Цитаты со словосочетанием «мировое бытиё»
Область
поиска
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения» (Булгаков С. Н., 1917)по всей классике
Учение Платона об идеях, вершиной которых является идея Блага, само Божество, необходимо имеет два аспекта, вверх и вниз: идеи имеют самосущее бытие в «умном месте», представляя собой нечто трансцендентное
мировому бытию, как быванию, но они же его собой обосновывают, бытие причастно им, а они бытию, между двумя мирами существует неразрывная связь — причины и следствия, основы и произведения, эроса и его предмета и т. д.
Иначе говоря,
мировое бытие внебожественно, пребывает в области относительного, и именно эта внебожественность или относительность и делает мир миром, противополагая его Божеству.
Мировому бытию может быть, далее, приписана некоторая, хотя и ущербленная, реальность, производная от Абсолютного; так стоит дело в системе статического пантеизма Спинозы, а также и динамического пантеизма Гартмана и Древса: мир возникает, согласно учению последних, вследствие некоторого «скандала» в абсолютном, — появления слепой и бессмысленной воли к бытию, вызвавшей против себя логическую реакцию в недрах абсолютного, причем для ликвидации этого недоразумения потребовался целый мировой процесс.
Поэтому одновременно с
мировым бытием возникает и «страдающий бог» [Таким «страдающим богом» в Древней Греции был Дионис, которому посвятил специальное исследование В. И. Иванов («Эллинская религия страдающего бога»
Новый путь. 1904.
№ 1–3, 5–8).], и является потребность искупления от
мирового бытия; в отдаленной перспективе рисуется возвращение к первоначальному безразличию, абсолютной ночи Ничто.
Знание о ничто как основе
мирового бытия есть тончайшая интуиция твари о своей тварности.
Иначе говоря,
мировое бытие есть бытие божественное, или, по смелому выражению Николая Кузанского, omnis creatura sit quasi infinitas aut Deus creatus [Всякое творение есть как бы конечная бесконечность или сотворенный Бог (там же.
Господь Иисус есть Бог, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в Нем «обитает вся полнота Божества телесно» [Кол. 2:9.]; как Бог, в абсолютности Своей Он совершенно трансцендентен миру, премирен, но вместе с тем Он есть совершенный Человек, обладающий всей полнотой тварного,
мирового бытия, воистину мирочеловек, — само относительное, причем божество и человечество, таинственным и для ума непостижимым образом, соединены в Нем нераздельно и неслиянно [Это и делает понятной, насколько можно здесь говорить о понятности, всю чудовищную для разума, прямо смеющуюся над рассудочным мышлением парадоксию церковного песнопения: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в рай же с разбойником и на престоле сущий со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный» (Пасхальные часы).].
Попытка во что бы то ни стало осилить рационально недомыслимую тайну Божества в мире, сделать ее понятной неизбежно ведет либо к противоречиям, либо же к явному упрощению и снятию проблемы (как в монизме); вот почему непротиворечивой рациональной метафизики, имеющей дело с предельными проблемами
мирового бытия, никогда не бывало да и быть не может.
Эта свобода онтологически, в своем источнике, вовсе не свободна, не есть causa sui, не субстанциальна, ибо всецело определяется из творческого да будет; космологически же, как основа
мирового бытия, она есть именно то, в чем тварь чувствует себя собою.
Отсюда и вытекает сопряженность и взаимная обусловленность основных определений
мирового бытия, как свобода и необходимость, закономерность и творчество.
Аксиома эта заставляет признать, что ни отдельная жизнь, ни
мировое бытие катастрофически не обрывается, пока что-либо остается недосказанным, невыявленным, не определившимся.
София, хотя не есть Абсолютное или Бог, но имеет то, что имеет, непосредственно от Бога или абсолютным образом, она свободна от погруженности в ничто, свойственной
мировому бытию.
Августином преимущественно в борьбе его с манихейством, исповедовавшим онтологическую самобытность зла как второго начала
мирового бытия.
Гениальность есть творческая инициатива, обретение новых тем, задач и возможностей, это — духовный взлет в «умное место», где зрятся вечные идеи, молния, проницающая кору
мирового бытия.
Неточные совпадения
Философия не есть мудрость мира, но познание не-мирового (Nichtweltlichen), не познание внешней меры, эмпирического
бытия и жизни, но знание того, что вечно, что есть Бог и что проистекает из его натуры…
В системе Плотина посредствующую роль между Единым и миром играет νους [Нус (греч. — ум, разум) — одна из основных категорий античной философии, разработанная Анаксагором и последующими философами.], образующий второе и не столь уже чистое единство — мышления и
бытия, а непосредственным восприемником влияний νους служит
Мировая Душа, имеющая высший и низший аспект, и она изливается уже в не имеющую подлинного
бытия, мэоническую (μη δν) и потому злую материю.
Значит ли это, что мир есть Бог, или
бытие мировое есть модус
бытия божественного?
В отношении к этому Ничто всякое
бытие: божеское ли, или
мировое и человеческое, есть уже некое что: в Ничто возникает что, vom Nichts zu Ichts или zu Etwas [От Ничто к Ichts или к Нечто (нем.).
Перед лицом
мировых неисследимостей, в беспредельности
мировых пространств и безбрежности
мировых времен, в неизмеримости
мировых глубин и необъятности
мировых громад, — звучит он, этот чудесный голос, властно шепчущий: миру, во всей его безмерности, не принадлежит его
бытие, — оно ему дано.
И тогда неизбежно голосами мира, идущими из глубины, внушаемо будет иное, противоположное сознание: мир не сотворен, он в себе самом имеет основу, есть свое собственное создание; нет высшего
бытия, чем
мировое, и нет ничего, что было бы выше
бытия.
