Неточные совпадения
В действительности же номинализм этого миросозерцания идет дальше, он разлагает и человека, принужден отвергнуть реальность души человека, всегда ведь связанной с бесконечной глубиной
бытия мирового, и выбрасывает человека на поверхность.
Мировая война вызывает кризис этого исключительного монизма русского мышления, всегда склонного насиловать бесконечную сложность
бытия.
Ведь славянофильская мысль все еще утверждает самодовлеющее провинциальное
бытие России, а не
мировое ее
бытие.
Все народы призваны сказать свое слово, сделать свой вклад в
мировую жизнь, достигнуть высшего цветения своего
бытия.
Подлинное национальное самосознание ставит
бытие нации в перспективу
мировой истории, оно преодолевает провинциализм национальной жизни и национальных интересов.
— Примечание составителя.)], есть то же стремление к
мировому владычеству, что и в Римской империи, которую нельзя рассматривать, как
бытие национальное.
Оправдание России в
мировой борьбе, как и всякой страны, всякого народа, может быть лишь в том, что внесет в мир большие ценности, более высокого качества духовную энергию, чем Германия, притязания которой на
мировое владычество она отражает, что своим неповторимым индивидуальным духом она подымает человечество на более высокую ступень
бытия.
Важнее же всего сознать, что дух совсем не есть реальность, сопоставимая с другими реальностями, например, с реальностью материи; дух есть реальность совсем в другом смысле, он есть свобода, а не
бытие, качественное изменение
мировой данности, творческая энергия, преображающая мир.
Весь
мировой путь
бытия есть сложное взаимодействие разных ступеней
мировой иерархии индивидуальностей, творческое врастание одной иерархии в другую, личности в нацию, нации в человечество, человечества в космос, космоса в Бога.
Можно сказать, что борьба народов за историческое
бытие имеет глубокий моральный и религиозный смысл, что она нужна для высших целей
мирового процесса.
И
мировая борьба союзников с Германией есть борьба за историческое
бытие и исторические ценности, а не борьба исключительных моральных качеств и прерогатив.
Тот же, кто не хочет никакой жестокости и боли, — не хочет самого возникновения мира и
мирового процесса, движения и развития, хочет, чтоб
бытие осталось в состоянии первоначальной бездвижимости и покоя, чтобы ничто не возникало.
Я верю, что
мировое преобладание России и Англии повысило бы ценности исторического
бытия человечества, способствовало бы объединению Востока и Запада и дало бы простор всякому индивидуальному историческому существованию.
Именно те, которые переносят веру и мистику исключительно в субъективную действительность человеческого духа, те, которые отрицают мистическую реальность
бытия и пути соединения с ней, отрицают чудесную тайну преосуществления в мире объективном, в
мировой душе, те должны быть признаны рационалистами.
Но в Логосе субъект и объект тождественны; в
мировой жизни Логоса акт познания есть акт самой жизни, знание есть
бытие (знание есть непременно
бытие, но
бытие не есть непременно знание, как думал Гегель).
Но, быть может, под этим скрывается другая проблема, более жизненная и гораздо более изначальная, предшествующая самой абстракции «субъекта»: проблема отношения
бытия к
бытию, одной функции жизни к досугам функциям
мировой жизни.
Спасение есть победа над первоисточником
мировой испорченности, вырывание корней зла; спасение есть полное преобразование всего
бытия, рождение к новой жизни самой материи мира.
Основа совершенства и добра — в свободе, в свободной любви к Богу, в свободном соединении с Богом, а этот характер всякого совершенства и добра, всякого
бытия делает неизбежным
мировую трагедию.
Наоборот, мы исходим из
бытия универсального, видим в мышлении функцию
мирового духа, сверхиндивидуального разума.
Нельзя осмыслить
мирового процесса, если не допустить мистической диалектики
бытия, предвечно совершающейся и завершающейся вне времени и вне всех категорий нашего мира и в одном из своих моментов принявшей форму временного
бытия, скованного всеми этими категориями.
