Основной критический аргумент слишком часто напоминает следующую логическую цепочку: глобализация (или какой-то иной «социальный фактор», который можно только вообразить во всей его полноте) – причина всех значимых событий; здесь мы сквозь призму
теории глобализации демонстрируем, что значимые события безусловно являются продуктами глобализации; следовательно, глобализация – причина всех значимых событий.
Прежде всего
теория глобализации подчёркивает: акцент должен быть сделан не на рассмотрении отдельных «траекторий» социальных изменений в тех или иных сферах, а на анализе взаимодействия этих изменений друг с другом, на их переплетении и взаимополагании.
Теория глобализации радикально изменяет наше представление о культуре, которая прежде рассматривалась по преимуществу как нечто либо наследуемое, либо спускаемое «сверху» и «распространяемое».
Вследствие чего
теория глобализации и смежные научные области и научные дисциплины становятся ареной борьбы интересов глобальных и локальных элит и в силу этого может рассматриваться как отражение глобализационных процессов в общественном сознании.
Теории глобализации радикально изменяют наше представление о культуре, которая прежде рассматривалась по преимуществу как нечто либо наследуемое, либо спускаемое «сверху» и «распространяемое».
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: гурд — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Важная задача
теории глобализации состоит в том, чтобы построить теоретическую модель мира (или несколько совместимых моделей, отражающих разные сферы и аспекты общественного бытия и общественного сознания), позволяющую адекватно моделировать и сопоставлять различные варианты и модели глобального развития и глобального управления.
Новая возможность увидеть лишь воображаемое прежде социальное единство мира обеспечила социологическим
теориям глобализации – существовавшим задолго до космических полётов – сильную интуитивную достоверность.
Подобная внерациональная убеждённость и позволяет утверждать, что в области
теории глобализации мы имеем дело с определённым конструированием социальной реальности.
Так или иначе при анализе
теорий глобализации следует выделять их идеологическую, нормативную составляющую как адресованную определённой социальной группе (целевой аудитории) модель общества или социального поведения.
Своеобразный поворот получает и тема «гражданского общества» в связи с приложением к ней
теории глобализации.
Междисциплинарный анализ взаимосвязи проблем философской антропологии с вопросами
теории глобализации и устойчивого развития, а также с другими смежными проблемами, имеет непреходящее значение в углублении понимания содержания каждой из этих дисциплин, создаёт новое поле научно-философских поисков.
Так, например, «
Теория глобализации» возникла в 80-х гг. XX века в рамках «Теории международных отношений».
Соответственно,
теории глобализации, претендующие на системный характер, вынуждены не только описывать и объяснять, но в явном или неявном виде давать нормативную модель социальных отношений, то есть содержать идеологическую составляющую, которая отражает интересы элит, но при этом апеллирует к интересам и ценностям более широких социальных групп, вплоть до «общечеловеческих».
Методологическая уязвимость
теорий глобализации состоит в том, что за внешними формами социальных теорий, построенных по канонам естественных наук, изучающих объективные природные закономерности, неизбежно скрывается субъективная, инструментальная, идеологическая составляющая, обусловленная социальной, цивилизационной и корпоративной принадлежностью исследователя, и, шире, определённой научной школы или научного сообщества.
Что касается
теории глобализации как таковой, то в теоретической области идёт процесс, объективно отражающий нарастающее противоборство социальных субъектов глобального развития, в первую очередь, глобальных и локальных элит.
Теория глобализации в течение последних 30 лет почти безраздельно господствует в социологии и смежных социальных науках.
Следует констатировать, что единая
теория глобализации в настоящее время не сложилась.
Таким образом, для
теории глобализации весьма актуальны конструктивистские и инструменталистские подходы к социогенезу, учитывающие субъективные моменты социально-исторического развития.
Поэтому особо следует выделить идеологическую, нормативную составляющую
теорий глобализации, то есть ценностную посылку, адресованную определённой социальной группе (целевой аудитории), порождённую определёнными социальными субъектами (как правило, элитами), использующими идеологию в качестве инструмента социального управления, активно формирующего, «конструирующего» социальную реальность.
Прежде всего,
теория глобализации подчёркивает, что главный акцент должен быть сделан не на рассмотрении отдельных «траекторий» социальных изменений в тех или иных сферах, а на взаимодействии этих изменений друг с другом, их переплетении и взаимозависимости.
Нормативная составляющая социальной теории (в том числе и
теории глобализации), понимаемая как идеальная модель общества, играет исключительную роль в формировании наций и других социальных общностей политического генезиса.
Он развивает психологическую
теорию глобализации, увязывая её проблемы с человеческими качествами.
Затем были «сооружены» «стены с внутренним оснащением»: работы «Общая
теория глобализации и устойчивого развития» и «Глобализация: за или против устойчивого развития?» Теперь автор делает попытку подвести фундамент под указанные «стены с крышей»: предлагает собственную научную концепцию человека как основу исследования и практического подхода к современным глобализационным процессам и принципам концепции устойчивого развития.