Точно так же, по мере возможности и не претендуя на полноту, мы стремились выявить
эстетические идеи, определяющие различные аспекты повседневной жизни, а также эволюцию форм и художественных приёмов.
Когда предмет жизненной реальности обретает связь с чистой
эстетической идеей художественной реальности, тогда в такой коммуникации образуется предмет искусства.
Известно, что англосаксонская этноархеология отрицает эту возможность, а французская школа истории искусства, напротив, исходит из представления о том, что на протяжении всей истории человеческого общества искусство несло в себе, с одной стороны, религиозную функцию и одновременно имело утилитарный смысл, а с другой – служило средством выражения
эстетических идей и представлений.
Это динамичное продвижение в области
эстетических идей, характерное для художественной деятельности XX–XXI вв., стало носить название передовой эстетики, за которой порой не поспевала теория.
Главным предметом изображения и осмысления должна была стать здесь именно
эстетическая идея, суть которой имела в сознании поэта весьма туманные очертания.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: новонаречённый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ранее у нас уже шла речь о той форме, в которой проявляется искусство, и такой формой является
эстетическая идея или – в нашей терминологии – объективная интеллектуальная новизна-идея.
Многозначный объект в виде
эстетической идеи произведения искусства в принципе невозможно переместить с бытийственного (допонятийного) уровня на сущностной уровень, который (в пределе) для того только и предназначен, чтобы давать однозначную интерпретацию смысла идеи.
Artist’s book может быть уникальным жанром искусства с ограниченным тиражом и по-прежнему представать как жанр, в котором
эстетические идеи находят непосредственное выражение в форме книги.
Таким образом, понять и запомнить научную идею мы можем, но нам не дано понять
эстетическую идею в её «чистом» виде.
Тогда вполне естественно возникает вопрос: а почему научные (технические) идеи, рождающиеся не без помощи нашего бессознательного, преодолевают барьер между бессознательным и сознанием и оказываются в сознании в форме инсайтных (интуитивных) идей, преобразуемых в дальнейшем в однозначно понимаемые мысли (развёрнутые из этих идей), а вот
эстетические идеи не способны на это.
Они работают в паре, поскольку созерцатель, не обременённый интерпретационными и
эстетическими идеями творца, не смог бы генерировать свои реальные интуитивно-инсайтные идеи, а деятельность творца, не подхваченная деятельностью созерцателя, была бы и вовсе бессмысленной и напрасной.
Бессознательное созерцателя – и в то же время будущего создателя реальных интуитивно-инсайтных идей – является, как мы уже говорили, «хранилищем»
эстетических идей художника-творца.
Одновременно среди художников, находившихся под влиянием
эстетических идей авангарда, сейчас намечается известный поворот к реалистическому воссозданию действительности.
Но здесь у нас, конечно, может возникнуть вопрос: являются ли интерпретационные идеи идеями научными или они относятся к сфере
эстетических идей.
Всё дело в том, что, если художник закладывает идеальные архетипические формы будущих новых идей, то только созерцатель способен соответствующим образом как воспринять (в виде интеллектуального чувства удовольствия)
эстетическую идею художника, так и «понять» её на бессознательном (душевном) уровне.
Типичной особенностью сочинения является соединение в нём
эстетической идеи миниатюрного, находящей претворение во множественности психологических и эмоциональных состояний, с инструктивно-обучающим подходом, характерным для произведений педагогической направленности.
Мы говорили о теме и её разработке; я даже что-то напел, а потом попытался развить эту мелодию; читая раньше немногочисленные твои стихи, выложенные в контакте, я отметил их принципиальную «миниатюрность»; по своей форме они предполагали совсем небольшой объём и сгущённую, концентрированную
эстетическую идею, которую можно было бы описать как внезапно выпархивающую на волю из клетки и устремляющуюся в небо – птицу.
Слово „реализм“ появляется в „Mercure francais“ для объединения
эстетических идей, опровергающих классицизм, романтизм и искусство для искусства, возвещая достоверное подражание „природе“.
Эстетические идеи обладают, в частности, всеми свойствами утилитарных идей, но имеют гораздо более широкое, непостижимое для рассудка значение.
Вызывать ощущение красоты – это не свойство девушек, а свойство
эстетических идей.