Бытие,
мировую жизнь можно принять лишь изначально, до суждения, принять полнотой своего духа, нерационализированным своим сознанием.
Мировая история философии громко свидетельствует, что связь с
бытием и абсолютным не порвана окончательно, что нить вечной связи тянется через всю историю философского самосознания человечества.
Конец
мировой трагедии так же предвечно дан, как и ее начало; само время и все, что в нем протекает, есть лишь один из актов трагедии, болезнь
бытия в момент его странствования.
Мировой процесс протекает без прибыли, если нет преосуществления в объективном
бытии, нет преображения плоти мира.
Вина умопостигаемой воли всей
мировой души и всех существ мира отрывает от истоков
бытия, рождает раздор и вражду в мире.
Но сие беззаконное действие распавшейся натуры не могло уничтожить вечного закона божественного единства, а должно было токмо вызвать противодействие оного, и во мраке духом злобы порожденного хаоса с новою силою воссиял свет божественного Логоса; воспламененный князем века сего великий всемирный пожар залит зиждительными водами Слова, над коими носился дух божий; в течение шести
мировых дней весь мрачный и безобразный хаос превращен в светлый и стройный космос; всем тварям положены ненарушимые пределы их
бытия и деятельности в числе, мере и весе, в силу чего ни одна тварь не может вне своего назначения одною волею своею действовать на другую и вредить ей; дух же беззакония заключен в свою внутреннюю темницу, где он вечно сгорает в огне своей собственной воли и вечно вновь возгорается в ней.
В системе Плотина посредствующую роль между Единым и миром играет νους [Нус (греч. — ум, разум) — одна из основных категорий античной философии, разработанная Анаксагором и последующими философами.], образующий второе и не столь уже чистое единство — мышления и
бытия, а непосредственным восприемником влияний νους служит
Мировая Душа, имеющая высший и низший аспект, и она изливается уже в не имеющую подлинного
бытия, мэоническую (μη δν) и потому злую материю.
Значит ли это, что мир есть Бог, или
бытие мировое есть модус
бытия божественного?
В отношении к этому Ничто всякое
бытие: божеское ли, или
мировое и человеческое, есть уже некое что: в Ничто возникает что, vom Nichts zu Ichts или zu Etwas [От Ничто к Ichts или к Нечто (нем.).
Но само искусство, возвещающее это евангелие Красоты, призвано ли оно действительно спасти ею мир, воззвать к
бытию в красоте не только кусок мрамора, но и всю тяжелую, безобразную плоть мира, совершить софиургийный акт
мирового преображения?
Перед лицом
мировых неисследимостей, в беспредельности
мировых пространств и безбрежности
мировых времен, в неизмеримости
мировых глубин и необъятности
мировых громад, — звучит он, этот чудесный голос, властно шепчущий: миру, во всей его безмерности, не принадлежит его
бытие, — оно ему дано.
Бог же волен ввести себя в трагический процесс
мировой истории, в себе и для себя оставаясь от него свободным, поэтому в самом Абсолютном нет места трагедии, которая коренится в противоборстве раздробленных сил относительного
бытия.
Философия не есть мудрость мира, но познание не-мирового (Nichtweltlichen), не познание внешней меры, эмпирического
бытия и жизни, но знание того, что вечно, что есть Бог и что проистекает из его натуры…
И тогда неизбежно голосами мира, идущими из глубины, внушаемо будет иное, противоположное сознание: мир не сотворен, он в себе самом имеет основу, есть свое собственное создание; нет высшего
бытия, чем
мировое, и нет ничего, что было бы выше
бытия.