Бог же волен ввести себя в трагический процесс
мировой истории, в себе и для себя оставаясь от него свободным, поэтому в самом Абсолютном нет места трагедии, которая коренится в противоборстве раздробленных сил относительного
бытия.
В этой свободе твари, опирающейся на тварное ничто, божественные начала
бытия существуют не в силе и славе своей, не в лике вечности, в которой они не ведают развития и восполнения, ибо не нуждаются в них, но во временном становлении, как тема и вместе задача
мирового процесса, его данностъ-заданностъ, что дает наиболее точную формулу для определения и тварной свободы, и тварного творчества.
Но какой смысл имеет это при сопоставлении того, что происходит во времени и осуществляется
мировым творчеством, как задача и внутренний закон жизни, и того, что выше времени и самого
бытия?
Типична в этом отношении полемика св. Григория Палимы (XIV в.), который отвергает астрологическую
мировую душу, однако утверждая
бытие ее в человеке: «Не существует какой-нибудь небесной или всемирной души, но единственно разумная душа есть человеческая: не небесная, но свышенебесная, и не благодаря месту, но по своей собственной природе, как умная правящая сущность» (ού^εστι τις ουρανός, ή παγκόσμιος ψυχή, άλλα μόνη λογική ψυχή εστίν ή ανθρωπινή ουκ ουράνιος, αλλ' ύπερουράνιος, ου τόπω, αλλά щ εαυτής φύσει, άτε νοερά υπάρχουσα ουσία) Migne Patrol., ser. gr., t. 150, col. 1125, cap.
Но само искусство, возвещающее это евангелие Красоты, призвано ли оно действительно спасти ею мир, воззвать к
бытию в красоте не только кусок мрамора, но и всю тяжелую, безобразную плоть мира, совершить софиургийный акт
мирового преображения?
Цитаты из русской классики со словосочетанием «мировое бытиё»
Такие русские национальные идеологии, как славянофильство, оправдывали провинциально-замкнутое, а не
мировое бытие России.
Та лишь мистика реальная и подлинная, для которой совершается преосуществление, преображение в
мировом бытии, в мировой истории, а не в индивидуальных только переживаниях.
— Такая же, как между всякой философией и религией: первая учит познавать сущность вещей посредством разума, а религия преподает то, что сказано в божественном откровении; но путь в достижении того и другого познания в мистицизме иной, чем в других философских системах и в других вероучениях, или, лучше сказать, оба эти пути сближены у мистиков: они в своей философии ум с его постепенным ходом, с его логическими выводами ставят на вторую ступень и дают предпочтение чувству и фантазии, говоря, что этими духовными орудиями скорее и вернее человек может достигнуть познания сущности
мирового бытия и что путем ума человек идет черепашьим шагом, а чувством и созерцанием он возлетает, как орел.
Неточные совпадения
В действительности же номинализм этого миросозерцания идет дальше, он разлагает и человека, принужден отвергнуть реальность души человека, всегда ведь связанной с бесконечной глубиной
бытия мирового, и выбрасывает человека на поверхность.
Мировая война вызывает кризис этого исключительного монизма русского мышления, всегда склонного насиловать бесконечную сложность
бытия.
Ведь славянофильская мысль все еще утверждает самодовлеющее провинциальное
бытие России, а не
мировое ее
бытие.
Все народы призваны сказать свое слово, сделать свой вклад в
мировую жизнь, достигнуть высшего цветения своего
бытия.
Подлинное национальное самосознание ставит
бытие нации в перспективу
мировой истории, оно преодолевает провинциализм национальной жизни и национальных интересов.
Ассоциации к слову «мировой»
Ассоциации к слову «бытие»
Синонимы к слову «мировой»
Предложения со словосочетанием «мировое бытиё»
- Человеческое общежитие – такой же факт мирового бытия, как и жизнь окружающей нас природы, и научное познание этого факта – такая же неустранимая потребность человеческого ума, как и изучение жизни этой природы.
- Всё это нам только кажется и нас сбивает с толку; в сущности, мировое бытие совершается совсем наоборот…
- Оказывается внятным и допущение, что только присутствие человека в мировом бытии позволяет сохранять потребность человечества в философии как роде занятий.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «мировой»
Сочетаемость слова «бытиё»
Значение слова «мировой»
МИРОВО́Й1, -а́я, -о́е. 1. Прил. к мир1 (в 1 знач.). Мировое пространство. Мировой океан.
МИРОВО́Й2, -а́я, -о́е. 1. Связанный с разрешением спора, тяжбы без суда, мирным путем. Мировая сделка. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова МИРОВОЙ
Значение слова «бытие»
БЫТИЕ́, -я́, ср. 1. Филос. Объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания; материя, природа. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова БЫТИЕ
Афоризмы русских писателей со словом «мировой»
- Да, огонь красивее всех иных живых,
В искрах — ликование духов мировых.
- Литературы великих мировых эпох таят в себе присутствие чего-то страшного, то приближающегося, то опять, отходящего, наконец разражающегося смерчем где-то совсем близко, так близко, что, кажется, почва уходит из-под ног: столб крутящейся пыли вырывает воронки в земле и уносит вверх окружающие цветы и травы. Тогда кажется, что близок конец и не может более существовать литература. Она сметена смерчем, разразившемся в душе писателя.
- Я — сын земли, дитя планеты малой,
Затерянной в пространстве мировом…
Я — сын земли, где дни и годы — кратки,
Где сладостна зеленая весна,
Где тягостны безумных душ загадки,
Где сны любви баюкает луна.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно