Данное учебное пособие ориентировано на студентов и преподавателей специальности «Психология». Оно представляет собой полный курс лекций по дисциплине «Общая психология». Здесь раскрываются такие темы, как история психологической науки, сознание, память, мышление, воображение. Авторы книги – дипломированные специалисты в области психологии. Это издание рекомендуется не только учащимся вузов, но и всем тем, кто интересуется этой наукой.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общая психология. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Тема 1. История психологической науки
1. Общая характеристика психологии как науки
XX в. явился одним из важнейших периодов в развитии психологии как науки, когда были созданы научные основы разработки важнейших проблем и, самое главное, был определен свой особый предмет изучения, специфические задачи и методы исследования. Созданы психологические институты, лаборатории, в учебных заведениях готовят психологов, проводятся психологические конгрессы, психологи объединяются в различные сообщества. Трудно назвать те области, в которых не была бы задействована психология, — ее огромное значение в настоящее время неоспоримо.
Психология как наука обладает только ей одной присущими качествами, отличающими ее от остальных дисциплин. Психология легко вписывается в систему проверенных знаний, но это скорее для тех, кто занимается ею специально, решая научные и практические задачи. А остальным психология знакома как система жизненных явлений, следовательно, она знакома каждому, ведь основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить как у самих себя, так и у других людей. Здесь проявляется все многообразие явлений в виде собственных ощущений, речи, мышления, воли, интересов, памяти, мотивов, потребностей, представлений, эмоций и т. д.
Именно в XVI в. впервые появился термин «психология», причем тогда он относился к особой науке, занимавшейся изучением т. н. душевных (психических) явлений, которые так или иначе легко обнаружить в собственном сознании, наблюдая за собой. В результате исследований психологов, уже позднее, в XVII–XVIII вв., психология включила в себя несознаваемые психические процессы (бессознательное), еще позже — деятельность человека.
Постепенно утрачивая свой первоначальный, узкий смысл, уже в XX в. психология рассматривает не только субъективные явления сознания, за ней остается традиционно только название. И только в XIX в. психология становится самостоятельной экспериментальной областью научных знаний. Психология прежде всего изучает психику человека и животных. Преломляя себя через ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек имеет возможность познавать мир во всем его многообразии. Все это относится к познавательным процессам. Говоря о психических свойствах и состояниях личности, нужно сказать о явлениях, регулирующих общение с людьми, которые непосредственно управляют действиями и поступками. Это потребности, мотивы, цели, интересы, воля, чувства и эмоции, склонности и способности, знание и сознание. Психология также изучает человеческое общение и поведение, механизм формирования и развития психических явлений. С помощью познавательных процессов человек проникает в мир творя его для себя с целью удовлетворения своих потребностей (материальных, духовных и т. д.). Для этого он совершает какие-то поступки, которые мы можем объяснить, понять, обратившись к понятию «личность». Именно общение и деятельность всегда будут объектом психологических исследований, т. к. психические процессы, состояния и свойства человека не могут быть осмыслены полностью, если не будут рассматриваться в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с обществом, природой.
Так называемая жизнедеятельность человека, а именно составляющие психических процессов, свойств и состояний, общений и деятельности, разделяются, несмотря на то что тесным образом связаны друг с другом и исследуются отдельно.
Психология изучает также и отношения между людьми в различных объединениях: больших и малых группах, коллективах. Что еще составляет предмет научного изучения в психологии?
