Управление и маркетинг в АПК

Елена Кузнецова, 2012

Данное пособие включает темы, предусмотренные программой Государственного образовательного стандарта, утвержденного Министерством образования РФ. Содержит необходимый теоретический минимум, ключевые термины, вопросы для самоконтроля и контрольные задания, позволяющие систематизировать и закрепить изучаемый материал, лучше подготовить будущих специалистов к реалиям профессиональной деятельности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление и маркетинг в АПК предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Теоретические основы науки управления

Крупные промышленные предприятия и небольшие фирмы, органы государственной власти, сельскохозяйственные организации и банки — все эти организации нуждаются в управлении.

Управление необходимо для того, чтобы на уровне каждого предприятия решать следующие важные задачи:

— определять цели и задачи организации;

— принимать управленческие решения, ведущие к достижению цели;

— подбирать персонал и координировать его деятельность;

— осуществлять организацию, координацию, контроль и учет выполненной работы;

— проводить анализ результатов с целью совершенствования дальнейшей деятельности.

В процессе управления организацией происходит сознательное воздействие органа управления на объект управления, которое направлено на достижение поставленных целей.

В качестве органов управления могут выступать:

— менеджеры-руководители;

— биологические либо технические управляющие системы (мозг, управляющее устройство).

Объектами управления могут быть:

— предприятия;

— живые организмы;

— технические устройства.

Управление можно определить как целенаправленное воздействие органов управления на объект управления, направленное на достижение поставленной цели.

Под целью при этом понимается конечная задача производственной, биологической или технической системы.

История управления уходит своими корнями в глубокую древность. Рассматривая развитие ее теории и практики, выделяют четыре периода:

1. Древний период (с 9 — 7 тыс. лет до н. э. до XVIII в.);

2. Индустриальный период (1776-1890 гг.);

3. Период систематизации (1890-1960 гг.);

4. Информационный период (с 1960 г. по настоящее время).

Внедрение в сферу управления технических средств преобразования информации — ЭВМ, предъявили к науке ряд новых требований, в том числе, необходимость количественного подхода к решению управленческих задач. В результате, во второй половине двадцатого века происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Общую теорию систем стали применять для решения управленческих задач. Организацию стали рассматривать как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, таких как люди, ресурсы, технологии и т. д. Главная идея теории состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других и влечет за собой изменение всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области становится проблемой для другой.

В 1970-е годы ученые-управленцы вырабатывают новые подходы к теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация — это открытая эволюционирующая система. Была создана особая наука об управлении сложными системами разной природы. Она получила название кибернетика (греч. «искусство управления»). Выдающуюся роль в ее становлении сыграл американский математик Норберт Винер, а в России — академики А. И. Берг, А. Н. Колмогоров, В. М. Глушков и другие ученые. В 80-х годах новейшие достижения в области социальной психологии вызвали к жизни такое важное понятие управления, как организационная культура.

Школы управления — исторически сложившиеся научные объединения, отличающиеся взглядами на теорию и практику управления.

Первый шаг к рассмотрению управления как науки был сделан в начале двадцатого столетия Ф. Тейлором (1856-1915). В книге «Принципы научного управления» (1911 г.) он впервые раскрыл научные подходы и принципы построения системы управления. Ф. Тейлор стал основоположником школы научного управления. Тейлору принадлежит идея расчленения производственного процесса на отдельные элементы, выявления наилучших способов выполнения каждого вида работ и обучение этому персонала. Он считал, что необходимо отбирать наиболее способных рабочих, с которыми целесообразно проводить занятия и тренировки. В результате вклад, сделанный группой таких рабочих, превысит вклад каждого отдельно взятого рабочего. Основная заслуга Тейлора состоит в том, что он разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал производственные операции, внедрил в практику научные методы подбора, расстановки и стимулирования персонала. Яркими представителями школы научного управления являются Г. Форд и Г. Эмерсон.

Одним из наиболее ярких представителей административной школы управления является видный предприниматель и руководитель производства французский инженер Анри Файоль (1841-1925). Он считал, что управленческому мастерству учит, прежде всего, практическая работа, причем, чем выше положение руководителя на служебной лестнице, тем более важны для него знания и навыки управления. А. Файоль разделил весь процесс управления на пять основных функций: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. Главное внимание А. Файоль уделял управлению персоналом, прежде всего, административными кадрами. На базе учения Файоля в 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию непрерывных взаимодействий — функций управления.

Развитие школы человеческих отношений связано с именами ученых Д. Муни, П. Слоуна, Э. Мэйо. Эта школа показала важность неформальных связей, возникающих на производстве. В рамках данной школы велось изучение влияния на производительность труда условий организации и оплаты работы, а также отношений членов трудового коллектива между собой и с руководством предприятия. Главным выводом было доказательство того, что, создав на предприятии благоприятный социально-психологический климат, можно существенно увеличить производительность труда.

