Фундаментальное свойство
субъективных явлений – их непосредственная представленность индивиду.
Эта особенность
субъективных явлений – открываться сознанию человека – привлекала внимание тех, кто задумывался над его психической жизнью.
Мы привыкли связывать с понятием психики или с понятием психического отражения некоторый ряд
субъективных явлений, которые в широком смысле слова можно назвать явлениями переживаемого отражения.
Каждый хорошо знает по своему внутреннему опыту эти своеобразные
субъективные явления.
Как известно, часть психологов сделала из этого обстоятельства весьма радикальный вывод о необходимости вовсе выбросить из психологии изучение
субъективных явлений и считать их лежащими за областью науки.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: повелеваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Тогда психические явления становятся чисто
субъективными явлениями, «чисто» в том смысле, что за ними не стоит ничего, кроме субъективности.
Таким образом, единый мир человека был расчленён на две абстрактные «половинки» – замкнутый в себе («внутреннее наблюдаемый») мир
субъективных явлений и мир «обездушенных» («внешне наблюдаемых») объективных феноменов поведения и физиологических процессов.
Исследования в области психофизики доказали, что возможен количественный подход к психическим явлениям, что
субъективное явление можно измерить (в каких единицах – это уже другой вопрос), и тем самым положили начало психологии как экспериментальной науке.
Её суть состоит в необходимости объяснения того, каким образом физиологический орган производит процесс нематериального порядка – психический; а также каким путём
субъективное явление может воздействовать на физиологический орган.
Эта уникальная особенность
субъективных явлений открываться нашему сознанию поражала воображение всех, кто задумывался над психической жизнью человека.
Наша цель – понять, какие классы
субъективных явлений образуют нашу психику и направляют её работу, и какой механизм позволяет нам на них воздействовать.
Ведь мы вполне можем представить себе, не впадая в противоречие, что те же самые мозговые функции осуществляются обычным образом, но при этом не сопровождаются какими-либо
субъективными явлениями.
Между тем многое встаёт на свои места и логические противоречия легко снимаются, если отказаться от интроспекционистского понимания психики как замкнутых в самих себе
субъективных явлениях сознания, а рассматривать её как отражательную и регулирующую поведение функцию мозга.
Теперь, помимо описания
субъективных явлений, наши знания о действии света на такие сложные и легко разлагаемые вещества, как супонированные зрительные субстанции, слишком незначительны, чтобы дать объективную дедукцию того, что даётся в субъективных выводах даже в той приблизительной форме, до которой, несмотря на некоторые трудности, продвинулись теории слуха.
Также, видимо, следует строить и теорию сознания – начиная с исследования самой общей формальной структуры сферы
субъективных явлений, а затем уже перейти к изучению функциональных и содержательных аспектов сознания.
Нет никакого сомнения, что на практике нередко бывают смешиваемы обманы чувств с обманами суждения, галлюцинации с псевдогаллюцинациями, тогда как теоретически эти
субъективные явления весьма отличны друг от друга.
В предыдущей главе были рассмотрены важные
субъективные явления – различные аспекты и способы влияния, проявляющиеся во взаимоотношениях между казахстанским правительством и иностранными компаниями.
Такие страшные, определяющие всю историческую судьбу человечества «реальные факты», как, напр., мировая война или революция, конкретно сами зависят от «настроений», «чувств», «мнений» – словом, неких, казалось бы, мимолётных
субъективных явлений в сознании людей, управляющих государством.
Открытие огромного большинства
субъективных явлений обязано тому, что какой-то исследователь обратил на него особенно пристальное внимание.
Когда
субъективное явление открыто, другим наблюдателям обыкновенно бывает легче обнаружить его, если, конечно, созданы соответствующие условия и нужным образом сконцентрировано внимание.
Более того, мы в значительной степени вырабатываем в себе способность не замечать
субъективных явлений и судить об объектах независимо от них, хотя ввиду их интенсивности они могли бы быть легко замечены.
Именно поэтому в вышеприведённых концепциях внимание заостряется на том, что сам интерес рассматривается как объективное либо
субъективное явление, но не объективные или субъективные формы его реализации.
