Стиховая речь мыслится как нечто вторичное, более сложное по структуре.
Именно вследствие этого граница, существующая между свободным стихом и прозой, должна быть резко различима, и именно поэтому свободный стих требует особого графического построения, чтобы быть понятым как форма
стиховой речи.
Таким образом,
стиховая речь представляет собой сложную и многостепенную систему выделений слогов, стоп, стихов и строф, в которой каждый очередной член является в большей или меньшей степени ритмически ожидаемым, предсказуемым; подтверждение или неподтверждение этого ритмического ожидания является эстетическим эффектом стихового ритма.
Членение на стихотворные строки (выделяемые на письме графически, а в чтении – интонационно), независимое от смыслового, синтаксического членения текста, – основное отличие
стиховой речи от прозаической; все строки стихотворного текста воспринимаются читателем или слушателем как потенциально равные; стиховедение позволяет воспринимающему улавливать, насколько этому потенциальному равенству соответствует реальное, позволяет выделять строки укорочённые, удлинённые, с ритмическими перебоями и т. п., ощущая их как своего рода «метрический курсив» на общем фоне, подчёркивающий соответственные места текста; в этом её выразительное значение.
Таким образом, если метризация и звуковая инструментовка прозы по стиховой модели могли ещё восприниматься как своего рода украшения с помощью простого перенесения в неё элементов, более привычных для
стиховой речи, то версеизация и визуализация покушались уже на саму линейную природу прозаической речи.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: засвежеть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?