В первую очередь это, конечно же, конкретные факты психической жизни, характеризуемые качественно и количественно. Допустим, исследуя процесс восприятия человеком окружающих предметов, психология устанавливает, что образ предмета сохраняет относительное постоянство даже при изменяющихся условиях восприятия. Имеются в виду качественные и количественные характеристики психологического факта. Научная психология, впрочем как и всякая другая наука, не может ограничиваться только описанием фактов. Необходимость диктует переход от описаний явлений к объяснению. А это значит, что будут раскрываться законы, которым подчиняются эти явления. Следовательно, предметом изучения в психологии, вместе с психологическими фактами, будут и психологические законы. Высвечивается некая закономерность: возникновение некоторых физических фактов, наблюдаемых всякий раз, когда для этого имеются соответствующие условия, т. е. закономерно. Приведенный выше пример относительного постоянства восприятия имеет закономерный характер (имеется в виду не только восприятие цвета, но и восприятие формы предмета. С помощью специальных исследований ученые доказали, что постоянство восприятия не дано человеку изначально, от рождения, оно формируется поэтапно и следует строгим законам. Говоря о постоянстве восприятия, мы имеем в виду прежде всего то, с чем сталкивается постоянно человек. Он не смог бы ориентироваться во внешней среде, если бы менялось его положение относительно окружающих его предметов. Произошло бы радикальное изменение картины видимого мира — предметы воспринимались бы искаженно. Закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром отражаются в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своего отношения к другим людям и к самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.
2. Душа как предмет исследования
Слово «психология» появилось в XVI в. в трудах западноевропейских мыслителей. В те времена психологии как отдельной науки еще не существовало. Психологами называли знатоков души, человеческих страстей и характеров. Научное же знание отличается от житейского тем, что оно, опираясь на силу абстракции общечеловеческого опыта, открывает законы, которые правят миром. Для естественных наук это очевидно, т. к. те явления, с которыми имеет дело психология, неизмеримо превосходят физические по сложности и возможностям познания. Напомним, что только в середине XIX в. психология из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой, что, конечно же, не означает, что предшествующие эпохи представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены признаков научности. Они прорезывались в недрах естествознания и философии, педагогики и медицины и вообще в различных явлениях социальной практики.
Для современной науки о психической организации человека огромным подспорьем стали проблемы, осознанные веками в виде четко выстроенных концепций, что и очерчивает грани психологии. Дошедшие до нас письменные источники, принадлежавшие древнегреческим философам, свидетельствуют о том, что этот интерес отчетливо проявился уже тогда, когда интегрированная наука (не разделенная еще на отдельные науки философская мысль) пыталась проникнуть в тайны мироздания. В предпринимавшихся в то время философских попытках понять и осмыслить природу душевных явлений красной нитью проходила мысль о независимости души от тела, ее внематериальном происхождении. Вслед за этим возникли попытки натурфилософского истолкования души, т. е. ее понимания как материального явления, вместе с другими подобными явлениями логично вписывающегося во всеобщую материалистическую картину мира. Первые описания психики опирались на 3 основных начала: воду, огонь и воздух. Следовательно, все существующее на Земле должно было состоять из этих материальных начал, где основным считалось огненное начало, а самой душе приписывалась функция движения. Гораздо позднее это учение сменило другое глобальное учение — атомистическое, которое усовершенствовал древнегреческий ученый Аристотель, утверждавший в трактате о душе, что мир представлен множеством мельчайших неделимых частиц-атомов, которые обладают разной величиной и подвижностью. Атомы души, по его словам, — это наиболее мелкие и подвижные частицы. Именно с этого момента душа стала рассматриваться как материальный орган, который управлялся таким же материальным началом — духом (разумом). Трактат «О душе» Аристотеля можно рассматривать как одно из самых первых научно-психологических произведений. В те времена считалось, что душа присутствует везде, где есть движение и теплота. Система Аристотеля, в первую очередь взгляды на природу и происхождение души, конечно же, была несовершенна и противоречива. Пытаясь вобрать в себя и совместить материалистические и идеалистические представления о душе, она включила ряд представлений, которые в конечном счете привели к запрету на попытки научного исследования души человека, что отрицательно отразилось на развитии научной мысли, в т. ч. психологической. Возникшее учение анимизм (от лат. «анима») было основано в первую очередь на вере во всеобщую одухотворенность мира. Анимизм явился исторически первым учением о душе. Его основой выступило убеждение в том, что у всего существующего на Земле есть элементы души. Душа понималась как независимая сущность, отделенная от тела и способная управлять всеми живыми и неживыми предметами. Конечно, с помощью этой, безусловно, наивной позиции удавалось логично объяснять многие психологические явления, включая довольно сложные, например смерть и сон. В те времена считалось, что, когда человек умирает, его душа навсегда покидает тело, а когда он спит, она временно отсутствует, возвращаясь при пробуждении. Это связано в какой-то степени с анимизмом, верой в скрытый за видимыми вещами сонм духов (душ) как особых агентов, или призраков, которые и покидают тело с последним дыханием, а по некоторым учениям, например знаменитого философа и математика Пифагора, являясь бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. Древние греки называли душу словом «псюхе», давшим имя науке психологии.
