Мышление как форма
рационального познания представляет собой опосредованное отражение действительности.
Это наука, переживающая детство, – как все науки, чьим предметом является человеческий дух, этот запоздалый гость в области
рационального познания.
Особую сложность в её решении представляет духовная подсистема как наименее поддающаяся
рациональному познанию.
Как можно, без предварительного отсеивания, сделать предметом
рационального познания феномены, имеющие между собой лишь то общее, что они не современны нам?
В основе всех установок лежат нормальные психологические механизмы, обеспечивающие наиболее
рациональное познание окружающего мира и наиболее безболезненную адаптацию человека в нём.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дотечь — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Средневековые философы спорили, являются ли единственными истинными объектами
рационального познания универсальные категории или утверждения, не зависящие от времени и пространства.
Чувственное и
рациональное познание нельзя противопоставлять, абсолютизировать, так как они дополняют друг друга.
Чувственное и
рациональное познание протекает как единый процесс, любая информация, поступающая в мозг, должна быть переработана.
Дальше от викианской «современности» отстоит только естественное или «звериное» состояние (ferinitas) – предельное понятие «Новой науки», полагающее границы
рациональному познанию мира наций.
Но лишь только он пытается использовать инструмент
рационального познания (категориальный аппарат), как в полном соответствии с эффектом, хорошо знакомым физикам, он начнёт изменять саму картину наблюдаемого мира.
Таким образом, рассмотрение различных подходов в понимании науки и критериев научности, несмотря на разнообразие в их трактовках, позволяет выделить некоторую инварианту, состоящую, во‐первых, в определении науки как высокоэффективной сферы
рационального познания, характеризующейся доказательностью, логической обоснованностью и систематизированностью научных построений, во‐вторых, в признании взаимосвязи науки и не‐научных областей знания, в‐третьих, в утверждении возможности накопления «положительных», рациональных знаний в широком пространстве бытия обыденной мысли.
Но сама идея
рационального познания мира (а именно с этой идеей связано рождение древнегреческой философии и науки) несомненно была взята им у предшественников.
Понятно, что для последующего становления науки определяющее значение имела вторая трактовка, поскольку она обязывала разрабатывать способы
рационального познания окружающего мира, закладывая основы научной рациональности, прежде всего логики научного исследования.
Крайне редко (как правило, в экспериментальной или высокоэлитарной литературе) предметом её внимания становится какая-то специальная сфера жизнедеятельности (например, ценности
рационального познания, религиозные переживания, прямая политическая агитация).
На передний план она выводит проблему
рационального познания христианского вероучения, обоснование догматов веры при помощи разума, логическое объяснение основных религиозных канонов.
Только оно реально и доступно
рациональному познанию.
Мифология распадается на ряд форм общественного сознания: философию, религию и искусство, на долю же философии досталось
рациональное познание.
Особенности
рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщённость; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.
Это единство, однако, не является плодом
рационального познания, рассуждения, вывода.
Рациональное познание предполагает установление внутренних связей, раскрытие сущности познаваемых объектов, результатом его является формирование умозаключений.
Между ступенями чувственного и
рационального познания разница не такая большая, как может показаться на первый взгляд.
Таким образом, эстетикав его понимании играет ту же роль в области чувственного познания, что логикав
рациональном познании.
Чем
рациональное познание отличается от чувственного?
Однако внутренне эта концепция скептична относительно умозрительных построений и возможностей
рационального познания, в особенности в условиях познания сложных развивающихся объектов.
На самом деле ни о какой попытке
рационального познания вопроса свободы воли не может быть и речи в принципе.
Однако духовная реальность недоступна
рациональному познанию.
Подобное чтение, как правило, оставляет впечатление бессилия собственного интеллекта, ненужности и неадекватности
рационального познания в системе индийской духовной культуры.
Это ведение учителем высшего духовного знания о душе не является плодом умозаключений и рассуждений, как отражения
рационального познания.
Отсюда власть и не поддаётся окончательному
рациональному познанию, так как содержит внутри себя, как образец, идеальную природу.
Только наука, под которой он подразумевал именно чисто
рациональное познание, т. е. философию, для него есть единственный способ достижения истины.
Предложенное определение знаний хотя и держится на ядре
рационального познания, но связанные с этим ядром оболочки являются весьма подвижными сущностями духовной сферы человека.
Наука и философия при существенном различии представляют собой равноправные, одинаково ценные виды
рационального познания.
Паменид выделил результат
рационального познания – истина, он отрицал, что продукт чувственного познания, отражает истинность сущности вещей.
Отрицая
рациональное познание как никуда не ведущее, он парадоксальным образом одновременно его утверждает.
Подчёркивается, что это «точка зрения, сложившаяся на основе непосредственного
рационального познания действительности».
Это значит, что в её душу невозможно проникнуть, опираясь только на методы
рационального познания.
Романтики пытались отказаться от принципов
рационального познания культуры.
Разум – (диалектическое мышление) – высший уровень
рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия).
Наша философия склоняется на путь
рационального познания вечных начал; восточная же – скорее живое сознание бессмертного и бесконечного бытия, глубоко духовное личное соотношение с ним.
Чем дальше и глубже идёт процесс
рационального познания, тем больше становится этих моделей, ибо факты сами по себе не определяют теорию, но теория, сотканная из понятий, концептов, определяет то, как и какие факты будут увидены, осмыслены и приняты учёными.
Возможно ли
рациональное познание иррационального?
Принципиально важно, однако, то, что такое перерождение рациональности определяется не только внешними социальными факторами – здесь реализуются некоторые возможности, заложенные в самой природе
рационального познания.
Там вводится понятие «интегрального героизма», и трагизм рассматривается как изначальная, недоступная
рациональному познанию предельность, расширяющая границы личности.
Многие известные учёные констатируют: не одно лишь
рациональное познание имеет право на существование – сверхчувственный (надличностный) опыт также позволяет сделать важные открытия.
На теоретической стадии науки преобладающим (по сравнению с живым созерцанием) является
рациональное познание, которое наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.
Границу
рациональному познанию ставит тайна, а не табу.
Важно отметить, что постмодерн стремится расширить способы освоения действительности за счёт иррационального, трансцендентального, мифологического – «Иного» по отношению к
рациональному познанию классической философии картезианского типа, господствовавшей в европейской гуманитаристике с XVII века.