Следует помнить, что вплоть до последнего столетия существования республики легионеры набирались среди свободных крестьян, которые принадлежали скорее к среднему классу, чем к низшим слоям
римского общества.
Он любил читать лекции, посвящённые политике, которые охотно посещались публикой и делали жизнь
римского общества более насыщенной.
Со стороны наиболее образованной части
римского общества всё чаще раздавались протесты, касавшиеся, впрочем, не самих поединков, а лишь их извращённой жестокости.
Командование на войне перестало быть монополией патрициев, а политические привилегии вместе с обязанностью нести военную службу теперь были равномернее распределены между всеми сословиями
римского общества.
Как мы увидим в следующей главе, гнёт растущих налогов неотвратимо влиял на структуру
римского общества в IV и V веках.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: махагони — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Пришло время отказаться от практики считать чужеземцами италийских союзников, которые на самом деле давно стали неотъемлемыми членами
римского общества.
В начале III века женские бои получили настолько широкое распространение, что начали угрожать подрывом вековых устоев
римского общества.
Верхние и средние слои прежнего
римского общества были уничтожены военной грозой или ограблены варварами, а их уцелевшие представители смешались с завоевателями.
На то время верхушку
римского общества составляли два привилегированных класса – сенаторы и всадническое сословие.
В 90-х годах до нашей эры спокойная до этого обстановка в
римском обществе начала меняться.
А тот факт, что они были весьма популярны в народе, говорит о том, что
римское общество переживало упадок нравов, особенно в эпоху поздней империи.
Поэтому в жизни
римского общества огромную роль играли сведущие в этих вопросах люди – жрецы,выступавшие хранителями божественных знаний и традиций.
В целом же
римское общество очень долго оставалось консервативным.
Самовосприятие элиты
римского общества определяла civilitas («гражданственность») со всей её «цивильностью» и «цивилизацией», которые до сих пор слышатся нам в латинском слове.
Первый этап римского права соответствовал ранним ступеням развития
римского общества (VI–III вв. до н. э.).
Когда мы читаем: «…мать, не уступавшая супругу» (перевод с греческого был сделан в XIX столетии), то понимаем, что речь идёт не о её характере, а даётся понять, что она была не менее знатного происхождения, семья входила в высшие круги тогдашнего
римского общества и владела немалым состоянием (об этом также повествуют источники).
Хотя по структуре
римское общество оставалось аристократическим, верхние слои общества не были закрытыми кастами: любой гражданин мог возвыситься и оказаться в числе знатных благодаря своим воинским заслугам, богатству или деятельности на общественных должностях.
Третий этап римского права соответствовал позднему состоянию
римского общества (IV–VI вв. н. э.).
Цицерон, знаток
римского общества, называл семейные узы seminarium civitatis – «основой государства», «питомником общины», или, выражаясь на полузабытом канцелярите, – «ячейкой общества».
Быть может,
римское общество становилось всё более рассудочным, в результате чего утрачивалась напряжённая, архаическая, чуть ли не магическая непосредственная связь памяти с образами?
Всадники представляли собой состоятельную римскую финансовую аристократию и были следующим после сенаторов социальным классом
римского общества.
Христианский апологет оставил нам жуткие свидетельства реального развращения
римского общества конца II – начала III века.
Следовательно, в
римском обществе рабов должно быть не менее 90 %.
Отчим с матерью возвращались в жизнь богатого
римского общества с азартом прыгающего в летнее озеро мальчишки.
Торговые операции являются важным, если не сказать необходимым средством существования в определённом кругу
римского общества.
Над мыслью и нравами
римского общества тогда неограниченно господствовала эллинская культура с её философией и религией, литературой и искусством.
Бумага, которая так доступна в настоящее время, во времена
римского общества была не столь свободна в обращении, и её использование мог себе позволить не каждый, что и делало письменную форму лишь возможной, но не повсеместной и обязательной.
Римское общество делилось на несколько сословий; принадлежность к сословию определялась имущественным цензом и положением в обществе.
Следовательно, положение самого автора в
римском обществе можно считать обеспеченным и участие его в политической жизни несомненным.
Дело в том, что численность рабов постоянно менялась; к чести
римского общества, вольноотпущенников было немало в каждом поколении, поэтому, когда империя перестала расширяться и захватнические войны прекратились, традиционная рабочая сила в ремесленном деле сократилась.
Представляя различные социальные группы
римского общества, ораторы транслируют спектр мнений об идеальном государстве, общественной морали, политических ценностях.
Вслед затем он приступил к глубокой гражданской реформе
римского общества.
Основным великим достижением
римского общества было законодательство.
Но в действительности положение сената и императора было далеко не равноправным: вся реальная власть сосредоточилась в руках princeps, который с течением времени всё больше и больше оттеснил сенат, и это не вызвало отторжения со стороны
римского общества180.
Финансовые методы в разных
римских обществах сильно варьировались.
Предположив, что
римское общество достигло такого уровня развития, вполне вероятно допустить, что они включали риск смерти в результате естественных причин в число рисков, покрываемых договорами, эвкивалентными сегодняшнему срочному страхованию жизни.
Снизу вверх
римское общество состояло из рабов, крестьян, ремесленников и торговцев, возглавлялось гражданской и военной аристократией.
При этом формирование чрезвычайно жёсткого, основанного на религиозных предписаниях режима землепользования и земельного оборота определялось так называемым аграрным вопросом, который раздирал
римское общество более пятисот лет.
Ещё один аспект жестокости, лежавшей в основе
римского общества, конечно же заключается в распространении рабовладения (в греческом обществе рабовладение отличалось таким разнообразием форм, что говорить о нём в обобщённом виде не получается).
Иначе он окончательно возомнит себя выше людей, принадлежавших к сливкам
римского общества.
Ведь, несмотря на успехи в политике, его положение на вершине
римского общества было весьма шатким.
Да с какими деньгами – этих средних, составлявших опору
римского общества!
– Что угодно? – уточнил один из парней, которые тёрлись среди отбросов
римского общества.
Поэтому действующие лица греческой комедии предстают у него облагороженными, возвышенными, черты комизма в них сглаживаются, менандровская местная и бытовая конкретность слабеет, уступая место чертам образцовой, общечеловеческой humanitas; речевая индивидуализация, столь блестящая в аттической комедии, совершенно оставлена, все персонажи одинаково изъясняются изящным и гладким разговорным языком образованного
римского общества, который впервые получает здесь литературное оформление.
– Ведь и я страдаю от ненависти олигархов, и я раб этого презренного и испорченного
римского общества, и я гладиатор среди патрициев, и я желаю свободы и… знаю все…
Посещение таких заведений не осуждалось, так как в
римском обществе считалось нормальным, что мужчины ищут удовольствия вне брака.
Римское общество первого и второго века находилось в состоянии нравственного разложения.
Наиболее яркой иллюстрацией этого суждения являются эпитафии видных представителей
римского общества, в которых, помимо остальных заслуг покойного, перечисляются все магистратуры, которые имел усопший в разных коллегиях.
Такими путями проникали в греческое и
римское общество сведения, которые были изложены некоторыми греческими и римскими писателями.