Если начинать с техники и технологии отдельных видов искусства и переходить далее к принципам выразительности, пропорциям, композиции, цвету и т. д., и взять эти элементы в качестве основы для изучения языка
церковного искусства, окажется, что никакого специфически церковного, духовного искусства нет, есть лишь произведения искусства на церковный сюжет или для церковного назначения.
Однако в дальнейшем направления в изучении
церковного искусства разделились.
Цель этой книги – углубление восприятия и расширение возможностей преподавания
церковного искусства, «большого», т. е. архитектуры храмов, их росписей и мозаик, иконописи, скульптуры, и «малого» – церковной утвари и одежды.
Положительная же оценка сохранившихся памятников
церковного искусства (прежде всего иконописи) производилась лишь с позиций сходства их с «реалистическими» изображениями.
Такой радикализм легко отвергнуть после знакомства с лучшими образцами средневекового
церковного искусства.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: эмпириосимволизм — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Существуют два близкие друг другу ряда: ряд видов
церковного искусства, основанием имеющий икону, и пространственно-смысловой ряд, сосредоточенный на престоле.
Редкие образцы
церковного искусства (стеклянные иконки; штамп для тиснения кожаных монашеских поясов) расширили представление о духовном мире москвичей.
Но
церковное искусство имеет существенные особенности, о которых нужно говорить подробно.
Например, по их мнению, в русской культуре XVII в. «…наблюдается процесс обмирщения, породивший смелые реалистические искания, как в области художественной практики, так и в области
церковного искусства».
Речь идёт не только об иконе в точном смысле этого слова, но через икону как особую «жемчужину» в ряду образно-символической системы
церковного искусства богословие образа раскрывается в разных своих аспектах.
Несмотря на антагонизм между письменным
церковным искусством и устным народным творчеством у них были общие черты, которые позволяли влиять одной культуре на другую; это влияние было двухсторонним.
Церковное искусство позднейших веков уже никогда не поднималось и, кажется, даже не ставило себе такой цели – подняться до того высшего напряжения всего человеческого существа, того вдохновения, с плодами которого мы встречаемся в церковной гимнографии, литургической музыке, иконописи, зодчестве великих времён.
Они ценны тем, что включают общетеоретические и богословские основы
церковного искусства и, кроме того, многие его произведения в хронологическом порядке по различным территориям.
Ряд светских исследователей советского периода считает секуляризацию
церковного искусства процессом исключительно позитивным, поскольку она показывает неизбежность отхода искусства от религии, его освобождения от религиозных догм за счёт нарастания в нём светских, «жизнеутверждающих» тенденций.
Особенно остро она стоит для тех, кто хотел бы понять
церковное искусство и его язык.
После октябрьского переворота победившая материалистическая идеология стала по отношению к
церковному искусству пользоваться практически тем же методом, лишь поменяв полюса.
Эта книга убедительно показала, что язык
церковного искусства выражает глубокие и тонкие душевно-духовные состояния, не сводимые к эстетическим переживаниям, и даже предполагает своеобразный диалог зрителя с изображением.
Однако отрадно было видеть, что в церковной среде существует и подход, направленный на осознание целостности
церковного искусства.
Что такое «обмирщение
церковного искусства», позитивное это явление или негативное, и, если негативное, как можно ему противостоять?
На конкретных произведениях как западноевропейского, так и древнерусского
церковного искусства постараемся увидеть, сколь необычно проходит процесс секуляризации и сколь неожиданные из него могут последовать выводы.
Автор ставит своей основной целью восполнение существующего пробела в научной, учебной и практической сферах церковной жизни – отсутствия единого, целостного «введения» в тематику
церковных искусств и их изучение.
Первая часть получила соответствующее её содержанию название: «Богословские и исторические аспекты
церковного искусства».
Последняя, седьмая глава – «Практические заметки» – рассматривает проблемы современности в изучении, реставрации и охране памятников и вопросы развития научных, учебных и практических сторон
церковного искусства.
После обзора важнейших богословских оснований
церковного искусства (1 глава) рассмотрим историю наиболее значимых памятников в схеме их хронологической и географической последовательности (2, 3, 4 главы) и затем систематизируем письменные источники, предварив их историографическим обзором (5 глава).