Дальнейшим развитием школы человеческих отношений стала так называемая «школа поведенческих наук», или «бихевиористское направление». Известнейшим представителем поведенческой школы менеджмента является американский психолог Абрахам Маслоу, прославившийся благодаря разработанной им называемой «пирамиде потребностей». «Школа человеческих отношений» вызвала к жизни важнейшее направление современного управления, известное под названием управление персоналом.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте обобщенное определение понятию «управление» и выделите его главные характеристики.

2. Почему необходимо управление организацией?

3. Охарактеризуйте первобытный этап развития теории и практики управления.

4. Охарактеризуйте второй этап развития теории и практики управления.

5. В какой период управленческая мысль начинает развиваться наиболее интенсивно?

6. Охарактеризуйте классическую школу управления. Назовите основных представителей этой школы.

7. В чем суть школы научного управления?

8. В чем заслуги Ф. Тейлора в развитии управления как науки?

9. Раскройте суть школы человеческих отношений. Назовите основных представителей этой школы.

2.2 Организация как объект управления и сложная система

Одним из центральных понятий управления является понятие «организация», под которой понимается группа людей объединенных общими целями и задачами. Такими целями является получение прибыли и решение уставных задач организации. В качестве организаций могут выступать предприятия, учреждения, а также объединение нескольких организаций.

Организации, как правило, имеют правовой статус юридического лица.

Юридическим лицом признается организация, обладающая имуществом, имеющая имущественные и неимущественные права, отвечающая по своим обязательствам и выступающая в качестве истца и ответчика в суде.

Не любую группу людей можно называть организацией. Чтобы считаться таковой, группа должна отвечать следующим основным требованиям:

1. Наличие не менее двух людей, которые считают себя членами одной группы;

2. Наличие целей, задач и ресурсов (трудовых, финансовых, материальных и т. д.);

3. Определенное территориальное расположение;

4. Конкретная структура — составные части и их взаимодействие (иерархию, взаимосвязь);

5. Разделение между элементами организации предусмотренных для них обязанностей — функций.

Все организации отличаются друг от друга по различным аспектам (цели, функции, структура, используемые ресурсы), но вместе с тем, они имеют и общие основные характеристики:

— основные цели и задачи;

— составные части (подразделения) и распределение функций между ними;

— используемые ресурсы;

— внешнюю и внутреннюю среду;

— систему управления;

— объем управленческой деятельности.

Целью организации (конечной задачей) является получение прибыли (для коммерческих организаций) и выполнение своего уставного предназначения (для некоммерческих организаций).

Задачи организации характеризуют шаги, ведущие к достижению поставленной цели. В соответствии с целями и задачами организации и потребностями эффективного управления создаются необходимые подразделения и распределяются полномочия и функции между ними. Деятельность организации предусматривает использование различных ресурсов для реализации производственного процесса и достижения поставленных целей. Различают следующие основные виды ресурсов: трудовые, финансовые, материальные, информационные, природные.

Внешнюю среду организации образуют экономика страны, рыночная конъюнктура, законодательство, органы власти, государственного и муниципального управления, общественные организации, партнеры, конкуренты, средства массовой информации, уровень техники и технологии, моральные ориентиры общества и т. п.

Внутренняя среда — организации это ее цели, задачи, персонал, ресурсы, структура, технологии управления, производства, работы с информацией, ее миссия.

Система управления является важнейшей характеристикой организации. Эта система предполагает наличие и функционирование руководителей и объектов управления, каналов для передачи командной информации и информации состояния (информации об объекте управления), целенаправленную переработку этой информации, деятельность по подготовке и принятию управленческих решений.

Как объект управления организация представляет собой сложную систему. Система — это совокупность взаимодействующих связанных друг с другом элементов, упорядоченных по определенному закону или принципу.

В наиболее общем виде организация является единством двух взаимосвязанных подсистем: управляющей и управляемой.

Данные подсистемы очень тесно связаны и находятся в постоянном взаимодействии. Управление организацией представляет собой процесс непрерывного воздействия управляющей подсистемы на подсистему управления с целью ее перевода из одного состояния (текущего), в другое — желаемое. Отношения между управляющей и управляемой подсистемами — это всегда взаимодействия между людьми.

Таким образом, субъектом управления является орган или лицо, осуществляющее управленческое действие, а объектом управления — отдельная структура, или организация в целом, на которую направлено управляющее воздействие. В крупных организациях одна и та же структура может быть одновременно и субъектом и объектом управления.

Перевод системы из одного состояния в другое сопровождается различными затратами трудовых, материальных, финансовых, информационных и временных ресурсов. Управление принято называть оптимальным, если перевод системы из одного стояния в другое, соответствующее достижению цели, будет сопровождаться минимальными ресурсными затратами.

Управление организацией необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ. Эти работы называются функциями управления. Функции управления представляют собой состав общих задач, решаемых при создании и в процессе функционирования организации.

Можно выделить три группы функций управления:

1. Предметные (основные);

2. Процессуальные;

3. Социально-психологические.

Предметные (основные) функции управления являются наиболее общими для всех видов и любых условий деятельности организаций. Они отражают содержание основных стадий и выделяют предметные области управленческой деятельности на всех иерархических уровнях. В современном управлении выделяется пять основных функций:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление и маркетинг в АПК предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я