Типична в этом отношении полемика св. Григория Палимы (XIV в.), который отвергает астрологическую
мировую душу, однако утверждая
бытие ее в человеке: «Не существует какой-нибудь небесной или всемирной души, но единственно разумная душа есть человеческая: не небесная, но свышенебесная, и не благодаря месту, но по своей собственной природе, как умная правящая сущность» (ού^εστι τις ουρανός, ή παγκόσμιος ψυχή, άλλα μόνη λογική ψυχή εστίν ή ανθρωπινή ουκ ουράνιος, αλλ' ύπερουράνιος, ου τόπω, αλλά щ εαυτής φύσει, άτε νοερά υπάρχουσα ουσία) Migne Patrol., ser. gr., t. 150, col. 1125, cap.
В этой свободе твари, опирающейся на тварное ничто, божественные начала
бытия существуют не в силе и славе своей, не в лике вечности, в которой они не ведают развития и восполнения, ибо не нуждаются в них, но во временном становлении, как тема и вместе задача
мирового процесса, его данностъ-заданностъ, что дает наиболее точную формулу для определения и тварной свободы, и тварного творчества.
Но какой смысл имеет это при сопоставлении того, что происходит во времени и осуществляется
мировым творчеством, как задача и внутренний закон жизни, и того, что выше времени и самого
бытия?
Мы действительно становимся на краткие мгновения самим Первосущим и чувствуем его неукротимое желание и жажду
бытия: борьба, мучение, уничтожение явления кажутся нам теперь необходимыми при этом избытке бесчисленных, врывающихся в жизнь форм
бытия, при этой чрезмерной плодовитости
мировой Воли.
человек мужественно и стойко принимает свой жребий, поднимается душою как бы выше себя и сливается душою с велениями неизбежности. Он как бы ощущает тот таинственный ритм, которым полна
мировая жизнь, в ощущении которого нестрашными становятся опасности и ужасы личного
бытия. Ярко и полно выражает это ощущение великий Архилох...
Острое переживание проблемы теодицеи, как мы видим, например, у Достоевского в его диалектике о слезинке ребёнка и о возвращении билета на вход в
мировую гармонию, есть восстание против идеи
бытия, как царства универсально-общего, как
мировой гармонии, подавляющей личное существование.
Сталкиваются две точки зрения: 1) есть неизменный, вечный, разумный порядок
бытия, он выражается и в порядке социальном, который создается не людьми и которому люди должны подчиняться, и 2) основы
мировой и социальной жизни, пораженной падшестью, не вечные и не навязанные сверху, они меняются от человеческой активности и творчества.
В этом восстании есть вечная правда, правда о том, что единичная личность и её судьба есть бóльшая ценность, чем
мировой порядок, чем гармония целого, чем отвлеченное
бытие.
Теория познания, идущая от Канта, подменяет проблему человека и его силы познавать
бытие проблемой трансцендентального сознания, гносеологического субъекта или
мирового духа, божественного разума.
Символика «добра» и «зла» не случайна, не условна, не есть «зло», она говорит об абсолютном, о
бытии, но гадательно и отражено в
мировом зеркале.
Космос есть истинно сущее, подлинное
бытие, но «мир» — призрачен, призрачна
мировая данность и
мировая необходимость.
Мировой процесс — творческий процесс откровения, в котором одинаково участвуют Творец и тварное
бытие.
Скованность и порабощенность
мировой иерархии существ подчиняет человека низшим, омертвевшим ступеням
бытия, принуждает человека своим материальным отяжелением.
Все ограничительные дилеммы формальной логики являются лишь приспособленным отражением ограничительных дилемм данной
мировой необходимости [Зависимость законов логики от состояния
бытия по-своему хорошо раскрывает Н. Лосский в книге «Обоснование интуитивизма».].
Космическая красота — цель
мирового процесса, это иное, высшее
бытие,
бытие творимое.
Нельзя отрицать относительное значение логических категорий, на которых покоится научное познание, но придавать им высший и абсолютный онтологический смысл есть просто одна из ложных философий, плененных
мировой данностью,
бытием в состоянии необходимости.