Но хорей в них не всегда выдерживается, как в «Необычайном приключении…», записанном ещё в «столбик», в двух местах не выдерживался ямб (в стихотворении осуществляется чередование четырёх- и
трёхстопного ямба).
Следственное дело сохранило его стих, который передан в пересказе, но в оригинале, видимо, представлял собой вполне складный
трёхстопный хорей: «Сеют землю рожью, а живут все ложью».
Здесь по вертикали и по горизонтали отложены слоговые объёмы междуиктовых интервалов (между I и II и между II и III иктами), а на скрещении этих строк и столбцов помечено, какому размеру созвучна данная ритмическая вариация (четырёх-, пяти-, шестистопный хорей,
трёхстопный анапест, дольник, чистые тактовиковые формы; анакруса везде предполагается двусложная, наиболее частая в народном стихе).
Оно написано
трёхстопным амфибрахием, в 4 строках из 30 переходящим в дольник.
Казалось бы, и картинка, и лексика вполне неприхотливые, но
трёхстопный размер, чуть ассиметричный паузник, и обнажённая искренность тона задевает предельно глубоко.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: крутобокий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Стихотворение написано
трёхстопным амфибрахием, который художественно убедительно передаёт движение поезда.
Стихотворение написано амфибрахием, который в каждой строке организован с помощью комбинации (наподобие гекзаметра, передаваемого аналогичной формой дактиля) двух
трёхстопных полустиший (из которых первое с женской клаузулой перед цезурой).
Темп
трёхстопного ямба, возникающий в нашем сознании уже с первого, чистого заумного стиха, благодаря нашим условным привычкам читателей поэзии, а также подтверждённый присутствием настоящих русских слов в тексте, распространяется на всё стихотворение, охватывая и нерусские «слова».
Звучит как сложный
трёхстопный дактиль с цезурами после арсиса второй и тесиса третьей стопы…
Во-первых, это вкрапления иных метрических форм: письма героев друг к другу, написанные астрофическим четырёхстопным ямбом, и песня девушек, написанная
трёхстопным хореем с дактилическими окончаниями.
Баллада была длинной и пафосной, её тяжёлый
трёхстопный анапест застал врасплох юных битломанов, к концу баллады они совсем осоловели.
А где-то через недельку, не раньше, шарахни по ней из тяжёлой артиллерии, то бишь
трёхстопным ямбом, хореем и птеродактилем, в смысле переходи на стихи.
А ещё послать весь этот шестикратный амфибрахий ясным пушкинским
трёхстопным ямбом.
Шпиц избавил её от второй половины – разорвал мой сборник в клочья, съел часть страниц, а потом три дня поносил
трёхстопным хореем.
Состав хореических (или, точнее говоря, двусложных) ритмов может быть выявлен лучше всего по двум признакам: во-первых, по соотношению между строками хореическими и ямбическими и, во-вторых, по соотношению между строками короткими (четырёхстопный хорей,
трёхстопный ямб), средними (пятистопный хорей, четырёхстопный ямб) и длинными (шестистопный хорей, пяти- и шестистопный ямб).
Чередование строк четырёхстопного и
трёхстопного хорея, а также перекрёстная (мужская с женской) рифма задавали «куплетную» инерцию, облегчавшую написание бесхитростных юмористических стишков на сиюминутную тему, испошляя тем самым и размер, и балладу.
Тот же эффект мы наблюдаем и при изучении силлабо-тонических размеров: «Любой силлабо-тонический стихотворный размер легко охарактеризовать в категориях силлабики: например, четырёхстопный ямб – это восьмисложник с мужской клаузулой (Во глубине сибирских руд), девятисложник – с женской (Печальный демон, дух изгнанья), десятисложник – с дактилической (По вечерам над ресторанами);
трёхстопный амфибрахий можно рассматривать как девятисложник и т. д.» [Илюшин 2004: 16].
Музыкально тонкая внутренняя ритмичность и природная одарённость позволяют ей свободно использовать в своих произведениях и двустопный хорей и ямб, а также
трёхстопный анапест и т. д.
Четырёх– и
трёхстопный ямб делал стих чересчур динамичным… и легкомысленным.
Случается, что люди о поэзии не знающие ничего, никогда в жизни ею не интересовавшиеся однажды предстают перед миром и читают собственные необходимые стихотворения, записанные такой строфой, где два первых стиха и стих четвёртый –
трёхстопный ямб с попеременным женским-мужским окончанием, а третий – четырёхстопный хорей с мужским.