Интересно, что уже в древнейшую эпоху, говоря о душе, люди как бы соединяли в единый комплекс присущее внешней природе, например воздух — организму, дыхание — психике в ее дальнейшем понимании.
В своей житейской практике они это прекрасно различали. Мифологическая картина мира в их представлении — это когда тела заселяются душами (их двойниками, или призраками), а жизнь зависит от произвола богов — веками царила в общественном сознании.
Первооткрывателем, заложившим первые камни в основание науки о душе (впрочем, как и в основание многих других дисциплин), был Аристотель. Его по праву можно назвать отцом психологии. Им впервые был написан трактат «О душе» — первый курс общей психологии. Следуя определенной закономерности, он сначала изложил историю вопроса, мнения своих предшественников, объяснил отношение к ним, использовал их положительный опыт и просчеты и предложил свои решения.
Учениям Аристотеля о душе предшествовали революционные события в истории представлений об окружающем мире. Определенно, что революцией в умах стал переход от анимизма к гилогизму (от греч. «гиле», означающего «вещество, материя» и «зое» — «жизнь»). В этом учении весь мир — универсум, космос являлся живым, границ между живым, неживым и психическим не было. Здесь впервые поднялся вопрос о зарождении единой первичной энергии (праматери), и тем не менее новое философское учение стало великим шагом на пути познания природы психического. Именно гилогизм впервые поставил душу (психику) под общие законы естества. Тогда же впервые утверждался непреложный для современной науки постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в круговорот природы.
Гераклит являлся гилозистом, и мир представлялся ему в образе «вечно живого огня», а душа («психея») — в образе искорки. По его словам, все существующее подвержено вечному изменению: «наши тела и души текут как ручьи». Знаменитое выражение Гераклита «Познай самого себя» не означало, что, познавая себя, нужно уйти вглубь собственных мыслей и переживаний, отвлекшись от всего внешнего. «По каким дорогам ни шел, не найдешь границ души, так глубок ее Логос», — учил Гераклит (сам термин «логос» введен именно им и приобрел множество смыслов). Но главным является закон, согласно которому «все течет», явления переходят одно в другое. Малый мир (микрокосм) отдельной души подобен макрокосму всего миропорядка. Углубиться в закон (логос) — означает постижение себя. По словам Гераклита, логос придает вселенскому ходу вещей сотканную из противоречий и катаклизмов динамическую гармонию. Далее после Гераклита постепенно вошла в жизнь идея закономерного развития всего сущего. Учение Гераклита, гласящее о том, что только от закона (а не от богов) зависит ход вещей, развил Демокрит. В его изображениях боги — это скопление огненных атомов, следовательно, человек также создан из различного сорта атомов, а подвижные атомы огня образуют душу. Согласно учению Демокрита единым для души и космоса является закон, согласно которому нет беспричинных явлений, они — неотвратимый результат столкновений непрерывно движущихся атомов. Случайные события, по его словам, — это события, которых мы не знаем. Демокрит впервые ввел принцип причинности, впоследствии названный детерминизмом. Благодаря Демокриту значительно пополнялись знания о психике, и его дружба с Гиппократом, медиком, вовсе не случайна. Мало было знать устройство живого организма, причины, от которых зависят здоровье и болезнь, гораздо важнее — как взаимодействуют душа и тело. Именно с именем Гиппократа связаны дошедшие до наших дней названия 4 темпераментов: сангвинический (преобладает кровь), холерический (желтая желчь), меланхолический (черная желчь), флегматический (слизь). Для психологии этот объяснительный принцип имеет большое значение, даже в современной науке. Но, кроме этого, Гиппократ видел источник различий между людьми и внутри организма — «душевные качества