Существенная ошибка, которая очень часто допускается при анализе душевных явлений – это навязывание
субъективным явлениям той формы, в которой нам дан предметный опыт (в частности, пространственно-временной формы).
По существу, гораздо проще вообще отрицать существование
субъективных явлений, чем объяснить их как «функцию мозга».
Прежде чем перейти к систематическому исследованию строения и свойств сферы субъективного, необходимо рассмотреть вопрос: а существуют ли вообще
субъективные явления?
Вопрос актуален в связи с тем, что существует целые направления в философии (т.н. «элиминирующий материализм», «логический бихевиоризм» а также, частично, «интуитивизм») представители которых в той или иной мере (частично или полностью) отрицают реальность
субъективных явлений.
Это означает, что мы смело можем приступить к изучению вполне реально существующей сферы собственных
субъективных явлений.
Наша задача в данном и последующем разделах: выделить основные типы
субъективных явлений и определить их взаимные отношения.
Как в психологии истинный прогресс науки начался с момента отыскания таких главнейших соответствий и затем с возникшей отсюда возможности продолжать исследование законов
субъективных явлений путём исследования законов объективных явлений, так и в социологии истинный прогресс науки начался лишь с того момента, когда исследование с чисто субъективной почвы перенесено было и на объективные процессы, с приложением к исследованию данных, уже открытых науками физико-химически-механическими и биологическими.
Исходя из определённого типа предметности (например, объекта внешнего восприятия), рассмотрим многообразие
субъективных явлений, в которых этот род объективности изначально приходит к данности.
Другой, напротив, отказывается от всякого становления как гермафродитного порождения бытия и небытия, неспособного к существованию, ради обманчивого явления, ради существующего μη ον, существования лжи; он утверждает, что в основе этого относительного и
субъективного явления смысла должно лежать нечто по своей природе неизменное, вечно неизменное, как οντως ον.
Поиск этих редких и
субъективных явлений привлекал широкий круг исследователей – в том числе и независимых учёных, считавших, что в этой «спорной области» можно обнаружить новые закономерности природы и совершить значимое открытие, раскрывающее особенности функционирования человеческого организма.
Субъективные явления высвечиваются постоянно, но только и не столько с практической целью.
Остальные три вопроса – варианты: можно ли представить, что тебя нет в другой сфере психической реальности – сновидении, игре и даже при отсутствии психических
субъективных явлений (сон без сновидений).
Превращение физических процессов в
субъективное явление действительно является чудом, не объяснённым наукой.
Является ли мозг фабрикой или приёмником
субъективных явлений?
При всём разнообразии
субъективных явлений (ощущения, восприятия, эмоции, чувства, мысли, действия) самым универсальным проявлением субъективности является ощущение того, что эти явления принадлежат мне.
Но
субъективные явления увидеть нельзя.
Какова, кстати, природа этих заведомо
субъективных явлений?
Вот от каких чисто
субъективных явлений зависят на войне судьбы сотен тысяч людей!
Это чувство – чисто
субъективное явление, а не догмат веры; с ним не связана никакая гарантия личного бессмертия, однако именно в нём источник религиозной энергии, которая подхватывается различными церквами и религиозными системами, вводится ими в определённые русла и в них, конечно, и истощается.
Фундаментальное свойство
субъективных явлений – их непосредственная представленность субъекту.Что это означает?
Возможно, бессознательное – это невидимый кабель, соединяющая мир
субъективных явлений с «полем субъективности».
Цвета и звуки являются чисто
субъективными явлениями и как таковые не существуют в физической системе тел.
Из самой идеи нервного процесса отнюдь не следует, что этот процесс должен сопровождаться какими-либо
субъективными явлениями.
Постепенно утрачивая свой первоначальный, узкий смысл, уже в XX в. психология рассматривает не только
субъективные явления сознания, за ней остаётся традиционно только название.
Видно, мало кто понимает такое чисто
субъективное явление, как любовь, и немногим дано понять, как возникает это дополнительное существо, с тем же именем, что знакомый нам человек, но другое, и состоящее почти сплошь из элементов, заимствованных у нас самих.