В целом представители
школы человеческих отношений подчёркивают ключевую роль человека в процессе производства в ущерб любому другому фактору.
Частично возникновение
школы человеческих отношений было реакцией на неспособность людей в полной мере осознать важность человеческого фактора как основного элемента успеха организации.
В первой трети XX в. развиваются более отвечающие требованиям производственно-экономических процессов компаний концепции управления человеческими ресурсами, в частности, теории
школы человеческих отношений.
В данных исследованиях
школы человеческих отношений предполагалось, что люди стремятся быть полезными и нужными организации, работники хотят быть признанными, оценёнными, причастными к процессам её развития.
И поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода,
школа человеческих отношений иногда называется неоклассической.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: расчалить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Бихевиористская школа резко переместила фокус
школы человеческих отношений на разработку методик совершенствования межличностных отношений.
Представители
школы человеческих отношений сфокусировали своё внимание на элементе производственного процесса, который недостаточно учитывался в классических теориях, т. е. на человеке.
Школа человеческих отношений сконцентрировалась прежде всего на методах налаживания межличностных отношений.
Основываясь на этих выводах, теоретики
школы человеческих отношений считали, что, когда менеджеры проявляют о своих работниках большую заботу, уровень удовлетворения последних возрастает, а это способствует повышению производительности их труда.
Школа человеческих отношений привлекает внимание к людям.
Дальнейшим развитием
школы человеческих отношений стала так называемая «школа поведенческих наук», или «бихевиористское направление».
Школа человеческих отношений стала противовесом научному управлению, так как акцент в ней переносился на людей, а не на заботу о производстве.
Школа человеческих отношений побудила множество исследований в области человеческого поведения, поведения потребителя, человеческих потребностей, мотивации и т. п.
Своего рода социально-психологическая крайность
школы человеческих отношений не обошлась без критики ученых-реалистов.
По существу до становления
школы человеческих отношений (Фоллетт, Маслоу и т.д.), менеджмент в своей основе не управления я социально-психологического содержания, так и остался рабовладельческим.
Примерно с конца 50-х гг. прошлого века
школа человеческих отношений трансформировалась в школу «поведенческих наук», или бихевиористскую, главным постулатом которой является не налаживание межличностных отношений и улучшение психологического климата в коллективе, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук.
Школа «поведенческих наук» и
школа человеческих отношений показали, что заработная плата не является для работника единственным стимулом к высокопроизводительному эффективному труду.
Школа человеческих отношений возникла в ответ на механистический подход классической школы, акцентируя внимание на социальных аспектах работы и мотивации работников, напоминая о том, что работники – не роботы, а живые люди с эмоциями и потребностями.
Мягкая модель системы управления человеческими ресурсами, источником которой служит
школа человеческих отношений, акцентируется на мотивации, коммуникации, лидерстве.
Представители
школы человеческих отношений считали, что если руководство повышает заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворённости работников должен возрастать, что неизбежно приведёт к увеличению производительности их труда.
В тридцатые годы прошлого столетия получили развитие
школы человеческих отношений и поведенческих наук, в пятидесятые появилась школа социальных систем, или школа системного подхода.