Мы видим, что эти три типа
строфического ритма не просто сосуществуют в четверостишиях 4-стопного ямба, но исторически сменяют друг друга.
Однако всё это – лишь индивидуальные особенности внутри общего
строфического типа.
Таковы первые результаты обследования эволюции
строфического ритма в русском стихе.
Не лишены интереса некоторые особенности
строфического ритма у поэтов начала XX века, понижавших ударность II стопы, т. е. переходивших от альтернирующего стопного ритма к сглаженному, а то и рамочному.
Думается, что сравнительное исследование
строфического ритма разных размеров может многое дать для прояснения индивидуальной манеры поэтов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пирогенный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Слово «песня» в обозначении жанра заставляет ожидать чего-то мелодичного, напевного, в
строфической форме; вместо этого звучит сквозной монолог в причудливом декламационном стиле, скорее похожий на театральную сценку.
Для метрики значение
строфического строения заключается в том, что строки, занимающие одинаковое положение в строфе, соотносятся друг с другом в большей степени, чем с остальными стихами, и соизмеримость их ощущается больше.
Всё вышесказанное относилось к ритму 4-стопного ямба в целом, без различения строк с мужскими и женскими окончаниями и (в
строфическом стихе) без различения строк, занимающих ту или иную позицию в строфе.
Правомерен вопрос: не сказывается ли
строфическая позиция строки на её словораздельном ритме, как сказывалась она на её акцентном ритме?
Песня иногда имеет скрытое
строфическое строение, что может оказаться важным для её жанрового определения и изучения её происхождения или исконных форм.
Наиболее сложное
строфическое построение, по ходу стихотворения меняющееся, находим в последнем заключительном стихотворении сборника – «Сердца и спутники» [см.: Гаспаров, Поливанов, 131].
Грудь / Твою / Целую– придаёт завершению собственное звучание, до некоторой степени компенсирующее развал
строфической структуры.
К примеру, нельзя отрицать, что при анализе любого стихотворного текста лингвист неизбежно столкнётся с феноменом его
строфической организации, а значит, будет не вправе проигнорировать опыт изучения строфики в рамках литературоведения.
Она реализуется в монтажных сцеплениях глав, строф,
строфических блоков, нестрофических включений в виде писем, посвящения, песни, кусочков прозы, примечаний, чужих стихов, эпиграфов, «пропусков текста» и т. п.
То же можно сказать и о строфах: не случайно оказались столь значимы немногочисленные
строфические enjambement.
Вместе с тем в этих начальных опытах встречается большое разнообразие
строфического построения.
А стихотворный размер воздействует на интонацию, делая её однообразной и разбивает стих на замкнутые
строфические единицы.
Это качество проявляет себя в игре с повторами, а главное – в отсутствии напрашивающегося
строфического членения.
Этот принцип имеет ряд схожих чёрт с выразительностью человеческой речи, причём прозы, не организованной с помощью стихотворной рифмы и регулярных
строфических ударений.
Форма романса
строфическая, при этом необязательны периоды с чётным количеством тактов, характерные для песни.
Кроме того, встречаются также неравностопные варианты традиционных метров, позволяющих автору создать интересные
строфические формы.
Следующая линия, по которой ведётся размывание специфики прозаической речи – её
строфическое урегулирование.
Ещё одним нововведением персов в области поэтических форм была
строфическая поэзия нескольких видов.
Автор также утверждает, что в балкарской поэзии набирают популярность
строфические формы арабо-персидского аруза (стр. 17), но не метрика аруза.
Самой традиционной
строфической формой в башкирской поэзии признаётся четверостишие, а свойственные ему метрические характеристики – строение 10‒9‒10‒9, 8‒7‒8‒7 (стр. 9).
Все тексты получили морфологическую, метрическую и
строфическую разметку, а также некоторые дополнительные, облегчающие поиск уровни аннотации (восстановление словарной формы слова, фонетическую транскрипцию).
Он формулируется по ходу
строфического развития сочетанием эпитетов "святой" и "сладкий", подтягивает на уровень возвышенного романтизма обычные вещи: рогалик и шахматы, упоминает детскую игру "прятки".
Дважды упомянутое «главное» акцентирует
строфическую связь первой (четверостиший) и второй (трёхстиший) части сонета.
Неукоснительное соблюдение симметрии стиха, в том числе и визуальной, устойчивые
строфические формы – едва ли не зеркальное отражение того, что повторяется в традиционных иранских орнаментах, мозаике, архитектурно совершенных дворцах, миниатюрах, сводах мечетей.
Пожалуй из-за кото
строфической нехватки чего – то важного необходимого, нужного для правильного психологического развития.
Нельзя не иметь в виду, что для поэта
строфическое оформление стихотворения всегда приобретает определённую композиционную и смысловую значимость, ибо в каждой строфе, которая подобна абзацу или главе в прозаическом произведении, находят выражение оттенки переживаний, настроений, отношения к внешнему миру, движение и развитие темы.
Сумароков писал всё, был всеобъемлющ, обладал жанровым фундаментализмом; он использовал все существовавшие тогда размеры и экспериментировал в области рифмы, и созидал орнаменты разнообразных
строфических построений.
Но ученик, овладевая техникой стихотворства, – главным образом четырёхстопным ямбом, – усваивая
строфические формы и вариации ритма, поёт уже своим голосом; голосом ещё не уверенным и негромким, но мы уже узнаем этот единственный в мире глуховатый и надтреснутый звук.
Заметим, касаясь
строфической композиции, что в обеих редакциях три заключительных стиха (вердикт судьи состязания) образуют особое единство, претендующее на статус малой строфы, – она скреплена, помимо концевой рифмы, парой начальных, тавтологически рифмующих словоформ 7-го и 9-го стихов: прелестен – прелестней,последний, 9-й стих, начинающийся со сравнительной степени прилагательного, приобретает иконическое значение некой мерывоспеваемого качества: прелестнейна этот «лишний» стих.
Возможные
строфические образцы: одна из разновидностей одической строфы и сонет.
Отстраивание этого мира ведётся с помощью блоков, мыслеединиц в
строфической оболочке.
Наблюдения над строфой будут непосредственно связаны не только с обращением к разнообразию рифм в разных
строфических формах, но и с их классификацией (мужская, женская, дактилическая рифмы).
Они имеют
строфическую структуру (обычно восемь строф по четыре строки), силлабический склад, яркие, запоминающиеся мелодии, в которых использованы народные миланские напевы.
Что касается вопроса о причинах именно такой, а не иной эволюции
строфического ритма, то при нынешнем состоянии наших знаний ставить его пока преждевременно.
Выделяется несколько подтипов чувашского верлибра, описывается его
строфическая организация.
Русские хороводные песни, например, исполняются при известных телодвижениях каждого исполнителя в отдельности и всех вместе;
строфическое строение и другие особенности таких песен не могут быть поняты полностью вне движения хоровода.
При этом если содержательные категории были иранцами практически полностью заимствованы из арабской поэтики, то «реестр» формальных категорий поэзии был существенно трансформирован и расширен, и к исконно арабским формам – касыде и кыт‘а – были добавлены поэма-маснави,
строфические формы (мусаммат, таржи‘банд, таркиббанди др.), газель и руба‘и (четверостишие).
Ничто не должно было пройти мимо нашего внимания: ни ритмика, ни размер, ни
строфическое строение, ни стилистические приёмы.