Неточные совпадения
Несмотря на свою расплывчивость, учение Козыря приобрело, однако ж, столько прозелитов [Прозели́т (греч.) — заново уверовавший, новый последователь.] в Глупове, что градоначальник Бородавкин
счел нелишним обеспокоиться этим. Сначала он вытребовал к
себе книгу «О водворении на земле добродетели» и освидетельствовал ее; потом вытребовал и самого автора
для освидетельствования.
— Как счастливо вышло тогда
для Кити, что приехала Анна, — сказала Долли, — и как несчастливо
для нее. Вот именно наоборот, — прибавила она, пораженная своею мыслью. — Тогда Анна так была счастлива, а Кити
себя считала несчастливой. Как совсем наоборот! Я часто о ней думаю.
Он
считал переделку экономических условий вздором, но он всегда чувствовал несправедливость своего избытка в сравнении с бедностью народа и теперь решил про
себя, что,
для того чтобы чувствовать
себя вполне правым, он, хотя прежде много работал и нероскошно жил, теперь будет еще больше работать и еще меньше будет позволять
себе роскоши.
Раздражение, разделявшее их, не имело никакой внешней причины, и все попытки объяснения не только не устраняли, но увеличивали его. Это было раздражение внутреннее, имевшее
для нее основанием уменьшение его любви,
для него — раскаяние в том, что он поставил
себя ради ее в тяжелое положение, которое она, вместо того чтоб облегчить, делает еще более тяжелым. Ни тот, ни другой не высказывали причины своего раздражения, но они
считали друг друга неправыми и при каждом предлоге старались доказать это друг другу.
Он не мог согласиться с этим, потому что и не видел выражения этих мыслей в народе, в среде которого он жил, и не находил этих мыслей в
себе (а он не мог
себя ничем другим
считать, как одним из людей, составляющих русский народ), а главное потому, что он вместе с народом не знал, не мог знать того, в чем состоит общее благо, но твердо знал, что достижение этого общего блага возможно только при строгом исполнении того закона добра, который открыт каждому человеку, и потому не мог желать войны и проповедывать
для каких бы то ни было общих целей.
— Я уже не говорю о том, что я, например, не без чувствительных
для себя пожертвований, посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу. [«Отдать землю исполу» — отдавать землю в аренду за половину урожая.] Я
считал это своим долгом, самое благоразумие в этом случае повелевает, хотя другие владельцы даже не помышляют об этом: я говорю о науках, об образовании.
Самгин пошел одеваться, не потому, что
считал нужными санитарные пункты, но
для того, чтоб уйти из дома, собраться с мыслями. Он чувствовал
себя ошеломленным, обманутым и не хотел верить в то, что слышал. Но, видимо, все-таки случилось что-то безобразное и как бы направленное лично против него.
Клим был слаб здоровьем, и это усиливало любовь матери; отец чувствовал
себя виноватым в том, что дал сыну неудачное имя, бабушка, находя имя «мужицким»,
считала, что ребенка обидели, а чадолюбивый дед Клима, организатор и почетный попечитель ремесленного училища
для сирот, увлекался педагогикой, гигиеной и, явно предпочитая слабенького Клима здоровому Дмитрию, тоже отягчал внука усиленными заботами о нем.
— Но бывает, что человек обманывается, ошибочно
считая себя лучше, ценнее других, — продолжал Самгин, уверенный, что этим людям не много надобно
для того, чтоб они приняли истину, доступную их разуму. — Немцы, к несчастию, принадлежат к людям, которые убеждены, что именно они лучшие люди мира, а мы, славяне, народ ничтожный и должны подчиняться им. Этот самообман сорок лет воспитывали в немцах их писатели, их царь, газеты…
Нет, Любаша не совсем похожа на Куликову, та всю жизнь держалась так, как будто
считала себя виноватой в том, что она такова, какая есть, а не лучше. Любаше приниженность слуги
для всех была совершенно чужда. Поняв это, Самгин стал смотреть на нее, как на смешную «Ванскок», — Анну Скокову, одну из героинь романа Лескова «На ножах»; эту книгу и «Взбаламученное море» Писемского, по их «социальной педагогике», Клим ставил рядом с «Бесами» Достоевского.
Он видел, что с той поры, как появились прямолинейные юноши, подобные Властову, Усову, яснее обнаружили
себя и люди,
для которых революционность «большевиков» была органически враждебна.
Себя Самгин не
считал таким же, как эти люди, но все-таки смутно подозревал нечто общее между ними и
собою. И, размышляя перед Никоновой, как перед зеркалом или над чистым листом бумаги, он говорил...
—
Считаю себя недостаточно подготовленным
для этого, — ответил Самгин, незаметно всматриваясь в распустившееся, оплывшее лицо жандарма. Как в ночь обыска, лицо было усталое, глаза смотрели мимо Самгина, да и весь полковник как-то обмяк, точно придавлен был тяжестью парадного мундира.
