсками (силами) внутри вооружённых сил на всех уровнях, называется Управление войск (сил) и не относится к комплексу военного управления.
Российская гвардия (сокр. РГ) — государственная вооружённая организация для защиты конституционного строя, органов государственной власти и «демократических завоеваний многонационального народа РСФСР». Создавалась вице-президентом РСФСР А. В. Руцким и рядом других должностных лиц по указанию Президента РСФСР Б. Н. Ельцина с августа 1991 года. Однако, формирование Российской гвардии было приостановлено в сентябре 1991 года.
Вое́нное пра́во (военное законодательство) — отрасль права, которая в широком понимании охватывает все правовые вопросы, связанные с военным делом, система установленных государством правовых норм, закрепляющих принципы и формы устройства вооружённых сил, регулирующих отношения в области их строительства, жизни, быта и деятельности и определяющих обязанности, права и ответственность военнослужащих, военнообязанных и других участников обществ, отношений в области военного дела государства.
Справка взамен военного билета — документ, выдаваемый гражданину не отслужившему в Вооружённых Силах Российской Федерации (ВС России) взамен военного билета.
Военнослу́жащий — лицо (человек), исполняющее должностные обязанности, связанные с прохождением военной службы, которая призвана решать задачи в сфере безопасности и обороны государства, и в связи с этим, обладающее специальным правовым статусом (при определенных условиях: см. ниже).
Военная реформа в РФ (2001—2004) — это ряд мероприятий по реформированию вооруженных сил России, восходящий к попыткам реформирования российских ВС в 1990-е годы (по большей части свернутых из-за отсутствия средств). Реформа сопровождалась активными общественными обсуждениями. Одним из ключевых вопросов стал вопрос о возможности/невозможности перевода российских ВС на контрактную основу, срока службы для призывников-срочников. Реформа так и не приобрела полностью законченный характер, в дальнейшем...
Росгвардия является центральным органом управления Войсками национальной гвардии Российской Федерации (ВНГ России), созданных на основе Внутренних войск МВД России. Относится к государственным военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое оружие.
Наёмник («Солдат удачи») — лицо, вступающее в вооружённый конфликт не из идеологических, национальных, политических соображений (и не принадлежит к так или иначе заинтересованной в исходе конфликта идеологической группе) и не в соответствии с воинской обязанностью, а ради выгоды.
Национальный совет для мира и порядка (тайск. คณะรักษาความสงบแห่งชาติ, англ. National Council for Peace and Order , сокр. НСМП, тайск. คสช, англ. NCPO) — военное правительство Таиланда, пришедшее к власти в результате военного переворота 22 мая 2014 года. После шести месяцев непрерывных протестов было введено военное положение, цензура систем интернета, теле-, радиовещания, отменено действие конституции и арестованы члены прежнего правительства.
Гражданская оборона в России — система мер по защите людей и материальных ценностей в стране в случае военных действий, стихийных бедствий или техногенных катастроф, а также подготовка таких мер. Эти меры включают размещение в убежищах, эвакуацию, маскировку объектов, оказание первой помощи и обеспечение базовых потребностей жителей.
Временное областное правительство Урала (В. О. П. У.) — антибольшевистское временное правительство, созданное в Екатеринбурге 13 или 19 августа 1918 года, контролировавшее Пермскую губернию, части Вятской, Уфимской, Оренбургской губерний. Упразднено в октябре 1918 года.
Комитет национальной безопасности Республики Казахстан (КНБ РК) (каз. Қазақстан Республикасы Ұлттық Қауіпсіздік Комитеті) — специальный государственный орган, непосредственно подчинённый народу Казахстана в лице его избранных представителей и подотчётный Президенту (верховному главнокомандующему) Республики Казахстан, являющийся составной частью системы обеспечения безопасности и суверенитета Республики Казахстан.
Международное гуманитарное право (право войны, право вооружённых конфликтов) — совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.
Система заслуг (от англ. merit system) — практика продвижения и найма правительственных служащих, основанная на их компетентности, а не на их политических связях. Является противоположностью системы добычи.