ставились в зависимость от телесных». Что такое нервная система и какова ее роль, в ту пору еще не знали — это только сейчас медики говорят о единой нейрогуморальной регуляции организма. Нельзя не отметить и еще одно воззрение на мир. Оно противоположно учению Демокрита о том, что мир — это огненный поток (атомные вихри). Ища гармонии (из хаоса организованный космос), Анаксагор признавал единым началом «тончайшую вещь», которой дал имя «нус» (разум). Кому и сколько отпущено «нус» — от этого зависит и совершенство в телах. Он не отрицает того, что самым разумным существом является человек, от того что имеет руки, что и доказывало, по словам Анаксагора, преимущество телесной организации человека взамен разума. Итак, все три принципа, утвержденные Гераклитом, Демокритом, Анаксагором, создавали главный жизненный принцип будущего научного способа осмысления мира, в т. ч. и научного познания психических явлений. Именно идеи закономерного развития, причинности и организации (системности), открытые этими греческими учеными две с половиной тысячи лет назад, стали на все времена основой объяснения душевных явлений. Софисты (учителя мудрости) открыли новую особенность этих явлений. Их более интересовал сам человек, которого софист Протагор назвал мерой всех вещей. Хотя впоследствии софистами стали называть лжемудрецов (тех, кто выдает с помощью различных уловок мнимые доказательства за истинные), но тем не менее именно деятельность софистов открыла новый объект отношений между людьми, которые объяснялись с помощью средств, призванных доказать и внушить любое положение независимо от его достоверности. В связи с этим более детальному обсуждению были подвергнуты приемы логических рассуждений, строение речи, характер отношений между словом, мыслью и воспринимаемыми предметами. Эта проблема так или иначе подготавливала развитие нового направления в понимании души. Оставлены в покое поиски ее природной материи (огненной, атомной и др.), выделены на передний план речь и мышление как средства манипулирования людьми.
Теперь из представлений о душе исчезли признаки ее подчиненности строгим законам и неотвратимым причинам, имеющим место в физической природе. Однозначно язык и мысль лишены этой неотвратимости, зато полны условностей и зависимости от человеческих интересов и пристрастий. В то же время действия души приобретали зыбкость и неопределенность. Сократ стремился возвратить им прочность и надежность позиций, а также доказать, что корни их не в вечных законах мироздания, а в самом внутреннем ее устройстве.
Сократ, хотя и не считал себя учителем мудрости, слыл человеком, пробуждающим у других стремление к истине. Он создал особую технику диалога, которую впоследствии стали называть сократическим методом, которая побуждала собеседника к более ясному и отчетливому знанию («Познай самого себя у Гераклита»). Это означало у Сократа обращенность к внутреннему миру субъекта, убеждениям и ценностям.
В принципе, его можно считать и пионером психотерапии, ведь он обладал стремлением в своих поисках обнажать то, что скрыто за покровом сознания. И сейчас, через много столетий, его методики играют важнейшую роль в психологических исследованиях мышления. Работа мысли ставилась в зависимость от задачи, и как бы создавалось препятствие ее течению. Сократ, обрушивая на своего собеседника вопросы, вынуждал тем самым его искать ответ, прибегая к работе ума. При этой возникали:
1) детерминирующая тенденция, создаваемая задачей;
2) диалогизм, предполагающий, что познание изначально социально, поскольку коренится в общении субъектов и является в настоящее время главными ориентирами в экспериментальной психологии мышления.
Далее, уже после Сократа, понятие о душе обогатилось новым, более предметным содержанием. Это особый мир, наполненный реалиями, которых физическая природа не знает, ставший основополагающим в учении еще одного философа, ученика Сократа, Платона.