Обычные, многочисленные романы гимназистов с гимназистками вызывали у него только снисходительную усмешку;
для себя он
считал такой роман невозможным, будучи уверен, что юноша, который носит очки и читает серьезные книги, должен быть смешон в роли влюбленного.
И, не ожидая согласия Клима, он повернул его вокруг
себя с ловкостью и силой, неестественной в человеке полупьяном. Он очень интересовал Самгина своею позицией в кружке Прейса, позицией человека, который
считает себя умнее всех и подает свои реплики, как богач милостыню. Интересовала набалованность его сдобного, кокетливого тела, как бы нарочно созданного
для изящных костюмов, удобных кресел.
Захару он тоже надоедал
собой. Захар, отслужив в молодости лакейскую службу в барском доме, был произведен в дядьки к Илье Ильичу и с тех пор начал
считать себя только предметом роскоши, аристократическою принадлежностью дома, назначенною
для поддержания полноты и блеска старинной фамилии, а не предметом необходимости. От этого он, одев барчонка утром и раздев его вечером, остальное время ровно ничего не делал.
— Что ты делаешь? зачем говоришь мне это!.. Молчи! Возьми назад свои слова! Я не слыхала, я их забуду,
сочту своим бредом… не казни
себя для меня!
Он неделю тому назад написал ей решительное письмо, в котором признавал
себя виновным, готовым на всякого рода искупление своей вины, но
считал всё-таки,
для ее же блага, их отношения навсегда поконченными.
Старый генерал и не позволял
себе думать о таких делах,
считая своим патриотическим, солдатским долгом не думать
для того, чтобы не ослабеть в исполнении этих, по его мнению, очень важных своих обязанностей.
Вера Ефремовна
считала себя отчасти виновной в заключении Шустовой и умоляла Нехлюдова, имеющего связи, сделать всё возможное
для того, чтобы освободить ее.
Она, очевидно,
считала себя героиней, готовой пожертвовать жизнью
для успеха своего дела, а между тем едва ли она могла бы объяснить, в чем состояло это дело и в чем успех его.
В глубине, в самой глубине души он знал, что поступил так скверно, подло, жестоко, что ему, с сознанием этого поступка, нельзя не только самому осуждать кого-нибудь, но смотреть в глаза людям, не говоря уже о том, чтобы
считать себя прекрасным, благородным, великодушным молодым человеком, каким он
считал себя. А ему нужно было
считать себя таким
для того, чтобы продолжать бодро и весело жить. А
для этого было одно средство: не думать об этом. Так он и сделал.
Русский народ и истинно русский человек живут святостью не в том смысле, что видят в святости свой путь или
считают святость
для себя в какой-либо мере достижимой или обязательной.
Ракитина же
считала она за самого благочестивого и верующего молодого человека — до того он умел со всеми обойтись и каждому представиться сообразно с желанием того, если только усматривал в сем малейшую
для себя выгоду.
Чудно это, отцы и учители, что, не быв столь похож на него лицом, а лишь несколько, Алексей казался мне до того схожим с тем духовно, что много раз
считал я его как бы прямо за того юношу, брата моего, пришедшего ко мне на конце пути моего таинственно,
для некоего воспоминания и проникновения, так что даже удивлялся
себе самому и таковой странной мечте моей.
Потому что если уж полечу в бездну, то так-таки прямо, головой вниз и вверх пятами, и даже доволен, что именно в унизительном таком положении падаю и
считаю это
для себя красотой.
И вот, убедясь в этом, он видит, что надо идти по указанию умного духа, страшного духа смерти и разрушения, а
для того принять ложь и обман и вести людей уже сознательно к смерти и разрушению, и притом обманывать их всю дорогу, чтоб они как-нибудь не заметили, куда их ведут,
для того чтобы хоть в дороге-то жалкие эти слепцы
считали себя счастливыми.
— «А полотно где изволили взять?» Подсудимый уже обижается, он
считает это почти обидною
для себя мелочью и, верите ли, искренно, искренно!
Напрасно Чертопханов старался унять расходившуюся желчь; напрасно он пытался уверить
себя, что эта… лошадь хотя и не Малек-Адель, однако все же… добра и может много лет прослужить ему: он тут же с яростью отталкивал от
себя прочь эту мысль, точно в ней заключалось новое оскорбление
для тогоМалек-Аделя, перед которым он уж и без того
считал себя виноватым…
Конечно, вы остались бы довольны и этим, потому что вы и не думали никогда претендовать на то, что вы мила или добра; в минуту невольной откровенности вы сами признавали, что вы человек злой и нечестный, и не
считали злобы и нечестности своей бесчестьем
для себя, доказывая, что иною вы не могли быть при обстоятельствах вашей жизни.