Упоминания в литературе (продолжение)
Как уже отмечалось, не может считаться принудительной работа, выполняемая в условиях чрезвычайного или
военного положения . В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФЗ «О чрезвычайном положении» таковое или военное положение вводится при наличии обстоятельств, которые представляют непосредственную угрозу жизни и безопасности населения или конституционному строю страны и требуют применения чрезвычайных мер.
Одним из способов комплектования являлось создание ополчений, т. е. военных формирований, создаваемых в помощь действующей армии, преимущественно на добровольных началах[619]. В связи с появлением массовых армий казалось, что практика создания народных ополчений отойдет в историю. Но опыт Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. продемонстрировал обратное, когда в 1941–1942 гг.[620] была проведена добровольная мобилизация трудящихся в дивизии народного ополчения[621]. Следует подчеркнуть, что если народное ополчение формировалось и действовало под контролем государства, это дает возможность отнести его к государственному ополчению. Именно в таком контексте осуществляется и международно-правовое регулирование. В соответствии со ст. 1 Положения о законах и обычаях сухопутной войны Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.[622] ополчение или добровольческие отряды в тех странах, где они составляют армию или входят в ее состав, понимаются под наименованием армии. В соответствии со ст. 13 ЖК I, ст. 13 ЖК II1949 г. личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил, пользуется той же правовой защитой, что и личный состав, входящий в регулярные вооруженные силы. Представляется, что в современных условиях должно найти законодательное закрепление положение о том, что общественно-политические организации, в уставе которых предусмотрена деятельность по защите интересов государства, могут быть использованы на территории РФ только после введения чрезвычайного или
военного положения (народное ополчение, национальные силы самообороны, народные дружины по охране общественного порядка и др.).
В соответствии с Конституцией РФ Президенту принадлежат важные полномочия в связи с объявлением и обеспечением
военного положения в стране или на части ее территории. Военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится указом Президента. Он незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации и Государственной Думе. Указ о введении военного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию. Вопрос об утверждении указа Президента о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения указа.
Во время Великой Отечественной войны компетенция военных трибуналов в силу особого периода существенно расширилась. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О
военном положении » устанавливалось, что «изъятые из действующих правил о рассмотрении судами уголовных дел в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передаются на рассмотрение военных трибуналов». Было утверждено Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий.
ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ – особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях. Согласно ч. 2 ст. 87 Конституции РФ: «В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе». Насть 3 той же статьи гласит, что режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.
Уголовное законодательство периода Великой Отечественной войны СССР с фашистской Германией характеризовалось двумя чертами. С одной стороны, это было законодательство чрезвычайного военного времени, поэтому ряд норм носил временный характер, действовал лишь на период военного времени, например об уголовной ответственности за распространение панических слухов. Вводилось
военное положение , и правосудие в местах военных операций осуществляли военные трибуналы. Что касается другой группы законов с пресловутым «приравниванием» их по аналогии, идущей от Закона 7 августа 1932 г., то она отражала традиции нормотворчества сталинской модели. Так, уход с военных предприятий приравнивался к дезертирству и сурово карался – до 8 лет лишения свободы. Опоздание на любую работу влекло серьезные административные санкции.
В Российской Федерации до недавнего времени решение вопросов борьбы с терроризмом в основном находилось в плоскости урегулирования чеченского конфликта. Обе военные компании не имели четких правовых очертаний – они не укладывались в правовые рамки ни чрезвычайного положения, ни
военного положения , ни контртеррористической операции (по Федеральному закону от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом»)[166]. При этом в зоне вооруженного конфликта российской стороной существенно ограничивались права человека.
в) Время действия нормативного акта – как правило, не устанавливается и подразумевается его бессрочное действие. Исключением является издание временных законов в период
военного положения или чрезвычайной ситуации. Кроме того, в нормативно-правовом акте иногда прямо указывается время вступления его в юридическую силу.
