От правильного выбора правовых средств зависит в конечном счёте достижение целей правового регулирования, а значит
эффективность права в целом.
Он считал, что, как правило, левое полушарие превосходит по силе правое и что эта асимметрия объясняет большую
эффективность правой руки как инструмента воли.
Одновременно – это и проблема измерения
эффективности права.
Остаётся неразрешенной и проблема экспликации
эффективности права.
Вот почему представляется чрезвычайно важным не допускать смешения понятий
эффективности права и эффективности норм законодательства, чётко разграничивать их.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: указчица — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Поиск мерила, которое бы позволило объективно оценивать
эффективность правого общества, при этом не сравнивая правовые системы между собой, и тем самым, не устанавливая никакого примата одной системы над другой, – это задача, решение которой позволит установить границу между эффективным правовым обществом c учётом всего разнообразия правовых систем и антиправовым обществом.
Оригинальность выводов данной работы и актуальность законодательных предложений для повышения
эффективности правого регулирования основаны на исследовании судебных актов.
Итак, проблемой, важной не только для настоящего исследования, но и для всего дальнейшего изучения вопросов эффективности в праве, является необходимость разграничения
эффективности права и эффективности норм законодательства.
Выдвигаемая нами плюралистическая теория
эффективности права предполагает чёткое отграничение права как явления культуры, социально-духовного регулятора общественной жизни и внутреннего мира человека, его эффективности от норм права, которые в данном контексте правильнее называть нормами законодательства.
Согласно этой концепции
эффективность права зависит прежде всего от того, насколько успешно организованы передача и усвоение данных, транслируемых законодателем, соответствующими адресатами нормативной правовой информации.
Представляется, что важнейшую роль в исследовании психологических проблем
эффективности права призван сыграть личностный подход, используемый в психолого-правовых исследованиях.
Юридической наукой и практикой самое серьёзное внимание должно быть уделено психологическим аспектам
эффективности права, психологическим проблемам взаимодействия права как социально-духовного регулятора, как продукта культуры и национального менталитета и психологических структур личности, её мировоззрения, потребностей, идеалов, социальных ожиданий, ценностных установок.
Кроме того, для изучения
эффективности права в советский период, на наш взгляд, была характерна некоторая «фетишизация» общественных отношений, прежде всего производственных, акцентирование внимания на их решающей роли в правовом развитии.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с пониманием права как системы общеобязательных, формально определённых норм, изданных государством и обеспеченных государственным принуждением, проблема
эффективности права фактически приобрела вид проблемы эффективности норм права, а по сути – эффективности норм законодательства.
Исследование психологических проблем
эффективности права позволит по-новому взглянуть на многие проблемы правового регулирования – на соотношение государства, законодательства и личности, пределы и методы правового регулирования, проблемы правовой онтологии и аксиологии.
Эффективность законодательства отнюдь не означает
эффективность права в регулировании социальной и духовной жизни, хотя и связана с ней.
Такой подход неприменим для исследования
эффективности права в целом как социально-духовного регулятора.
Политика государства по изданию и обеспечению эффективности тех или иных норм может противоречить
эффективности права в целом как духовного и социального регулятора.
Прежде всего, указанные понятия имманентны определённой (формальной) модели
эффективности права, которая, как будет продемонстрировано далее, в действительности блокирует содержательный анализ эффективности правовых предписаний.
Эффективность права является одним из ключевых средств обеспечения инновационной экономики и модернизации.
Думается, что преобладание целевого подхода к понятию
эффективности права и его норм связано, помимо прочего, с особенностями развития российской ментальности, которая находит отражение и в идеологии, и в научных теориях.
Соединяя положительные моменты нормативной теории с социологической теорией права, можно избавиться от иллюзии законотворческой деятельности, отдавая предпочтение правоприменению и по его результатам реально оценить
эффективность права.
Вместе с тем последние десятилетия дали богатейший эмпирический материал (в основном и прежде всего это касается опыта правовой реформы в странах с переходной экономикой), который самым серьёзным образом стимулировал дискуссии по проблемам теории
эффективности права как части теории соотношения правовой системы и общества.
Следует учитывать, что исторически первой получила развитие концепция
эффективности права, не связанная с конкретизацией целей законодателя.
Это заставляет обратиться к изучению проблемы
эффективности права.