Та же самая история повторилась, когда швейцары — пехотинцы вздумали, что вовсе не
для чего им
считать себя слабее феодальной конницы.
Они очень уважают Лопухова,
считают его одною из лучших голов в Петербурге, может быть, они и не ошибаются, и настоящая связь их с Лопуховыми заключается в этом: они находят полезными
для себя разговоры с Дмитрием Сергеичем.
Для этого она воспользовалась старушкой гувернанткой, которая
считала себя обязанной княгине и иногда нуждалась в ней; таким образом французский язык доведен был до последней дешевизны — зато и преподавался à bâtons rompus. [кое-как (фр.).]
Два врага, обезображенные голодом, умерли, их съели какие-нибудь ракообразные животные… корабль догнивает — смоленый канат качается
себе по мутным волнам в темноте, холод страшный, звери вымирают, история уже умерла, и место расчищено
для новой жизни: наша эпоха зачислится в четвертую формацию, то есть если новый мир дойдет до того, что сумеет
считать до четырех.
Но я не
считаю себя вправе сказать, что педагогические приемы сестры были толковее, нежели те, которые я выработал
для себя сам.
Более с отцом не
считают нужным объясняться. Впрочем, он, по-видимому, только
для проформы спросил, а в сущности, его лишь в слабой степени интересует происходящее. Он раз навсегда сказал
себе, что в доме царствует невежество и что этого порядка вещей никакие силы небесные изменить не могут, и потому заботится лишь о том, чтоб домашняя сутолока как можно менее затрогивала его лично.
Я не
считаю себя принадлежащим к типу homo religiosus в традиционном смысле, но религиозная тема была
для меня преобладающей всю жизнь.
Немцам гораздо менее свойственна уверенность в
себе, у них нет ксенофобии, они не
считают свои национальные начала универсальными и годными
для всех, но национализм их агрессивный и завоевательный, проникнутый волей к господству.
Я давно заметил, что представители ортодоксии и авторитета, в сущности, никакого авторитета
для себя не признают; они
себя считают авторитетом и обличают в ересях митрополитов и епископов;
для себя они признают большую свободу и отрицают ее лишь
для других.
Да и я никогда не
считал себя народником,
для этого я слишком прошел марксистскую школу.
И я
считаю своей слабостью, что я не исключительно посвятил
себя этой теме и периодически отвлекался и другими темами, менее
для меня характерными.
Меня отделяло от людей, которые
считали себя вполне ортодоксальными, то, что историческое откровение было
для меня вторичным по сравнению с откровением духовным.
Я
считал это
для себя морально неприемлемым.
— А
для кого я хлопотал-то, дерево ты стоеросовое?.. Ты что должен сделать, идол каменный? В ноги мне должен кланяться, потому как я тебе судьбу устраиваю. Ты вот
считаешь себя умником, а
для меня ты вроде дурака… Да. Ты бы хоть спросил, какая невеста-то?.. Ах, бесчувственный ты истукан!
— Ну, славяночка, будем знакомиться. Это вот моя славяночка. Ее зовут Дидей. Она
считает себя очень умной и думает, что мир сотворен специально только
для нее, а все остальные девочки существуют на свете только так, между прочим.
Штофф только улыбнулся. Он никогда не оскорблялся и славился своим хладнокровием. Его еще никто не мог вывести из
себя, хотя случаев
для этого было достаточно. Михей Зотыч от всей души возненавидел этого увертливого немца и
считал его главною причиной всех грядущих зол.
Русские коммунисты, продолжавшие
себя считать марксистами, вернулись к некоторым народническим идеям, господствовавшим в XIX в., они признали возможным
для России миновать капиталистическую стадию развития и прямо перескочить к социализму.
Революционер-герой
себя самого
считает спасителем мира и жаждет
себя принести в жертву, пролить кровь
для искупления грехов мира.
Общая камера не дает преступнику одиночества, необходимого ему хотя бы
для молитвы,
для размышлений и того углубления в самого
себя, которое
считают для него обязательным все сторонники исправительных целей.
Большов как будто
считает себя совершенно вне тех нравственных правил, которые признает обязательными
для других.
— Ты все про других рассказываешь, родимый мой, — приставал Мосей, разглаживая свою бороду корявою, обожженною рукой. — А нам до
себя… Мы тебя своим
считаем, самосадским, так, значит, уж ты все обскажи нам, чтобы без сумления. Вот и старички послушают… Там заводы как хотят, а наша Самосадка допрежь заводов стояла. Прапрадеды жили на Каменке, когда о заводах и слыхом было не слыхать… Наше дело совсем особенное. Родимый мой, ты уж
для нас-то постарайся, чтобы воля вышла нам правильная…