26) участвует в пределах своей компетенции в обеспечении режима
военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или на территории субъекта Российской Федерации, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Вечером состоялось закрытое заседание ЦИК Советов Р и СД по вопросу об общем положении страны в связи с предстоящей конференцией союзных правительств в Париже. В заседании участвовали военный и морской министры, обрисовавшие общее
положение военных сил России в тылу и на фронте, ряд военных работников и делегаты армейских организаций. И военный, и морской министры указывали на тяжелые взаимоотношения между солдатами и матросами и командным составом. Военный министр указал на недостаток продовольствия, одежды и отсутствие обуви для ведения зимней кампании. Оба министра характеризовали положение в армии и флоте как весьма серьезное. По затронутому в конце заседания вопросу о происходящих в стране погромах решено принять самые решительные меры борьбы, вплоть до применения вооруженной силы. Продолжение заседания перенесено на 4/17 октября (Архив ЦИК; «Известия ЦИК», № 190; «Армия и флот свободной России», № 227).
История показала, что закреплённая союзной Конституцией роль Президиума Верховного Совета СССР не была номинальной. Так, в различные периоды именно Президиумом Верховного Совета СССР были приняты такие важнейшие нормативные акты, как Указ от 26.06.1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений»[214], Указ от 22.06.1941 г. «О
военном положении »[215], Указ от 26.06.1941 г. «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время»[216], Постановление Президиума Верховного Совета Союза ССР, Центрального Комитета ВКП (б) и Совета Народных Комиссаров СССР от 30.06.1941 г. «Об образовании Государственного Комитета Обороны»[217], Указ от 06.07.1941 г. «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения»[218], Указ от 04.09. 1945 г. «Об упразднении Государственного комитета обороны»[219], Указ от 26.05.1947 г. «Об отмене смертной казни»[220], Указ от 12.01.1950 г. «О применении смертной казни к изменникам Родины, шпионам, подрывникам-диверсантам»[221] и т. д.
По смыслу норм преамбулы комментируемым Законом предусмотрено два режима правового регулирования отношений по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц. Первый обусловлен исключительным применением положений рассматриваемого документа и связан с нормальными условиями прохождения военной и иной службы. Второй – напрямую зависит от проводимых мобилизационных мероприятий, введения на всей территории государства или отдельной его части
военного положения , объявления военного времени. В таком случае осуществление обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц определяется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основополагающими документами в этой сфере, помимо Конституции Российской Федерации и концептуальных доктрин, являются: Федеральный конституционный закон «О
военном положении », федеральные законы «О безопасности», «Об обороне», «О Государственной границе Российской Федерации», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О противодействии терроризму» и др. Кроме того, к ним следует отнести Морскую доктрину Российской Федерации на период до 2020 года, Основы государственной политики Российской Федерации по военному строительству, План строительства Вооруженных Сил и другие.
В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории России или в отдельных ее местностях
военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Кроме того, Президент РФ является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях
военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
• работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или
военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;
Съезды Советов также стали созываться реже. Основной закон 1918 года предусматривал созыв Всероссийских съездов дважды в год. В 1918 году они созывались трижды, но уже в 1919 году собрался только один Всероссийский съезд Советов, в 1920 году – также один. Естественно, сокращение числа проводимых съездов можно было бы связать с тяжелым
военным положением , но и после окончания Гражданской войны ситуация отнюдь не изменилась. В 1921–1922 годах были созваны по одному Всероссийскому съезду Советов. С образованием в 1922 году Союза Советских Социалистических Республик (СССР) ежегодно созывались уже Всесоюзные съезды Советов. Уже со второй половины 1920-х годов съезды начинают созывать реже, чем раз в год (с 1922 года по 1936 год прошло всего восемь Всесоюзных съездов Советов), а промежутки между сессиями ЦИК все увеличивались. Возобновившаяся тенденция к усилению централизации все больше приводила к отрыву советской власти от масс трудового населения и все большей ее концентрации в руках высшего партийно-советского руководства.
1) принятие решения о введении
военного положения или чрезвычайного положения на основании действующего законодательства;
Полномочный представитель Президента в Совете Федерации по поручению Президента Российской Федерации представляет в Совете Федерации вносимые на утверждение указы Президента о введении
военного положения и о введении чрезвычайного положения и предлагаемые Президентом кандидатуры на соответствующие должности, указанные в Конституции РФ.
3) Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О
военном положении »;
2) работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т. е. в случаях объявления чрезвычайного или
военного положения , бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнение, голод, землетрясение, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;