Платон, создавший свой научно-учебный центр (Академию), занимался геометрией: изучая геометрические фигуры, общие понятия, математические формулы и т. д. Он был далек от чувственных восприятий, но, утвердив принцип первичности сверхпрочных общих идей по отношению ко всему происходящему в тленном телесном мире, Платон стал родоначальником философии идеализма. Он расценивал воспоминание как знание. Душа как бы вспоминает, но то, что ей довелось созерцать до своего земного рождения. Именно Сократ доказал нераздельность мышления и общения (диалога). Вновь пересмотрев процесс мышления, Платон утверждал, что существует диалог внутренний (у Сократа — внешний). Этот феномен Платона известен в психологии как внутренняя речь, а переход из внешней речи к внутренней называется «интериоризация». После софистов и Сократа в объяснениях души наметился поворот к пониманию ее деятельности как феномену культуры, ведь входящие в «состав» души абстрактные понятия и нравственные идеалы не выводимы из вещества природы и являются порождениями духовной культуры. Душа при ориентации на природу и на культуру выступала как внешняя по отношению к организму реалия или как общественная (огонь, воздух и др.). Понятие «закономерность развития» введено в психологию в качестве важнейшего объяснительного принципа «идеи развития». Функции души при этом располагались в виде «лестницы форм», где из низшей, на ее основе, возникает функция более высшего уровня. Достаточно вспомнить, что каждый человек при превращении из младенца в зрелое существо проходит те ступени, по которым шел весь генетический мир. Аристотель пытался найти те звенья, которые вели от одной ступени к другой, и в результате открыл одну из областей психологических образов (сейчас это представления памяти и воображения), которые подчинены открытому Аристотелем механизму ассоциации — связи представлений.
Понятие о конечной причине также введено Аристотелем. Одновременно с принципом причинности он выделяет и другие. Например, целевую причину, или «то, ради чего совершается действие». Предполагается, что конечный результат процесса, или цель, заранее воздействует на его ход. Психическая жизнь в данный момент зависит не только от прошлого, но и от потребностей в будущем.
В эпоху эллинизма вера в могущество разума, в великие интеллектуальные достижения прежней эпохи ставилась под сомнение. Например, философия скептицизма, исходящая из этической мотивации, доказывала, что отказ от поисков истины позволяет обрести душевный покой, достичь состояния атапраксии (от греч. «отсутствие волнений»). При этом идеализировался образ мудреца, отрешенного от игры внешних стихий и благодаря этому способного сохранить свою индивидуальность в непрочном мире, противостоять потрясениям, постоянно угрожающим существованию. Благодаря этим интеллектуальным поискам двух других доминировавших в эллинистический период философских школ — стоиков и эпикурейцев — было переосмыслено идейное наследство соответственно духу новой эпохи. Школа стоиков («стоя» — портик храма, основатель Зенон), представляя космос единым целым, рассматривала душу как бесконечную модификацию огненного воздуха — пневмы. У стоиков же слияние «псюхе» и природы имело смысл природного превращения, наделялось признаками, свойственными разуму, причем сверхиндивидуальному. Мировая пневма равна мировой душе (божественному огню). Счастье человека, по их словам, — жить согласно Логосу. Для стоиков аффекты являлись вредными и сравнивались разве что с «порчей разума», удовольствие и страдание рассматривались как ложные суждения о настоящем. От аффектов, по их словам, нужно лечить как от болезней, только тогда человек выполнит свой долг. Эта установка сходна с психотерапевтической: «испытывать потребность в том, чтобы устоять превратностям жизни, которые порой лишают душевного равновесия», она обучала искусству жизни. В своих представлениях о природе школа Эпикура (конец IV в. н. э.) опиралась на атомизм Демокрита, но внесла свои важные коррективы. В своем учении о неотвратимости движения атомов по законам, исключающим случайность, Эпикур предполагал, что эти частицы могут отклоняться от своих закономерных траекторий. Вывод этот имел этико-психологическую подоплеку. В самой природе вещей заложена, по мнению Эпикура, возможность самопроизвольных отклонений, что дает свободу выбора. Весь смысл учения Эпикура заключается в том, чтобы, проникшись им, люди спаслись от страха. Учение об атомах служило как раз этой цели, т. к. живое тело, как и душа, состоит из движущихся в пустоте атомов. Согласно закону со смертью космоса они как бы рассеиваются (действует закон все того же вечного космоса).
