Следует ли искать просвещения,
рационального познания мира для обретения вечной жизни?
Как можно, без предварительного отсеивания, сделать предметом
рационального познания феномены, имеющие между собой лишь то общее, что они не современны нам?
Это наука, переживающая детство, – как все науки, чьим предметом является человеческий дух, этот запоздалый гость в области
рационального познания.
Особую сложность в её решении представляет духовная подсистема как наименее поддающаяся
рациональному познанию.
Средневековые философы спорили, являются ли единственными истинными объектами
рационального познания универсальные категории или утверждения, не зависящие от времени и пространства.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: буйреп — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Чувственное и
рациональное познание нельзя противопоставлять, абсолютизировать, так как они дополняют друг друга.
Чувственное и
рациональное познание протекает как единый процесс, любая информация, поступающая в мозг, должна быть переработана.
Второй вопрос, нуждающейся в пояснении – это трактовка отчётливости и ясности знания, аксиом в качестве логических признаков
рационального познания.
Дальше от викианской «современности» отстоит только естественное или «звериное» состояние (ferinitas) – предельное понятие «Новой науки», полагающее границы
рациональному познанию мира наций.
С одной стороны, она побуждает его к преодолению неопределённости путём непрерывного расширения сферы
рационального познания, а с другой, держит его в состоянии мучительного неснимаемого напряжения, при котором «неодолимо хочется, однако абсолютно не можется».
Крайне редко (как правило, в экспериментальной или высокоэлитарной литературе) предметом её внимания становится какая-то специальная сфера жизнедеятельности (например, ценности
рационального познания, религиозные переживания, прямая политическая агитация).
Чем
рациональное познание отличается от чувственного?
Только оно реально и доступно
рациональному познанию.
Мифология распадается на ряд форм общественного сознания: философию, религию и искусство, на долю же философии досталось
рациональное познание.
Особенности
рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщённость; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.
На их основе строятся более сложные формы
рационального познания, такие, как гипотеза, теория и другие, которые будут рассмотрены ниже.
Однако внутренне эта концепция скептична относительно умозрительных построений и возможностей
рационального познания, в особенности в условиях познания сложных развивающихся объектов.
Как бы мы ни относились к этому факту, именно
рациональное познание окружающей нас действительности и обусловленные им технические достижения определили весь облик нынешнего глобализованного мира.
Однако духовная реальность недоступна
рациональному познанию.
Свет разума, то есть
рациональное познание отличается от ignes fatui стремлением дать точное определение используемых в речи понятий.
Предложенное определение знаний хотя и держится на ядре
рационального познания, но связанные с этим ядром оболочки являются весьма подвижными сущностями духовной сферы человека.
Отрицая
рациональное познание как никуда не ведущее, он парадоксальным образом одновременно его утверждает.
Подчёркивается, что это «точка зрения, сложившаяся на основе непосредственного
рационального познания действительности».
Это значит, что в её душу невозможно проникнуть, опираясь только на методы
рационального познания.
Разум – (диалектическое мышление) – высший уровень
рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия).
Наша философия склоняется на путь
рационального познания вечных начал; восточная же – скорее живое сознание бессмертного и бесконечного бытия, глубоко духовное личное соотношение с ним.
Последовательные стадии в развитии
рационального познания: ощущение, первичная память, опыт, искусство или наука [т. е. свод общих истин, включающий теорию о причине фактов и их систематическую классификацию].
Романтики пытались отказаться от принципов
рационального познания культуры.
На теоретической стадии науки преобладающим (по сравнению с живым созерцанием) является
рациональное познание, которое наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.
Но сама идея
рационального познания мира (а именно с этой идеей связано рождение древнегреческой философии и науки) несомненно была взята им у предшественников.
Смена концепции объяснения мира, от классической, основанной на
рациональном познании природы к романтической концепции гения, непосредственно взаимодействующего с миром ценностей, сравнительно слабо проявилась в изобразительном искусстве.
Но лишь только он пытается использовать инструмент
рационального познания (категориальный аппарат), как в полном соответствии с эффектом, хорошо знакомым физикам, он начнёт изменять саму картину наблюдаемого мира.
Многие известные учёные констатируют: не одно лишь
рациональное познание имеет право на существование – сверхчувственный (надличностный) опыт также позволяет сделать важные открытия.
На самом деле ни о какой попытке
рационального познания вопроса свободы воли не может быть и речи в принципе.
Возможно ли
рациональное познание иррационального?
Если наука и
рациональное познание может определять и измерять движение и вообще познавать становление, то это осуществимо для него лишь тем способом, что оно рассматривает становление как уже ставшее, совершившееся, как в готовом законченном виде данное в аспекте прошлого и определяет именно то, что в этом образе определимо – напр., длину пройденного пути (ведь и само время измеряется длиной пути, пройденного часовой стрелкой или солнцем) или закономерную смену одного состояния другим при изменении и т. п.
В основе всех установок лежат нормальные психологические механизмы, обеспечивающие наиболее
рациональное познание окружающего мира и наиболее безболезненную адаптацию человека в нём.
Результатом такого поиска является система социально апробированных принципов и способов
рационального познания политической действительности, правил и нормативов построения политической теории и образцов организации практической политической деятельности.
Пирамида, как архитектурное произведение символической формы, служит результатом чувственного и
рационального познания людей.
Паменид выделил результат
рационального познания – истина, он отрицал, что продукт чувственного познания, отражает истинность сущности вещей.
Важно отметить, что постмодерн стремится расширить способы освоения действительности за счёт иррационального, трансцендентального, мифологического – «Иного» по отношению к
рациональному познанию классической философии картезианского типа, господствовавшей в европейской гуманитаристике с XVII века.
На передний план она выводит проблему
рационального познания христианского вероучения, обоснование догматов веры при помощи разума, логическое объяснение основных религиозных канонов.
Как здесь физическая смерть и разложение целого являются неизбежным следствием, так и там абсолютная невозможность
рационального познания, а значит, и отсутствие интереса, даже отвращение к нему, абсолютная зависимость мышления или речи от преобладающей склонности, абсолютная беззащитность перед любым внешним вмешательством, если только оно было проведено достаточно ловко и с учётом существующих склонностей, здесь фанатизм, там абсолютная тупость перед любым духовным интересом.
Границу
рациональному познанию ставит тайна, а не табу.
Отчуждённые от многообразной, многокрасочной действительности с её противоречивыми тенденциями и от живых людей в полноте их реального существования, идеальные конструкции
рационального познания при определённых социальных условиях превращаются в догму, которая выступает в качестве «идеального плана», программы, проекта тотального преобразования действительности – общества, людей, природы.
Подобное чтение, как правило, оставляет впечатление бессилия собственного интеллекта, ненужности и неадекватности
рационального познания в системе индийской духовной культуры.
Кроме того, признание монополии
рациональных познаний над всеми полезными для решения фундаментальных вопросов познаниями не означает, что следует пренебрегать всеми другими знаниями для решения упомянутых вопросов.
Рациональное познание предполагает установление внутренних связей, раскрытие сущности познаваемых объектов, результатом его является формирование умозаключений.
Это единство, однако, не является плодом
рационального познания, рассуждения, вывода.