Психический мир человека оказался «разорванным» и фрагментарно исследуемым различными направлениями психологии: интроспективная психология ограничивается изучением психики в её непосредственной данности сознанию, игнорируя все объективные опосредствования психического; поведенческая психология рассматривает деятельность, поведение в их отрыве от сознания; «психология духа» выдвигает в качестве предмета психологии явления
субъективного духа.
Представители различных течений философии выделяют
субъективный дух (субъект, личность, индивидуум), абсолютизация которого ведёт к субъективному идеализму, и объективный дух (сознание, оторванное от человека и мистифицированное в качестве самостоятельной силы), признание первичности которого ведёт к объективному идеализму.
Объективный дух всегда выступает в качестве предпосылки
субъективного духа, в то время как последний представляет собой лишь пункт «конденсации и обнаружения объективного духа».
Полежаев был рождён великим поэтом, но не был поэтом: его творения – вопли души, терзающей самое себя, стон нестерпимой муки
субъективного духа, а не песни, не гимны, то весёлые и радостные, то важные и торжественные, прекрасному бытию, объективно созерцаемому.
Но это уровень
субъективного духа – здесь он познает себя только через антропологию, феноменологию, психологию.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: настыль — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Он является воплощённым
субъективным духом, действующим во имя своих собственных целей.
Народ в ипостаси
субъективного духа идентифицируется с обществом, государством и личностью правителя.
Телесность свойственна многим проявлениям
субъективного духа.
Однако детальное исследование субъекта отсутствует в диалектической логике, вместо этого рассматривается своеобразие
субъективного духа в аспекте антропологическом, а именно природной, чувственной и действительной души, что является предметом феноменологии духа, а кроме того, духа теоретического и практического.
Суть гегелевского учения о
субъективном духе состоит в усилении духовного начала, сознания, самосознания и их синтеза – разума, достигающего в своём развитии определённых ступеней, которые являются объектом изучения антропологии (индивидуальные телесные проявления человеческого духа), феноменологии духа (самосознание), психологии (теоретический, практический и «свободный дух»).
Для них все эти переходы – формальность; они сами определяют свою принадлежность, именно потому, что там индивидуальный,
субъективный дух преобладает (или общинно-субъективный).
Истинное мышление, с помощью которого человек добывает знания о здоровой жизни, одухотворённое чувство, вырабатывающее духовную энергию, питающую всеначальной жизненностью человеческий организм, есть внутренняя, логическая и моральнаякультура
субъективного духа.
А конечный
субъективный дух – это тоже только реализация мирового духа, это его план по познанию самого себя, но так ли это?
Но эти законы, с одной стороны, суть объективные мысли, объективные потому, что они – не произвольное произведение познающего человека, но мысли, действительно пребывающие в действительном мире; они не выдуманы человеком, но найдены им в действительно существующих фактах; с другой же стороны, они – субъективные мысли, потому что в противном случае человек, познающий
субъективный дух, не мог бы понимать и усвоивать их; понять предмет – значит найти в нём самого себя, определение своего собственного духа, и если б закон, найденный мною в действительности, был только объективною, но не субъективною мыслью, тогда бы остался он недоступным для моего разумения; поэтому единичный факт, оставаясь только единичным, не может быть предметом моего познавания, не может быть проникнут мною; как единичный он всегда останется чуждым и внешним для меня предметом, и если я хочу уничтожить эту внешность, если я хочу найти себя в нём и понять его, то я должен отыскать в нём всеобщее, мысль, которая была бы, с одной стороны, объективною мыслию, мыслию, действительно пребывающею в нём, с другой же стороны, субъективною мыслию, определением моего собственного духа.