Наиболее полно в русское
церковное искусство вошла традиционная славянская символика цвета.
Причём образцы подобной живописи относятся к дохристианским временам, а тогда ещё не сложились каноны
церковного искусства.
Посещал храмы и соборы других городов и немало мог рассказать о
церковном искусстве дальних мест.
Традиционные произведения
церковного искусства нередко представляются чем-то «ископаемым», связанным исключительно с глубокой древностью и далёким от жизни.
Насыщенность яркими примерами выделяет данную работу среди книг, посвящённых истории
церковного искусства.
Далее ставятся хронологические вехи, причём указывается, что «ни один значительный памятник не восходит далее третьего века до н. э.» Таким образом, период развития индийского искусства определяется примерно в 1000 лет (от III в. до н. э. и до VI–VII вв. н. э.), причём во внеиндийских буддийских странах развитие
церковного искусства продолжалось до XIII–XIV вв.
Советские внешнеторговые организации в течение двадцатых годов постоянно продавали за границу иконы и предметы
церковного искусства, украденные у православных, картины великих русских художников, реквизированные из усадеб и особняков, и художественные ценности, изъятые из музеев.
Ломшакова, знаменитого исследователя древнерусского и византийского
церковного искусства проф.
Каноничность
церковного искусства, в этом отношении, оформляет акт творчества как торжество благодарной самоотдачи, в котором свобода совпадает со служением, сама при этом освобождаясь от онтологически – и эсхатологически!
Трудно переоценить важность
церковного искусства в духовно-нравственном становлении личности, ибо оно содержит вечные нравственные и эстетические ценности.
По мере изживания схематизма и идеологических клише в изучении
церковного искусства светский и церковный подходы к нему сближаются.
Но чтобы
церковное искусство смогло укрепить свои изначальные связи с богослужением и достойно противостать распространению техно- и антикультуры, болезням стилизации и модернизма, посредственности и обыденности в искусстве13, потребуется многое.
Составитель хотел, не претендуя на полноту охвата материала, познакомить тех, кто начинает изучать
церковное искусство или кто им глубоко интересуется, с различными подходами к его осмыслению, отражёнными в письменных источниках – церковных, государственных и частных.
Вокруг этого монастыря собралось много людей, которые занимаются
церковными искусствами.
Но и на русскую народную песню оказали влияние религиозные христианские воззрения и стилистика
церковного искусства.
На следующей фреске были изображены странные для
церковного искусства сцены.
Если в языческом искусстве «плоть» торжествовала над «духом» и утверждалось всё земное, олицетворяющее природу, то
церковное искусство воспевало победу «духа» над «плотью», утверждало высокие подвиги человеческой души ради нравственных принципов христианства.
Это выпад против безвкусицы массового
церковного искусства, благочестивого китча XIX в.: роскошно-раззолоченных статуй и умильных картинок со святыми.
Однако некоторые правила, принятые на различных соборах, показывают тенденцию к сохранению чистоты
церковного искусства.
Но и в русской народной песне сказалось влияние религиозных христианских воззрений и стиля
церковного искусства.
Между народной музыкой и профессиональным
церковным искусством не было пропасти, как на континенте, и “небогоугодные” интервалы свободно курсировали между фольклором и вокальной музыкой; английские композиторы заразили “терцовой” красотой бургундских и нидерландских коллег.
Увы, советский эксперимент нанёс разрушительный удар по преемству церковной традиции во всех её проявлениях: в приходской жизни, в сфере
церковных искусств и, наконец, в церковных науках.
Изучение языка
церковного искусства в таком ключе могло быть лишь уделом специалистов.
Под рубрикой идеальных или фантазийных моделей у него значились «драгоценные формы» средневекового
церковного искусства, такие, как сделанные по архитектурным мотивам табернакли, кивории, реликварии, или такие, как элементы резного декора с изображением некой совершенной архитектуры.
При этом каждый раздел построен по хронологическому принципу, что позволяет почувствовать, хотя бы в общем виде, движение внутри видов
церковного искусства.