Последователем Эпикура в Древнем Риме был Лукреций (I в. н. э.), который критиковал стоиков и доказывал, что существуют только атомы, проносящиеся в соответствии с законом механики, под действием которых возникает и сам разум.
В александрийской науке произошли открытия врачей Герофила и Эразистрата, усовершенствовавших технику изучения организма, в т. ч. головного мозга. В частности, было установлено различие между чувствительными двигательными нервами, которое спустя 2 тыс. лет стало основным для физиологии и психологии (учение о рефлексе). Опираясь на множество наблюдений и экспериментов, Гален (II в. н. э.) описал зависимость жизнедеятельности целого организма от нервной системы. Несмотря на запрет анатомирования человеческих тел (опыты ставили на животных), путем исследований расширил представления о человеке, в частности о головном мозге, где, как он полагал, производится и хранится высший сорт пневмы — носительницы разума. Вслед за Гиппократом он развил учение о темпераментах.
Ученый, философ-мистик из Александрии Филон (I в. н. э.) учил, что тело — это прах, который получает жизнь от дыхания божества. Это дыхание и есть пневма. После него пневме приписывали функцию общения бренной части души с бестелесными сущностями, связующими ее со всевышним, в результате возник особый раздел религиозной догматики, описывающий эти «пневматические» сущности. Он был назван пневматологией.
Плотин (III в. н. э.) ввел принцип абсолютной нематериальности души. У него впервые в истории психология становится наукой о сознании, понятом как самосознание. Плотин также выделил еще одно направление — обращенность на себя, на собственные незримые действия и созерцание. Она как бы следит за своей работой, является ее «зеркалом». Только через столетия эта способность субъекта не только ощущать, чувствовать, помнить или мыслить, но и обладать внутренним представлением об этих функциях, получила название рефлексии, которая стала неотъемлемым «механизмом» деятельности сознания человека, соединяющим его ориентацию во внешнем мире с ориентацией во внутреннем (в самом себе). «Рефлексия» в период Плотина стала исходным понятием интроспективной психологии сознания.
Августин (IV–V в. н. э.), решая теологические задачи, а не психологические, развернул систему аргументов, которая и стала путеводной нитью для интроспективной психологии. Мир культуры создал три «органа» постижения человека и его души: религию, искусство и науку.
По мнению Алкмеона, органом души являлся головной мозг. Хотя это и было невеликой мудростью, но после Аристотеля, признававшего мозг своего рода «холодильником» для крови, а душу помещавшего в сердце, это было уже ближе к истине. Не меньшее значение, чем опыт медицины, имели другие формы практики — политическая, юридическая; педагогическое изучение приемов убеждения, внушения, победы в словесном поединке превратило в объект экспериментирования логический и грамматический строй речи. Сократ в практике общения открыл изначальный диалогизм. Платон изучал внутреннюю речь и представлял ее как интериоризованный диалог. Ему также принадлежала модель личности как динамической системы мотивов, разрывающих ее в неизбывном конфликте.
С Аристотелем связано также множество психологических феноменов: это механизм ассоциаций по смежности, сходству и контрасту, открытие образов памяти и воображения, различий между теоретическим и практическим интеллектом и др. Все эти уроки очень наглядны и важны для построения «картины души». Ее достоверность росла одновременно со способностью теоретической мысли постичь очевидное. Именно смена представлений о душе отражает полную работу этой мысли и поэтапные уровни постижения психической реальности, неразличимые за одним и тем же термином «душа», давшим имя науке психологии.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общая психология. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других