В раннем
христианском искусстве звезда стала особым символом святости и зачастую появлялась над головой или на груди изображений святых.
И первые знаки
христианского искусства находятся именно там, в так называемых римских катакомбах.
Так возник тот особый мир, который мы сегодня называем
христианским искусством и который вот уже на протяжении многих веков на своём языке, подчас более действенном, чем прямое слово, просвещает и преображает мир.
Тем, что столетия спустя назовут «еврейским вопросом»,
христианское искусство почти не интересовалось.
Другая крайность – противопоставление церковного
христианского искусства (прежде всего средневекового) античному как «языческому», а после средневековому как «светскому».
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: гармонный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Связь богословия с формами
христианского искусства прослеживается в продолжение данной главы в отношении к типологии, стилистике и технике, а также в сопоставлении некоторых параметров в характере искусства православного и иных культур.
Являясь по основной своей цели обобщающим трудом, по фактическому выражению она несёт в себе активный творческий подход в оценке каждого аспекта становления
христианского искусства.
Конечно, сегодня трудно реконструировать вид первых икон, но по раннехристианской настенной живописи, например, в римских катакомбах, заметно, что
христианское искусство сначала пользовалось во многом языком, сложившимся в античной культуре, и постепенно его трансформировало.
В катакомбах родилось
христианское искусство.
Автор послания имеет в виду не собственно
христианское искусство (понимать ли его как искусство храмовое, каноническое – или же как искусство художников-христиан, или как искусство на христианские темы).
Средневековье, классическая эпоха
христианского искусства, такого жанра не знало.
Я вяло прислушивалась. У меня насчёт шедевров религиозного
христианского искусства было своё тихое, но твёрдое еврейское мнение.
Люди нередко остаются прекрасными знатоками
христианского искусства, так и не став по- настоящему христианами.
В
христианском искусстве павлин выступает как символ бессмертия, поскольку он обновляет своё похожее на нимб святых роскошное оперение, а его мясо считалось непортящимся.
Так в
христианское искусство пришли нимбы над головами святых и другие священные фигуры.
Всего более к их системе христианской археологии подходит понятие истории
христианского искусства, но и оно подходит лишь отчасти по свойству материала и оказывается значительно уже по объёму разрабатываемых предметов.
Основная мысль искусствоведа и богослова – необходимость комплексного сохранения этого наследия, в т. ч. сохранения его изначальных функций, вне которых произведения
христианского искусства теряют свою значимость, смысл и «умерщвляются».
Так как этот музей образцовый и лучше других соответствует целям научного изучения
христианского искусства, то я и остановлюсь несколько подробнее на передаче его содержания.
Где, когда и кем положено начало собиранию и изучению памятников
христианского искусства.
В первые века
христианское искусство было развито слабо.
Иначе ни искусство, ни философия невозможны; для
христианского искусства является необходимостью различение добра и зла – именно об этом написаны все картины.
Поэтому
христианское искусство становилось привилегией и философией богатых и грамотных.
Долгое время считалось, что основы
христианского искусства, как и богослужения вообще, закладывались в катакомбах, а в IV в., после легализации христианства были перенесены в наземные храмы.
Нередко якорь помещается рядом с изображением голубя, самым устойчивым символом
христианского искусства, означающим небесную благодать или мир.
Религиозное содержание произведения искусства может как бы накладываться на него, не имея никакого отношения к формальному «языку» работы, что и доказывает
христианское искусство со времени ренессанса; следовательно, по существу, это светские произведения искусства на сакральную тему, но, с другой стороны, сакральное произведение искусства, которое являлось бы светским по форме, невозможно, ибо имеется строгая аналогия между формой и духом.
Христианское искусство займёт видное место по причине своей значимости для европейских читателей; однако было бы невозможно охарактеризовать всё его качества.
Изучение различных отраслей
христианского искусства мы начнём с архитектуры не потому, впрочем, чтобы этот род искусства в самом начале имел видных представителей в христианском мире и на первых же порах нашёл прочную почву для своего развития.
А в этом новом отдельном издании «Откровение» заняло 238 страниц с иллюстрациями, превратившись вдобавок в альбом
христианского искусства.
Современный протестантизм един в своём отрицании почитания образов, но расходится во взглядах на возможность существования
христианского искусства как такового.
Вопрос, который дискутируется различными исследователями – почему
христианское искусство в первые века его существования не шло по пути создания «прямых» изображений, а пользовалось символами, косвенно указывающими на религиозные идеи?
Христианские миссионеры основали школы живописи, которые обучали
христианскому искусству новообращённых в христианство в европейском стиле.
Средневековое
христианское искусство в целом не трагично (и особенно – византийское искусство).
Её очевидная и всегда на чём-то основанная живописность, как и великое
христианское искусство, связанное с верой, имеет отношение к коллективным человеческим чувствованиям тысячелетней давности, с которыми современное искусство вознамерится не считаться.
Конечно,
христианское искусство доступно и неверующему.
На заре
христианского искусства считалось, что единственным желанием, достойным изображения, может считаться только жажда, толкающая оленя к воде, описанная в 41-м Псалме и проиллюстрированная многочисленными мозаиками, сплошь покрывавшими стены и абсиды церквей и катакомб.
В мире, где развитие экономики связано с устранением реального продукта и заменой его на символ; в мире, где финансовое могущество выражается в отсутствии денег и обороте долгов; в мире, где
христианское искусство сделало всё возможное для того, чтобы избавиться от конкретного образа и заменить его беспредметным знаком, – в таком мире любой противоречивый лозунг прозвучит убедительно.
Икона – один из самых канонических и незыблемых жанров в истории
христианского искусства и живописного искусства вообще.
Значительно сложнее обстояло дело с ранним
христианским искусством.
Мы не будем следить далее за тождественными фактами из первой эпохи
христианского искусства, где они также видны, хотя в слабейшей степени: переход к разнородности будет достаточно очевиден, если мы вспомним, что в картинах нашего времени концепция разнообразна до бесконечности; положения, лица, выражения – всё разнообразно; второстепенные предметы различаются между собой в величине, форме, положении и строении; даже в мельчайших подробностях есть большая или меньшая разница.
Открываем энциклопедию символов и обнаруживаем, что цветущая ветка боярышника в
христианском искусстве является символом целомудрия и счастливого брака, а суковатая палка из акации (а именно из таких жердей и сколочена изгородь) в масонской практике применялась как церемониальный и траурный атрибут.
Живопись катакомб свидетельствует, что христианство обладало уже в это время высоким подъёмом творчества и полагало основы
христианскому искусству.