Представление о психиатрии как о науке о нарушении внутреннего
субъективного мира человека ориентирует на использование иных методов исследования, чем естественные науки.
Многие родители не задумываются о том, что внутренний
субъективный мир возникает одновременно с рождением человека, а может быть, и раньше.
Эти клинические проблемы рассмотрены как кристаллизующиеся на границе взаимодействия
субъективных миров пациента и терапевта.
По крайней мере, в отечественной психологии присутствует обращение к анализу эволюции психического отражения и возможности интерпретации внутреннего,
субъективного мира животных.
Фокусом наблюдения является развивающееся психологическое поле, которое формируется в процессе взаимодействия между двумя по-разному организованными
субъективными мирами ребёнка и его воспитателей…
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: айканье — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Поэтому
субъективный мир действующего человека наполнен очень реальными вещами, но одновременно и представлениями о менее реальных вещах, а иногда – и совершено фантастических сущностях, идеях или принципах.
Для описания аналитической ситуации как встречи двух по-разному организованных взаимодействующих
субъективных миров, авторы вводят ряд новых для психоаналитической теории понятий.
Психопатологический опыт формируется в индивидуальном
субъективном мире каждого пациента.
Понимание материи как субстанции позволяет представить психику как реальный
субъективный мир.
Вы будете двигаться, ваш ум будет двигаться, но он останется в рамках
субъективного мира.
Именно наличие
субъективного мира и самого субъекта отличает человека от киборга.
Тогда сольются научное и религиозное сознание, которое станет образом-пульсаром
субъективного мира человека.
Таким образом, бессмысленно говорить о
субъективном мире физических тел и об отношении их к чему-либо.
По этой причине герменевтика становится одним из направлений современной психиатрии, а интуиция как неосознанный клинический опыт – главным инструментом познания
субъективного мира.
Холистические подходы раскрывают качественное своеобразие индивидуальности (высшего уровня интеграции) внутреннего
субъективного мира личности; используют методы экзистенциально-феноменологического и комплексного психодиагностического исследования, обеспечивающие целостное представление о личности пациента и её ресурсных возможностях.
Цель обучения – применять полученные знания, понимать и преобразовывать объективный мир, понимать и преобразовывать собственный
субъективный мир.
Но и материалистическое понимание человека «впустив» психиатрию в дискурсивную область медицины, не смогло снабдить её инструментами понимания
субъективного мира пациента.
Процесс внутрипартийного идеологического воспитания – процесс изучения теории и закалки в процессе единства преобразования
субъективного мира и объективного мира.
Он стал возможен с появлением сферы межсубъектного, в которой происходит не только индивидуальное психическое отражение объективных связей, но и отражение
субъективного мира другого участника взаимодействия, в качестве которого в первую очередь выступают социальные группы.
Обращение к изучению
субъективного мира профессионалов – выражение традиционного интереса исследователей к формируемому особому отношению человека к предмету и средствам своей деятельности, подчёркивание несовпадения социально заданного и субъективно принятого в ней [5].
Холистическое (антропологическое, личностно-ориентированное) направление – обеспечивает понимание
субъективного мира отдельного пациента как целостной личности, субъекта собственной индивидуальной активности, уникальности и собственно человеческих способов существования, интеграции жизненного опыта.
Но всех философов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь – это проявление особого
субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения.
Иное выражает он и как элемент
субъективного мира чувств, в лирических ощущениях при виде голубого неба, голубых глаз любимой.
Посредством восприятия-мерила (ока), через органы чувств различных участков своего тела и ума, он наблюдает за происходящим вокруг, изучая объективный мир предметов-волн, и внутри него, познавая
субъективный мир отпечатков ума-волн.
Теория интерсубъективности утверждает, что все человеческие психологические проявления возникают в психологических системах, основу которых составляет взаимодействие
субъективных миров, например, ребёнка и заботящегося о нём лица или пациента и терапевта.
