Но продуктивная
способность воображения даёт примирение интуиции и понятия, которое, даже если оно сумело стать общезначимым, есть лишь «как бы» реальность.
Исследуя более тщательно отношение между знаниями, данными в каждом суждении, и отличая это отношение как принадлежащее рассудку от отношения, сообразного с законами репродуктивной
способности воображения (и имеющего только субъективную значимость), я нахожу, что суждение есть не что иное, как способ приводить данные знания к объективному единству апперцепции.
Сам того не ведая, человек обладает невероятными силами, ибо «создан из удивления, желания и разума», а высшим критерием его совершенства, поднимающим его над всеми тварями земными, является
способность воображения, способность создавать себе образы, представления и понятия, дающая ему возможность прозревать суть, скрытую за повседневностью: «Хотя человеческие глаза и покрыты шорами, те понятия, которые человек себе формирует, дают ему силу видеть сквозь эти шоры».
И у художников, обладающих действительно великой
способностью воображения, смелость идей всегда основывалась на массе знания; последние далеко превышают знания тех людей, которые гордятся самым накоплением их и не делают из них употребления.
Мы можем только сказать, что образ есть продукт эмпирической способности продуктивного воображения, а схема чувственных понятий (как фигур в пространстве) есть продукт и как бы монограмма чистой
способности воображения a priori; прежде всего благодаря схеме и сообразно ей становятся возможными образы, но связываться с понятиями они всегда должны только при посредстве обозначаемых ими схем и сами по себе они совпадают с понятиями не полностью.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: антигубернаторский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Параллельно этой огромной восходящей лестнице идёт возрастание
способности воображения, которая возвышает и расширяет власть страсти, пока, наконец, у вершины не превращается в оплот терпения, в хранителя чести и в достойное совершеннейшее свойство.
Сделайте результаты и достижения решающим испытанием истинного воображения, и ваша уверенность в
способности воображения создавать реальность будет постепенно расти благодаря вашим экспериментам с пересмотром, противостоящим опыту.
Этот этап – развитие
способностей воображения – может занять дни, недели и даже месяцы.
Беда в том, что, познавая нечто путём опыта, человек утрачивает
способность воображения и лишается веры, и об этом нельзя не пожалеть.
Восприятия, доставляемые пятью чувствами, первоначально интерпретируются и обрабатываются
способностью воображения, а затем уже оформленные образы становятся материалом для интеллектуальной способности.
Чтобы увидеть, что он совершил эту ошибку, достаточно сравнить определения априорной идеи в теории
способности воображения.
Базовой операцией познания является синтез, т. е. «присоединение различных представлений друг к другу и понимание их многообразия в едином акте познания», причём он «есть исключительно действие
способности воображения, слепой, хотя и необходимой функции души».
Способность воображения души, усвоив себе из чувств эти чувственные отпечатления, совершенно отделяет от тел и от форм, которые в этих телах, не сами ощущения, но образы, содержащиеся, как мы сказали, в ощущениях.
Но в реальном научном исследовании мы опираемся на уже готовые формы (которые тоже так-то суть образы или концепты, однако если это продумать, то нужно признать, что весь видимый и конструируемый мир есть воображаемая конструкция, а этот вывод не даёт ничего ни для науки, ни для здравого смысла), которые своей фактичностью и проистекающей из их фактичности необходимостью направляют
способность воображения в русло строительства «стройного здания науки».
– Мы должны приучать сознание реагировать только на те внешние впечатления, которые являются желательными; и мы должны приучать наши собственные
способности воображения глубоко и постоянно запечатлевать в сознании всё хорошее или желательное качество, которое мы хотим видеть воспроизведённым в нас самих и выраженным через нашу личность.
Как и магия, религия и психотерапия используют
способность воображения человека влиять на его поведение и здоровье.
Он знал предполагаемый ответ о неисчерпаемых
способностях воображения, о лучшей машине времени, которая позволяет одновременно быть и в будущем, и в прошлом.
Сила абстракции – это также и проницательность, изобретательность комбинационной
способности воображения, оперирующего всеми доступными интеллектуальными представлениями о социальной реальности – как преемственными, так и вновь создаваемыми.
Они должны быть даны человеку в чувственном созерцании, где определяющей становится
способность воображения.
Именно
способность воображения выводит мышление на абстрактный уровень, т. е. за пределы того, что мы можем увидеть и почувствовать.