Особый интерес историков вызывает изучение так называемой «декабристской среды», под которой подразумевается «широкий круг идеологических, литературных и социально-бытовых явлений, где возникали и распространялись общественные и
эстетические идеи декабризма».
Эти процессы также сопровождались трансформациями в функционировании
эстетических идей.
Её можно понять в том смысле, что объявленные тезисы будут выглядеть особенно причудливыми и не стыкующимися с тем, что принято называть моральным, – чем-то вроде попыток воплощения «Цветов зла» Бодлера или
эстетических идей русского авангарда в целом.
Эстетические идеи немецкого философа составляют единый сплав с его онтологией, гносеологией, антропологией (учение о человеке и «сверхчеловеке» будущего), философией культуры, критикой морали, христианской религии и др.
Итак, отвергнув пока что первый вариант ответа на вопрос, что собой представляет
эстетическая идея, нам остаётся только согласиться со вторым вариантом: то есть с тем предположением, что эстетические истины – это ещё не «созревшие» научные идеи.
Как инсайтная (интуитивная) научная или техническая идея проходит инкубационную стадию своего созревания в мозгу будущего открывателя (изобретателя), так и
эстетическая идея проходит стадию созревания в коллективном интеллекте человечества.
На самом же деле всё в этом процессе взаимосвязано и взаимообусловлено: бытийственная потребность в новизне и обновлении мира за счёт приумножения его сущностного многообразия призывает наделённого природным даром художника заложить
эстетические идеи в произведение искусства; истинный же созерцатель к тому только и призван, чтобы воспринять и «понять» эти идеи, а затем, на основе воспринятого и «понятого», сотворить свои, отвечающие духу времени, научные (и технические) интуитивно-инсайтные идеи, которые, посредством внедрения, завершат цикл обновления, то есть включения новизны в мир.
Во-первых, она заключается в том, что искусство представляет свои новые идеи не в явном виде – как например, инсайтном, интуитивном, – а в виде виртуальных
эстетических идей, которые могут быть обнаружены и «проявлены» только в ходе последующего культурного развития общества.
Другая причина – и причина объективная – иллюзии незавершённости произведения искусства в том, что, как мы уже указывали ранее, всегда отсутствует та понятийная база и символика, которые могли бы способствовать прояснению
эстетической идеи и трансформации её в идею научную.
Причём, выразительные средства это не только соответствующий «язык», оформляющий идею, но и те понятия, представления, духовные знания, которые разработаны на данное время и посредством которых
эстетическая идея внедряется в жизнь в своём изменённом виде.
Именно здесь – через язык, символ, подходящее к данному случаю понятие – осуществляется трансформация
эстетической идеи в идею научную и именно здесь первая обретает форму, способную быть внедрённой в реальную жизнь.
Это позволяет им предаваться благолепному самоистязанию, необходимому для выдувания новых
эстетических идей.
Мы говорим не абстрактных
эстетических идеях красоты.
Влияние неоплатонизма на искусство проявилось лишь опосредованно, через
эстетические идеи неоплатонизма, воспринятые христианством, и влияние это было огромно; но оно относится уже к следующему, средневековому периоду развития европейской культуры.
Динамичное продвижение в области
эстетических идей, характерное для художественной деятельности XX–XXI вв., стало носить название передовой эстетики.
На наш взгляд одной из причин загадочности, создающей впечатление незавершённости, является с одной стороны способность художника представить в художественной форме непредставимое, каковым является
эстетическая идея, а с другой стороны – способность созерцателя уловить своим бессознательным (душевным) чутьём эту идею и отреагировать на неё всего лишь спонтанно возникшим интеллектуальным чувством удовольствия.
Попытка понять
эстетическую идею в её «чистом» виде оплачивается множественностью её интерпретаций.
Научную истину «идею-новизну» мы можем и понять, и развить, и оформить в мысль, а вот
эстетическая идея не позволяет подобных манипуляций над собой.
Не говоря уже о том, что само искусство генерирует неопределённые формы новизны (в виде
эстетических идей), – служащие праформами, архетипами идей научно-технических.
Между тем в странах холодных великие религиозные и
эстетические идеи находят немногих последователей и ещё меньше инициаторов.
Этому активно способствовали средства изобразительного искусства и архитектуры, которые были не только выражением
эстетических идей, но и имели глубокий философско-мистический смысл.