Итак, в концепциях представителей «объективной» психологии перечеркивается
субъективный мир.
Под воздействием травматической ситуации нарушается процесс восприятия непрерывности жизни, и разрушаются индивидуальные объяснительные схемы, которые до травматического воздействия делали
субъективный мир понятным и предсказуемым…
Эмотивная функциясвязана с
субъективным миром адресанта (говорящего), с выражением его переживаний, его отношения к тому, что говорится, в ней находит отражение самооценка говорящего, его потребность быть услышанным, понятым.
При этом очень важно получить от больного сведения для оценки его личности как сложившейся системы отношений к самому себе и, в особенности, отношения к болезни и оценки того, насколько болезнь изменила всю эту систему, выявить, какое отражение болезнь получает в
субъективном мире больного, как сказывается на его поведении, на всей системе личностных отношений.
Думается, для того, чтобы понять суть соотношения объективного и субъективного, разобраться в социальных отношениях и их соотношении с психикой, совсем не обязательно термин, характеризующий объективность, превращать в термин, характеризующий
субъективный мир.
Имея в виду развитие естествознания, естественно ждать, что не психология должна помогать физиологии больших полушарий, а наоборот – физиологическое изучение этого органа у животных должно лечь в основание точного научного анализа
субъективного мира человека.
Внутренний источник информации рассматривается как ретранслятор уже воспринятых личностью внешних информационных воздействий на различных уровнях организации
субъективного мира и с различной степенью осмысления получаемой информации.
Первый принцип: основополагающей целью психоаналитической терапии является разворачивание, прояснение и трансформация
субъективного мира пациента.
Таким образом, мы не только вновь сталкиваемся с не потерявшей до сих пор актуальности проблемой определения психики как предмета психологии, но и касаемся одной из самых сложных психологических проблем, «закрытой» ещё в XIX веке с появлением «объективной психологии»: интерпретации
субъективного мира животных, не поддающегося объективному исследованию.
Но это решается легче, ибо проклятая пропасть
субъективного мира и внешней реальности – позади.
Это единственная форма постижения
субъективного мира пациента, способа его существования в этом мире, в т.ч. психотического способа существования, наиболее объективный метод отражения содержания и сущности бытия пациента, его субъективного психического состояния.
Спектр этих различий характеризуется клинической значимостью понятий симптом/феномен (рис. 6), их содержательными характеристиками (табл. 1), а также уровнем познаваемости
субъективного мира пациента (табл. 2).
Уникальность жизни конкретного пациента (в т.ч. «жизни с болезнью») не сводима к общим схемам и стандартам и предполагает понимание и принятие
субъективного мира пациента и позитивных аспектов его личности (основа реализации принципа «лечить больного, а не болезнь»).
Собственный мир (Eigenwelt) –
субъективный мир самосознания, транцендентность самого себя и видения мира вещей и людей в перспективе собственной самореализации.
Любые попытки будут разбиваться об то, что предмет рассмотрения – информационный метаболизм, является частью
субъективного мира человека.
Экшн-коучинг становится проводником по
субъективному миру клиента.
Постнеклассическая парадигма учитывает и субъективную составляющую научной работы, отражающую цели, мотивы, ценности исследователя, рассматривает
субъективный мир как равноценный объект научного изучения.
Значит ли, что сверхъестественность приписывается нематериальному миру, будь то мир объективных идеальных сущностей или
субъективный мир сознания?
Словом, её отход от внешнего мира содержит в себе также причину её веры в
субъективный мир сновидений.
Субъективный мир человеческого сознания тоже невозможно описать в терминах физической науки и объяснить действием законов механики, оптики или электродинамики.
Если человек имеет
субъективный мир явлений, то в зоопсихологии его не должно быть.
В экзистенциально-гуманистической терапии важен не какой-либо технологический приём, а прежде всего философия, которая требует совместного путешествия психотерапевта и пациента в глубины
субъективного мира последнего.