Напротив, её следует оценить как существенную характеристику данного направления, освобождающую эпистемологию от догматизма, пробуждающую
способность воображения, ведомую задачей формирования общности в истолковании актуальных вопросов философии науки и совместного поиска ответов на них.
Именно в отроческом возрасте реакция на отторжение реальным социумом бывает драматичной из-за сочетания двух обстоятельств: болезненного переживания своей никчёмности и нарастающей
способности воображения обесценивать инстинкт самосохранения.
По отношению к образам сновидений
способность воображения совершенно свободна.
Словно тренажёры, стихотворения тренируют
способности воображения рассекать, изменять, соединять, рождать образы.
Но эта
способность воображения может обмануть, как были обмануты романтики всех мастей в результатах революции.
Человеку дана
способность воображения.
Перформативное произведение дискурсивной
способности воображения, барочная басня устремляется к тому, чтобы самой стать миром: миром вымышленным, притворным, обманным, миром словесным, замещающим через подражание внеязыковую реальность.
Но его специфически интуитивная необходимость не мотивирована, как чисто логическая, тем, что мы окажемся в абсурдном положении утверждения и отрицания противоположного; это скорее принуждение – на время и, возможно, навсегда – не поддающееся дальнейшему выводу, которое осуществляется природой нашей образной
способности воображения против любого противоречащего ей желания воображать.
Как нет чёткого разграничения
способностей воображения от способностей рассудка, так нет и чёткого определения того, в каком отношении оно находится к рассудку.
Поэтому мы знаем вещи только такими, какими они нам кажутся, то есть знаем только те впечатления, которые они производят на нашу чувственную
способность воображения.
Психология и сегодня отделяет
способности воображения, мышления или познания от других, например, от способностей желания или чувства (неважно, какими средствами); но та раскольническая тенденция, которая получала удовольствие от мысли, что даже чисто интеллектуальная сторона человеческого разума состоит из различных элементарных душ, скреплённых кто знает каким цементом, сегодня, к счастью, преодолена.
Никто не стал бы утверждать, что человеческая
способность воображения, рисуя небесное население, выказывала чрезмерную скромность.
Критики замечают, что немногие соединяют в равной степени
способности воображения и способности рассудка или науки.
Создание условных примеров, разрушающих языковые интуиции для обучения логике, рушит
способность воображения.
Без
способности воображения понимать абстрактные отношения человеческое познание было бы затруднено; мы поняли, что это ещё один важный порог интеллектуального развития.
Это изменение – метод ограничить
способность воображения убеждать вас в том, что произойдёт что-то плохое, чтобы вам больше не пришлось сдерживать свою жизнь.
Способность воображения ослабевает, мысли путаются.
Единственное, что можно назвать трансцендентальным, в отличие от логического и гипотетического, это то, что содержание предложения не является ни логическим правилом рассуждения, ни историческим фактом, но оригинальным законом
способности воображения, то есть способности, которая должна быть предпослана априори в простом субъекте для возможности внешнего и внутреннего опыта.
Эту истинную (реальную, или субстанциальную) картину бытия созерцает только разум, в то время как эмпирическая делимость материальных объектов оказывается продуктом
способности воображения, которая создаёт своего рода видимость реальности, или действительности.
Я тороплюсь в заключение сказать следующее: будете ли вы во всём поступать как следует и сделаетесь ли достойными людьми – зависит от того, сумеете ли вы управлять двумя упомянутыми инстинктами – гармонии и добра – посредством великой
способности воображения, которая даёт вам наследие прошлого, возможность овладеть настоящим, власть над будущим.
Но поскольку мы имеем дело здесь только с реальностью внутри и для интеллектуальной деятельности, то ограничивающая, фиксирующая и реализующая деятельность – это мыслительная познавательная деятельность рассудка или теоретического разума, так же как проектирующая, идеальная деятельность – это созерцательное стремление или воление продуктивной
способности воображения или практического разума.
Такое действие я называю синтезом…Синтез вообще, как мы увидим это дальше, есть исключительно действие
способности воображения, слепой, хотя и необходимой, функции души…
Факты трансцендентального воображения, представленные через чистые понятия, содержат характеристики того, что принадлежит субъекту самосознания в одних лишь идеях, или того, что точно так же называется тем, что должно быть предпослано в простом субъекте для возможности всякого опыта внутреннего и внешнего, в той мере, в какой он содержит идеи, и что должно быть названо трансцендентальной
способностью воображения.
Эта
способность воображения души в разумном существе занимает среднее место между умом и ощущением.