Помимо указанных уровней, в структуре
социологического знания выделяются макро-, мезо– и микросоциология.
Научное исследование морали в его интерпретации не просто и не только одна из отраслей
социологического знания наряду с другими.
Однако помимо горизонтальной структуры, системы
социологического знания чётко дифференцированы по трём независимым уровням.
Важно уметь сочетать эти два подхода, а достоверные
социологические знания являются следствием того, что макро– и микроуровни рассматриваются в тесной взаимосвязи.
Обогащение научного
социологического знания происходит на основе систематизации и изучения постоянно обновляющихся фактов общественной действительности.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перекалиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В структуре
социологического знания выделяются также теоретическая и эмпирическая социология.
Психологию её адепты воспринимают как общие
социологические знания и не более того.
В социологии метод– это способ построения и обоснования
социологического знания, совокупность приёмов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.
Более того, в системе
социологического знания существует такая дисциплина, как экономическая социология.
По степени важности он почти приравнивал её к социологии, считая её своего рода основой и венцом
социологического знания.
Но
социологическое знание представляет собой качественно новый этап в истории научного осмысления общественных явлений.
Несмотря на трудности исторического момента, наблюдался теоретический подъём этой науки, активно шёл процесс институционализации
социологического знания.
На социологическую науку в целом и на социологию спорта (одну из частных областей
социологического знания) многие учёные смотрят как на совокупность специфических социальных теорий, скреплённых определённой методологией и методикой.
Социология морали в его понимании – это один из разделов
социологического знания, одна из шести частных отраслей «социальной физиологии», изучающей системы различных социальных институтов.
В этих событиях была заложена не только основа
социологического знания, но и первоначальная мотивация для создания науки об обществе.
Исследование закономерностей социальной жизни, растущее внимание к познанию проблем управления с помощью социологических методов приводят к отказу от узковедомственности
социологического знания и означают утверждение междисциплинарного статуса социологии управления в современном обществе.
Понимание этой тесной связи «малого с большим» развивает социологическое воображение, отображает технологию формирования
социологического знания в сфере управления.
Дайте ваши умы и сердца проникнуться
социологическими знаниями, а затем дайте этим знаниям жизнь, обсуждая их с друзьями, применяя их к реальным ситуациям и, возможно, внося изменения в свой личный мир и общество.
Итак, основными различениями уровней
социологического знания является деление на макро- и микросоциологический, теоретический и эмпирический, фундаментальный и прикладной уровни.
Очевидно, что при наличии множества теорий и методологических установок, сосуществующих в поле современного
социологического знания, необходимо установить ряд критериев, с помощью которых исследователь может производить отбор только тех из них, которые отвечают целям и задачам конкретно-исторических исследований.
Этапы становления и развития
социологического знания.
Прикладная социология занимает особое место в социальной науке – это область практического применения теоретического и эмпирического
социологического знания, использования специальных методов исследования с целью решения практических проблем и задач.
Создаётся невольное впечатление, что производство
социологического знания – внутреннее дело самой социологической науки, тем самым устанавливается незримая граница между производителем и потребителем знания, социологом и заказчиком.
Локальные условия обеспечивают площадку для проверки, коррекции, модификации или приращения универсального
социологического знания.
Но результаты, если они заслуживают того, чтобы именоваться «социологией», а не просто ареальными исследованиями или локальной статистикой, должны быть в достаточной мере абстрактными, чтобы обогащать универсальный фонд
социологического знания.
Второй уровень позитивного
социологического знания содержит научные представления о социальной сущности, источниках, факторах, эффективности права и социальных последствиях его действия в современном обществе, об элементном составе структурных компонентов правовой сферы, закономерностях становления, устройства, функционирования и совершенствования правовой сферы общества, о механизмах её взаимодействия с другими сферами общества: экономической, политической, социальной и др.
На этом уровне ключевое значение имеет
социологическое знание о видах и содержании прикладных программ анализа конкретных социально-правовых вопросов, об особенностях применения социологических анкет, интервью, наблюдения, изучения документов и других методов конкретных социологических исследований.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования заключается в том, что положения и выводы, сделанные с учётом результатов конкретных социологических исследований, обеспечивают прирост
социологического знания, дальнейшее изучение адаптационных процессов на производстве.
Но, в отличие от социологии, она связана с разработкой методологических принципов
социологического знания.
Социологи относят социальную работу к социологическим теориям среднего уровня; некоторые учёные предпринимают попытки растворить социальную работу в поле
социологического знания путём развития последнего; существует вполне научная позиция, согласно которой социология является методологией для социальной работы; социальная работа рассматривается как один из многочисленных предметов социологического анализа.
Все перечисленные уровни
социологического знания тесно переплетаются между собой и составляют единую науку – социологию.
Но уже сегодня можно утверждать, что исследование материалов интернет-сайтов существенно расширяет горизонты приращения
социологического знания.
При всей обоснованности перечисленных подходов, всё же более убедительной является точка зрения, что социология права является отраслью преимущественно
социологического знания, которое по своему объекту и предмету отличается как от общей теории права, так и от междисциплинарного подхода к праву.
Иначе говоря, познавательная функция выражает роль и значение
социологического знания о праве и правовой подсистеме общества вообще.
Обогащение научного
социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки – социальной деятельности.
По их мнению, социология права пока что находится в стадии становления, формирования, и система наличных
социологических знаний образует лишь одно из научных направлений правоведения.
Что же касается
социологического знания (даже не затрагивая многочисленных споров о предмете социологии), то оно могло появиться в условиях изменившихся обстоятельств – человек стал самоценностью исторического процесса лишь в период буржуазных революций, и именно это было основанием для возникновения новой социальной науки.
Это проблема точности и логичности, последовательности и непротиворечивости
социологического знания, образующего целостность и завершённость любой науки.
Таким образом, возникает новая парадигма организации
социологического знания – ноосферная парадигма, оформление которой можно назвать ноосферной социологией.
При этом
социологическое знание способно выступать как одно из средств поведенческой саморегуляции, позволяющее личности приспосабливаться к требованиям таких макросоциальных систем, как государство и гражданское общество.
Одновременно структура
социологического знания иерархична, имеет вертикально ориентированное, трехярусное строение.
Все три уровня
социологического знания обнаруживают отношения взаимозависимости и соподчинённости, выступая как единый познавательный комплекс.
Отдельное место в системе
социологических знаний занимает историческая социология, задача которой заключается в том, чтобы актуализировать, предоставить в распоряжение современных исследователей теоретический опыт, накопленный поколениями аналитиков за многовековую историю развития социогуманитарной мысли.
Важно осмыслить структуру и особенности предмета, уровни теоретического
социологического знания и понимания поведения человека и социальной организации.
Поэтому наличие разнообразных концептуальных подходов в социологии свидетельствует о плюрализме
социологического знания.
Представителями западной социологи была выдвинута идея интеграции
социологического знания.
Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную, прежде всего, различием ресурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов.
Один из основных принципов структурирования
социологического знания – соотношение теорий разного уровня, общего и отраслевого знания.
Социологическое знание может служить средством манипулирования сознанием и поведением людей.
Социология миграции как отрасль
социологического знания включает теоретико-методологический (частносоциологический) уровень, уровень эмпирических социологических исследований и социоинженерный уровень.