Большое значение при изучении
этических учений имеет проблема классификации её основных направлений.
После «Вступления» следует изложение истории
этических учений, то есть того, как возникла и развивалась этика.
Среди методологических оснований анализа
этических учений можно выделить принцип конкретно-исторического подхода, который требует учёта всех особенностей, дающих начало тому или иному этическому феномену и принципу развития.
Мы спорим обо всём на свете: о человеческих отношениях и половых инстинктах у животных, о пользе и вреде разгона дождевых туч в праздники над столицей, о необходимости и недопустимости применения ремня в воспитании детей, о литературе серьёзной и лёгкой, о преимуществах паркета перед ламинатным покрытием, о не прошедших через бухгалтерию гонорарах врачей и учителей (не путать с чиновниками!), о религии как универсальном
этическом учении, о цветах кабачков, которые якобы не хуже роз, и пусть на даче цветут кабачки с огурцами, а не бесполезные розы.
Он создал
этическое учение утилитаризма и определил цель жизни как «наибольшее счастье наибольшего числа индивидов», создав алгоритм, позволяющий исчислять удовольствия и страдания («felicific calculus»).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: цензива — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Хинаяна, или тхеравада («учение старейшин»), состоит из тех, кто принимает версию пали – Трипитака («три короба»), которая разделена на три группы сугубо
этических учений.
Вся буддийская психология разрабатывалась в интересах этики, ведь по большому счёту буддизм – это чисто
этическое учение.
Из-за отсутствия собственного
этического учения синто, пожалуй, даже не назовёшь религией в том смысле, в каком мы привыкли говорить о христианстве, исламе или буддизме.
Сакральные тексты, где
этическое учение переплеталось с древней магией, включали различные произведения, связанные с загробным культом.
Но зло происходит тут не от одной только излишней строгости
этического учения, завещанной нам суровым прошедшим.
Но со временем философские, мистические и
этические учения ослабли.
Совесть же является одной из центральных категорий западного богословия и западной религиозной философии, а также большинства
этических учений современности.
Таковы были не только оценка, которую мы обнаруживаем во всех
этических учениях докапиталистической эпохи, но и – что для нас значительное важнее – точка зрения обывателя этого времени, проявлявшаяся в его повседневной практике.
Индивидуальная этика ближе к определению моральных категорий, затрагивает личное отношение человека к поступкам, которые тоже всегда индивидуальны, в т. ч., и в группе, поэтому центр
этического учения находится в общественной этике.
Он был веком тяжёлых испытаний для нашего нравственного чувства и вместе с тем веком очень сильного воздействия всевозможных
этических учений на самый ход жизни.
Все
этические учения сходятся в одном: без морали человек не может быть человеком.
Вторая «критика» излагает
этическое учение, а третья – эстетику и учение о целесообразности в природе.
Она может быть сформирована глубокой связью
этического учения и понятийного аппарата метафизики (онтологии).
Мне не хватает нравственного
этического учения, коего нет в мире, и раз его нет в мире, то его необходимо придумать самому.
Содержание культов соответствовало
этическим учениям и житейской мудрости, такой уровень глубины охвата объединял всё многообразие культов.
Инновационным продуктом древней индийской философии является джайнизм и буддизм –
этические учения близкие по духу.
Эти
этические учения пронизаны всеобъемлющей благожелательностью и любовью ко всем людям и окружающему миру.
Таким образом, индийские
этические учения подчёркивают духовное родство двух соседних центров цивилизации.
Разбор
этических учений в целом; моральные построения рассматриваются в той степени, в какой они затрагивают категории доброй воли; как мы увидим из обзора первой главы, такой подход необходим в условиях стагнации и отрицания рядом исследователей нравственности как явления при сохранении обращения к этической тематике.
Вопрос об аморальности
этических учений нашего века вовсе не ставится.
Проведённый нами эпистемологический анализ культурных и научных предпосылок формирования понятия «этика» показывает, что конструктивное развитие
этического учения (так же как и сектора наук о психике в целом) неизбежно приводит к осознанию необходимости обновлённого понимания генеза этических императивов, регулирующих поведение человека и активность общества в современном мире.
Напрасно было бы видеть в стоицизме исключительно
этическое учение; хотя нравственный интерес в нём и преобладает, его этика, столь же рационалистическая, как у других нравственных учений греков, всецело основывается на теоретической подстройке.
Это понятие является центральным для всех сохранившихся текстов, в которых подробно изложено стоическое
этическое учение.
В ответ на его пламенные статьи с обилием цитат древних философов и различных
этических учений противники его ударили слева.
Набор вечных общечеловеческих ценностей, проповедуемых всеми мировыми
этическими учениями, плюс отрицание бога.
В моду вошли странные
этические учения, призывающие отказаться от продолжения рода.
Кроме экономики либерализм акцентирует
этическое учение о свободе.
Это и есть общий знаменатель
этических учений, внёсших конструктивный вклада историю человечества.
Он-то и является, в конечном счёте, тем источником, из которого черпают все
этические учения необходимую им волевую компоненту.
Почти все этносы возникли на базе
этических учений, и не всегда религиозных.
Поэтому
этические учения, противоречащие плану эволюции, т. е. ставящие цели, несовместимые или даже просто чуждые ему, не могут привести своих последователей к положительному вкладу в эволюцию, а это значит, что они мешают ей и будут вычеркнуты из памяти мира.
Во-первых, это традиционное ядро классической этики: проблемы свободы, необходимости и ответственности человека; нормативная этика, проблема относительного или абсолютного характера морали, подразумевающая решение вопросов её происхождения, развития и сущности; история
этических учений; проблема моральных ценностей и вопросы нравственного воспитания.
В истории
этических учений, как и в неустанном опыте моральных размышлений и поисков множества людей, ищущих нравственные начала своих решений, сложилось три варианта разрешения этого вечного противоречия.
Она вела семинары по истории
этических учений у студентов третьего курса.